12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сорокина Светлана Валерьевна84615
Педагогический стаж составляет 30 лет; высшая квалификационная категория. Достижения: победитель конкурсного отбора "Лучшие учителя 2022"
Россия, Тюменская обл., Заводоуковск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
27

Урок русского языка в 1 классе по теме «Сколько значений может быть у слова». (Программа «Школа России»)

Цель урока: формирование представлений о многозначности слов в русском языке, о богатстве родного русского языка.

Задачи урока:

-способствовать развитию речи учащихся;

-ввести в активный словарный запас школьников слова-термины «многозначные и однозначные слова», формировать умение соотносить слово и его значение;

 -развивать умение употреблять многозначные слова в речи на уровне осознания значения этих слов;

-формировать умение определять многозначное или однозначное слово с помощью толкового словаря;

-обеспечить закрепление изучаемого материала через разные виды работ

-содействовать усвоению классификации и объединения слов по значению в тематические группы.

Планируемые метапредметные результаты:

Познавательные:

-при выполнение практических заданий демонстрировать мыслительные операции: классификацию и обобщение;

-способствовать умению строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами урока;

-формировать умение  осуществлять поиск необходимой информации в художественных текстах, толковом словаре для выполнения учебных задач.

Регулятивные:

- уметь ставить цель урока, планировать свою деятельность на уроке в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивать свою деятельность и деятельность своего товарища по данным критериям.

Коммуникативные:

- формировать умение работать в парах, группах, умение слушать и вступать в диалог в соответствии с заданной речевой ситуацией.

Личностные УУД:

-создать условия для формирования мотивации и интереса к учебной деятельности;

-осознать значимость темы изучаемой темы.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать однозначные и многозначные слова.

Тип учебного занятия – урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.

Межпредметные связи: литературное чтение.

Методы и формы обучения: частично - поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, мультимедиа проектор, презентация, картинка «сундучок», карточки со стихами, карточки-монетки, толковые словари, карточки с терминами «многозначные слова», однозначные слова».

Технологическая карта урока

Этап урока

Образовательная задача/ приемы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся



1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Вызывать интерес к уроку, к предстоящей деятельности.

Прием: цитирование пословицы.

-Ребята, урок русского языка я начну с пословицы: «Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости». Она станет девизом сегодняшнего урока.

- Как вы понимаете смысл данной пословицы?

-Проживая каждый день, мы узнаем что-то новое. Накопленные знания мы складываем в «сундучок», а когда нужно, достаем и используем.

(На доске размещается картинка сундучка).

Слушают педагога и  вступают в диалог.


2. Формулирование темы, цели и задач урока.

Формулировка главных целей и темы урока.

Прием: подводящий диалог.

-Чтобы определить тему сегодняшнего урока, предлагаю вам послушать стихотворение поэта Шибаева, которое называется «Слова-близнецы».

Норка

Вылезла из норки

И пошла к знакомой норке.

В норку норкину

Вошла,

Норку в норке

Не нашла.

Если в норке

Нету норки,

Может, норка

Возле норки?

Нет нигде.

Пропал и след.

НОРКА – здесь,

А НОРКИ – нет!

-Понравилось вам стихотворение? А чем оно необычно? Что представили себе, слушая данное стихотворение? О какой норке в нем говорится?

-Знания по какой теме будем складывать сегодня в «сундучок»? Определите цель и задачи урока.

Слушают стихотворение, формулируют тему, цели и задачи урока.


3. Проблемное объяснение нового знания.


Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление обучающимися, что такое однозначные и многозначные слова.

Приемы: проблемный диалог.



- В русском языке есть удивительные слова. О них и написал стихотворение Александр Шибаева.

-Они имеют не одно, а несколько (много) значений. Как вы думаете, как называются данные слова?

-Такие слова называются многозначными словами. Соответственно слова, имеющие только одно значение, называются …однозначными.

(На доске размещаются карточки со словами: однозначные, многозначные).

-Откройте учебник на странице 26. Рассмотрите предложенные картинки.

-Назовите слова, которые имеют только одно значение. Как называются данные слова?

-Назовите слова, которые имеют несколько значений. Как называются данные слова? Запишите многозначные слова в тетрадь.

-Чем похожи предметы, которые названы многозначными словами?

-Многозначные слова могут называть предметы, близкие по форме: колокольчик, кисть. Могут называть предметы, близкие по цвету: золотые волосы, золотая краска; по расположению: хвост птицы и хвост поезда; по характеру движений: садится солнце и садится самолет.

СЛАЙДЫ 1-4.

-Для чего в речи нужны многозначные слова?

- Многозначные слова обогащают нашу речь, делают ее яркой, образной.

-Какие многозначные слова вам известны?

Слушают педагога и  вступают в проблемный диалог.











Рассматривают картинки в учебнике, называют однозначные и многозначные слова.






Сравнивают изображенные предметы, находят сходства.

Смотрят презентацию.






Свободные высказывания учащихся.


Называют известные многозначные слова.


4. Этап первичного закрепления.

Применять новые знания на практике.

Прием: упражнение на поиск многозначных слов в стихотворении.

-Для расширения словарного запаса слов, предлагаю каждой паре поработать с четверостишиями. Ваша задача: прочитать стихотворение, найти в нем многозначное слово, выписать его на монетку.

(Учащимся выдаются карточки со стихами)

Стихи:

https://stihi.ru/2018/05/22/9000

(Каждая пара выходит к доске, называет найденное слово, определяет его значение и размещает монетку в сундучке). Слова: шишки, зайцы, вилки, лапки, кран, ножки, зубы, лист, коса, очки, гудит, бегут, стреляет.

-Значение каких слов вам уже было известно? А с какими познакомились впервые?

-Сходство предметов может быть не только по внешнему виду, но и в действиях. Поработайте в группах и ответьте на вопросы: Почему щетки для чистки стекол у автомобиля называют дворниками? Почему человека, который купается в проруби, называют моржом?

-К каким выводам вы пришли?

-Щетки делают стекла чистыми. Дворники тоже подметают дворы, чтобы они стали чистыми. Т.е работа щеток похожа на работу дворников.

-А кто же такие моржи? Морж плавает в холодной воде.

-Давайте данные слова так же разместим в нашем сундучке знаний и запишем в тетрадь.

Учащиеся работают в парах, находят в стихотворении многозначные слова, объясняют их значения.


Выходят к доске, размещают на «сундучке» найденные слова, объясняют свой выбор.


Называют слова.

Работают в группах по 4 человека, высказывают свои предположения, объясняют, аргументируют ответ, слушают одноклассников.





Делают выводы.



5.Физминутка.

Организовать двигательную активность учащихся, развивать умение выделять в речи многозначные слова.

-Я предлагаю вам не только выполнить  упражнение, которое поднимет вам настроение. Внимательно слушайте слова и, как эхо, повторяйте их за мной. Будьте внимательны: среди названий частей тела встретятся многозначные слова - постарайтесь их запомнить.

Ручки поставьте

На пояс сначала,

Нос поднимите,

Качните плечами,

Вы дотянитесь

Ладошкой до пятки.

Если сумели -

Все в полном порядке!

-Какие многозначные слова встретились в названии наших частей тела? (Ручки, пояс, нос).

Повторяют слова педагога, сопровождают их упражнениями. Запоминают многозначные слова.


6. Самостоятельная работа с взаимопроверкой в парах.

Зафиксировать полученное знание в ходе самостоятельной работы со словарем.

Прием: упражнение на поиск слов в толковом словаре.

-Ребята, а если вы сомневаетесь, является слово многозначным или нет? Что необходимо сделать в такой ситуации?

-У вас на партах лежат толковые словари, которые могут решать данную проблему. Стоит только найти слово, в котором вы сомневаетесь, в этой «умной» книге. Если в словарной статье после слова будут написаны цифры 1, 2, а может и больше, и у каждой цифры будет дано толкование, то слово многозначное.

-Каждая пара получает монетку с записанным словом. Ваша задача самостоятельно проверить его по толковому словарю является оно многозначным или нет. Затем сравнить свои ответы в парах. Устно составьте предложения с данными словами.

(Соль, побег, арбуз, рукав, береза, труба, перо, мальчик, земля, книга, модель, игла, линейка)

-Какие слова являются однозначными, а какие многозначными? Разместим монетки с многозначными словами в «сундуке» знаний.

Находят слово в толковом словаре. Объясняют свой выбор друг другу.











Каждая пара размещает свою монетку в «сундучке»



7. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.

Осуществить оценивание достижения  цели, результатов деятельности на уроке.

Прием: свободный микрофон.

- Пришло время оценить свою работу и работу одноклассников по новой теме. Выберите ту фразу, которая, на ваш взгляд, подойдет для оценки вашей работы на уроке.

Я молодец.

Я доволен (довольна) своей работой на уроке.

Я мог (могла) бы работать лучше.

СЛАЙД 5.

-Кого из одноклассников вы хотели бы поблагодарить за активную работу или за помощь на уроке? Кому посоветовали бы работать активнее?

-Сегодняшний урок я начала с пословицы. «Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости». Посмотрите, сколько новых слов мы сложили в «сундучок». Подумайте, где мы можем использовать полученные знания?

-Сегодня на уроке вы узнали, что у многих русских слов необычные свойства, на которые многие просто не обращают внимание. Но мы-то знаем, что «удивительное – рядом». Нам надо только внимательно прислушаться и присмотреться к словам, которые мы употребляем в речи каждый день.

-Закончу урок отрывком из стихотворения «Удивительное рядом» Юрия Марковцева:

Удивительное рядом,

Оно в жизни вокруг нас.

И искать его не надо,

Есть оно во мне и в вас.

Надо лишь остановиться,

Не спешить и не бежать.

Не ругаться и не злиться,

В себе чудо отыскать.

- Вслушивайтесь в слова, как в шепот ветра, старайтесь уловить то, что скрыто, закодировано в них самой природой слов. Желаю вам успехов в изучении русского языка!

Проводят самоанализ, дают самооценку и взаимооценку своей деятельности и деятельности одноклассников.






Слушают педагога, вступают в диалог.




ПРЕЗЕНТАЦИЯ
PPTX / 6.22 Мб

​​​​​​​

y1643948956.JPG
e1643948942.JPG
k1643948930.JPG
o1643948918.JPG
p1643948902.JPG

Источники:

 https://detskiychas.ru/school/rodnoye_slovo/udivitelnye_slova/

https://stihi.ru/2009/08/01/4551

https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-3695978.html

http://wiki.pskovedu.ru/index.php/%D0%A3%D1%80%D0%BE%D0%BA_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0_%D0%B2_1_%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B5._%D0%A1%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%BE_%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%82_%D0%B1%D1%8B%D1%82%D1%8C_%D1%83_%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%3F

https://stihi.ru/2018/05/22/9000

https://botana.biz/prepod/nachalnye_klassy/o8telwrz.html

https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-02/1613655332_22-p-fon-dlya-prezentatsii-shkolnaya-doska-22.png

https://clipart-best.com/img/bell/bell-clip-art-25.png

https://img-fotki.yandex.ru/get/6815/16969765.269/0_9c3d4_5ecd4d8f_orig.png

https://sklad.freeimg.ru/rsynced_images/body-1293884_1280.png

http://kira-scrap.ru/KATALOG/KANZELYARIYA/kraski/358665b95322-kopija-4-kopija.png

https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-02/1613798717_14-p-zolotoi-mazok-na-prozrachnom-fone-21.png

https://webstockreview.net/images/hair-clipart-stock-3.png

https://i.pinimg.com/originals/97/12/8f/97128f7ad258c01d71687fc84b4ba7e7.png

https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614595207_44-p-poezd-na-belom-fone-58.png

https://img-fotki.yandex.ru/get/6417/42830165.12b/0_94ce7_d3bfb5ce_XL.png

https://www.tury.travel/images/russia/sochi/tury-v-sochi-c-aviapereletom-bystro.png

https://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/11/115/452/115452325______2x.png

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (10)

сменить сортировку
Ковалева Галина Валентиновна, 04.02.22 в 07:33 4Ответить Пожаловаться
Светлана Валерьевна, мне очень понравилась Ваша методическая разработка урока!
Сорокина Светлана Валерьевна, 04.02.22 в 07:34 3Ответить Пожаловаться
Галина Валентиновна, спасибо за комментарий! Рада, что урок вызвал интерес.
Куликова Ирина Геннадьевна, 04.02.22 в 08:21 4Ответить Пожаловаться
Как всегда - интересно и каччественно! Спасибо, Светлана Валерьевна!
Сорокина Светлана Валерьевна, 04.02.22 в 08:49 4Ответить Пожаловаться
Ирина Геннадьевна, благодарю за приятные слова!!!
Фокина Лидия Петровна, 04.02.22 в 08:56 3Ответить Пожаловаться
Светлана Валерьевна! Спасибо за ресурс и Ваше желание делиться с коллегами. Ваша работа окажет большую помощь при подготовке к занятию. Творческих Вам идей. С уважением, Лидия Петровна.
Сорокина Светлана Валерьевна, 04.02.22 в 09:02 3Ответить Пожаловаться
Благодарю за комментарий, Лидия Петровна! Всегда рада поделиться своими разработками с коллегами!
Трефилова Раиса Поликарповна, 04.02.22 в 17:41 2Ответить Пожаловаться
Светлана Валерьевна, благодарю за качественный и интересный урок!
Сорокина Светлана Валерьевна, 04.02.22 в 17:49 2Ответить Пожаловаться
Раиса Поликарповна, спасибо за Ваш комментарий!
И, 05.08.22 в 09:39 0Ответить Пожаловаться
Светлана Валерьевна, спасибо за интересный, насыщенный, разноплановый урок по актуальной теме. Особенно понравился этап рефлексии, возьму себе на заметку.
Сорокина Светлана Валерьевна, 05.08.22 в 09:50 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ирина, за приятный отзыв о моей публикации. Рада, что работа понравилась коллегам.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.