12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Сорокина Светлана Валерьевна84615 Педагогический стаж составляет 30 лет; высшая квалификационная категория. Достижения: победитель конкурсного отбора "Лучшие учителя 2022" Россия, Тюменская обл., Заводоуковск Материал размещён в группе «Учителя начальных классов» |
Урок русского языка в 1 классе по теме «Сколько значений может быть у слова». (Программа «Школа России»)
Цель урока: формирование представлений о многозначности слов в русском языке, о богатстве родного русского языка.
Задачи урока:
-способствовать развитию речи учащихся;
-ввести в активный словарный запас школьников слова-термины «многозначные и однозначные слова», формировать умение соотносить слово и его значение;
-развивать умение употреблять многозначные слова в речи на уровне осознания значения этих слов;
-формировать умение определять многозначное или однозначное слово с помощью толкового словаря;
-обеспечить закрепление изучаемого материала через разные виды работ
-содействовать усвоению классификации и объединения слов по значению в тематические группы.
Планируемые метапредметные результаты:
Познавательные:
-при выполнение практических заданий демонстрировать мыслительные операции: классификацию и обобщение;
-способствовать умению строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами урока;
-формировать умение осуществлять поиск необходимой информации в художественных текстах, толковом словаре для выполнения учебных задач.
Регулятивные:
- уметь ставить цель урока, планировать свою деятельность на уроке в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивать свою деятельность и деятельность своего товарища по данным критериям.
Коммуникативные:
- формировать умение работать в парах, группах, умение слушать и вступать в диалог в соответствии с заданной речевой ситуацией.
Личностные УУД:
-создать условия для формирования мотивации и интереса к учебной деятельности;
-осознать значимость темы изучаемой темы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать однозначные и многозначные слова.
Тип учебного занятия – урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.
Межпредметные связи: литературное чтение.
Методы и формы обучения: частично - поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая.
Материально-техническое обеспечение: компьютер, мультимедиа проектор, презентация, картинка «сундучок», карточки со стихами, карточки-монетки, толковые словари, карточки с терминами «многозначные слова», однозначные слова».
Технологическая карта урока
Этап урока | Образовательная задача/ приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Вызывать интерес к уроку, к предстоящей деятельности. Прием: цитирование пословицы. | -Ребята, урок русского языка я начну с пословицы: «Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости». Она станет девизом сегодняшнего урока. - Как вы понимаете смысл данной пословицы? -Проживая каждый день, мы узнаем что-то новое. Накопленные знания мы складываем в «сундучок», а когда нужно, достаем и используем. (На доске размещается картинка сундучка). | Слушают педагога и вступают в диалог. | |
2. Формулирование темы, цели и задач урока. | Формулировка главных целей и темы урока. Прием: подводящий диалог. | -Чтобы определить тему сегодняшнего урока, предлагаю вам послушать стихотворение поэта Шибаева, которое называется «Слова-близнецы». Норка Вылезла из норки И пошла к знакомой норке. В норку норкину Вошла, Норку в норке Не нашла. Если в норке Нету норки, Может, норка Возле норки? Нет нигде. Пропал и след. НОРКА – здесь, А НОРКИ – нет! -Понравилось вам стихотворение? А чем оно необычно? Что представили себе, слушая данное стихотворение? О какой норке в нем говорится? -Знания по какой теме будем складывать сегодня в «сундучок»? Определите цель и задачи урока. | Слушают стихотворение, формулируют тему, цели и задачи урока. | |
3. Проблемное объяснение нового знания. | Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление обучающимися, что такое однозначные и многозначные слова. Приемы: проблемный диалог. | - В русском языке есть удивительные слова. О них и написал стихотворение Александр Шибаева. -Они имеют не одно, а несколько (много) значений. Как вы думаете, как называются данные слова? -Такие слова называются многозначными словами. Соответственно слова, имеющие только одно значение, называются …однозначными. (На доске размещаются карточки со словами: однозначные, многозначные). -Откройте учебник на странице 26. Рассмотрите предложенные картинки. -Назовите слова, которые имеют только одно значение. Как называются данные слова? -Назовите слова, которые имеют несколько значений. Как называются данные слова? Запишите многозначные слова в тетрадь. -Чем похожи предметы, которые названы многозначными словами? -Многозначные слова могут называть предметы, близкие по форме: колокольчик, кисть. Могут называть предметы, близкие по цвету: золотые волосы, золотая краска; по расположению: хвост птицы и хвост поезда; по характеру движений: садится солнце и садится самолет. СЛАЙДЫ 1-4. -Для чего в речи нужны многозначные слова? - Многозначные слова обогащают нашу речь, делают ее яркой, образной. -Какие многозначные слова вам известны? | Слушают педагога и вступают в проблемный диалог. Рассматривают картинки в учебнике, называют однозначные и многозначные слова. Сравнивают изображенные предметы, находят сходства. Смотрят презентацию. Свободные высказывания учащихся. Называют известные многозначные слова. | |
4. Этап первичного закрепления. | Применять новые знания на практике. Прием: упражнение на поиск многозначных слов в стихотворении. | -Для расширения словарного запаса слов, предлагаю каждой паре поработать с четверостишиями. Ваша задача: прочитать стихотворение, найти в нем многозначное слово, выписать его на монетку. (Учащимся выдаются карточки со стихами) Стихи: (Каждая пара выходит к доске, называет найденное слово, определяет его значение и размещает монетку в сундучке). Слова: шишки, зайцы, вилки, лапки, кран, ножки, зубы, лист, коса, очки, гудит, бегут, стреляет. -Значение каких слов вам уже было известно? А с какими познакомились впервые? -Сходство предметов может быть не только по внешнему виду, но и в действиях. Поработайте в группах и ответьте на вопросы: Почему щетки для чистки стекол у автомобиля называют дворниками? Почему человека, который купается в проруби, называют моржом? -К каким выводам вы пришли? -Щетки делают стекла чистыми. Дворники тоже подметают дворы, чтобы они стали чистыми. Т.е работа щеток похожа на работу дворников. -А кто же такие моржи? Морж плавает в холодной воде. -Давайте данные слова так же разместим в нашем сундучке знаний и запишем в тетрадь. | Учащиеся работают в парах, находят в стихотворении многозначные слова, объясняют их значения. Выходят к доске, размещают на «сундучке» найденные слова, объясняют свой выбор. Называют слова. Работают в группах по 4 человека, высказывают свои предположения, объясняют, аргументируют ответ, слушают одноклассников. Делают выводы. | |
5.Физминутка. | Организовать двигательную активность учащихся, развивать умение выделять в речи многозначные слова. | -Я предлагаю вам не только выполнить упражнение, которое поднимет вам настроение. Внимательно слушайте слова и, как эхо, повторяйте их за мной. Будьте внимательны: среди названий частей тела встретятся многозначные слова - постарайтесь их запомнить. Ручки поставьте На пояс сначала, Нос поднимите, Качните плечами, Вы дотянитесь Ладошкой до пятки. Если сумели - Все в полном порядке! -Какие многозначные слова встретились в названии наших частей тела? (Ручки, пояс, нос). | Повторяют слова педагога, сопровождают их упражнениями. Запоминают многозначные слова. | |
6. Самостоятельная работа с взаимопроверкой в парах. | Зафиксировать полученное знание в ходе самостоятельной работы со словарем. Прием: упражнение на поиск слов в толковом словаре. | -Ребята, а если вы сомневаетесь, является слово многозначным или нет? Что необходимо сделать в такой ситуации? -У вас на партах лежат толковые словари, которые могут решать данную проблему. Стоит только найти слово, в котором вы сомневаетесь, в этой «умной» книге. Если в словарной статье после слова будут написаны цифры 1, 2, а может и больше, и у каждой цифры будет дано толкование, то слово многозначное. -Каждая пара получает монетку с записанным словом. Ваша задача самостоятельно проверить его по толковому словарю является оно многозначным или нет. Затем сравнить свои ответы в парах. Устно составьте предложения с данными словами. (Соль, побег, арбуз, рукав, береза, труба, перо, мальчик, земля, книга, модель, игла, линейка) -Какие слова являются однозначными, а какие многозначными? Разместим монетки с многозначными словами в «сундуке» знаний. | Находят слово в толковом словаре. Объясняют свой выбор друг другу. Каждая пара размещает свою монетку в «сундучке» | |
7. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока. | Осуществить оценивание достижения цели, результатов деятельности на уроке. Прием: свободный микрофон. | - Пришло время оценить свою работу и работу одноклассников по новой теме. Выберите ту фразу, которая, на ваш взгляд, подойдет для оценки вашей работы на уроке. Я молодец. Я доволен (довольна) своей работой на уроке. Я мог (могла) бы работать лучше. СЛАЙД 5. -Кого из одноклассников вы хотели бы поблагодарить за активную работу или за помощь на уроке? Кому посоветовали бы работать активнее? -Сегодняшний урок я начала с пословицы. «Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости». Посмотрите, сколько новых слов мы сложили в «сундучок». Подумайте, где мы можем использовать полученные знания? -Сегодня на уроке вы узнали, что у многих русских слов необычные свойства, на которые многие просто не обращают внимание. Но мы-то знаем, что «удивительное – рядом». Нам надо только внимательно прислушаться и присмотреться к словам, которые мы употребляем в речи каждый день. -Закончу урок отрывком из стихотворения «Удивительное рядом» Юрия Марковцева: Удивительное рядом, Оно в жизни вокруг нас. И искать его не надо, Есть оно во мне и в вас. Надо лишь остановиться, Не спешить и не бежать. Не ругаться и не злиться, В себе чудо отыскать. - Вслушивайтесь в слова, как в шепот ветра, старайтесь уловить то, что скрыто, закодировано в них самой природой слов. Желаю вам успехов в изучении русского языка! | Проводят самоанализ, дают самооценку и взаимооценку своей деятельности и деятельности одноклассников. Слушают педагога, вступают в диалог. |
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
PPTX / 6.22 Мб
Источники: