12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Сорокина Светлана Валерьевна83135 Педагогический стаж составляет 30 лет; высшая квалификационная категория. Достижения: победитель конкурсного отбора "Лучшие учителя 2022" Россия, Тюменская обл., Заводоуковск Материал размещён в группе «Учителя начальных классов» |
Урок русского языка в 3 классе по теме «Соотношение рода и окончания у имен существительных»
Урок русского языка в 3 классе по теме «Соотношение рода и окончания у имен существительных»
Цель урока:
- развивать умение определять грамматические признаки имен существительных
- формировать исследовательские навыки обучающихся
-начать работу по составлению таблицы соотношения роди и окончания имен существительных.
Личностные УУД:
-Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
-Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.
Регулятивные УУД:
- Умение принимать и сохранять учебную задачу
-Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; осуществить взаимопроверку и самопроверку .
Коммуникативные УУД:
-Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
-Помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; мыслить креативно, слушать и понимать речь других)
-Строить речевые высказывания согласно учебной ситуации.
Познавательные УУД:
-Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
-Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
-Развивать умение работать с разными видами учебной информации.
- Умение ориентироваться в своей системе знаний: обобщать уже известное с помощью учителя.
Ход урока:
- Эмоциональный настрой.
В качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку я взяла следующие слова:
Исследовать — значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто. (
- Как вы понимаете это высказывание?
- Кто такие исследователи?
- Можно ли вас назвать исследователями?
Сегодня мы проведем урок-исследование. Вот модель нашего урока:
- Актуализация знаний.
- Цель урока.
- Исследование.
- Самостоятельная работа.
- Итог урока.
Научиться исследовать – значит самостоятельно узнавать новое. Я буду вам помогать. В течение урока вы сами себя будете оценивать. Посмотрите листы самооценки.
- мой настрой
- как я помню предыдущий материал
- как я понял цель урока
- как я понял новую тему
- как я умею применять знания
- как я работал в течение всего урока
Отлично( красный)
Сомневаюсь( желтый)
Не получается ( зеленый)
- Обозначьте в листе самооценки свой настрой на урок.
2. Актуализация знаний.
- Для чего нужен это этап урока?
( новые знания основываются на пройденном материале)
- Прочитайте слово, данное на доске. Что вы можете сказать об этом слове?
ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ( существительное, 5 слогов, орфограммы есть, м.р., ед.число…)
- Попробуйте дать определение этому слову.
В толковом словаре дается такое определение, сравните его со своим:
ИССЛЕДОВАТЕЛЬ - человек, занимающийся научными исследованиями.
- Рассмотрите следующую группу слов: (слова на доске)
ДОРОГА, СТОЛБ, ДЛИННАЯ, СТОИТ, КРУЖКА, ЦВЕТОК, НЕБО, КНИГА, ГРИБ
-Сформулируйте задание с данной группой слов.
- Какие слова лишние? Почему? ( длинная- прилаг., стоит- глагол)
- Какие грамматические признаки у них можно определить? (род, число)
- Оцените свою работу на этапе актуализации знаний.
3. Определение цели урока.
- Каким образом вы определяли род имен существительных?
( подставляли слова: он мой, она моя, оно мое)
- А можно ли еще по каким- то признакам определить род имен существительных?
- Исследованием этого вопроса мы сегодня и займемся.
- Определите цель сегодняшнего урока. (будем находить признаки, по которым можно определить род сущ-х).
- Оцените в листе самооценки, как вы поняли цель сегодняшнего урока.
4. Следующий этап урока- исследование.
- Работать будете в группах. По 4 человека. Рассаживайтесь удобнее. (пересаживаются)
-каждая группа сейчас начнет заполнять таблицу «Соотношение рода и числа у имен существительных». В таблице вы заполняете сначала 3 колонку таблицы. Приводите примеры существительных ж.р., м.р., с.р., записываете их, выделяете окончания.
Выделенные окончания выписываете во 2 колонку таблицы. Затем делаете вывод: Какие окончания имеют существительные в м., ж., с.рода.
1 группа– подбирают слова самостоятельно
2 группа– выбирают слова из данного списка
ПАРТА, СТОЛБ, ДОРОГА, СОЛНЦЕ, СЕМЬЯ, ГОЛУБЬ, НЕБО, КРОЛИК, САПОГ, ПАПА, ДЕВОЧКА, ЯБЛОКО, СОБАКА, ВАЗА, СКАМЬЯ.
3 группа -распределите слова по родам, но сначала прочитайте инструкцию к выполнению этого задания.
- Сделайте вывод, по каким признакам можно определить род имен существительных? (по окончанию).
Если слово имеет окончание А, Я. – это существительное женского рода, окончание О.Е.- среднего рода, окончание А или нулевое окончание – мужского рода.
- Рассаживаемся по местам. Продолжим исследовать грамматические признаки имен существительных. Работать будем в парах.
- Перечислите еще раз все грамматические признаки имени существительного. Обсудите в парах, какой из этих грамматических признаков является постоянным, а какой непостоянный, т.е.может изменяться. Чтобы это понять, подберите и проанализируйте несколько существительных. Чья пара будет затрудняться в выполнении задания, откройте учебник на стр.5, упр.278. В этом упражнении содержится подсказка, как можно выполнить задание.
- Сделайте вывод по проделанной работе.(категория числа- изменяется, рода –нет)
- Оцените свою работу в листе самооценки, в зависимости от того, как вы поняли новую тему.
5. Самостоятельная работа.
- Воспользовавшись новыми знаниями, определите род данных имен существительных
( выполняют сам-но)
Определить род имен существительных
Женский род | Мужской род | Средний род |
Дождь, погода, предмет, буфет, газета, солдат, море, ромашка, поле, шуба
- Следующее задание. Дан ряд слов. Вам необходимо выписать только те существительные, у которых мы можем изменить грамматические признаки.
- Вспомним еще раз, какие признаки существительных изменяемые, какие неизменяемые.
Выпишите слова, у которых мы можем изменить категорию числа.
Выписать существительные, у которых мы можем изменить категорию числа.
СТОЛ, НОЖНИЦЫ, КНИГА, ШКАФ, САНИ, НЕБО, ЯБЛОКО, БУМАГА, ЛЕС, ЯМА |
- Почему не все слова вы выписали? (есть слова, которые имею только форму единственного или множественного числа)
- Оцените свою работу в листах самооценки в зависимости от того, как вы умеете применять знания.
- На следующих уроках нам предстоит продолжить работу по составлению таблицы соотношения рода и окончания имен существительных.
6. Итог урока.
- Оцените свою работу в течение урока в листах самооценки.
- Что нового вы узнали сегодня?
- Где вам пригодятся новые знания? Какой этап урока был для вас самым сложным?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?