12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сорокина Светлана Валерьевна83135
Педагогический стаж составляет 30 лет; высшая квалификационная категория. Достижения: победитель конкурсного отбора "Лучшие учителя 2022"
Россия, Тюменская обл., Заводоуковск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
18

Урок русского языка в 3 классе по теме «Соотношение рода и окончания у имен существительных»

Урок русского языка в 3 классе по теме  «Соотношение рода и окончания у имен существительных»


Цель урока:

- развивать умение определять грамматические признаки имен существительных

- формировать исследовательские навыки обучающихся

-начать работу по составлению таблицы соотношения роди и окончания имен существительных.

Личностные УУД:

-Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

-Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.

Регулятивные УУД:

- Умение принимать и сохранять учебную задачу

-Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; осуществить взаимопроверку и самопроверку .

Коммуникативные УУД:

-Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

-Помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; мыслить креативно, слушать и понимать речь других)

-Строить речевые высказывания согласно учебной ситуации.

Познавательные УУД:

-Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.

-Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.

-Развивать умение работать с разными видами учебной информации.

- Умение ориентироваться в своей системе знаний: обобщать уже известное с помощью учителя.


Ход урока:

  1. Эмоциональный настрой.

В качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку я взяла следующие слова: 

 Исследовать — значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто. (Альберт Сент-Дьердьи

- Как вы понимаете это высказывание?

- Кто такие исследователи?

- Можно ли вас назвать исследователями?

Сегодня мы проведем урок-исследование. Вот модель нашего урока:

  1. Актуализация знаний.
  2. Цель урока.
  3. Исследование.
  4. Самостоятельная работа.
  5. Итог урока.

Научиться исследовать – значит самостоятельно узнавать новое. Я буду вам помогать. В течение урока вы сами себя будете оценивать. Посмотрите листы самооценки.

- мой настрой

- как я помню предыдущий материал

- как я понял цель урока

- как я понял новую тему

- как я умею применять знания

- как я работал в течение всего урока


           

Отлично( красный)                                                                                    

Сомневаюсь( желтый)



Не получается ( зеленый)

- Обозначьте в листе самооценки свой настрой на урок.

2. Актуализация знаний.

- Для чего нужен это этап урока?

( новые знания основываются на пройденном материале)

- Прочитайте слово, данное на доске. Что вы можете сказать об этом слове?

ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ( существительное, 5 слогов, орфограммы есть, м.р., ед.число…)

- Попробуйте дать определение этому слову.

В толковом словаре дается такое определение, сравните его со своим:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬ - человек, занимающийся научными исследованиями.

- Рассмотрите следующую группу слов: (слова на доске)

ДОРОГА, СТОЛБ, ДЛИННАЯ, СТОИТ, КРУЖКА, ЦВЕТОК, НЕБО, КНИГА, ГРИБ

-Сформулируйте задание с данной группой слов.

- Какие слова лишние? Почему? ( длинная- прилаг., стоит- глагол)

- Какие грамматические признаки у них можно определить? (род, число)

- Оцените свою работу на этапе актуализации знаний.

3. Определение цели урока.

- Каким образом вы определяли род имен существительных?

( подставляли слова: он мой, она моя, оно мое)

- А можно ли еще по каким- то признакам определить род имен существительных?

- Исследованием этого вопроса мы сегодня и займемся.

- Определите цель сегодняшнего урока. (будем находить признаки, по которым можно определить род сущ-х).

- Оцените в листе самооценки, как вы поняли цель сегодняшнего урока.

4. Следующий этап урока- исследование.

- Работать будете в группах. По 4 человека. Рассаживайтесь удобнее. (пересаживаются)

-каждая группа сейчас начнет заполнять таблицу «Соотношение рода и числа у имен существительных». В таблице вы заполняете сначала 3 колонку таблицы. Приводите примеры существительных ж.р., м.р., с.р., записываете их, выделяете окончания.

Выделенные окончания выписываете во 2 колонку таблицы. Затем делаете вывод: Какие окончания имеют существительные в м., ж., с.рода.

1 группа– подбирают слова самостоятельно

2 группа– выбирают слова из данного списка

ПАРТА, СТОЛБ, ДОРОГА, СОЛНЦЕ, СЕМЬЯ, ГОЛУБЬ, НЕБО, КРОЛИК, САПОГ, ПАПА, ДЕВОЧКА, ЯБЛОКО, СОБАКА, ВАЗА, СКАМЬЯ.

3 группа -распределите слова по родам, но сначала прочитайте инструкцию к выполнению этого задания.

- Сделайте вывод, по каким признакам можно определить род имен существительных?           (по окончанию).

Если слово имеет окончание А,  Я. – это существительное женского рода, окончание О.Е.- среднего рода, окончание А или нулевое окончание – мужского рода.

- Рассаживаемся по местам. Продолжим исследовать грамматические признаки имен существительных. Работать будем в парах.

- Перечислите еще раз все грамматические признаки имени существительного. Обсудите в парах, какой из этих грамматических признаков является постоянным, а какой непостоянный, т.е.может изменяться. Чтобы это понять, подберите и проанализируйте несколько существительных. Чья пара будет затрудняться в выполнении задания, откройте учебник на стр.5, упр.278. В этом упражнении содержится подсказка, как можно выполнить задание.

- Сделайте вывод по проделанной работе.(категория числа- изменяется, рода –нет)

- Оцените свою работу в листе самооценки, в зависимости от того, как вы поняли новую тему.

5. Самостоятельная работа.

- Воспользовавшись новыми знаниями, определите род данных имен существительных

( выполняют сам-но)

Определить род имен существительных

Женский род

Мужской род

Средний род




Дождь, погода, предмет, буфет, газета, солдат, море, ромашка, поле, шуба

​​​​​​​- Следующее задание. Дан ряд слов. Вам необходимо выписать только те существительные, у которых мы можем изменить грамматические признаки.

- Вспомним еще раз, какие признаки существительных изменяемые, какие неизменяемые.

Выпишите слова, у которых мы можем изменить категорию числа.

Выписать существительные, у которых мы можем изменить категорию числа.

СТОЛ, НОЖНИЦЫ, КНИГА, ШКАФ, САНИ, НЕБО, ЯБЛОКО, БУМАГА, ЛЕС, ЯМА


- Почему не все слова вы выписали? (есть слова, которые имею только форму единственного или множественного числа)

- Оцените свою работу в листах самооценки в зависимости от того, как вы умеете применять знания.

- На следующих уроках нам предстоит продолжить работу по составлению таблицы соотношения рода и окончания имен существительных.

6. Итог урока.

- Оцените свою работу в течение урока в листах самооценки.

- Что нового вы узнали сегодня?

- Где вам пригодятся новые знания? Какой этап урока был для вас самым сложным?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?


Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (10)

сменить сортировку
Голдина Лилия Вильевна, 23.08.20 в 19:01 3Ответить Пожаловаться
Светлана Валерьевна, мне понравился Ваш урок-исследование. Четко прописаны этапы урока, дети оценивают свою работу на уроке. Все продумано: работа в группах, в парах. Возьму в избранное, думаю, Ваши идеи пригодятся. Большое спасибо за Ваш труд и желание делиться с коллегами.
Сорокина Светлана Валерьевна, 23.08.20 в 19:07 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Лилия Вильевна! Рада помочь!
Кияйкина Наталья Федоровна, 23.08.20 в 23:31 2Ответить Пожаловаться
Благодарю за прекрасный материал!!!
Сорокина Светлана Валерьевна, 24.08.20 в 04:09 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Наталья Федоровна!
Сорокина Светлана Валерьевна, 24.08.20 в 04:43 1Ответить Пожаловаться
Благодарю, Ирина Владимировна!
Паненкова Ирина Михайловна, 10.09.20 в 21:02 1Ответить Пожаловаться
Светлана Валерьевна, поздравляю с победой в конкурсе! Так держать!
Сорокина Светлана Валерьевна, 15.09.20 в 10:40 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за поздравление, Ирина Михайловна! Я только сегодня узнала о победе! Было очень неожиданно, но очень приятно!
Горбачёва Марина Юрьевна, 12.09.20 в 17:36 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за качественный ресурс! Заходите в гости!
Сорокина Светлана Валерьевна, 12.09.20 в 17:57 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Марина Юрьевна, за приятные комментарии и приглашение на свою страничку!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.