Урок русского языка в 3 классе по теме «Соотношение рода и окончания у имен существительных»

18
10
Материал опубликован 23 August 2020 в группе

Урок русского языка в 3 классе по теме  «Соотношение рода и окончания у имен существительных»


Цель урока:

- развивать умение определять грамматические признаки имен существительных

- формировать исследовательские навыки обучающихся

-начать работу по составлению таблицы соотношения роди и окончания имен существительных.

Личностные УУД:

-Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

-Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.

Регулятивные УУД:

- Умение принимать и сохранять учебную задачу

-Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; осуществить взаимопроверку и самопроверку .

Коммуникативные УУД:

-Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

-Помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; мыслить креативно, слушать и понимать речь других)

-Строить речевые высказывания согласно учебной ситуации.

Познавательные УУД:

-Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.

-Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.

-Развивать умение работать с разными видами учебной информации.

- Умение ориентироваться в своей системе знаний: обобщать уже известное с помощью учителя.


Ход урока:

  1. Эмоциональный настрой.

В качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку я взяла следующие слова: 

 Исследовать — значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто. (Альберт Сент-Дьердьи

- Как вы понимаете это высказывание?

- Кто такие исследователи?

- Можно ли вас назвать исследователями?

Сегодня мы проведем урок-исследование. Вот модель нашего урока:

  1. Актуализация знаний.
  2. Цель урока.
  3. Исследование.
  4. Самостоятельная работа.
  5. Итог урока.

Научиться исследовать – значит самостоятельно узнавать новое. Я буду вам помогать. В течение урока вы сами себя будете оценивать. Посмотрите листы самооценки.

- мой настрой

- как я помню предыдущий материал

- как я понял цель урока

- как я понял новую тему

- как я умею применять знания

- как я работал в течение всего урока


           

Отлично( красный)                                                                                    

Сомневаюсь( желтый)



Не получается ( зеленый)

- Обозначьте в листе самооценки свой настрой на урок.

2. Актуализация знаний.

- Для чего нужен это этап урока?

( новые знания основываются на пройденном материале)

- Прочитайте слово, данное на доске. Что вы можете сказать об этом слове?

ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ( существительное, 5 слогов, орфограммы есть, м.р., ед.число…)

- Попробуйте дать определение этому слову.

В толковом словаре дается такое определение, сравните его со своим:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬ - человек, занимающийся научными исследованиями.

- Рассмотрите следующую группу слов: (слова на доске)

ДОРОГА, СТОЛБ, ДЛИННАЯ, СТОИТ, КРУЖКА, ЦВЕТОК, НЕБО, КНИГА, ГРИБ

-Сформулируйте задание с данной группой слов.

- Какие слова лишние? Почему? ( длинная- прилаг., стоит- глагол)

- Какие грамматические признаки у них можно определить? (род, число)

- Оцените свою работу на этапе актуализации знаний.

3. Определение цели урока.

- Каким образом вы определяли род имен существительных?

( подставляли слова: он мой, она моя, оно мое)

- А можно ли еще по каким- то признакам определить род имен существительных?

- Исследованием этого вопроса мы сегодня и займемся.

- Определите цель сегодняшнего урока. (будем находить признаки, по которым можно определить род сущ-х).

- Оцените в листе самооценки, как вы поняли цель сегодняшнего урока.

4. Следующий этап урока- исследование.

- Работать будете в группах. По 4 человека. Рассаживайтесь удобнее. (пересаживаются)

-каждая группа сейчас начнет заполнять таблицу «Соотношение рода и числа у имен существительных». В таблице вы заполняете сначала 3 колонку таблицы. Приводите примеры существительных ж.р., м.р., с.р., записываете их, выделяете окончания.

Выделенные окончания выписываете во 2 колонку таблицы. Затем делаете вывод: Какие окончания имеют существительные в м., ж., с.рода.

1 группа– подбирают слова самостоятельно

2 группа– выбирают слова из данного списка

ПАРТА, СТОЛБ, ДОРОГА, СОЛНЦЕ, СЕМЬЯ, ГОЛУБЬ, НЕБО, КРОЛИК, САПОГ, ПАПА, ДЕВОЧКА, ЯБЛОКО, СОБАКА, ВАЗА, СКАМЬЯ.

3 группа -распределите слова по родам, но сначала прочитайте инструкцию к выполнению этого задания.

- Сделайте вывод, по каким признакам можно определить род имен существительных?           (по окончанию).

Если слово имеет окончание А,  Я. – это существительное женского рода, окончание О.Е.- среднего рода, окончание А или нулевое окончание – мужского рода.

- Рассаживаемся по местам. Продолжим исследовать грамматические признаки имен существительных. Работать будем в парах.

- Перечислите еще раз все грамматические признаки имени существительного. Обсудите в парах, какой из этих грамматических признаков является постоянным, а какой непостоянный, т.е.может изменяться. Чтобы это понять, подберите и проанализируйте несколько существительных. Чья пара будет затрудняться в выполнении задания, откройте учебник на стр.5, упр.278. В этом упражнении содержится подсказка, как можно выполнить задание.

- Сделайте вывод по проделанной работе.(категория числа- изменяется, рода –нет)

- Оцените свою работу в листе самооценки, в зависимости от того, как вы поняли новую тему.

5. Самостоятельная работа.

- Воспользовавшись новыми знаниями, определите род данных имен существительных

( выполняют сам-но)

Определить род имен существительных

Женский род

Мужской род

Средний род




Дождь, погода, предмет, буфет, газета, солдат, море, ромашка, поле, шуба

​​​​​​​- Следующее задание. Дан ряд слов. Вам необходимо выписать только те существительные, у которых мы можем изменить грамматические признаки.

- Вспомним еще раз, какие признаки существительных изменяемые, какие неизменяемые.

Выпишите слова, у которых мы можем изменить категорию числа.

Выписать существительные, у которых мы можем изменить категорию числа.

СТОЛ, НОЖНИЦЫ, КНИГА, ШКАФ, САНИ, НЕБО, ЯБЛОКО, БУМАГА, ЛЕС, ЯМА


- Почему не все слова вы выписали? (есть слова, которые имею только форму единственного или множественного числа)

- Оцените свою работу в листах самооценки в зависимости от того, как вы умеете применять знания.

- На следующих уроках нам предстоит продолжить работу по составлению таблицы соотношения рода и окончания имен существительных.

6. Итог урока.

- Оцените свою работу в течение урока в листах самооценки.

- Что нового вы узнали сегодня?

- Где вам пригодятся новые знания? Какой этап урока был для вас самым сложным?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?


Комментарии

Светлана Валерьевна, мне понравился Ваш урок-исследование. Четко прописаны этапы урока, дети оценивают свою работу на уроке. Все продумано: работа в группах, в парах. Возьму в избранное, думаю, Ваши идеи пригодятся. Большое спасибо за Ваш труд и желание делиться с коллегами.

23 August 2020

Спасибо, Лилия Вильевна! Рада помочь!

23 August 2020

Благодарю за прекрасный материал!!!

23 August 2020

Спасибо, Наталья Федоровна!

24 August 2020

Благодарю, Ирина Владимировна!

24 August 2020

Светлана Валерьевна, поздравляю с победой в конкурсе! Так держать!

10 September 2020

Спасибо за поздравление, Ирина Михайловна! Я только сегодня узнала о победе! Было очень неожиданно, но очень приятно!

15 September 2020

Благодарю за качественный ресурс! Заходите в гости!

12 September 2020

Спасибо, Марина Юрьевна, за приятные комментарии и приглашение на свою страничку!

12 September 2020

Похожие публикации