12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гоглева Наталья Витальевна18
1

Урок русского языка в 4 классе на тему "Характеристика предложения. Разбор слова как часть речи"

Русский язык

Перспективная начальная школа


4 класс


Тема: Характеристика предложения и разбор слова как часть речи.


Цель: организовать деятельность обучающихся по восприятию и осмыслению алгоритма характеристики предложения и разбора слова как часть речи.


Задачи:

1) обучающая – систематизировать знания о членах предложения и на примере одного предложения показать, что дать характеристику слову как часть речи можно только в контексте – с учетом его работы в предложении;

2) развивающая – создать условия для развития орфографической зоркости, речи, внимания;

3) воспитывающая – содействовать воспитанию аккуратности при выполнении заданий.


Учебные материалы: учебник, тетрадь, наглядности, карточки.


Планируемые результаты образования

Предметные

Метапредметные

Личностные

Повторят орфограммы, получат представления, что слова в предложении взаимосвязаны, что слово можно разобрать, как часть речи; научаться выполнять разборы имени существительного.

Познавательные:

Находить в словах орфограммы, выделять их и приводить проверочные слова, выделять главные и второстепенные члены предложения, находить зависимость слов в предложении. Работать с разными источниками при выполнении заданий.

Регулятивные

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке, понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Коммуникативные

Выдвигать предположения и доказывать их; совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроке и следовать им.

Осознают необходимость бережного отношения к выполнению заданий в тетради.



Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат совместной деятельности

1. Орг. момент



Поиск, выделение и представление информации.
















2. Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока.


Поиск и представление информации


















































































Планирование последовательности действий











3. Изучение нового материала


Постановка и решение проблемы.


























































































































4. Итог






5. Домашнее задание.







6. Рефлексия.

-Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Сегодня урок русского языка мы проведём необычно.

-Скажите, где мы живём?

- А хотели бы вы, вместе со мной побывать на Волшебной планете?

- Смотрим видео ролик https://youtu.be/Q3RCDvoFEd8




-И так, мы отправляемся в путешествие на неизведанную планету. Согласны? Мы с вами узнаем, какие места есть на этой планете, а чтобы это узнать, нужно выполнить ряд заданий.

-Приступаем.


- Для начала мы с вами откроем наши космические корабли, на которых мы полетим. Что же это за корабли? Обратите внимание на столы.

- Заходим все в свой корабль (открываем тетрадь), а сейчас заводим моторы. Для этого необходимо записать число и классную работу в тетрадь.

Чтобы нас пропускали во все места, мы с вами должны заполнить Карту.

Эта карта лежит у вас на столах, у каждого своя. Её мы заполняем тогда, когда пролетим определённый маршрут. Для этого вы берёте один кружок определённого цвета и вклеиваете его в квадрат напротив задания.

Зелёный круг мы вклеиваем, если вам всё понятно, ошибок не допустили.

Жёлтый круг – понятно, но не всё, возникли затруднения.

Красный круг – ничего не понял.

А для чего нужна карта?

- Верно. Только нам она нужна, чтобы не заблудится на нашей планете.

- И так мы приближаемся к планете.

-Первое место, которое мы встречаем – это Чистописание. Как вы думаете, что нам нужно выполнить на нём?

Верно.


Чистописание.

Всех планет не сосчитать…

Так хочу я полетать

От звезды и до звезды

Небывалой красоты!

- Сегодня мы пропишем следующий код, который будет нам служить пропуском на Волшебную планету. (прп)

- Что мы с вами сделали?

А что нужно сделать, чтобы полететь дальше?

ЗАПОЛНЯЕМ.

- Летим дальше!!! Чтобы завести моторы, необходимо записать в тетрадь – упражнение 2.

(Включается видео)

- Мы с вами оказались в новом месте.

На слайде два столбика слов с пропущенными буквами.

Ребята, а что нам нужно выполнить сейчас?

А как называются эти буквы? Значит, следующее место называется - Орфограмма.

Оказывается нам пришло письмо от жителя Волшебной планеты.

Он ждёт нас к себе в гости, но для этого необходимо выполнить ещё несколько заданий. Справимся?

- Спишите слова, обозначьте орфограммы.

1 вариант - (По)тр…пинке, ни…ко, со…нце, п…висло.

2 вариант – мя…ко, сер…це, (за)окном, п…л…тело.

Проверка.


- Мы с вами справились ещё с одним заданием. Что нужно сделать дальше, чтобы продвинуться в другое место из Орфограммы?

- Заполняем.

- Чтобы нам отправится дальше, необходимо завести моторы, для этого запишем упражнение 3.

-Поехали!

- У нас на пути встретились ворота, чтобы их открыть, надо произнести тему урока, и её цели.

- Обратим внимание на слайд. Что здесь записано?

-А что с ним сделали?


- Правильно, т.е. дали эту предложению характеристику. Значит тема нашего урока это….

- А из чего состоит предложение?

- А что мы можем сделать со словами?

- Ребята, оказывается тема нашего урока, состоит из двух тем. Каких?

- А что общего у этих слов?

- Значит «Разбор слова как …

-Прочитаем на слайде тему урока.

-Какие цели урока мы определим.





Ребята, посмотрите!

-Ворота открылись

(Включается видео).

- Мы снова попали в неизвестное место. Какое задание здесь необходимо выполнить? Это место называется Характеристика предложения.

Проверка.

- На доске записана строчка из стихотворения М.Лермонтова: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом.

- Белеет парус одинокий в тумане моря голубом.

- Скажите, а почему так красиво звучит эта строчка?

- Что такое предложение?



-Значит, в предложении слова связаны по смыслу.

- О чём говорится в этом предложении?




- Задаём вопрос.












- Можем ли мы дать характеристику слова как часть речи, не учитывая его связи с другими словами в предложении?

- Все слова в предложении находятся во взаимоотношениях. А как можно обозначить эти отношения между членами предложения?

- Правильно. Вот сейчас мы этим и займемся. Записывайте предложение.

- Находим основу предложения.

- Это у нас «командиры» предложения. Обозначим крестиком.

- Чтобы их выделить, нужно использовать две стрелки.

- Сейчас мы видим, что это основа предложения.

- Теперь обозначим словосочетания, с помощью одной стрелки, которая нацеливается от «командира» на слово «подчиненного».

-Какой вывод можно сделать о словах в предложении?

- Справились с заданием?

Что делаем дальше, чтобы добраться до жителя этой планеты?

ФИЗМИНУТКА

- Заполнили. Отправляемся дальше. Заводим моторы. Упражнение 4.

(Включаем видео)

- Мы попали в необычайное место. Его название – Разбор слова.

Сегодня мы попробуем выполнить разбор слова, как часть речи. Разбор имени существительного. Для этого вспомним, что такое имя существительное и какие признаки оно имеет?


-Как изменяется имя существительное?



- А сейчас открываем учебники, находим разбор слова парус. Читаем и попробуем составить алгоритм разбора имени существительного, как части речи.


- Давайте сделаем разбор слова ПАРУС. Записываем слово ПАРУС.

- Что обозначает?

- Отвечает на вопрос …

- Значит, это …

- Ставим цифру 1 и записываем:

1. Парус (что?) – сущ.

- Начальная форма.

2. Нач. ф. – парус.

- Постоянные признаки: род - …, склонение - …

3. М.р., 2 скл.

- Стоит в форме: … падежа … числа.


4. И.п. ед.ч.

- Чем является в предложении?


- А теперь составим алгоритм по выполнению разбора.










-Выполнили это задание. Что дальше?

- Отправляемся дальше. Заводим моторы. Пишем упражнение 5.

(включаем видео)

И снова ворота. Откроем?

А сейчас нам нужны два добровольца на выполнение очень серьёзного задания. Эти задания будут выполнять 2 человека, у которых на кораблях нарисованы звёзды. Кто это? Посмотрели на свои картинки. Выходим к доске. И наше особое задание:

- Разберите остальные сущ. в этом предложении: тумане, моря.

Добровольцы выполняют задания на доске, а остальные в тетради. Работаем.

Проверяем.


Мы выполнили задание. Что дальше?

Ворота открываются. Мы видим жителя Волшебной планеты.

Он приглашает нас к себе и расскажет нам о своей планете. А название планеты он раскроет нам на следующем уроке. Который будет ещё удивительнее, чем этот урок. Согласны?

Ребята, скажите, а что мы с вами сегодня делали?

Какие выполняли задания?

Какой алгоритм мы изучили?

Оказывается житель волшебной планеты принёс вам подарок «Алгоритм разбора слова, как части речи». Его необходимо выучить.

Задание на дом на карточке. Дети гуляли в парке.

(разобрать все имена существительные, как часть речи).

- Посмотрим ваши карты. За что вы можете похвалить себя?

- Что вам понравилось на уроке?

- А что бы вы ещё хотели выполнить?

- Вы отлично поработали сегодня, я очень рада за вас.

Приветствие.

Присаживаются.


- Ребята активно отвечают.


Дети соглашаются.

- Учащиеся завораживающе смотрят на видео.




Учащиеся выражают своё согласие.






Дети отвечают, что это их тетради.



Дети открывают тетради, записывают число и классную работу в тетрадь.















Ответы детей.





Написать элементы.









Дети пишут элементы с иллюстрации на слайде.



Заполнить карту.










Вставить пропущенные буквы.


Орфограммы



Дети заинтересованы.




Да!

Выполнение задания по вариантам.



Дети устно проговаривают все слова, называя орфограммы и проверочные слова к ним.

Заполнить карту.












-Предложение.

- Это предложение разобрали по членам предложения.

-Характеристика предложения.


- Из слов.

- Разобрать.

-Характеристика предложения и разбор слова.

-Это части речи.

- Часть речи.

Чтение темы одним учеником.

Разбор предложения.

Связь слов в предложении.

Разбор слова, как части речи.



Сделать характеристику предложения.

Выполняем в парах.







- Это предложение.


-Предложение – это слово или несколько слов, связанных по смыслу.



- О парусе.

- Парус.

- Подлежащие. Подчеркиваем одной чертой.

- Парус что делает? Белеет. Это сказуемое. Подчеркиваем двумя чертами.

- Парус какой? Одинокий. Это определение. Подчеркиваем волнистой линией.

- Белеет где? В тумане. Это обстоятельство. Подчеркиваем точкой с черточкой.

- В тумане чего? Моря. Это дополнение.

- В тумане каком? Голубом. Это определение.

- Нет.



Стрелками.









Работа в тетради и с доской.








-Все слова в предложении взаимосвязаны между собой.

-ДА

Заполняем карты.









- Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? И что? И означает предмет.

- Имя сущ. Изменяется по родам, склонениям, падежам и числам.








- предмет

-что?

- имя существительное



-Парус


Мужской род, второе склонение.


- Именительный падеж единственного числа.


- Подлежащим.


Слово (вопрос?) – часть речи.

Нач. ф. – слово

Определяем постоянные признаки: род и склонение.

Определяем непостоянные признаки: падеж и число.

Чем является в предложении?

Заполняем карту.




ДА

Выходят 2 учащихся.






Они выполняют разбор слова на листочках.



Листочки прикрепляем к доске, проверяем.

Заполняем карты.







Да.

Подготовились к работе на уроке.


Беседа.




Готовность учащихся к активной учебной деятельности, наличие познавательного интереса.


































Повышение уровня каллиграфии












Самооценка




















Самостоятельная работа






Самооценка












Постановка темы и целей урока.


















Усвоение и понимание нового материала.



Самостоятельность обучающихся в добывании знаний и способов деятельности, наличие познавательного интереса.




Высказывания детей.










































Выведение следствия.


Самооценка


Мотивация к учебной деятельности.




































Решение проблемы. Составление алгоритма.






Логическое выведение следствия.


Самооценка.





Закрепление.







Самостоятельность обучающихся в выполнении заданий.




Самооценка








Подведение итогов урока.


Понимание и усвоение д/з.








Выявление самочувствия на уроке.







t1608666462aa.jpg

12


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.