12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Россиева Антонина Владимировна17036
Представитель педагогической династии в четвертом поколений. Творческий, трудолюбивый и амбициозный человек.
Россия, Карелия респ., п.Ильинский
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

УМК: Школа России

Предмет: Русский язык

Класс: 4

Цель урока – расширение знаний учащихся о постоянных признаках имени существительного.

Задачи:

- дать общее представление  о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе;

- формировать навык склонения существительных по падежам и определения непостоянных признаков (формы) существительного;

- развивать операции мышления: сравнение, анализ и синтез, умозаключение (умение делать вывод); развивать память и речь;

- повышать учебную мотивацию через разнообразие форм работы и смену видов деятельности.

Результаты:

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательно цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез; делать выводы;

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение образа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Оборудование: Компьютер с проектором, экраном и колонками (или интерактивная доска), меловая доска с магнитами, карточки и наглядность (Приложение 2-4) и веер цифр.

Приложение1 Презентация.


Презентация у уроку
PPTX / 4.15 Мб

Приложения 2-4. Карточки и наглядность.


карточки и наглядность
DOCX / 19.13 Кб

Ход урока:


  1. Организационный момент.

А) Настрой на урок.

В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём (1).

Б) Проверка готовности к уроку.

- Проверьте, готовы ли вы к уроку. На парте должны лежать дневник, учебник, тетрадь, пенал с ручками и карандашами. Если на парте есть что-то лишнее, уберите в портфель. Нас не должны отвлекать от урока посторонние предметы. Спасибо. Садитесь.

  1. Проверка домашнего задания (Презентация слайд 2 Приложение 1).

- Какое упражнение делали дома? Какое выполняли задание?  (Упражнение в учебнике 152. Надо было подставить пропущенные слова метро и радио. Указать их падеж)

- Проверим, как вы выполнили задание. Прочитайте, какие предложения у вас получились. (Читает один ученик. Если другие учащиеся слышат ошибку,  хлопают в ладоши. Хлопок – сигнал ошибки).

- Как вы определили падежи слов, проверим с помощью вееров цифр. Цифры с 1до 6 на веере обозначают свой падеж: 1 – именительный, 2 - родительный, 3 - дательный, 4 – винительный, 5 – творительный, 6 – предложный. Я показываю на слайде слово, вы поднимаете номер падежа, в котором стоит данное слово.

- Поднимите руку, кто выполнил задание без ошибок? У кого одна или две ошибки? Кто не справился с заданием? Что помешало? (Отвечают на вопросы)

- Как определить падеж имени существительного? (По вопросу, предлогу, окончанию)

  1. Актуализация знаний.

А) Индивидуальная работа (Приложение 2)

3-4 учащихся работают с карточками.

Б) Фронтальная работа «Картинный диктант» (Презентация слайды3-4 Приложение 1)

Двое  учащихся пишут диктант за откидными досками, остальные в тетрадях. Затем выполняют взаимопроверку в парах по образцу на слайде с выставлением оценки карандашом по критериям.

- Поднимите руку, кто доволен своей оценкой. Что надо сделать тем, кто недоволен результатом? (Повторить дома словарные слова)

  1. Самоопределение к деятельности.

- Прочитайте предложение на доске. (На доске: В пустыне ты не встретишь рысь, медведя и лису).

- Чем интересно это предложение (Это предложение с однородными дополнениями).

- Определите падеж слов рысь, медведя и лису. (Все слова в форме винительного падежа)

- Выделите окончания. Что заметили? (Слова стоят в одинаковом падеже, а окончания разные)

- Как думаете от чего еще зависит окончание? (От рода – возможный ответ)

- Определите род. (Рысь – ж.р., медведь – м.р., лиса – ж.р.)

- Догадка подтвердилась? (Нет, слова рысь и лиса – оба женского рода, но окончания разные)

- Почему же у существительных одного рода в одном падеже разные окончания? (Возможно, есть у существительных признак, о котором мы пока не знаем. От него и зависит окончание)

- Прочитайте название темы урока на с.89 учебника. (Три склонения имён существительных).

- Подберите однокоренные слова к слову склонение (Склониться, склоняться, поклон, склоненный).

- Что значит «имя существительное склоняется»? (Изменяется по числам и падежам)

- Сформулируйте задачи урока (узнать, что такое склонение имен существительных; какие бывают группы склонений, как их отличить, научиться определять склонение имен существительных).

  1. Работа по теме урока.

А) Практическая работа – исследование (Приложение 3 Карточки для практической групповой работы).

Сначала каждый учащийся получает индивидуальную карточку и работает с ней около 5 минут. Затем учащиеся объединяются в три группы по цвету карточек, сравнивают свои работы, обобщают, делают выводы (План исследования на слайде 6, по этому же плану дети делают отчет). Сообщают свои выводы всему классу. По мере рассказа к доске крепится наглядность (Приложение 4)

Б) Правило.

- Итак, группы выяснили, что слова женского и мужского рода с окончаниями –а, -я относятся к первому типу склонения. Слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –о, -е – это слова второго типа склонения. К третьему типу склонения относятся слова женского рода с нулевым окончанием (При рассказе учитель показывает на слайд).

- Расскажите правило друг другу в паре по очереди, глядя на слайд презентации. (Работают в паре, по завершении работы подают сигнал – сцепленные «домиком» руки)

Физкультминутка. Устали сидеть? Надо немного подвигаться. Для обозначения типа склонения надо хорошо определять род имен существительных. Если я назову слово женского рода – наклонитесь, мужского – подпрыгните, среднего – присядьте. Слон, озеро, девочка, воображение, коллекция, коллектив и т.д.

  1. Закрепление.

- Как у слова определить склонение? (выделить окончание и определить род)

- Я вас приглашаю в сказочный мир погулять по «Лесу склонений» (Слайд 7). Мы не просто будем гулять по лесу, но и определим склонение у слов, живущих в этом лесу (Например: береза – 1 склонение, ель – третье, филин – второе, несколько примеров ребята записывают с устным объяснением, остальные слова разбирают устно).

  1. Рефлексия. Игра «Правда-ложь».

- Поиграем в игру. Если я скажу правду, вы нарисуете в тетради «+», если солгу – рисуете «-». 1) В русском языке выделяют три типа склонения имени существительного. 2) Склонение – это изменение существительного по числам, падежам и родам. 3) Слово «земля» отнесем к 3 склонению, потому что оно женского рода. 4) Чтобы определить склонение, надо у слова определить род и выделить окончание. 5) Слово «склонение» относиться ко 2 склонению.

Устная проверка с обсуждением. Ответ: +, -, -, +, +.

- Поднимите руку, кто доволен своим результатом? Остальные не огорчайтесь, над этой темой мы еще будем работать не один урок.

  1. Подведение итогов урока.

- Вспомните тему урока. Какие задачи ставили (Слайд 9)? Все ли задачи удалось решить? (Отвечают на вопросы)

-Что такое склонение? (Изменение существительного по числам и падежам).

- Какие группы склонений бывают? (Первое, второе и третье).

- Какие слова отнесем к 1 склонению, второму, третьему?

- Как определить склонение? (По роду и окончанию существительного)

  1. Домашнее задание.

Всем: Найти и записать по 2 слова каждого типа склонения. Всего 6 слов. По желанию: Нарисовать свой лес склонений.

- Слово быстро изменяю,
Пишу его по падежам.
Склоненьем это называю
Запомнить это надо нам.

Спасибо за работу. Урок окончен.

Источники:

  1. Файзуллина Альдина Иршатовна. Орг.момент в стихах для младших классов. Режим доступа:  https://infourok.ru/orgmoment-v-stihah-dlya-mladshih-klassov-1155399.html
  2. Шаповалова О.А. Русский язык. 4 класс. Карточки заданий. – Саратов: Лицей, 2013.
  3. О.Л.Соболева, В.В.Агафонов. Тайны страны Акитаммарг, или удивительные путешествия с Запятайкиным. Издательство «Феникс» ростов-на-Дону, 1994. (Картинка «Лес склонений»)

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (8)

сменить сортировку
Ильина Оксана Геннадьевна, 09.11.19 в 17:12 2Ответить Пожаловаться
Анторина Владимировна,спасибо за отличный урок!
Россиева Антонина Владимировна, 09.11.19 в 22:20 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за высокую оценку..Очень приятно))
Горбачёва Марина Юрьевна, 09.11.19 в 17:55 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за качественный ресурс!
Россиева Антонина Владимировна, 09.11.19 в 22:21 1Ответить Пожаловаться
Очень приятно Ваше внимание! СПасибо за комментарий!
Голдина Лилия Вильевна, 10.11.19 в 14:13 2Ответить Пожаловаться
Антонина Владимировна, большое спаибо за представленный ресурс. Урок насыщенный, используются различные формы работы. Но у меня вопрос: в карточках для групповой работы даны слова, в которых нужно определить род(мама, дядя, Аня, пень и т.д.), а в третьем задании (во всех карточках) нужно изменить по падежам слово МАМА. Например, 1. Определи род слова поле - ____род.
2. Выдели окончание. Окончание - ___.
3. Измени слова мама в единственном числе по падежам, выдели окончания.
Это так и должно быть? Я понимаю, нужно и в третьем задании работать с тем же словом? Или я ошибаюсь.
Россиева Антонина Владимировна, 10.11.19 в 14:34 2Ответить Пожаловаться
Конечно же, ошибка... Большое спасибо, моя внимательная коллега... Как же хорошо, что Вы не прошли мимо, а указали на недочет - у меня завтра этот урок... вышел бы казус) Еще раз спасибо - все исправила)
Голдина Лилия Вильевна, 10.11.19 в 14:43 1Ответить Пожаловаться
Вот и здорово, что вовремя заметили. Удачи в проведении урока.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.