Урок русского языка в 4 классе «Закрепление правописаний личных окончаний глаголов I и II спряжения»

3
0
Материал опубликован 17 January 2022 в группе

Летуновская С.А.

4 класс

Русский язык

Урок закрепления

Тема: «Закрепление правописаний личных окончаний глаголов I и II спряжения».

Цель урока: формирование умения правильно писать личные безударные окончания глаголов I и II спряжения.

Задачи:

образовательные: повторить спряжение глаголов; закрепить алгоритм правописания личных безударных окончаний глаголов I и II спряжения; упражняться в правописании личных окончаний глаголов I и II спряжения;

развивающие: развитие мыслительных операций: синтеза, анализа, обобщения;

воспитательные: воспитание чувства товарищества, уважения к собеседнику.

Дидактические средства:

Для учителя: учебник «Русский язык. 4 класс» Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, электронное приложение к учебнику (CD), рабочая тетрадь «Русский язык. 4 класс» Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина.

Для обучающихся: тетрадь, учебник «Русский язык. 4 класс» Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, лист работы учащегося, рабочая тетрадь «Русский язык. 4 класс» Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, электронное приложение к учебнику (CD).

Технические средства: компьютер, проектор

Этап урока

Ход урока

Формирование УУД, ТОУУ (оценивания учебных успехов)

1.

Мотивация к учебной деятельности

Приветствие, проверка готовности к уроку


t1642436022aa.png

Проблемная ситуация:

- Ваня (Аня и Ваня, профессор Иван Иванович Самоваров – персонажи учебника, сопровождающие ребят при изучении учебного материала) тоже готовился к уроку русского языка и подобрал загадку, отгадайте ее.

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто  что делаИт, расскажИт.

ЧертЕт, дышЕт   иль поёт,

ВышиваИт, или пашИт,

Или забива_т гол,

Варит, жарит, моИт, чистЕт

– всё расскажет нам …                             (глагол)

Но, когда Ваня писал, компьютер подчеркнул некоторые слова красным цветом, почему?

Определение темы урока

- Какую тему нужно повторить Ване? («Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения»)

Да, эта тема вызывает затруднения у многих. Наш урок будет посвящен именно ей.


- Сформулируем цель урока и задачи:

знать алгоритм правописания личных окончаний глаголов I и II спряжения;

вспомнить …, повторить…,

упражняться …

- В начале урока определим ваш настрой на работу на «Лесенке успеха» (кто-то с опаской приступает к работе – боится, что будет трудно; кто-то уверен в своих силах и т.д.), отметьте галочкой нужную ступеньку В конце урока – опять вернемся к лесенке успеха (Приложение 1, задание №1)


t1642436022ab.png

Определение хода урока

Маршрут нашего урока:

1. Учебный старт (вспомним изученную информацию, необходимую для работы)

2. Электронный консультант

3. Редактор

4. Самооценка

- На каждом этапе свою работу вы будете оценивать в таблице самооценки (Приложение 1). Зеленый цвет – хороший багаж знаний, желтый – надо еще потрудиться, красный цвет – приложи максимум усилий.

Регулятивные (Р):

волевая саморегуляция.

Личностные (Л): установление связи между учебной деятельностью и ее мотивом

Коммуникативные (К): умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других



2.

Актуализация знаний и пробное учебное действие.

«Учебный старт»

- Вспомним, как должен был действовать Ваня, чтобы правильно написать глаголы.

-Расположите пункты алгоритма в правильном порядке (Приложение 1, задание №2)

- Проверяем:

t1642436022ae.png

Познавательные (П):

работать с информацией, представленной в разных формах; формирование логического мышления, умения проводить операции синтеза и анализа;

формулирование проблемы

(Р):

осознание того, что уже усвоено, и что нужно усвоить; осознание качества и уровня усвоения.

(К): умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других

3.

Выявление места и причины затруднения.

Построение проекта выхода из затруднения

- Вспомним, какие глаголы относятся к первому спряжению, а какие ко второму. Заполните пропуски (1 вариант заполняет «Спряжение глаголов», 2 вариант - «Личные окончания глаголов») (Приложение 1, задание №3)

Спряжение глаголов:


I спр. - глаголы на _____________________________________

+исключения:_______________________

II спр. – глаголы на ________________________ + исключения:


гнать, ________________, смотреть и ________________, дышать, ________________, ненавидеть,

и обидеть, и_____________________,

и зависеть, и __________________,

Вы запомните, друзья, их на –е спрягать нельзя!

Личные окончания глаголов


1 спр.

2 спр.

Ед.ч.

Мн.ч.

Ед.ч.

Мн.ч.

1-е л.





2-е л.





3-е л.





- Проверяем.


(П):формулирование проблемы; формирование логического мышления, умения проводить операции синтеза, анализа, обобщения;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

(Р): составление плана и последовательности действий; волевая саморегуляция

(К): умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других

4.

Реализация построенного проекта и первичное закрепление во внешней речи

Работа с комментированием у доски и в тетрадях.

- Поможем Ване, исправим загадку, запишем её правильно.

Образец рассуждения:

Дела_т – делать, 1 спр. – делаЕт,

Расскаж_т – рассказать, 1 спр, - расскажЕт

Черт_т – чертить, 2 спр. – чертИт

Дыш_т – дышать, 2 спр. – дышИт,

Вышива_т- вышивать, 1 , вышиваЕт

Паш_т – пахать, 1 - пашЕт.

(Записать глагол в инфинитиве, определить спряжение, выделить окончание)

(П): контроль и оценка процесса и результатов деятельности; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

(К): умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью



Физ.пауза

- Встаньте у парты. Я назову различные части речи. Когда услышите прилагательное, делайте волнообразные движения руками существительное – хлопайте в ладоши, глагол – выполняйте ходьбу на месте.



5.

Самостоятельная работа с проверкой по образцу













«Электронный консультант»


- Мы исправили работу Вани, а сами сможете правильно записать глаголы?


Самостоятельная работа (Приложение 1, задание №4).


Волны вспен_ тся

Он постро_т

Музыка заигра_т

Мы буд_м

Мы нарису_м

Ты вылеч_шь


Проверка с экрана (электронное приложение к учебнику)

(П): анализ объектов, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

(Р) осознание качества и уровня усвоения

(К): планирование учебного сотрудничества с товарищем; управление поведением партнера

(Л): умение оценивать себя на основе критерия успешности

6.

Включение в систему знаний и повторение

«Редактор»

- Спишите предложения. Замените глаголы синонимами. Укажите спряжение, выделите окончания.

Идет (шагает) радостная весна. Исчезает (тает) последний снег в лесу. С неба глядит (смотрит) на тебя весеннее солнце.

Сосновый бор озаряется (освещается) его ласковыми лучами.

t1642436022af.png

- Достигли ли мы цели урока? Почему? Чтобы проверить, выполните проверочную работу: 1 вариант – работает за ноутбуком (Электронное приложение к учебнику «Русский язык. 4 класс» Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина),

2 вариант – в рабочей тетради на печатной основе с.75. Затем меняются.

(П): анализ объектов, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

(Р) осознание качества и уровня усвоения

(К): умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других



7.

Рефлексия. Итог урока.

«Самооценка»

- Сложной ли сегодня для вас была тема урока?

- Как же нужно действовать, чтобы правильно писать безударные личные окончания глаголов?

- Вернемся к «Лесенке успеха», отметьте, на какой ступеньке вы оказались в конце урока. Кто спустился вниз? Кто остался на прежнем уровне? Кто взобрался выше?


Д/з - разноуровневое:

1 уровень: упр.45 с.76;

2 уровень – творческое, более сложное – придумать и записать рассказ из 10 предложений, используя глаголы исключения в настоящем времени.


(Р): выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что нужно еще усвоить, осознание качества и уровня усвоения

(К): умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

(Л): самооценка, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности


Приложение 1

Лист работы учащегося ____________________ (Ф.И.)

"Лесенка успеха" 

t1642436022ag.gif 



- Восстанови порядок «шагов» в алгоритме:

2. Алгоритм написания личных окончаний глаголов


Определить, ударное или безударное окончание.

Безударное

                       Ударное

t1642436022ah.gif                           t1642436022ai.gif


                           Пишу, как слышится


___ Установить, на что оканчивается глагол и определить спряжение.

___ Записать нужное окончание.

___ Вспомнить личные окончания глаголов этого спряжения.

___ Поставить глагол в неопределенную форму


3. Спряжение глаголов:


I спр. – глаголы на ____________________________________________ + исключения

II спр. – глаголы на ________________________ + исключения:

Гнать, ________________, смотреть и ________________, дышать, ________________, ненавидеть,

и обидеть, и_____________________,

и зависеть, и __________________,

Вы запомните, друзья, их на –е спрягать нельзя!

Личные окончания глаголов



1 спр.

2 спр.

Ед.ч.

Мн.ч.

Ед.ч.

Мн.ч.

1-е л.





2-е л.





3-е л.






4. Электронный консультант

Вставь пропущенные буквы. В скобках запиши глагол в инфинитиве, определи спряжение, выдели окончания данных глаголов).

Волны вспен_ тся ( __________________________).

Он постро_т (_____________________________).

Музыка заигра_т (________________________________).

Мы буд_м (_______________________).

Мы нарису_м (___________________________).

Ты вылеч_шь (___________________________ ) ​​​​​​​

Таблица самооценки

Задание

Примечания

Самооценка


1.Учебный старт




t1642436022aj.gif​​​​​​​

2. Электронный консультант


t1642436022ak.gif

3. Редактор



t1642436022aj.gif

4. Проверочная работа


t1642436022aj.gif

Активность на уроке


t1642436022aj.gif

Общая отметка за урок


t1642436022al.gif


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации