Урок русского языка в 4 классе «Закрепление правописаний личных окончаний глаголов I и II спряжения»
Летуновская С.А.
4 класс
Русский язык
Урок закрепления
Тема: «Закрепление правописаний личных окончаний глаголов I и II спряжения».
Цель урока: формирование умения правильно писать личные безударные окончания глаголов I и II спряжения.
Задачи:
образовательные: повторить спряжение глаголов; закрепить алгоритм правописания личных безударных окончаний глаголов I и II спряжения; упражняться в правописании личных окончаний глаголов I и II спряжения;
развивающие: развитие мыслительных операций: синтеза, анализа, обобщения;
воспитательные: воспитание чувства товарищества, уважения к собеседнику.
Дидактические средства:
Для учителя: учебник «Русский язык. 4 класс» Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, электронное приложение к учебнику (CD), рабочая тетрадь «Русский язык. 4 класс» Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина.
Для обучающихся: тетрадь, учебник «Русский язык. 4 класс» Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, лист работы учащегося, рабочая тетрадь «Русский язык. 4 класс» Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, электронное приложение к учебнику (CD).
Технические средства: компьютер, проектор
№ | Этап урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (оценивания учебных успехов) | ||||||||||||||||||||||||
1. | Мотивация к учебной деятельности | Приветствие, проверка готовности к уроку Проблемная ситуация: - Ваня (Аня и Ваня, профессор Иван Иванович Самоваров – персонажи учебника, сопровождающие ребят при изучении учебного материала) тоже готовился к уроку русского языка и подобрал загадку, отгадайте ее. Интересная часть речи В русском языке живет. Кто что делаИт, расскажИт. ЧертЕт, дышЕт иль поёт, ВышиваИт, или пашИт, Или забива_т гол, Варит, жарит, моИт, чистЕт – всё расскажет нам … (глагол) Но, когда Ваня писал, компьютер подчеркнул некоторые слова красным цветом, почему? Определение темы урока - Какую тему нужно повторить Ване? («Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения») Да, эта тема вызывает затруднения у многих. Наш урок будет посвящен именно ей. - Сформулируем цель урока и задачи: знать алгоритм правописания личных окончаний глаголов I и II спряжения; вспомнить …, повторить…, упражняться … - В начале урока определим ваш настрой на работу на «Лесенке успеха» (кто-то с опаской приступает к работе – боится, что будет трудно; кто-то уверен в своих силах и т.д.), отметьте галочкой нужную ступеньку В конце урока – опять вернемся к лесенке успеха (Приложение 1, задание №1) Определение хода урока Маршрут нашего урока: 1. Учебный старт (вспомним изученную информацию, необходимую для работы) 2. Электронный консультант 3. Редактор 4. Самооценка - На каждом этапе свою работу вы будете оценивать в таблице самооценки (Приложение 1). Зеленый цвет – хороший багаж знаний, желтый – надо еще потрудиться, красный цвет – приложи максимум усилий. | Регулятивные (Р): волевая саморегуляция. Личностные (Л): установление связи между учебной деятельностью и ее мотивом Коммуникативные (К): умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других | ||||||||||||||||||||||||
2. | Актуализация знаний и пробное учебное действие. | «Учебный старт» - Вспомним, как должен был действовать Ваня, чтобы правильно написать глаголы. -Расположите пункты алгоритма в правильном порядке (Приложение 1, задание №2) - Проверяем: | Познавательные (П): работать с информацией, представленной в разных формах; формирование логического мышления, умения проводить операции синтеза и анализа; формулирование проблемы (Р): осознание того, что уже усвоено, и что нужно усвоить; осознание качества и уровня усвоения. (К): умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других | ||||||||||||||||||||||||
3. | Выявление места и причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения | - Вспомним, какие глаголы относятся к первому спряжению, а какие ко второму. Заполните пропуски (1 вариант заполняет «Спряжение глаголов», 2 вариант - «Личные окончания глаголов») (Приложение 1, задание №3) Спряжение глаголов: I спр. - глаголы на _____________________________________ +исключения:_______________________ II спр. – глаголы на ________________________ + исключения: гнать, ________________, смотреть и ________________, дышать, ________________, ненавидеть, и обидеть, и_____________________, и зависеть, и __________________, Вы запомните, друзья, их на –е спрягать нельзя! Личные окончания глаголов
- Проверяем. | (П):формулирование проблемы; формирование логического мышления, умения проводить операции синтеза, анализа, обобщения; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (Р): составление плана и последовательности действий; волевая саморегуляция (К): умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других | ||||||||||||||||||||||||
4. | Реализация построенного проекта и первичное закрепление во внешней речи | Работа с комментированием у доски и в тетрадях. - Поможем Ване, исправим загадку, запишем её правильно. Образец рассуждения: Дела_т – делать, 1 спр. – делаЕт, Расскаж_т – рассказать, 1 спр, - расскажЕт Черт_т – чертить, 2 спр. – чертИт Дыш_т – дышать, 2 спр. – дышИт, Вышива_т- вышивать, 1 , вышиваЕт Паш_т – пахать, 1 - пашЕт. (Записать глагол в инфинитиве, определить спряжение, выделить окончание) | (П): контроль и оценка процесса и результатов деятельности; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (К): умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью | ||||||||||||||||||||||||
Физ.пауза | - Встаньте у парты. Я назову различные части речи. Когда услышите прилагательное, делайте волнообразные движения руками существительное – хлопайте в ладоши, глагол – выполняйте ходьбу на месте. | ||||||||||||||||||||||||||
5. | Самостоятельная работа с проверкой по образцу | «Электронный консультант» - Мы исправили работу Вани, а сами сможете правильно записать глаголы? Самостоятельная работа (Приложение 1, задание №4). Волны вспен_ тся Он постро_т Музыка заигра_т Мы буд_м Мы нарису_м Ты вылеч_шь Проверка с экрана (электронное приложение к учебнику) | (П): анализ объектов, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; (Р) осознание качества и уровня усвоения (К): планирование учебного сотрудничества с товарищем; управление поведением партнера (Л): умение оценивать себя на основе критерия успешности | ||||||||||||||||||||||||
6. | Включение в систему знаний и повторение | «Редактор» - Спишите предложения. Замените глаголы синонимами. Укажите спряжение, выделите окончания. Идет (шагает) радостная весна. Исчезает (тает) последний снег в лесу. С неба глядит (смотрит) на тебя весеннее солнце. Сосновый бор озаряется (освещается) его ласковыми лучами. - Достигли ли мы цели урока? Почему? Чтобы проверить, выполните проверочную работу: 1 вариант – работает за ноутбуком (Электронное приложение к учебнику «Русский язык. 4 класс» Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина), 2 вариант – в рабочей тетради на печатной основе с.75. Затем меняются. | (П): анализ объектов, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; (Р) осознание качества и уровня усвоения (К): умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других | ||||||||||||||||||||||||
7. | Рефлексия. Итог урока. | «Самооценка» - Сложной ли сегодня для вас была тема урока? - Как же нужно действовать, чтобы правильно писать безударные личные окончания глаголов? - Вернемся к «Лесенке успеха», отметьте, на какой ступеньке вы оказались в конце урока. Кто спустился вниз? Кто остался на прежнем уровне? Кто взобрался выше? Д/з - разноуровневое: 1 уровень: упр.45 с.76; 2 уровень – творческое, более сложное – придумать и записать рассказ из 10 предложений, используя глаголы исключения в настоящем времени. | (Р): выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что нужно еще усвоить, осознание качества и уровня усвоения (К): умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью (Л): самооценка, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности |
Приложение 1
Лист работы учащегося ____________________ (Ф.И.)
"Лесенка успеха"
- Восстанови порядок «шагов» в алгоритме:
2. Алгоритм написания личных окончаний глаголов
Определить, ударное или безударное окончание.
Безударное
Ударное
Пишу, как слышится
___ Установить, на что оканчивается глагол и определить спряжение.
___ Записать нужное окончание.
___ Вспомнить личные окончания глаголов этого спряжения.
___ Поставить глагол в неопределенную форму
3. Спряжение глаголов:
I спр. – глаголы на ____________________________________________ + исключения
II спр. – глаголы на ________________________ + исключения:
Гнать, ________________, смотреть и ________________, дышать, ________________, ненавидеть,
и обидеть, и_____________________,
и зависеть, и __________________,
Вы запомните, друзья, их на –е спрягать нельзя!
Личные окончания глаголов
1 спр. | 2 спр. | |||
Ед.ч. | Мн.ч. | Ед.ч. | Мн.ч. | |
1-е л. | ||||
2-е л. | ||||
3-е л. |
4. Электронный консультант
Вставь пропущенные буквы. В скобках запиши глагол в инфинитиве, определи спряжение, выдели окончания данных глаголов).
Волны вспен_ тся ( __________________________).
Он постро_т (_____________________________).
Музыка заигра_т (________________________________).
Мы буд_м (_______________________).
Мы нарису_м (___________________________).
Ты вылеч_шь (___________________________ )
Таблица самооценки
Задание | Примечания | Самооценка |
1.Учебный старт | | |
2. Электронный консультант | ||
3. Редактор | ||
4. Проверочная работа | ||
Активность на уроке | ||
Общая отметка за урок |