12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Улыбышева Ирина Юрьевна35

МБОУ СШ №37 г. Липецка

Учитель – Улыбышева Ирина Юрьевна

Предмет – русский язык

Класс – 5

Методическое обеспечение:

  • рабочая программа;
  • Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений./ Под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта. –М.: Дрофа, 2016;
  • Л.И.Мальцева. Тематические тесты по программам М.М.Разумовской и др.; С.И.Львовой и др.- М.: НИИ школьных технологий, 2017.

Тема: «Правописание приставок»

Цели урока:

Предметные:

закрепление умений и навыков нахождения в словах приставок, определение условия выбора букв з и с на конце приставок и правильного их написания, повторение изученного по теме «Морфемика. Словообразование», умение работать с синонимами и антонимами, пользоваться орфографическим и толковым словарями для определения и уточнения написания слов и толкования их лексических значений.

Метапредметные:

адекватное понимание информации: определение темы и цели урока, формирование навыков отбора, систематизации материала на тему; развитие умений делать выводы, принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях, работать в команде.

Личностные:

обогащение духовного мира учащихся, расширение их кругозора, воспитание лучших черт характера путем приобщения к нравственным ценностям языка.


Задачи урока:

образовательные:

обучать постановке цели занятия, организации процесса ее достижения;

обучать организации планирования, анализа, самооценки и рефлексии учебно-познавательной деятельности;

обучать самостоятельному и коллективному поиску доказательств, умению отыскивать причины лингвистических явлений.

воспитательные:

воспитывать ценностное отношение к родному языку;

воспитывать толерантность в отношении к чужому мнению;

воспитывать способность делать правильный нравственный выбор.

развивающие:

развивать диалогическую и монологическую речь учащихся;

развивать умение сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

развивать орфографическую зоркость;

развивать у учащихся самостоятельность мышления в процессе учебной деятельности.

Задачи, направленные на социализацию личности:

осуществлять сотрудничество с учащимися для достижения совместного результата;

предоставлять ученику пространство для самоопределения, принятия решений;

формировать навыки общения, умение обосновывать, отстаивать свое мнение.

Тип урока:  урок развивающего контроля

Оборудование: учебник; «Справочные материалы» (тетрадь-помощница);

компьютер, мультимедийный проектор, экран; раздаточный материал; мультимедийная презентация «Правописание приставок на -з, -с»; интерактивный тренажер «Буквы з и с на конце приставок» (автор Воропаева Н.А., учитель русского языка и литературы МБОУ лицея №5 г.Ельца Липецкой области).

Структура урока

Организационный этап.

Целеполагание.

Повторение изученного теоретического материала по разделу «Морфемика. Словообразование».

Закрепление изученного по теме «Правописание приставок» Практикум.

Итоговый вывод.

Домашнее задание.

Выставление оценок.

Рефлексия.


Ход урока:

Организационный этап. Приветствие. Активизация внимания Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: Ребята! У меня сегодня особое, приподнятое настроение, потому что впереди интересный, насыщенный урок. А кто из вас желает присоединиться ко мне? Если вы готовы слушать и слышать меня и друг друга, размышлять, сопоставлять, приглашаю вас к сотрудничеству.

Какой теме мы посвятили предыдущие уроки русского языка? Как вы считаете, можно ли считать эту тему исчерпанной, изученной до конца? Стоит ли нам посвятить еще один урок закреплению, обобщению знаний по этой интересной теме?

(Запись учащимися темы урока: «Правописание приставок»)

Учитель: Нам необходимо настроиться, собраться, ведь предстоит решать трудные задачи.

Вместе со мной произнесем знакомые вам волшебные слова:

Я скажу себе, друзья,

Не боюсь я никогда

Ни диктанта, ни контрольной,

Ни стихов и ни задач,

Ни проблем, ни неудач.

Я спокоен, терпелив,

Сдержан я и не болтлив.

Просто не люблю я страх.

Я держу себя в руках.

II. Целеполагание

Учитель: Ребята, как вы думаете, что на этом уроке нам предстоит выполнить?

Какие цели мы перед собой поставим?

Учащиеся: - Закрепить навык правописания приставок, оканчивающихся

на -з, -с.

- Повторить правило правописания приставок, которые пишутся

всегда одинаково.

- Совершенствовать умение видеть структуру слова.

- Продолжить работу над пополнением словарного запаса.

- Развивать устную речь.

- Воспитывать в себе посредством языка хорошие качества

характера.

Повторение изученного теоретического материала по разделу

«Морфемика. Словообразование».

Учитель: Мы отправляемся в путь. А в пути нам всегда помогал волшебный клубочек.

Игра «Волшебный клубочек»

(Ученики отвечают на вопросы учителя, передавая друг другу клубочек из шерстяных ниток)

Учитель: Что изучает морфемика? Словообразование?

Что такое морфемика?

Какие морфемы вы знаете?

Какая морфема является главной значимой частью слова и почему?

Какие морфемы участвуют в процессе словообразования?

Какие способы словообразования вам известны?

Какая из морфем образует формы слова?

Какую роль она выполняет в словосочетании и предложении?

У каких слов нет окончаний? Почему?

Для чего, на ваш взгляд, надо изучать состав слова?

Ребята, думаю, что наша разминка прошла очень успешно. Мы готовы перейти к самому главному – решению лингвистических задач по теме «Правописание приставок». Для начала проведем небольшое исследование.

IV. Закрепление изученного по теме «Правописание приставок». Практикум.

1) Исследовательский этап. Работа в парах.

Учитель: Сравнив строение слов каждой группы, найдите «лишнее» слово:

а) изгородь, искра, изнанка;

б) здоровье, здание, срез;

в) расписание, растение, расколоть.

(Учащиеся обосновывают ответ)

Вывод: Чтобы не ошибиться в правописании, нужно видеть строение слова.

2) Повторение теоретических сведений о правописании приставок.

Учитель: Ребята, можно ли без знания правила верно написать приставку, даже если вы ее правильно выделите ?

Перед вами схема. Расскажите своему соседу по парте о правописании приставок, «читая» данную схему.

(Рассказ учащегося на грамматическую тему по предложенной схеме. Один ученик рассказывает, другой – уточняет, задает вопросы)

Учитель: Какие приставки пишутся всегда одинаково?

Как определить, какая согласная или пишется на конце приставки?

Назови все приставки на и .

Учащиеся: Без- - бес-, воз- - вос-, вз - -вс-, из- - ис-, низ- - нис-, раз- - рас-, чрез- -чрес-, через- - черес-.

Учитель: Какая фраза помогает запомнить все глухие согласные звуки?

Учащиеся: Фока, хочешь поесть щец?

Учитель: А звонкие?

Учащиеся: Ой, мы же не забывали о друге!)

Учитель: Существует ли приставка з-?

Учащиеся: Нет, есть приставка с-, она относится к неизменяемым приставкам. Пусть никто никогда не забудет: З приставкой не была и не будет!)

Учитель: В каких словах з является частью корня?

Учащиеся: Здесь, здешний, здание, здоровье, зги.)

Вывод: В приставках на -з (-с) перед звонкими согласными пишется з, а перед глухими .

Промежуточная рефлексия.

Учитель: Какие знания приблизили вас сегодня к важным выводам?

Что вызывало затруднения?

Что удалось?

Как вы оцениваете работу класса и свою собственную?

Физкультминутка.

Вот у нас физкультминутка.

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Говорить, читать, писать

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова!

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

3) Выполнение заданий на закрепление полученных знаний.

Упр. №1

Учитель: Следуя алгоритму, выберите букву з или с в приставке

Бес…болезненный, бе…заботный, ра…гадать, и…править, ра…чистить, ра…щелина, бе…ценный, …жигать.

Алгоритм решения лингвистической задачи

Подбираем однокоренные слова и выделяем корень.

Если есть приставка, находим ее и определяем вид орфограммы.

Если это вторая группа приставок, то устанавливаем по начальной согласной корня, какую букву, з (с), следует писать в конце приставки.

Упр. №2

Учитель: Подберите к данным словам синонимы с приставкой без- (бес-), обозначьте приставки и условие выбора букв з и с.

Вспомним: что такое синонимы?

1. Не имеющий жалости, душевной теплоты – жестокий, бездушный, безжалостный.

2. Не могущий сам, без посторонней помощи справиться с трудностями - слабый, беспомощный, безвольный.

3. Лишенный порядка, системы- хаотический, беспорядочный, бессмысленный.

4. Не испытывающий страха – смелый, бесстрашный.

Упр. №3

Учитель: К данным словам подберите и запишите антонимы с приставками на -з (-с).

Что такое антонимы?

Учащиеся: Полезный – бесполезный,

живой – безжизненный,

честь – бесчестье,

закат – рассвет,

незнакомый – известный,

завязка – развязка.

Упр. №4

Работа с лексическим значением слов с помощью толкового словаря (предварительное домашнее задание готовили 2 ученика).

Учитель: Добавьте приставку через- (черес-) или чрез- (чрес-) к приведенным частям слова.

Учащиеся: Чрезмерный, чрезвычайный, чересчур, чересседельник.

Учитель: Определите лексическое значение получившихся слов.

(Ответы учащихся)

Вывод: Если сомневаешься в правописании, обращайся к орфографическому словарю. Если не знаешь значения слова, воспользуйся толковым словарём.

Работа с текстом.

Учитель: Определите тему текста, идею, тип речи.

В тексте много примеров на правописание приставок.

Выпишите эти слова, обозначьте орфограмму.

Работа с интерактивным тренажером «Буквы з и с на конце приставок»

Учитель: Давайте поможем известному герою мультфильма Вовке не заблудиться в Тридевятом царстве, принять правильное решение. В этом нам поможет учебный тренажер.

(Задание выполняется по вариантам)

V. Итоговый вывод

Учитель: Ребята, вы тоже еще дети, познающие этот мир, как герой текста маленький олененок Бемби. Перед вами долгая, интересная, насыщенная впечатлениями, событиями, встречами дорога.

Главное – не потеряться в пути и определить для себя: каким быть, а каким быть нельзя.

Разобраться в этом сегодня нам опять помогут приставки на -з, -с .

VI. Домашнее задание

Сочинение лингвистической сказки на тему «Правописание приставок» (по группам)

VII. Подведение итогов

Выставление оценок за урок.

Комментирование оценок.

VIII. Рефлексия

Учитель: Вот и подошел к концу наш урок. Мне бы очень хотелось узнать, какое впечатление он на вас произвел.

Кто доволен своей работой на уроке?

Удалось ли нам достичь поставленных целей? Почему?

Я прошу вас закончить фразы:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я научился…

Меня удивило…

Я посоветую своим друзьям…

У вас на столах «листочки рефлексии». Определите, пожалуйста, свое отношение к уроку.

Перед вами «смайлики», выражающее разное настроение: «у меня прекрасное настроение», «у меня плохое настроение», «у меня обычное ровное настроение». Выберите тот, который соответствует вашему настроению, и перед уходом из кабинета прикрепите к магнитной доске.

Спасибо за урок!



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Ахметшина Наталья Юрьевна, 01.11.19 в 09:52 1 Ответить Пожаловаться
Ирина Юрьевна, у вас в оборудовании к уроку заявлены "мультимедийная презентация «Правописание приставок на -з, -с»; интерактивный тренажер «Буквы з и с на конце приставок»", однако в ходе урока Вы к ним не обращаетесь.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.