Урок русского языка в 5 классе «-Тся, -ться в глаголах»
-Ться и -тся в глаголах
Цели (УУД):
1. Понимать роль глаголов в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. 2. Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования, условия выбора написания -тся и -ться в глаголах. 3. Преобразовывать информацию (в таблицу, схему, алгоритм, ключевые владеть способом действия при выборе написания; употреблять в речи глаголы данных форм.
Ход урока
1.Словарь: таять, сеять, веять, реять, каяться, маяться, надеяться, лелеять, лаять, затеять (1 спр.), клеить (2 спр.)
2 Проверка изученного «Мини – тест»
Вставь где необходимо «ь». Подчеркни лишнее слово.
А) береч_, жгуч_, задач_;
Б) печ_, стрич_, нож_;
В) жеч_, мыш_, рож_
3. Подготовка к восприятию нового материала.
Голубым хрусталём заг_рается на заре Венера и туман нач_нает клубиться над водой.
1 Вставь и объясни пропущенные буквы и знаки препинания.
2 Построй схему предложения.
3 Выпиши глаголы с словами, от которых они зависят, задай вопрос.
Вывод: ться пишем в глаголе, если он отвечает на вопрос что делать?; тся – что делает?
4 От чего зависит написание -тся, ться в глаголе? (с.106) (Учащиеся формулируют правило, строят алгоритм ответа)
5 Запись с комментированием.
Белый снег пушистый в воздухе кружи(тся, ться) и на землю тихо падает, ложи(тся, ться). Тот труда (не) бои(тся, ться) кто умеет труди(ться, тся).
6) № 633
7) Д/з с.106, словарь, № 634, как в классе (Списать, поставить вопрос, выделить орфограмму)