12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лазарева Екатерина Вячеславовна69

Урок русского языка в 6 классе

Тема: «Разносклоняемые имена существительные»

Тип урока: комбинированный

Цели:

Помочь учащимся усвоить разносклоняемые существительные, особенности их склонения, правописания.

Сформировать умение находить разносклоняемые существительные в тексте, склонять разносклоняемые существительные, обосновывать выбор гласных в окончаниях;

Совершенствовать навыки правильного написания падежных окончаний существительных, умение мыслить логически, сравнивать, обобщать;

Развивать умение работать как индивидуально, так и в паре;

Воспитывать любовь к родному языку.

Планируемые результаты:

Предметные: Повторить понятие разносклоняемых существительных; вспомнить особенности склонения существительных на –мя; видеть их в тексте, правильно склонять и употреблять в речи.

Метапредметные:

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования категории имени существительного;

Коммуникативные: определять способы взаимодействия в паре, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями;

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции;

Личностные:

Формирование устойчивой мотивации к изучению нового закреплению изученного.

Оборудование: учебник, компьютер, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

Организационный этап (2 мин)

- Здравствуйте, дети! Здравствуйте, класс!

Я очень рада видеть всех вас!

Очень надеюсь, что это взаимно

И что поработаем мы продуктивно.

Настроение у нас отличное, (слайд 2)

А улыбка дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Нам урок начинать пора!


- Проверьте, всё ли у вас имеется для работы на уроке.

(Проверяют готовность к уроку)

- Ребята, перед вами лежат рабочие листы. Заполните их. Запишите свою фамилию и дату. (Заполняют рабочие листы)

- Все к уроку готовы?

Тогда начинаем.

Не ленимся и не зеваем,

Смело руку поднимаем,

На вопросы отвечаем,

Все задания выполняем!

И не забываем оценивать себя и своего соседа. Для этого в ваших рабочих листах после каждого задания есть критерии и место для оценки.

Актуализация знаний, постановка цели и задач урока (5 мин)

- На предыдущих уроках вы начали повторять сведения о существительном, изученные в пятом классе. Сегодня мы с вами продолжим этот разговор. И сейчас для начала предлагаю вам проверить прочность ваших теоретических знаний.

Цель: Проверка знаний о склонении, проверка умения аргументировать ответ, определять тему и цели урока

Для начала давайте поиграем в игру «Верно-неверно». Убедительно вас прошу давать полные ответы. (Отвечают на вопросы, в случае затруднения обращаемся к таблице упр.217 на стр.175 учебника) (слайд 3-4)

1.Верно ли, что имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? (Верно)

2. Верно ли, что в русском языке три склонения: женское, мужское и среднее? (Неверно, мужской, женский, средний – это род, а склонение 1, 2, 3)

3. Верно ли, что склонение существительного – это изменение по падежам? (Верно)

4.Верно ли, что для определения склонения существительного нужно знать его род и окончание? (Верно)

5. Верно ли, что к 1 склонению относятся существительные только женского рода с нулевым окончанием? (Неверно, к 1 склонению относятся существительные м. и ж. р. с окончанием а, я)

6. Верно ли, что к 2 склонению относятся существительные только мужского рода с окончанием –а, -я? (Неверно, к 2 склонению относятся существительные м. р. нулевым окончанием и ср.р. с окончанием – о, -е)

7.Верно ли, что к 3 склонению относятся существительные женского рода с окончанием –а, -я? (Неверно, к 3 склонению относятся существительные ж.р. с нулевым окончанием и на шипящий с ь на конце).

-Молодцы! Я вижу, что теорию вы знаете хорошо. Теперь проверим ваши практические навыки. В своих рабочих листах найдите зад.1.

Создание проблемной ситуации.

Зад. 1. Цветной диктант: распределите слова по типам склонения, используя цвет: зелёный – 1склонение, жёлтый – 2 склонение, розовый – 3 склонение.

голова, нежность, золото, мяч, пламя, изморозь, сумрак, дядя, склон, дремота, россыпь, время. (выполняют задание) (слайд 5)

Самопроверка и оценка. Оцениваем так: без ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3», больше 5 ошибок –« 2 ». (слайд 6)

- Итак, все ли слова распределились по типам склонений? Какие слова остались? Почему? ( Не все слова удалось распределить по типам склонения, остались слова время и пламя, т.к они разносклоняемые) (отвечают на вопросы)

- Я думаю, вы уже догадались, что речь на уроке пойдёт о … разносклоняемых существительных. Запишите тему в соответствующую строчку рабочего листа. (записывают тему в соответствующую строку рабочего листа) (слайд 7)

- А теперь давайте подумаем, какова будет цель нашего урока, если с разносклоняемыми существительными вы познакомились ещё в 5 классе? (вспомнить, какие сущ. являются разносклоняемыми и почему; закрепить умение правильно их склонять; узнать что-то новое, например, как употреблять в речи такие слова) (отвечают на вопросы, ставят цель урока)

III. Повторение и закрепление ранее полученных знаний (7-10 мин)

-Давайте вспомним, сколько существительных относится к разносклоняемым? (11)

- Что это за шифр: БВВЗИППССТП? (первые буквы разносклоняемых существительных)

(отвечают на вопросы) (слайд 8)

Зад.2: запишите по памяти все разносклоняемые существительные в предложенном порядке. (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя, путь) Определите их род.

Выполняют задание в рабочем листе. При затруднении обращаются к упр.220 на стр.176 учебника. Самопроверка и оценка. (слайд 9)

- Почему эти существительные называются разносклоняемыми? Какие корни в этом сложном слове? (разное склонение, имеют окончания разных склонений) (отвечают на вопрос)

- Давайте исследуем особенности склонения этих существительных и докажем, что они действительно являются разносклоняемым.

Зад.3: просклоняйте слова ИМЯ, ПУТЬ (по вариантам), выделите суффикс и окончание. Впишите окончания в пустую графу таблицы, сопоставьте с падежными окончаниями существительных в таблице и сделайте вывод, заполнив пропуски в тексте. (выполняют задание) (слайд 10)

- А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте соседа. (Взаимопроверка и оценка.) (слайд 11-13)

- Итак, подведём итог нашего исследования. (читают вывод)

IV. Физкультминутка( 1-2 мин)

Сейчас мы с вами чуточку отдохнём,

Сидя, руки мы поднимем.
Спину к стулу мы прижмём.

Повернёмся мы назад.

Наш товарищ будет рад.

Головою мы покрутим.

Наклонимся мы вперёд.

Спину выгнем и потянем.

А теперь учёба ждёт. (делают разминку)

V. Получение новых знаний о разносклоняемых существительных. (7-10мин)

Создание проблемной ситуации.

Зад.4: образуйте от данных существительных форму множественного числа именительного и родительного падежа. (выполняют задание) (слайд 14)

Самопроверка и оценка. (слайд 15)

- У всех ли существительных вы смогли её образовать? Какие из этих существительных не имеют формы множественного числа? (бремя, вымя, темя, пламя)

- Какой вывод на основании этого исследования мы с вами можем сделать? (данные существительные имеют форму только единственного числа).

- Обращаю ваше внимание на формы семян, стремян: какой суффикс у этих слов?

Лингвистическая задача.

- Как вы думаете, какое разносклоняемое существительное чаще всего употребляется в русском языке? (существительное время)

- В нашей речи мы употребляем три варианта вопроса о времени: Который час? Сколько времени? Сколько время? (слайд 16)

Какой вопрос является  отступлением от нормы литературной речи? (Сколько время?) Почему? (потому что форма Р.п.- времени) (отвечают на вопросы)

- Совершенно верно. Вопрос "Сколько времени?" мы зададим в том случае, если разговор идет об отрезке времени, имеющем границы. Если же мы хотим узнать, сколько показывают часы, необходимо говорить "Который час?" (слайд 17)

VI.Контроль усвоения знаний по теме (2-3 мин)

- Чтобы обобщить всё, что мы с вами узнали сегодня на уроке, я предлагаю вам решить небольшой и несложный тест

Зад.5: решите тест. (решают тест)

- А теперь снова обменяйтесь тетрадями и проверьте соседа. (Взаимопроверка и оценка.) (слайд 18)

VII. Рефлексия (подведение итогов занятия) (3 мин)

- Давайте вспомним, какие цели мы с вами поставили к уроку? (вспомнить/повторить, закрепить, узнать новое)

Что мы вспомнили? (понятие «разносклоняемые существительные»)

Что закрепили? (умение их правильно склонять)

- Что нового узнали? (существительные бремя, вымя, темя, пламя имеют форму только единственного числа, особенности употребления слова время)

- Какие уже имеющиеся у вас знания понадобились на уроке?

- Какие знания, полученные на уроке, понадобятся вам в будущем?

- Где вы примените полученные знания? (отвечают)

- А теперь подсчитайте полученные баллы. Какую отметку вы заработали на уроке?

Оцениваем так: 20 б. – «5», 18-19 б. – «4», 17-10 б. – «3», меньше 10 б. – «У тебя не всё получилось, но ты можешь лучше!» (считают баллы, оценивают свою работу на уроке)

Рефлексия деятельности «Для меня сегодняшний урок…»

- Выберите строчку из стихотворения, которая соответствует вашему настроению после урока, подчеркните её. (слайд 19)

Урок полезен, всё понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Ещё придётся потрудиться.

Да, трудно всё-таки учиться!

VIII. Знакомство с д/з, инструктаж по его выполнению.

( в качестве домашнего задания учащимся предлагается раскраска по теме «Склонение имён существительных» из сборника Вовк С.М. «Альбом для творческих работ по русскому языку. 6 класс»)​​​​​​​


Технологическая карта урокаDOCX / 21.7 Кб
Ключи к заданиям рабочего листаDOCX / 1.52 Мб
Дополнение к рабочему листу учащегосяDOCX / 27.81 Кб
Рабочий лист учащегосяDOCX / 43.42 Кб
Урок русского языка "Разносклоняемые существительные"PPTX / 955.1 Кб

- А теперь оцените, пожалуйста, мою работу.

Вам понравился урок?

Знания пойдут вам впрок?

Вам - спасибо за урок! (слайд 20)


Источники

Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Е.А.Быстрова, Л.В.Кибиреева, Ю.Н.Гостева и др.; под ред.Е.А.Быстровой. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2016. (ФГОС.Инновационная школа).

Методическое пособие: тематическое и поурочное планирование к учебнику под ред. Е.А.Быстровой «Русский язык» для 6 классаобщеобразовательных организаций / М.В.Бабкина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014.

Вовк С.М. Альбом для творческих работ. 6 класс. (раскраска по теме «Склонение имён существительных)

https://infourok.ru/podborka-stihotvoreniy-dlya-organizacii-uroka-605533.html Подборка стихотворений для организации урока

https://mognovse.ru/qms-fizkuletminutki-v-stihah.html Физкультминутки в стихах

http://eztea.ru/главная_/sample-page/копилка/методы-и-приемы-рефлексии/







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.