Урок русского языка в 6 классе на тему «Разносклоняемые имена существительные»
Урок русского языка в 6 классе
Тема: «Разносклоняемые имена существительные»
Тип урока: комбинированный
Цели:
Помочь учащимся усвоить разносклоняемые существительные, особенности их склонения, правописания.
Сформировать умение находить разносклоняемые существительные в тексте, склонять разносклоняемые существительные, обосновывать выбор гласных в окончаниях;
Совершенствовать навыки правильного написания падежных окончаний существительных, умение мыслить логически, сравнивать, обобщать;
Развивать умение работать как индивидуально, так и в паре;
Воспитывать любовь к родному языку.
Планируемые результаты:
Предметные: Повторить понятие разносклоняемых существительных; вспомнить особенности склонения существительных на –мя; видеть их в тексте, правильно склонять и употреблять в речи.
Метапредметные:
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования категории имени существительного;
Коммуникативные: определять способы взаимодействия в паре, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями;
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции;
Личностные:
Формирование устойчивой мотивации к изучению нового закреплению изученного.
Оборудование: учебник, компьютер, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
Организационный этап (2 мин)
- Здравствуйте, дети! Здравствуйте, класс!
Я очень рада видеть всех вас!
Очень надеюсь, что это взаимно
И что поработаем мы продуктивно.
Настроение у нас отличное, (слайд 2)
А улыбка дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
Нам урок начинать пора!
- Проверьте, всё ли у вас имеется для работы на уроке.
(Проверяют готовность к уроку)
- Ребята, перед вами лежат рабочие листы. Заполните их. Запишите свою фамилию и дату. (Заполняют рабочие листы)
- Все к уроку готовы?
Тогда начинаем.
Не ленимся и не зеваем,
Смело руку поднимаем,
На вопросы отвечаем,
Все задания выполняем!
И не забываем оценивать себя и своего соседа. Для этого в ваших рабочих листах после каждого задания есть критерии и место для оценки.
Актуализация знаний, постановка цели и задач урока (5 мин)
- На предыдущих уроках вы начали повторять сведения о существительном, изученные в пятом классе. Сегодня мы с вами продолжим этот разговор. И сейчас для начала предлагаю вам проверить прочность ваших теоретических знаний.
Цель: Проверка знаний о склонении, проверка умения аргументировать ответ, определять тему и цели урока
Для начала давайте поиграем в игру «Верно-неверно». Убедительно вас прошу давать полные ответы. (Отвечают на вопросы, в случае затруднения обращаемся к таблице упр.217 на стр.175 учебника) (слайд 3-4)
1.Верно ли, что имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? (Верно)
2. Верно ли, что в русском языке три склонения: женское, мужское и среднее? (Неверно, мужской, женский, средний – это род, а склонение 1, 2, 3)
3. Верно ли, что склонение существительного – это изменение по падежам? (Верно)
4.Верно ли, что для определения склонения существительного нужно знать его род и окончание? (Верно)
5. Верно ли, что к 1 склонению относятся существительные только женского рода с нулевым окончанием? (Неверно, к 1 склонению относятся существительные м. и ж. р. с окончанием а, я)
6. Верно ли, что к 2 склонению относятся существительные только мужского рода с окончанием –а, -я? (Неверно, к 2 склонению относятся существительные м. р. нулевым окончанием и ср.р. с окончанием – о, -е)
7.Верно ли, что к 3 склонению относятся существительные женского рода с окончанием –а, -я? (Неверно, к 3 склонению относятся существительные ж.р. с нулевым окончанием и на шипящий с ь на конце).
-Молодцы! Я вижу, что теорию вы знаете хорошо. Теперь проверим ваши практические навыки. В своих рабочих листах найдите зад.1.
Создание проблемной ситуации.
Зад. 1. Цветной диктант: распределите слова по типам склонения, используя цвет: зелёный – 1склонение, жёлтый – 2 склонение, розовый – 3 склонение.
голова, нежность, золото, мяч, пламя, изморозь, сумрак, дядя, склон, дремота, россыпь, время. (выполняют задание) (слайд 5)
Самопроверка и оценка. Оцениваем так: без ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3», больше 5 ошибок –« 2 ». (слайд 6)
- Итак, все ли слова распределились по типам склонений? Какие слова остались? Почему? ( Не все слова удалось распределить по типам склонения, остались слова время и пламя, т.к они разносклоняемые) (отвечают на вопросы)
- Я думаю, вы уже догадались, что речь на уроке пойдёт о … разносклоняемых существительных. Запишите тему в соответствующую строчку рабочего листа. (записывают тему в соответствующую строку рабочего листа) (слайд 7)
- А теперь давайте подумаем, какова будет цель нашего урока, если с разносклоняемыми существительными вы познакомились ещё в 5 классе? (вспомнить, какие сущ. являются разносклоняемыми и почему; закрепить умение правильно их склонять; узнать что-то новое, например, как употреблять в речи такие слова) (отвечают на вопросы, ставят цель урока)
III. Повторение и закрепление ранее полученных знаний (7-10 мин)
-Давайте вспомним, сколько существительных относится к разносклоняемым? (11)
- Что это за шифр: БВВЗИППССТП? (первые буквы разносклоняемых существительных)
(отвечают на вопросы) (слайд 8)
Зад.2: запишите по памяти все разносклоняемые существительные в предложенном порядке. (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя, путь) Определите их род.
Выполняют задание в рабочем листе. При затруднении обращаются к упр.220 на стр.176 учебника. Самопроверка и оценка. (слайд 9)
- Почему эти существительные называются разносклоняемыми? Какие корни в этом сложном слове? (разное склонение, имеют окончания разных склонений) (отвечают на вопрос)
- Давайте исследуем особенности склонения этих существительных и докажем, что они действительно являются разносклоняемым.
Зад.3: просклоняйте слова ИМЯ, ПУТЬ (по вариантам), выделите суффикс и окончание. Впишите окончания в пустую графу таблицы, сопоставьте с падежными окончаниями существительных в таблице и сделайте вывод, заполнив пропуски в тексте. (выполняют задание) (слайд 10)
- А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте соседа. (Взаимопроверка и оценка.) (слайд 11-13)
- Итак, подведём итог нашего исследования. (читают вывод)
IV. Физкультминутка( 1-2 мин)
Сейчас мы с вами чуточку отдохнём,
Сидя, руки мы поднимем.
Спину к стулу мы прижмём.
Повернёмся мы назад.
Наш товарищ будет рад.
Головою мы покрутим.
Наклонимся мы вперёд.
Спину выгнем и потянем.
А теперь учёба ждёт. (делают разминку)
V. Получение новых знаний о разносклоняемых существительных. (7-10мин)
Создание проблемной ситуации.
Зад.4: образуйте от данных существительных форму множественного числа именительного и родительного падежа. (выполняют задание) (слайд 14)
Самопроверка и оценка. (слайд 15)
- У всех ли существительных вы смогли её образовать? Какие из этих существительных не имеют формы множественного числа? (бремя, вымя, темя, пламя)
- Какой вывод на основании этого исследования мы с вами можем сделать? (данные существительные имеют форму только единственного числа).
- Обращаю ваше внимание на формы семян, стремян: какой суффикс у этих слов?
Лингвистическая задача.
- Как вы думаете, какое разносклоняемое существительное чаще всего употребляется в русском языке? (существительное время)
- В нашей речи мы употребляем три варианта вопроса о времени: Который час? Сколько времени? Сколько время? (слайд 16)
Какой вопрос является отступлением от нормы литературной речи? (Сколько время?) Почему? (потому что форма Р.п.- времени) (отвечают на вопросы)
- Совершенно верно. Вопрос "Сколько времени?" мы зададим в том случае, если разговор идет об отрезке времени, имеющем границы. Если же мы хотим узнать, сколько показывают часы, необходимо говорить "Который час?" (слайд 17)
VI.Контроль усвоения знаний по теме (2-3 мин)
- Чтобы обобщить всё, что мы с вами узнали сегодня на уроке, я предлагаю вам решить небольшой и несложный тест
Зад.5: решите тест. (решают тест)
- А теперь снова обменяйтесь тетрадями и проверьте соседа. (Взаимопроверка и оценка.) (слайд 18)
VII. Рефлексия (подведение итогов занятия) (3 мин)
- Давайте вспомним, какие цели мы с вами поставили к уроку? (вспомнить/повторить, закрепить, узнать новое)
Что мы вспомнили? (понятие «разносклоняемые существительные»)
Что закрепили? (умение их правильно склонять)
- Что нового узнали? (существительные бремя, вымя, темя, пламя имеют форму только единственного числа, особенности употребления слова время)
- Какие уже имеющиеся у вас знания понадобились на уроке?
- Какие знания, полученные на уроке, понадобятся вам в будущем?
- Где вы примените полученные знания? (отвечают)
- А теперь подсчитайте полученные баллы. Какую отметку вы заработали на уроке?
Оцениваем так: 20 б. – «5», 18-19 б. – «4», 17-10 б. – «3», меньше 10 б. – «У тебя не всё получилось, но ты можешь лучше!» (считают баллы, оценивают свою работу на уроке)
Рефлексия деятельности «Для меня сегодняшний урок…»
- Выберите строчку из стихотворения, которая соответствует вашему настроению после урока, подчеркните её. (слайд 19)
Урок полезен, всё понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Ещё придётся потрудиться.
Да, трудно всё-таки учиться!
VIII. Знакомство с д/з, инструктаж по его выполнению.
( в качестве домашнего задания учащимся предлагается раскраска по теме «Склонение имён существительных» из сборника Вовк С.М. «Альбом для творческих работ по русскому языку. 6 класс»)
Технологическая карта урокаDOCX / 21.7 Кб
Ключи к заданиям рабочего листаDOCX / 1.52 Мб
Дополнение к рабочему листу учащегосяDOCX / 27.81 Кб
Рабочий лист учащегосяDOCX / 43.42 Кб
Урок русского языка "Разносклоняемые существительные"PPTX / 955.1 Кб
- А теперь оцените, пожалуйста, мою работу.
Вам понравился урок?
Знания пойдут вам впрок?
Вам - спасибо за урок! (слайд 20)
Источники
Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Е.А.Быстрова, Л.В.Кибиреева, Ю.Н.Гостева и др.; под ред.Е.А.Быстровой. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2016. (ФГОС.Инновационная школа).
Методическое пособие: тематическое и поурочное планирование к учебнику под ред. Е.А.Быстровой «Русский язык» для 6 классаобщеобразовательных организаций / М.В.Бабкина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014.
Вовк С.М. Альбом для творческих работ. 6 класс. (раскраска по теме «Склонение имён существительных)
https://infourok.ru/podborka-stihotvoreniy-dlya-organizacii-uroka-605533.html Подборка стихотворений для организации урока
https://mognovse.ru/qms-fizkuletminutki-v-stihah.html Физкультминутки в стихах
http://eztea.ru/главная_/sample-page/копилка/методы-и-приемы-рефлексии/