Конспект урока русского языка в 6 классе на тему «Разносклоняемые существительные»
6 класс
Тема урока: Разносклоняемые имена существительные.
Цель: познакомить учащихся с группой разносклоняемых существительных.
Задачи:
образовательная:
уметь склонять разносклоняемые существительные, обосновывать выбор гласных в окончаниях; совершенствовать навыки правильного написания падежных окончаний существительных;
развивающая: формировать умение мыслить логически, сравнивать, обобщать; действовать в ситуации выбора, развивать общепредметные умения (умение работать с новой информацией, находить главную информацию, представлять ее в виде схемы, формулы);
воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: верные-неверные утверждения, , работа с учебником, толковым словарем
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Приветствие, психологический настрой учащихся.
– Здравствуйте ребята, уважаемые гости. Сегодня у нас урок – открытие, открытие новых знаний в казалось бы известном учебном материале.
- Как вы думаете, интересно ли быть первооткрывателем? Легко ли это? Хочется ли вам делать открытия? Почему? (ответы учащихся)
-Запишите дату, на полях тетради поставьте значок вашего настроения, не забудьте его отметить и в конце урока. Мой значок вы сейчас тоже увидите (рисую цветными мелками солнышко).
Пусть это солнышко освещает вам дорогу к новому открытию. А чтобы в пути было комфортно, вас будут сопровождать герои любимого мультфильма «Винкс» (это видно на слайдах презентации)
II. Актуализация первичного опыта учащихся.
-На прошлом уроке мы повторили те сведения об имени существительном, которые изучали в 5 классе.
Сейчас вы сможете проверить прочность ваших теоретических знаний. Запишите, верно или неверно каждое утверждение.
1.Прием «Верные – неверные утверждения» (Слайд №1).
Рефлексия задания: оцени свои знания баллом за каждый правильный ответ. (слайд 2)
Приведите правильные варианты ответа на неверные утверждения.
2. Заполнение таблицы «Е и И в падежных окончаниях имен существительных»
-Важной орфограммой имен существительных является правописание падежных окончаний существительных.
У каждого на парте лежит незаполненная таблица «Е и И в падежных окончаниях существительных». Заполните ее. Проверь себя (слайд №3)
3. Дифференцированные задания (по степени обученности учащихся)
1 уровень сложности (на выбор)
1. Карточка-задание с самопроверкой
Вставь пропущенные буквы в окончания существительных.
1.Идем по улиц..
2.Подъезжаем к станци..
3.Участвовать в телепередач..
4.Служить в арми..
5.Встретимся на остановк..
6.Ветка акаци..
7.Думать о пр..землени..
8. Гулять по алле..
9.Береза в ине..
10.Лежать в постел..
2- уровень сложности
Карточка- задание с выбором одного правильного ответа (в двух вариантах).
Задание: обведи кружком один верный ответ.
А1. Какое из указанных слов является существительным?
1) веселиться
2) весело
3) веселье
4) веселый
А2. Какое из данных существительных относится к 3 склонению?
1) бахрома
2) лейтенант
3) изобретение
4) фасоль
А3. В окончании какого существительного пишется буква и?
1) В старой алле..
2) на пришкольном участк..
3) на праздничной площад..
4) думать о природ..
А4. В окончании какого существительного пишется буква е?
1) нет черной гуаш..
2) для районной библиотек..
3) о школьной презентаци..
4) о приятном разговор..
А5. Какое существительное в Родительном, Дательном и Предложном падежах имеет окончание и?
1) медведь
2) рейд
3) постель
4) рельс
III. Изучение нового материала. Мотивационный блок.
1.Создание проблемной ситуации.
- Я знаю, что вы любите занимательные задания (слайд №4)
Перед вами клякса, упавшая на тетрадный листок со словами, от которых остались только фрагменты. Составьте по ним слова, чтобы это были имена существительные, запишите их в тетради, определите склонение.
Проверка работы: учащиеся перечисляют имена существительные, называют их склонение.
- Какие слова вы не смогли отнести к 1,2,3 склонению? (слова на –мя)
Почему? С какой проблемой столкнулись?
- Какие пути решения проблемы предлагаете?
2. Исследование языкового материала,
Проведем исследование: просклоняем устно существительное 2-го склонения, з-го склонения и то существительное, склонение которого не смогли определить. Может, окончания подскажут решение проблемы.
(Все окончания падежных форм существительных появляются на презентации по мере ответов учеников).
3. Обобщение.
- Итак, окончания какого склонения имеет существительное имя в Р, Д, П. падежах?
(з склонения).
- А в Т.п.? (2 склонения)
- Как можно было бы назвать такие существительные? (предположения учащихся).
- Их называют разносклоняемыми существительными. Сегодня на уроке мы познакомимся с ними, откроем для себя все их секреты.
Запишем тему урока.
4. Аналитическая работа со стихотворением.
Таких существительных в нашем языке целая группа. Но я не стану вам их просто перечислять, вы сами их найдёте и выпишите из веселого стихотворения, которое сейчас услышите.
Есть история про племя.
Лишь весной наступит время,
Племя мирно сеет семя,
Хоть пахать и сеять – бремя.
Но вожак их – ногу в стремя,
Прилепив перо на темя,
Над собою поднял знамя,
Раздувает распри пламя.
У коровы полно вымя.
Папуаске нужно имя
Для сынишки сочинить
И корову подоить.
Призывает всех опять
Не работать – воевать.
Но не хочет племя вновь
Проливать напрасно кровь.
Всем милее мирный путь…
Сказку нашу не забудь!
– Ребята, какие слова вы выписали? Есть ли у них что-нибудь общее (заканчиваются на –мя)
- Значения каких слов вам не понятно? (бремя, стремя, темя.)
– Какой словарь нам поможет выяснить лексическое значение? («Толковый словарь»). Найдите их толкование. (Учащиеся читают толкование слов по словарю учебника).
-Захотелось ли вам подробнее узнать об этих существительных?
5. Организация самостоятельной работы с материалом учебника (параграф 37, стр.87)
-Читая учебный материал, используйте пометки: «+ » - новое, «?» - есть вопросы.
-Прочитав учебник, подумайте над вопросами (слайд7)
-На какой вопрос быстро нашли ответ?
- Какой вопрос показался сложным?
- Попробуем составить формулу правописания существительных на-мя и заполним нашу таблицу «Е и И в падежных окончаниях существительных» новыми сведениями.
Физкультминутка. (содержание на усмотрение учителя)
I V. Закрепление нового материала.
1. Работа по вариантам. Задание выполняется на доске.
Просклоняйте существительное на –мя (темя-1 вариант, путь -2 вариант). Обозначьте суффикс и окончания.
2. Дифференцированные задания
А) Задание репродуктивного уровня (воспроизведение знаний и умений)
Упражнение № 206. Запишите слова время, стремя в форме родительного и предложного падежей.
Б) Задание продуктивного уровня (применение знаний и умений в новой учебной ситуации)
Исправьте, где есть ошибки. Учащиеся выступают в роли корректора.
V. Рефлексия
– Ребята, проходит время, и любые открытия, даже самые смелые и необъяснимые становятся известны для всех. Давайте и мы с вами подведём итог урока.
– С каким настроением вы сегодня уходите с урока? нарисуйте смайлик вашего настроения.
– Интересно ли было изучать новый материал?
– Какими способами вы познавали его? Какие умения вам пригодились, чтобы изучить новый материал?
- Какое задание показалось сложным, простым, интересным?
- Что нового узнали о себе?
VI. Домашнее задание
1.Параграф № 38, № 209 ,
2.Подобрать пословицы с разносклоняемыми словами.
3. Сочинить лингвистическую сказку о разносклоняемых существительных.
- От доброго семени – добрый всход. От того, как вы работали на уроке, будет и зависеть и добрый результат вашего домашнего задания. Удачи!