Конспект урока русского языка в 6 классе на тему «Разносклоняемые существительные»

5
0
Материал опубликован 7 August 2020

6 класс

Тема урока: Разносклоняемые имена существительные.

Цель: познакомить учащихся с группой разносклоняемых существительных.

Задачи:

образовательная:

уметь склонять разносклоняемые существительные, обосновывать выбор гласных в окончаниях; совершенствовать навыки правильного написания падежных окончаний существительных;

развивающая: формировать умение мыслить логически, сравнивать, обобщать; действовать в ситуации выбора, развивать общепредметные умения (умение работать с новой информацией, находить главную информацию, представлять ее в виде схемы, формулы);

воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку.

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы: верные-неверные утверждения, , работа с учебником, толковым словарем


ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Приветствие, психологический настрой учащихся.

Здравствуйте ребята, уважаемые гости. Сегодня у нас урок – открытие, открытие новых знаний в казалось бы известном учебном материале.

- Как вы думаете, интересно ли быть первооткрывателем? Легко ли это? Хочется ли вам делать открытия? Почему? (ответы учащихся)

-Запишите дату, на полях тетради поставьте значок вашего настроения, не забудьте его отметить и в конце урока. Мой значок вы сейчас тоже увидите (рисую цветными мелками солнышко).

Пусть это солнышко освещает вам дорогу к новому открытию. А чтобы в пути было комфортно, вас будут сопровождать герои любимого мультфильма «Винкс» (это видно на слайдах презентации)

II. Актуализация первичного опыта учащихся.

-На прошлом уроке мы повторили те сведения об имени существительном, которые изучали в 5 классе.

Сейчас вы сможете проверить прочность ваших теоретических знаний. Запишите, верно или неверно каждое утверждение.

1.Прием «Верные – неверные утверждения» (Слайд №1).


t1596811264aa.gif

Рефлексия задания: оцени свои знания баллом за каждый правильный ответ. (слайд 2)

t1596811264ab.gif

Приведите правильные варианты ответа на неверные утверждения.

2. Заполнение таблицы «Е и И в падежных окончаниях имен существительных»

-Важной орфограммой имен существительных является правописание падежных окончаний существительных.

У каждого на парте лежит незаполненная таблица «Е и И в падежных окончаниях существительных». Заполните ее. Проверь себя (слайд №3)

t1596811264ac.gif

3. Дифференцированные задания (по степени обученности учащихся)

1 уровень сложности (на выбор)

1. Карточка-задание с самопроверкой

Вставь пропущенные буквы в окончания существительных.

1.Идем по улиц..

2.Подъезжаем к станци..

3.Участвовать в телепередач..

4.Служить в арми..

5.Встретимся на остановк..

6.Ветка акаци..

7.Думать о пр..землени..

8. Гулять по алле..

9.Береза в ине..

10.Лежать в постел..

2- уровень сложности

Карточка- задание с выбором одного правильного ответа (в двух вариантах).

Задание: обведи кружком один верный ответ.

А1. Какое из указанных слов является существительным?

1) веселиться

2) весело

3) веселье

4) веселый

А2. Какое из данных существительных относится к 3 склонению?

1) бахрома

2) лейтенант

3) изобретение

4) фасоль

А3. В окончании какого существительного пишется буква и?

1) В старой алле..

2) на пришкольном участк..

3) на праздничной площад..

4) думать о природ..

А4. В окончании какого существительного пишется буква е?

1) нет черной гуаш..

2) для районной библиотек..

3) о школьной презентаци..

4) о приятном разговор..

А5. Какое существительное в Родительном, Дательном и Предложном падежах имеет окончание и?

1) медведь

2) рейд

3) постель

4) рельс


III. Изучение нового материала. Мотивационный блок.

1.Создание проблемной ситуации.

- Я знаю, что вы любите занимательные задания (слайд №4)


t1596811264ad.gif

Перед вами клякса, упавшая на тетрадный листок со словами, от которых остались только фрагменты. Составьте по ним слова, чтобы это были имена  существительные, запишите их в тетради, определите склонение.

Проверка работы: учащиеся перечисляют имена существительные, называют их склонение.

- Какие слова вы не смогли отнести к 1,2,3 склонению? (слова на –мя)

Почему? С какой проблемой столкнулись?

- Какие пути решения проблемы предлагаете?

2. Исследование языкового материала,

Проведем исследование: просклоняем устно существительное 2-го склонения, з-го склонения и то существительное, склонение которого не смогли определить. Может, окончания подскажут решение проблемы.

t1596811264ae.gif

(Все окончания  падежных форм существительных появляются на презентации по мере ответов учеников).


3. Обобщение.

- Итак, окончания какого склонения имеет существительное имя в Р, Д, П. падежах?

(з склонения).

- А в Т.п.? (2 склонения)

- Как можно было бы назвать такие существительные? (предположения учащихся).

- Их называют разносклоняемыми существительными. Сегодня на уроке мы познакомимся с ними, откроем для себя все их секреты.

Запишем тему урока.

4. Аналитическая работа со стихотворением.

Таких существительных в нашем языке целая группа. Но я не стану вам их просто перечислять, вы сами их найдёте и выпишите из веселого стихотворения, которое сейчас услышите. 

Есть история про племя.

Лишь весной наступит время,

Племя мирно сеет семя,

Хоть пахать и сеять – бремя.

Но вожак их – ногу в стремя,

Прилепив перо на темя,

Над собою поднял знамя,

Раздувает распри пламя.

 У коровы полно вымя.

Папуаске нужно имя

Для сынишки сочинить

И корову подоить.

Призывает всех опять

Не работать – воевать.

Но не хочет племя вновь

Проливать напрасно кровь.

Всем милее мирный путь…

Сказку нашу не забудь!


Ребята, какие слова вы выписали? Есть ли у них что-нибудь общее (заканчиваются на –мя)

- Значения каких слов вам не понятно? (бремя, стремя, темя.)

Какой словарь нам поможет выяснить лексическое значение? («Толковый словарь»). Найдите их толкование. (Учащиеся читают толкование слов по словарю учебника).

-Захотелось ли вам подробнее узнать об этих существительных?

5. Организация самостоятельной работы с материалом учебника (параграф 37, стр.87)

-Читая учебный материал, используйте пометки: «+ » - новое, «?» - есть вопросы.

-Прочитав учебник, подумайте над вопросами (слайд7)

t1596811264ag.gif

-На какой вопрос быстро нашли ответ?

- Какой вопрос показался сложным?

- Попробуем составить формулу правописания существительных на-мя и заполним нашу таблицу «Е и И в падежных окончаниях существительных» новыми сведениями.

t1596811264ah.gif

Физкультминутка. (содержание на усмотрение учителя)

I V. Закрепление нового материала.

1. Работа по вариантам. Задание выполняется на доске.

Просклоняйте существительное на –мя (темя-1 вариант, путь -2 вариант). Обозначьте суффикс и окончания.

2. Дифференцированные задания

А) Задание репродуктивного уровня (воспроизведение знаний и умений)

Упражнение № 206. Запишите слова время, стремя в форме родительного и предложного падежей.

Б) Задание продуктивного уровня (применение знаний и умений в новой учебной ситуации)

Исправьте, где есть ошибки. Учащиеся выступают в роли корректора.

t1596811264ai.gif

V. Рефлексия


Ребята, проходит время, и любые открытия, даже самые смелые и необъяснимые становятся известны для всех. Давайте и мы с вами подведём итог урока.

С каким настроением вы сегодня уходите с урока? нарисуйте смайлик вашего настроения.

Интересно ли было изучать новый материал?

Какими способами вы познавали его? Какие умения вам пригодились, чтобы изучить новый материал?

- Какое задание показалось сложным, простым, интересным?

- Что нового узнали о себе?


VI. Домашнее задание ​​​​​​​

1.Параграф № 38, № 209 ,

2.Подобрать пословицы с разносклоняемыми словами.

3. Сочинить лингвистическую сказку о разносклоняемых существительных.


- От доброго семени – добрый всход. От того, как вы работали на уроке, будет и зависеть и добрый результат вашего домашнего задания. Удачи!





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации