12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Макарова Ольга Николаевна42
стаж работы 26 лет, классный руководитель, увлекаюсь живописью, кино, чтением художественной литературы, психологией, веду активный образ жизни.
Россия, Красноярский край, Канский район Красный Маяк

6 класс

Тема урока: Разносклоняемые имена существительные.

Цель: познакомить учащихся с группой разносклоняемых существительных.

Задачи:

образовательная:

уметь склонять разносклоняемые существительные, обосновывать выбор гласных в окончаниях; совершенствовать навыки правильного написания падежных окончаний существительных;

развивающая: формировать умение мыслить логически, сравнивать, обобщать; действовать в ситуации выбора, развивать общепредметные умения (умение работать с новой информацией, находить главную информацию, представлять ее в виде схемы, формулы);

воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку.

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы: верные-неверные утверждения, , работа с учебником, толковым словарем


ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Приветствие, психологический настрой учащихся.

Здравствуйте ребята, уважаемые гости. Сегодня у нас урок – открытие, открытие новых знаний в казалось бы известном учебном материале.

- Как вы думаете, интересно ли быть первооткрывателем? Легко ли это? Хочется ли вам делать открытия? Почему? (ответы учащихся)

-Запишите дату, на полях тетради поставьте значок вашего настроения, не забудьте его отметить и в конце урока. Мой значок вы сейчас тоже увидите (рисую цветными мелками солнышко).

Пусть это солнышко освещает вам дорогу к новому открытию. А чтобы в пути было комфортно, вас будут сопровождать герои любимого мультфильма «Винкс» (это видно на слайдах презентации)

II. Актуализация первичного опыта учащихся.

-На прошлом уроке мы повторили те сведения об имени существительном, которые изучали в 5 классе.

Сейчас вы сможете проверить прочность ваших теоретических знаний. Запишите, верно или неверно каждое утверждение.

1.Прием «Верные – неверные утверждения» (Слайд №1).


t1596811264aa.gif

Рефлексия задания: оцени свои знания баллом за каждый правильный ответ. (слайд 2)

t1596811264ab.gif

Приведите правильные варианты ответа на неверные утверждения.

2. Заполнение таблицы «Е и И в падежных окончаниях имен существительных»

-Важной орфограммой имен существительных является правописание падежных окончаний существительных.

У каждого на парте лежит незаполненная таблица «Е и И в падежных окончаниях существительных». Заполните ее. Проверь себя (слайд №3)

t1596811264ac.gif

3. Дифференцированные задания (по степени обученности учащихся)

1 уровень сложности (на выбор)

1. Карточка-задание с самопроверкой

Вставь пропущенные буквы в окончания существительных.

1.Идем по улиц..

2.Подъезжаем к станци..

3.Участвовать в телепередач..

4.Служить в арми..

5.Встретимся на остановк..

6.Ветка акаци..

7.Думать о пр..землени..

8. Гулять по алле..

9.Береза в ине..

10.Лежать в постел..

2- уровень сложности

Карточка- задание с выбором одного правильного ответа (в двух вариантах).

Задание: обведи кружком один верный ответ.

А1. Какое из указанных слов является существительным?

1) веселиться

2) весело

3) веселье

4) веселый

А2. Какое из данных существительных относится к 3 склонению?

1) бахрома

2) лейтенант

3) изобретение

4) фасоль

А3. В окончании какого существительного пишется буква и?

1) В старой алле..

2) на пришкольном участк..

3) на праздничной площад..

4) думать о природ..

А4. В окончании какого существительного пишется буква е?

1) нет черной гуаш..

2) для районной библиотек..

3) о школьной презентаци..

4) о приятном разговор..

А5. Какое существительное в Родительном, Дательном и Предложном падежах имеет окончание и?

1) медведь

2) рейд

3) постель

4) рельс


III. Изучение нового материала. Мотивационный блок.

1.Создание проблемной ситуации.

- Я знаю, что вы любите занимательные задания (слайд №4)


t1596811264ad.gif

Перед вами клякса, упавшая на тетрадный листок со словами, от которых остались только фрагменты. Составьте по ним слова, чтобы это были имена  существительные, запишите их в тетради, определите склонение.

Проверка работы: учащиеся перечисляют имена существительные, называют их склонение.

- Какие слова вы не смогли отнести к 1,2,3 склонению? (слова на –мя)

Почему? С какой проблемой столкнулись?

- Какие пути решения проблемы предлагаете?

2. Исследование языкового материала,

Проведем исследование: просклоняем устно существительное 2-го склонения, з-го склонения и то существительное, склонение которого не смогли определить. Может, окончания подскажут решение проблемы.

t1596811264ae.gif

(Все окончания  падежных форм существительных появляются на презентации по мере ответов учеников).


3. Обобщение.

- Итак, окончания какого склонения имеет существительное имя в Р, Д, П. падежах?

(з склонения).

- А в Т.п.? (2 склонения)

- Как можно было бы назвать такие существительные? (предположения учащихся).

- Их называют разносклоняемыми существительными. Сегодня на уроке мы познакомимся с ними, откроем для себя все их секреты.

Запишем тему урока.

4. Аналитическая работа со стихотворением.

Таких существительных в нашем языке целая группа. Но я не стану вам их просто перечислять, вы сами их найдёте и выпишите из веселого стихотворения, которое сейчас услышите. 

Есть история про племя.

Лишь весной наступит время,

Племя мирно сеет семя,

Хоть пахать и сеять – бремя.

Но вожак их – ногу в стремя,

Прилепив перо на темя,

Над собою поднял знамя,

Раздувает распри пламя.

 У коровы полно вымя.

Папуаске нужно имя

Для сынишки сочинить

И корову подоить.

Призывает всех опять

Не работать – воевать.

Но не хочет племя вновь

Проливать напрасно кровь.

Всем милее мирный путь…

Сказку нашу не забудь!


Ребята, какие слова вы выписали? Есть ли у них что-нибудь общее (заканчиваются на –мя)

- Значения каких слов вам не понятно? (бремя, стремя, темя.)

Какой словарь нам поможет выяснить лексическое значение? («Толковый словарь»). Найдите их толкование. (Учащиеся читают толкование слов по словарю учебника).

-Захотелось ли вам подробнее узнать об этих существительных?

5. Организация самостоятельной работы с материалом учебника (параграф 37, стр.87)

-Читая учебный материал, используйте пометки: «+ » - новое, «?» - есть вопросы.

-Прочитав учебник, подумайте над вопросами (слайд7)

t1596811264ag.gif

-На какой вопрос быстро нашли ответ?

- Какой вопрос показался сложным?

- Попробуем составить формулу правописания существительных на-мя и заполним нашу таблицу «Е и И в падежных окончаниях существительных» новыми сведениями.

t1596811264ah.gif

Физкультминутка. (содержание на усмотрение учителя)

I V. Закрепление нового материала.

1. Работа по вариантам. Задание выполняется на доске.

Просклоняйте существительное на –мя (темя-1 вариант, путь -2 вариант). Обозначьте суффикс и окончания.

2. Дифференцированные задания

А) Задание репродуктивного уровня (воспроизведение знаний и умений)

Упражнение № 206. Запишите слова время, стремя в форме родительного и предложного падежей.

Б) Задание продуктивного уровня (применение знаний и умений в новой учебной ситуации)

Исправьте, где есть ошибки. Учащиеся выступают в роли корректора.

t1596811264ai.gif

V. Рефлексия


Ребята, проходит время, и любые открытия, даже самые смелые и необъяснимые становятся известны для всех. Давайте и мы с вами подведём итог урока.

С каким настроением вы сегодня уходите с урока? нарисуйте смайлик вашего настроения.

Интересно ли было изучать новый материал?

Какими способами вы познавали его? Какие умения вам пригодились, чтобы изучить новый материал?

- Какое задание показалось сложным, простым, интересным?

- Что нового узнали о себе?


VI. Домашнее задание ​​​​​​​

1.Параграф № 38, № 209 ,

2.Подобрать пословицы с разносклоняемыми словами.

3. Сочинить лингвистическую сказку о разносклоняемых существительных.


- От доброго семени – добрый всход. От того, как вы работали на уроке, будет и зависеть и добрый результат вашего домашнего задания. Удачи!





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.