Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «Разносклоняемые имена существительные»

1
1
Материал опубликован 18 February 2020

Урок русского языка в 6 классе

Тема: «Разносклоняемые имена существительные»

Тип урока: комбинированный

Уровень подготовленности класса: средний

Цели:

  • Помочь учащимся познакомиться с разносклоняемыми существительными, особенностями их склонения, правописания.
  • Сформировать умение находить разносклоняемые существительные в тексте, склонять разносклоняемые существительные, обосновывать выбор гласных в окончаниях;
  • Совершенствовать навыки правильного написания падежных окончаний существительных, умение мыслить логически, сравнивать, обобщать.


Планируемые результаты:

 Предметные: Познакомиться с разносклоняемыми существительными; выявить особенности склонения существительных на –мя;  видеть их в тексте и правильно склонять.

Метапредметные:

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования категории имени существительного

Коммуникативные: определять цели и функции участников группы, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции

Личностные:

Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового. Формирование навыка организации анализа своей деятельности в составе группы


Оборудование: учебник, толковый словарь русского языка, компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал для учащихся.


ХОД УРОКА


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный этап

(2-3 мин)


 Добрый день!

Дорогие ребята! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда

Внимание ваших умных глаз

А теперь возьмитесь за руки ,улыбнитесь друг другу и окружающим, ведь улыбка продлевает жизнь и украшает человека. Присаживайтесь на свои места.

Итак, ребята, устремимся по ступенькам знаний к новым открытиям.

Запишите дату, классная работа и оставьте строчку для записи темы. У вас на столах лежат  листки самооценки , на которых будете оценивать свою работу..Критерии оценивания на доске. Подпишите, пожалуйста, лисы самооценивания



проверка готовности к уроку








Проверка домашнего задания

(5-7 мин)

(СЛАЙД 2)   ЧИТАЕТ УЧЕНИК!!

Отгадайте загадку:

Все, что существует, оно обозначает,

На вопросы КТО? И ЧТО? верно отвечает.

Чтоб не обижался весь честной народ,

Оно всегда имеет и число, и род.

У него к тому же три склонения есть,

Падежей различных сразу целых шесть.


- О какой части речи говорится в загадке? 

  (СЛАЙД 3)


(СЛАЙД 4)

-Давайте  поиграем и вспомним, что мы знаем об этой части речи. Вы ловите мяч, отвечаете на вопрос, потом мяч возвращаете обратно мне.

_-Что такое имя существительное?

-Что обозначает имя существительное?

-На какие вопросы отвечает?

-Как называется изменение существительных по падежам?

Какие сущ.относятся к 1 склонению? Ко 2 –му?

К 3-ему?


Отгадывают загадку (имя существительное)


Актуализация знаний, постановка цели и задач урока

(10мин)






Итак, ребята,Упр. 1.

 Распределительный диктант.

 (СЛАЙД 5). 

У вас на столах листы с заданием и таблица склонений. 1 группа выписывает слова 1 склонения, 2 группа – 2 склонения, а 3 группа-все  слова, относящиеся к 3 склонению.

Зима, вьюга, метель, буран, пурга, снег, небо, земля, радость, дорога, ель, время, солнце, сугроб, оттепель, ночь, пламя.


Давайте проверим себя.   ( СЛАЙД 6)

ОЦЕНИВАЮТ СЕБЯ!!!!!!!


Все ли слова удалось распределить по типам склонений? Почему?

Получилось распределить все слова, кроме слов ВРЕМЯ, ПЛАМЯ.

В чем же причина?

Это все сущ. ср.р., но ко 2 скл. слово не отнести, т.к. –я – окончание, характерное для существительных  1 скл.

РАБОТА У ДОСКИ ( 1 ученик у доски)                              

Просклоняем  сущ. Время, а вы ребята, работаете в своих тетрадях

И.П.ВРЕМЯ  ,                             

Р.П. ВРЕМЕНИ  ,                        

Д.П. ВРЕМЕНИ  ,                     

В.П. ВРЕМЯ  ,                                

Т.П. ВРЕМЕНЕМ,                          

П.П.(о) ВРЕМЕНИ

ПРОВЕРКА                         (СЛАЙД7)

Вывод. ВРЕМЯ,  так же,как и слово  ПЛАМЯ    имеют окончания разных склонений. (СЛАЙД 8).

Как же называются такие существительные.?

Тема нашего

Разносклоняемые существительные».

Записываем тему урока в тетрадь    (СЛАЙД 9)         


-Какие цели мы поставим перед собой?


- определить, какие имена существительные называются разносклоняемыми;

- узнать, сколько таких существительных;

- научиться правильно их склонять.   (СЛАЙД 10).

САМА НЕ ПРГОГОВАРИВАЮ ЦЕЛЬ!!!








работа в группе

(на столах таблица с типами склонений)


- Слова время и пламя по роду вроде как 2  склонение, но у них окончание – -я. Такие окончания есть в первом типе, но среднего рода там нет. Получается, для них нет склонения.


-разносклоняемые
























записывают тему в тетрадь

какие сущ.

являются разносклоняемыми

-находить их в тексте, правильно склонять, употреблять в речи такие слова

Первичное усвоение новых знаний

(7-10 мин)





















К разносклоняемым существительным относятся 10 слов, оканчивающихся на МЯ, только не путайте с окончанием. 

Вот послушайте стихотворение Татьяны Рик.


 (ЧИТАЮ СТИОТВОРЕНИЕ С ЛИСТОЧКА)

 

Такое следующее  задание. Выписать  все слова на  - МЯ в тетрадь из стихотворения .

 (СЛАЙД 11).

Есть история про племя.

Лишь весной настанет время,

Племя мирно сеет семя,

Хоть пахать и сеять  - бремя.

Папуаске нужно имя

Для сынишки сочинить

А у коровы полно вымя.

Её надо подоить.

Но вожак их – ногу в стремя,

Прилепив перо на темя,

Над собою поднял знамя,

Раздувая ссоры пламя:

Призывает всех опять

Не работать – воевать.

Но не хочет племя вновь

Проливать напрасно кровь.


- Какие же слова на –МЯ вы выписали?  (СЛАЙД 12)

  ВЗАИМОПРОВЕРКА

 Оцениваем соседа, ставим оценки (!!!!)

 

Ребята, а значение каких слов вам непонятно? На помощь вам придёт толковый словарь.  (ПОКАЗЫВАЮ)

Страницы словаря лежат у вас на столах.


Работа с учебником:


Задание: прочтите материал п.45 с. 136, расскажите, почему эти существительные названы разносклоняемыми. Все ли слова, относящиеся к этой группе, я назвала?

 (СЛАЙД 13)

 -Молодцы, ребята, запишите слово путь к разносклоняемым существительным.

Выписывают новые слова в тетрадь







 бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя

















в Р.Д.П. падежах у них окончание –и 3-го склонения, в в Т.п. окончание –ем, ём 2-го склонения.

Вы не сказали о слове путь (м.р.)


              (Физкультминутка)




Первичное закрепление

(5-7)









Молодцы, ребята, отдохнули, теперь можем работать дальше.

Для закрепления новой темы вам предлагается следующее задание. (СЛАЙД 15)

 Списать словосочетания, поставив разносклоняемые имена существительные в нужную форму.(1 ученик у доски)


Занимать много (время) (Р.П.)

В (пламя) (П.П) костра

Масло в (семя) (П.П.)

Нога в (стремя) (П.П.)

Звать по (Имя) (Д.П.)

Подъем (знамя) (Р.П.)

Согнуться под тяжелым (Бремя) (Т.П.)

История о (племя) (П.П.)

ПРОВЕРКА. Сначала по цепочке, потом слайд. (СЛАЙД  16)


работа в группе, взаимопроверка













Рефлексия (подведение итогов занятия)

(3 мин)

В заключение нашего урока, давайте, ребята,  составим синквейн.

Что же это такое?


1 строка-это ключевое слово, на котором строится синквейн.  ИМЯ (существительное)

2 строчка-  прилагательные, которые характеризуют это слово

3 строчка-три глагола, характерное для этого понятия

4- короткое предложение связанное с этим понятием

5-вывод, тоже одно слово, как итог

 Мы сегодня работали с какими существительными?

Все эти существительные у нас одушевленные или неодушевленные?

Теперь нужны три глагола.

Предложение

Вывод

Что же у нас получилось?                        


                Имя существительное

Разносклоняемые          Неодушевлённые

Обозначают,        изменяются,          являются

В русском языке есть разносклоняемые имена существительные

Часть речи


 (СЛАЙД 17)


составление синквейна

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

(1-2 мин)


 Подведение итогов. 

П. 45 , прочитать  и выучить правило, найти и записать 5 пословиц, в которых есть разносклоняемые существительные, определить падеж

(СЛАЙД 18)




Запись в дневники


Урок наш подошёл к концу.

 Что показалось вам наиболее интересным?

Я узнал…

Мне понравилось…

Я запомнил…

Какую бы отметку вы поставили себе за работу на уроке? (СЛАЙД 19)

Я передам ваши листы учителю, и она выставит вам оценки.

(СЛАЙД 20)

Вы сегодня хорошо поработали, были активны, терпеливы, любознательны, и  я надеюсь, что смогла разжечь в вас пламя знаний. Оставьте свои впечатления об уроке с помощью язычков пламени.

(СЛАЙД 21)








Презентация к уроку
PPT / 1.86 Мб

Комментарии

Хотелось бы взглянуть на слайды и физминутку.

19 February 2020

Похожие публикации