Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «Разносклоняемые имена существительные»
Урок русского языка в 6 классе
Тема: «Разносклоняемые имена существительные»
Тип урока: комбинированный
Уровень подготовленности класса: средний
Цели:
- Помочь учащимся познакомиться с разносклоняемыми существительными, особенностями их склонения, правописания.
- Сформировать умение находить разносклоняемые существительные в тексте, склонять разносклоняемые существительные, обосновывать выбор гласных в окончаниях;
- Совершенствовать навыки правильного написания падежных окончаний существительных, умение мыслить логически, сравнивать, обобщать.
Планируемые результаты:
Предметные: Познакомиться с разносклоняемыми существительными; выявить особенности склонения существительных на –мя; видеть их в тексте и правильно склонять.
Метапредметные:
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования категории имени существительного
Коммуникативные: определять цели и функции участников группы, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции
Личностные:
Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового. Формирование навыка организации анализа своей деятельности в составе группы
Оборудование: учебник, толковый словарь русского языка, компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал для учащихся.
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный этап (2-3 мин) | Добрый день! Дорогие ребята! Я очень рада Войти в приветливый ваш класс И для меня уже награда Внимание ваших умных глаз А теперь возьмитесь за руки ,улыбнитесь друг другу и окружающим, ведь улыбка продлевает жизнь и украшает человека. Присаживайтесь на свои места. Итак, ребята, устремимся по ступенькам знаний к новым открытиям. Запишите дату, классная работа и оставьте строчку для записи темы. У вас на столах лежат листки самооценки , на которых будете оценивать свою работу..Критерии оценивания на доске. Подпишите, пожалуйста, лисы самооценивания | проверка готовности к уроку |
Проверка домашнего задания (5-7 мин) | (СЛАЙД 2) ЧИТАЕТ УЧЕНИК!! Отгадайте загадку: Все, что существует, оно обозначает, На вопросы КТО? И ЧТО? верно отвечает. Чтоб не обижался весь честной народ, Оно всегда имеет и число, и род. У него к тому же три склонения есть, Падежей различных сразу целых шесть. - О какой части речи говорится в загадке? (СЛАЙД 3) (СЛАЙД 4) -Давайте поиграем и вспомним, что мы знаем об этой части речи. Вы ловите мяч, отвечаете на вопрос, потом мяч возвращаете обратно мне. _-Что такое имя существительное? -Что обозначает имя существительное? -На какие вопросы отвечает? -Как называется изменение существительных по падежам? Какие сущ.относятся к 1 склонению? Ко 2 –му? К 3-ему? | Отгадывают загадку (имя существительное) |
Актуализация знаний, постановка цели и задач урока (10мин) | Итак, ребята,Упр. 1. Распределительный диктант. (СЛАЙД 5). У вас на столах листы с заданием и таблица склонений. 1 группа выписывает слова 1 склонения, 2 группа – 2 склонения, а 3 группа-все слова, относящиеся к 3 склонению. Зима, вьюга, метель, буран, пурга, снег, небо, земля, радость, дорога, ель, время, солнце, сугроб, оттепель, ночь, пламя. Давайте проверим себя. ( СЛАЙД 6) ОЦЕНИВАЮТ СЕБЯ!!!!!!! Все ли слова удалось распределить по типам склонений? Почему? Получилось распределить все слова, кроме слов ВРЕМЯ, ПЛАМЯ. В чем же причина? Это все сущ. ср.р., но ко 2 скл. слово не отнести, т.к. –я – окончание, характерное для существительных 1 скл. РАБОТА У ДОСКИ ( 1 ученик у доски) Просклоняем сущ. Время, а вы ребята, работаете в своих тетрадях И.П.ВРЕМЯ , Р.П. ВРЕМЕНИ , Д.П. ВРЕМЕНИ , В.П. ВРЕМЯ , Т.П. ВРЕМЕНЕМ, П.П.(о) ВРЕМЕНИ ПРОВЕРКА (СЛАЙД7) Вывод. ВРЕМЯ, так же,как и слово ПЛАМЯ имеют окончания разных склонений. (СЛАЙД 8). Как же называются такие существительные.? Тема нашего Разносклоняемые существительные». Записываем тему урока в тетрадь (СЛАЙД 9) -Какие цели мы поставим перед собой? - определить, какие имена существительные называются разносклоняемыми; - узнать, сколько таких существительных; - научиться правильно их склонять. (СЛАЙД 10). САМА НЕ ПРГОГОВАРИВАЮ ЦЕЛЬ!!! | работа в группе (на столах таблица с типами склонений) - Слова время и пламя по роду вроде как 2 склонение, но у них окончание – -я. Такие окончания есть в первом типе, но среднего рода там нет. Получается, для них нет склонения. -разносклоняемые записывают тему в тетрадь какие сущ. являются разносклоняемыми -находить их в тексте, правильно склонять, употреблять в речи такие слова |
Первичное усвоение новых знаний (7-10 мин) | К разносклоняемым существительным относятся 10 слов, оканчивающихся на МЯ, только не путайте с окончанием. Вот послушайте стихотворение Татьяны Рик. (ЧИТАЮ СТИОТВОРЕНИЕ С ЛИСТОЧКА)
Такое следующее задание. Выписать все слова на - МЯ в тетрадь из стихотворения . (СЛАЙД 11). Есть история про племя. Лишь весной настанет время, Племя мирно сеет семя, Хоть пахать и сеять - бремя. Папуаске нужно имя Для сынишки сочинить А у коровы полно вымя. Её надо подоить. Но вожак их – ногу в стремя, Прилепив перо на темя, Над собою поднял знамя, Раздувая ссоры пламя: Призывает всех опять Не работать – воевать. Но не хочет племя вновь Проливать напрасно кровь. - Какие же слова на –МЯ вы выписали? (СЛАЙД 12) ВЗАИМОПРОВЕРКА Оцениваем соседа, ставим оценки (!!!!)
Ребята, а значение каких слов вам непонятно? На помощь вам придёт толковый словарь. (ПОКАЗЫВАЮ) Страницы словаря лежат у вас на столах. Работа с учебником: Задание: прочтите материал п.45 с. 136, расскажите, почему эти существительные названы разносклоняемыми. Все ли слова, относящиеся к этой группе, я назвала? (СЛАЙД 13) -Молодцы, ребята, запишите слово путь к разносклоняемым существительным. | Выписывают новые слова в тетрадь бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя в Р.Д.П. падежах у них окончание –и 3-го склонения, в в Т.п. окончание –ем, ём 2-го склонения. Вы не сказали о слове путь (м.р.) |
(Физкультминутка) | ||
Первичное закрепление (5-7) | Молодцы, ребята, отдохнули, теперь можем работать дальше. Для закрепления новой темы вам предлагается следующее задание. (СЛАЙД 15) Списать словосочетания, поставив разносклоняемые имена существительные в нужную форму.(1 ученик у доски) Занимать много (время) (Р.П.) В (пламя) (П.П) костра Масло в (семя) (П.П.) Нога в (стремя) (П.П.) Звать по (Имя) (Д.П.) Подъем (знамя) (Р.П.) Согнуться под тяжелым (Бремя) (Т.П.) История о (племя) (П.П.) ПРОВЕРКА. Сначала по цепочке, потом слайд. (СЛАЙД 16) | работа в группе, взаимопроверка |
Рефлексия (подведение итогов занятия) (3 мин) | В заключение нашего урока, давайте, ребята, составим синквейн. Что же это такое? 1 строка-это ключевое слово, на котором строится синквейн. ИМЯ (существительное) 2 строчка- прилагательные, которые характеризуют это слово 3 строчка-три глагола, характерное для этого понятия 4- короткое предложение связанное с этим понятием 5-вывод, тоже одно слово, как итог Мы сегодня работали с какими существительными? Все эти существительные у нас одушевленные или неодушевленные? Теперь нужны три глагола. Предложение Вывод Что же у нас получилось? Имя существительное Разносклоняемые Неодушевлённые Обозначают, изменяются, являются В русском языке есть разносклоняемые имена существительные Часть речи (СЛАЙД 17) | составление синквейна |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1-2 мин) | Подведение итогов. П. 45 , прочитать и выучить правило, найти и записать 5 пословиц, в которых есть разносклоняемые существительные, определить падеж (СЛАЙД 18) | Запись в дневники |
Урок наш подошёл к концу. Что показалось вам наиболее интересным? Я узнал… Мне понравилось… Я запомнил… Какую бы отметку вы поставили себе за работу на уроке? (СЛАЙД 19) Я передам ваши листы учителю, и она выставит вам оценки. (СЛАЙД 20) Вы сегодня хорошо поработали, были активны, терпеливы, любознательны, и я надеюсь, что смогла разжечь в вас пламя знаний. Оставьте свои впечатления об уроке с помощью язычков пламени. (СЛАЙД 21) |
Презентация к уроку
PPT / 1.86 Мб
Кияйкина Наталья Федоровна