Урок русского языка «Дефис в наречиях» (7 класс)

13
4
Материал опубликован 31 July

РЯ-7

Урок

Тема урока: Дефис в наречиях.

 

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цель:

Знакомство с условиями написания наречия с приставками через дефис;

формирование умения писать при определенных условиях наречия через дефис.

Задачи

 

образования:

Организовать деятельность учащихся по ознакомлению и первичному закреплению знаний по теме.

развития:

Создать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать раскрытие творческих возможностей учащихся.

Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме.

воспитания:

Способствовать воспитанию у учащихся средствами урока уверенности в своих силах, чувства взаимопомощи.  

Планируемые результаты

 

Предметные:

 

Умение определять опознавательные признаки орфограммы «Дефисное написание наречий»; умение применять освоенные знания на практике.

Метапредметные:

 

Познавательные УУД:

- решение познавательной задачи, нахождение языковых примеров для иллюстрации изучаемых теоретических понятий;

- умение проводить сравнение и классификацию по заданным критериям, строить рассуждения;

Регулятивные УУД:

- умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в совместном сотрудничестве;

Коммуникативные УУД:
- формирование умения взаимодействовать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем.

Личностные:

 

Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по поиску необходимой информации;

Основные понятия

Орфограммы в наречиях; дефис между частями слова в наречиях, приставка, суффикс.

Межпредметные связи

Литература

Средства обучения

Мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал, задания.

 

Ход урока.

1. Самоопределение к учебной деятельности (организационный этап).

 

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада приветствовать вас на уроке и прошу обратить внимание на доску.

«Учиться надо весело … Чтобы усваивать знания, надо переваривать их с аппетитом» А. Франс

 

- Как вы понимаете это высказывание?

- Согласны ли вы с ним?

 

Ученики: На уроке не место скуке и унынию. Мы будем активно и весело работать: мыслить, рассуждать, исследовать и получать новые знания.

Учитель: Абсолютно верно! Это высказывание будет девизом нашего урока!

 

2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 

Учитель: Новые знания нам будет трудно осваивать без умения быстро и верно выделять морфемы в словах, поэтому начнём мы с морфемного разбора слов:

 

направо, издавна, засветло, докрасна, начисто, вчистую

 

Учитель: Как образуются эти наречия?

Ученики: приставочно-суффиксальным способом.

 

Учитель: Откройте тетради, запишите дату, классная работа. Тему урока запишем попозже.

 

3. Актуализация знаний. Постановка цели и задачи урока.

 

Учитель: Обратите внимание на запись:

 

снова, назавтра, по-лисьи, сгоряча, во-первых, кое-где, давным-давно, добела.

 

Учитель: Внимательно их изучите и ответьте на вопросы.

 

- На какие две группы можно разделить написанное? ( на наречия, которые пишутся с приставками слитно и наречия, которые пишутся через дефис).

 

- Как можно назвать каждую из групп? (наречия со слитным написание и наречия с дефисным описанием)

- Интересна ли для вас 1 группа наречий? (Нет).

 

- А вторая? Почему? (Да, потому что мы не знаем когда наречия пишутся через дефис).

 

- Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? («Дефис в наречиях»).

 

Учитель: Запишите тему урока в тетрадь.

 

- Исходя из темы, давайте сформулируем цель нашего урока. (Познакомиться с условиями постановки дефиса между частями слова в наречиях).

 

- Для того чтобы достичь цели урока, какие задачи нам надо поставить?

(1) вспомнить условия постановки дефиса в других частях речи;

2) изучить материал учебника по этой теме;

3) внимательно слушать учителя;

4) делать необходимые записи в тетрадях).

 

- Где можно узнать информацию по данной теме? (В учебнике, спросить у учителя).

4. Первичное усвоение новых знаний.

 

Учитель: Проанализируйте состав наречий в упражнении и сформулируйте самостоятельно случаи выбора дефисного написания наречий.

 

Упражнение:

1) кое-где, где-либо, где-то, где-нибудь;

2) по-новому, по-моему, по-прежнему;

3) по-волчьи, по-немецки, по-дружески;

4) во-первых, во-вторых, в-шестых;

5) чуть-чуть, мало-помалу, крепко-накрепко, еле-еле.

 

Ученики: наречия пишут через дефис в следующих случаях:

1) с приставкой КОЕ (как и неопределённые местоимения);

2) с суффиксами -то, -либо, -нибудь (как неопределённые местоимения);

3) с приставкой ПО- и суффиксами – ОМУ (-ЕМУ);

4) с приставкой ПО- и суффиксом -И;

5) с приставкой В- (ВО-) и суффиксом -ИХ (-ЫХ);

6) сложение слов или основ.

 

В тетрадях дети записывают схему:

Через дефис:

1) кое-…

…-то

…-либо

… -нибудь

2) по- + -ому (-ему),

по- + -и

3) в- (во-) + -их (-ых)

4) сложение слов или основ.

 

5. Первичное осмысление и закрепление знаний.

 

Учитель: Вы сформулировали правило. Посмотрите, как представлена эта информация в учебнике.

 

- Есть ли отличие ваших выводов от информации учебника?

- Значит, ваш вывод верен.

 

- О чём же вы узнали? (О наречиях, которые пишутся через дефис).

 

- Для чего мы всё это узнавали? (Чтобы научиться правильно писать наречия).

 

- Значит, следующий шаг в нашей работе – научиться (писать наречия через дефис)

 

Учитель: Выполним упражнение № 291. Записываем наречия и комментируем их написание по цепочке).

 

- Испытывали ли вы затруднения при выполнении этого упражнения? (Нет, мы с ним легко справились).

 

Учитель: Поставьте себе оценку за работу в «Оценочный лист».

 

6. Физкультминутка.

 

 

 

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Для чего мы выполняли упражнение? (Тренировались писать наречия через дефис)

 

Учитель: Вы уверены в своих умениях? (Да)

- Как проверить? (Самостоятельно выполнить задание и проверить).

 

Учитель: Проверьте себя по эталону.

 

- У кого всё правильно?

- Кто допустил ошибки?

- Как поступить? (Вновь обратиться к правилу)

- При каких условиях наречия пишутся с приставками через дефис?

 

Учитель: Оцените свою работу. Занесите оценки в «Оценочный лист».

 

8. Включение в систему знаний и повторение.

 

Учитель: Представьте, что вы работаете корректорами в журнале. Вам принесли статью на проверку. Исправьте ошибки.

 

Давным-давно жил человек-пустоцвет. Любил этот человек петь, веселиться, не мог он долго задерживаться на одном месте – всё время перебегал с зелёной нивы на цветущий луг, с цветущего луга – в тенистую рощу. И вот как-то родился у него сын. Повесил человек-пустоцвет колыбельку на дубовую ветку, сидит и тихо-тихо поёт. А сын его не по дням, а по часам растёт. Выпрыгнул из колыбельки, подошёл к отцу и говорит нежданно-негаданно:

- Отец, покажи мне, что ты сделал собственными руками?

Удивился отец таким мудрым речам сына, по-дружески улыбнулся.    Подумал, что же сказать сыну?  Ждёт сын, а отец молчит и петь перестал.

Смотрит сын на высокий дуб и спрашивает:

- Может быть, это ты когда-то посадил дуб?

Склонил голову отец, по-прежнему молчит.

Повёл сын отца в поле, смотрит на полный колос пшеницы и снова спрашивает:

- Может быть, это ты вырастил колос?

Ещё ниже склонил голову отец, молчит.

Пришли сын с отцом к глубокому пруду, смотрит сын на синее небо, отразившееся в воде, и говорит:

- Отец, скажи мудрое слово!

А человек-пустоцвет, по-видимому, не только руками ничего не может делать, но и слова мудрого сказать не умеет. Ещё ниже склонил голову и молчит…

Так  и превратился он в траву-пустоцвет. Цветет она с весны до осени, а ни плодов, ни семени не даёт.

 

Учитель: Проверьте себя, такой получился у вас текст.

- Как можно озаглавить текст? («Человек-пустоцвет», «Жизнь впустую»…)

- О чём этот текст? (О смысле жизни)

- Какова главная мысль? (Человек должен не тлеть, а гореть, творить добрые дела.)

- Что хотел автор сказать этой сказкой? (Человек должен прожить жизнь так, чтобы после себя оставить добрый след на земле, чтобы не было стыдно перед сыном, перед людьми за бесплодно прожитую жизнь).

Учитель: Жизнь должна быть наполнена смыслом. Смысл вашей жизни в приобретении, накоплении знаний, которые вам пригодятся всегда. Сегодня вы пополнили свой багаж знаний.

- А чем именно? Какими знаниями? (О правописании наречий через дефис).

Учитель: Оцените свою работу. Занесите оценки в «Оценочный лист».

 

9. Информация о домашнем задании.

 

Учитель: Есть мудрые слова: «Научить нельзя, можно только научиться». У вас есть прекрасная возможность продолжить учиться дома, выполняя упражнения 294 или 296.

 

10. Рефлексия.

 

Учитель: Завершая урок, я бы хотела, чтобы вы дали оценку своей работе. Выставьте итоговую оценку в Оценочном листе.

- Кто поставил себе «5»? «4»? Кому дома следует ещё раз повторить правило?

- Закончите предложения:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрёл…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Расскажу дома, что …

 

Учитель: Мне сегодня с вами понравилось работать. Спасибо за сотрудничество.

Рабочие материалы к уроку

Самостоятельная работа

Вариант 1

1. Как пишутся наречия: (едва)(едва), (крепко)(накрепко), (точь)(в)(точь)?

а) слитно б) раздельно в) через дефис

2. Какие наречия пишутся через дефис?

а) (по)французски б) (по)меньше в) (по)лучше г) (по)старому д) (по)просту

е) (во)первых

3. В каком наречии дефис не пишется?

а) по…русски б) ни…куда в) где…то г) мало…помалу

4. В каком ряду все наречия пишутся через дефис?

а) (в)трое, (по)заячьи;

б) (мало)помалу, (по)прежнему;

в) точь(в)точь, (без)устали.


 

Самостоятельная работа

Вариант 2

1.Как пишутся наречия: (вот)(вот), (мало)(помалу), (еле)(еле)?

а) слитно б) раздельно в) через дефис

2. Какие наречия пишутся через дефис?

а) (по)немецки б) (по)больше в)(по)лучше г) (по)новому д) (по)просту

е) (во)вторых

3. В каком наречии дефис не пишется?

а) по…китайски б) не …хорошо в) где…нибудь д) крепко…накрепко.

4. В каком ряду все наречия пишутся через дефис?

а) (по)двое, (по)дружески;

б) туго(натуго), (по)немецки;

в) точь(в)точь, (без)устали.

 

Самостоятельная работа

Вариант 1

1. Как пишутся наречия: (едва)(едва), (крепко)(накрепко), (точь)(в)(точь)?

а) слитно б) раздельно в) через дефис

2. Какие наречия пишутся через дефис?

а) (по)французски б) (по)меньше в) (по)лучше г) (по)старому д) (по)просту

е) (во)первых

3. В каком наречии дефис не пишется?

а) по…русски б) ни…куда в) где…то г) мало…помалу

4. В каком ряду все наречия пишутся через дефис?

а) (в)трое, (по)заячьи;

б) (мало)помалу, (по)прежнему;

в) точь(в)точь, (без)устали.


 

Самостоятельная работа

Вариант 2

1.Как пишутся наречия: (вот)(вот), (мало)(помалу), (еле)(еле)?

а) слитно б) раздельно в) через дефис

2. Какие наречия пишутся через дефис?

а) (по)немецки б) (по)больше в)(по)лучше г) (по)новому д) (по)просту

е) (во)вторых

3. В каком наречии дефис не пишется?

а) по…китайски б) не …хорошо в) где…нибудь д) крепко…накрепко.

4. В каком ряду все наречия пишутся через дефис?

а) (по)двое, (по)дружески;

б) туго(натуго), (по)немецки;

в) точь(в)точь, (без)устали.

Ответы:

Вариант 1: 1-в; 2 – а, г, е; 3 – б; 4 – б.

 

Критерии оценивания (по 1 баллу за каждое задание):

4 балла – оценка 5;

3 балла – оценка 4;

2 балла – оценка 3;

1 – 0 баллов – необходимо ещё поработать.

Ответы:

Вариант 2: 1-в; 2 – а, г, е; 3 – б; 4 – б.

 

Критерии оценивания (по 1 баллу за каждое задание):

4 балла – оценка 5;

3 балла – оценка 4;

2 балла – оценка 3;

1 – 0 баллов – необходимо ещё поработать.

Ответы:

Вариант 1: 1-в; 2 – а, г, е; 3 – б; 4 – б.

 

Критерии оценивания (по 1 баллу за каждое задание):

4 балла – оценка 5;

3 балла – оценка 4;

2 балла – оценка 3;

1 – 0 баллов – необходимо ещё поработать.

Ответы:

Вариант 2: 1-в; 2 – а, г, е; 3 – б; 4 – б.

 

Критерии оценивания (по 1 баллу за каждое задание):

4 балла – оценка 5;

3 балла – оценка 4;

2 балла – оценка 3;

1 – 0 баллов – необходимо ещё поработать.

Ответы:

Вариант 1: 1-в; 2 – а, г, е; 3 – б; 4 – б.

 

Критерии оценивания (по 1 баллу за каждое задание):

4 балла – оценка 5;

3 балла – оценка 4;

2 балла – оценка 3;

1 – 0 баллов – необходимо ещё поработать.

Ответы:

Вариант 2: 1-в; 2 – а, г, е; 3 – б; 4 – б.

 

Критерии оценивания (по 1 баллу за каждое задание):

4 балла – оценка 5;

3 балла – оценка 4;

2 балла – оценка 3;

1 – 0 баллов – необходимо ещё поработать.

Эталон для самопроверки:

Вариант 1

1. Как пишутся наречия: едва-едва, крепко-накрепко, точь-в-точь?

а) слитно б) раздельно в) через дефис

2. Какие наречия пишутся через дефис?

а) по-французски

б) поменьше в) получше г) по-старому д) попросту

е) во-первых

3. В каком наречии дефис не пишется?

а) по-русски б) никуда в) где-то г) мало-помалу

4. В каком ряду все наречия пишутся через дефис?

а) втрое, по-заячьи;

б) мало-помалу, по-прежнему;

в) точь-в-точь, без устали.

 

Эталон для самопроверки:

Вариант 2

1.Как пишутся наречия: вот-вот, мало-помалу, еле-еле?

а) слитно б) раздельно в) через дефис

2. Какие наречия пишутся через дефис?

а) по-немецки б) побольше в)получше г) по-новому д) попросту

е) во-вторых

3. В каком наречии дефис не пишется?

а) по-китайски б) нехорошо в) где-нибудь д) крепко-накрепко.

4. В каком ряду все наречия пишутся через дефис?

а) по двое, по-дружески;

б) туго-натуго, по-немецки;

в) точь-в-точь, без устали.


 

 

 

Эталон для самопроверки:

Вариант 1

1. Как пишутся наречия: едва-едва, крепко-накрепко, точь-в-точь?

а) слитно б) раздельно в) через дефис

2. Какие наречия пишутся через дефис?

а) по-французски

б) поменьше в) получше г) по-старому д) попросту

е) во-первых

3. В каком наречии дефис не пишется?

а) по-русски б) никуда в) где-то г) мало-помалу

4. В каком ряду все наречия пишутся через дефис?

а) втрое, по-заячьи;

б) мало-помалу, по-прежнему;

в) точь-в-точь, без устали.

 

Эталон для самопроверки:

Вариант 2

1.Как пишутся наречия: вот-вот, мало-помалу, еле-еле?

а) слитно б) раздельно в) через дефис

2. Какие наречия пишутся через дефис?

а) по-немецки б) побольше в)получше г) по-новому д) попросту

е) во-вторых

3. В каком наречии дефис не пишется?

а) по-китайски б) нехорошо в) где-нибудь д) крепко-накрепко.

4. В каком ряду все наречия пишутся через дефис?

а) по двое, по-дружески;

б) туго-натуго, по-немецки;

в) точь-в-точь, без устали.


 

Работа с текстом сказки

Давным давно жил человек-пустоцвет. Любил этот человек петь, веселиться, не мог он долго задерживаться на одном месте – всё время перебегал с зелёной нивы на цветущий луг, с цветущего луга – в тенистую рощу. И вот как то родился у него сын. Повесил человек-пустоцвет колыбельку на дубовую ветку, сидит и тихотихо поёт. А сын его не по дням, а по часам растёт. Выпрыгнул из колыбельки, подошёл к отцу и говорит нежданно-негаданно:

- Отец, покажи мне, что ты сделал собственными руками?

Удивился отец таким мудрым речам сына, по дружески улыбнулся. Подумал, что же сказать сыну?  Ждёт сын, а отец молчит и петь перестал.

Смотрит сын на высокий дуб и спрашивает:

- Может быть, это ты когда-то посадил дуб?

Склонил голову отец, попрежнему молчит.

Повёл сын отца в поле, смотрит на полный колос пшеницы и снова спрашивает:

- Может быть, это ты вырастил колос?

Ещё ниже склонил голову отец, молчит.

Пришли сын с отцом к глубокому пруду, смотрит сын на синее небо, отразившееся в воде, и говорит:

- Отец, скажи мудрое слово!

А человек-пустоцвет, по-видимому, не только руками ничего не может делать, но и слова мудрого сказать не умеет. Ещё ниже склонил голову и молчит…

Так и превратился он в траву-пустоцвет. Цветет она с весны до осени, а ни плодов, ни семени не даёт.

 

 

 

 

 

 


 


 


 


 

Работа с текстом сказки

Давным давно жил человек-пустоцвет. Любил этот человек петь, веселиться, не мог он долго задерживаться на одном месте – всё время перебегал с зелёной нивы на цветущий луг, с цветущего луга – в тенистую рощу. И вот как то родился у него сын. Повесил человек-пустоцвет колыбельку на дубовую ветку, сидит и тихотихо поёт. А сын его не по дням, а по часам растёт. Выпрыгнул из колыбельки, подошёл к отцу и говорит нежданно-негаданно:

- Отец, покажи мне, что ты сделал собственными руками?

Удивился отец таким мудрым речам сына, по дружески улыбнулся. Подумал, что же сказать сыну?  Ждёт сын, а отец молчит и петь перестал.

Смотрит сын на высокий дуб и спрашивает:

- Может быть, это ты когда-то посадил дуб?

Склонил голову отец, попрежнему молчит.

Повёл сын отца в поле, смотрит на полный колос пшеницы и снова спрашивает:

- Может быть, это ты вырастил колос?

Ещё ниже склонил голову отец, молчит.

Пришли сын с отцом к глубокому пруду, смотрит сын на синее небо, отразившееся в воде, и говорит:

- Отец, скажи мудрое слово!

А человек-пустоцвет, по-видимому, не только руками ничего не может делать, но и слова мудрого сказать не умеет. Ещё ниже склонил голову и молчит…

Так и превратился он в траву-пустоцвет. Цветет она с весны до осени, а ни плодов, ни семени не даёт.

 

 

Оценочный лист ученика 7 класса: ___________________________

 

1 – е задание

Упражнение 291

2 – е задание (тест)

Работа с текстом

Итог

 

 

 

 

 

 

 

Оценочный лист ученика 7 класса: ___________________________

 

1 – е задание

Упражнение 291

2 – е задание (тест)

Работа с текстом

Итог

 

 

 

 

 

 

 

Оценочный лист ученика 7 класса: ___________________________

 

1 – е задание

Упражнение 291

2 – е задание (тест)

Работа с текстом

Итог

 

 

 

 

 

 

 

Оценочный лист ученика 7 класса: ___________________________

 

1 – е задание

Упражнение 291

2 – е задание (тест)

Работа с текстом

Итог

 

 

 

 

 

 

 

Оценочный лист ученика 7 класса: ___________________________

 

1 – е задание

Упражнение 291

2 – е задание (тест)

Работа с текстом

Итог

 

 

 

 

 

 

 

Оценочный лист ученика 7 класса: ___________________________

 

1 – е задание

Упражнение 291

2 – е задание (тест)

Работа с текстом

Итог

 

 

 

 

 

 

 

Оценочный лист ученика 7 класса: ___________________________

 

1 – е задание

Упражнение 291

2 – е задание (тест)

Работа с текстом

Итог

 

 

 

 

 

 

 

Самоанализ урока

 

Данный урок проводился в 7а классе по теме «Дефис в наречиях», согласно тематическому планированию. На изучение данной темы отводится два урока, этот урок первый.

Тип урока: урок открытия новых знаний.   

Перед уроком ставились следующие цели:

1.     Учебные:

знакомство с условиями написания наречия с приставками через дефис;

формирование умения писать при определенных условиях наречия через дефис.

2.     Развивающие:

способствовать созданию условий для развития положительной мотивации к учению, стимулировать раскрытие творческих возможностей учащихся.

Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме.

3.     Воспитательные:

способствовать воспитанию у учащихся средствами урока уверенности в своих силах, чувства взаимопомощи.  

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся правильно писать наречия через дефис;

УУД: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; определять наиболее эффективные способы достижения результата; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре.

Личностные: взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения, взаимопомощи, дружбы.

Все этапы урока были направлены на выполнение этих целей с учётом особенностей класса.

По требованиям к современному уроку Урок открытия новых знаний должен содержать следующие этапы:

Самоопределение к учебной деятельности

Мотивация учебной деятельности

Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока

Первичное усвоение новых знаний

Первичное осмысление и закрепление знаний

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Включение в систему знаний и повторение

Информация о домашнем задании

Рефлексия

 

В данном фрагменте урока были показаны следующие этапы:

Первичное осмысление и закрепление знаний

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Включение в систему знаний и повторение

Информация о домашнем задании

Рефлексия

 

Были использованы следующие методы:

- частично-поисковый

Содержание урока соответствовало теме и целям. Использованы фронтальная, индивидуальная и парная формы работы, сочетание которых способствовало эффективной организации учебной деятельности.

Структурные элементы урока взаимосвязаны, осуществлялся логичный переход от одного этапа к другому.

Целесообразно использованы наглядные пособия, слайды мультимедийной презентации, что способствовало активизации познавательной деятельности учащихся на уроке, созданию ситуации успеха.

Темп урока оптимален. Плотность урока достаточная. Атмосфера на уроке была доброжелательная, удалось создать положительный эмоциональный фон, стимулирующий деятельность учащихся.

Считаю, что урок достиг целей, результативен, так как учащиеся активно, с интересом  и правильно выполняли  задания. Задачи урока реализованы в полном объеме.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Татьяна Николаевна, интересный, методически грамотный урок! Жду и другие Ваши конспекты, у меня 7-й класс!

31 July

Спасибо за полезный ресурс!

31 July

Татьяна Николаевна, спасибо за отличный материал!

31 July

Татьяна Николаевна, спасибо за интересный урок! Взяла себе в избранное.

1 August