Урок русского языка в 7 классе «Правописание НЕ с причастиями» с использованием техник формирующего оценивания
Рабочий лист урока НЕ с причастиями
DOCX / 18.05 Кб
/data/files/y1632693854.docx (Рабочий лист урока НЕ с причастиями)
Презентация к уроку русского языка в 7 кл. НЕ с причастиями
PPT / 921.5 Кб
/data/files/e1632693927.ppt (Презентация к уроку русского языка в 7 кл. НЕ с причастиями)Конспект урока
Учитель Кругликова О.В.
Предмет: русский язык
Класс: 7
Тема: «Правописание НЕ с причастиями»
Планируемые образовательные результаты:
Знать: условия выбора правильных написаний НЕ с причастиями.
Уметь:
- правильно писать не с причастиями; графически обозначать условия выбора правильных написаний; разграничивать приставку НЕ- и частицу НЕ с причастиями;
- составлять алгоритм и использовать его при рассуждении;
- работать в группе, анализировать и классифицировать изученные языковые единицы, делать выводы на основе наблюдений; обобщать знания о правописании НЕ с другими частями речи, делать выбор написания, использовать в речи, исправлять ошибки.
Цели урока:
- по достижению личностных результатов:
развивать стремление к речевому самосовершенствованию, расширять объём усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- по достижению метапредметных результатов:
развитие навыков владения разными видами речевой деятельности, применения приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни, коммуникативно целесообразного взаимодействия с окружающими людьми (развитие коммуникативных УУД), регулятивных и познавательных УУД;
- по достижению предметных результатов:
развитие навыков слитного / раздельного написания НЕ с причастиями.
Этап деятельности | Техники формирующего оценивания | Познавательные и метапредметные результаты |
Формирование потребности | Слово учителя. - Ребята! Что вы знаете оРоссийском движении школьников? -Кто такие волонтёры? -Что необходимо оформить, чтобы стать волонтёром? Один мой знакомый юноша Дмитрий написал анкету, отправил организаторам проведения Фестиваля молодёжи и студентов в Москве(закончился 21 октября) и получил отказ – его не приняли в ряды волонтёров. Теперь у него есть шанс принять участие в качестве волонтёра только на Чемпионате мира по футболу, если… Почему ему отказали организаторы? Хотите помочь Дмитрию осуществить мечту? Вы станете для него волонтёрами. Чтение фрагмента анкеты. – Что можете сказать?(Дмитрий допустил орф.ошибки в написании слов) -Какие орф. правила не соблюдены? -Можете сразу исправить ошибки? Что нужно сделать? (повторить правила написания НЕ с гл., сущ., прил., наречиями). Что и кто поможет повторить эти правила? («Справочник»: в нём есть опорный конспект для выбора слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи). Анализ опорного конспекта по шагам. - Найдите в анкете слова,написанные с ошибками. Запишите их правильно, объясняя выбор. Выполнение задания. Проверка.Комментирование написаний. Анализ результатов. | Познавательные: анализ объектов с целью выяснения их признаков; структурирование знаний; осознанное построение речевого высказывания. Регулятивные: оценивание результатов деятельности (своей-чужой); определение целей этапов учебной деятельности в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные: – формирование умений совместного решения проблемы; -готовность к сотрудничеству. |
Формирование образа желаемого результата | - Ребята! Прочитайте ещё раз текст анкеты. На что вы обратили внимание? (Есть ещё слова с НЕ в тексте). Отметьте их. Можно ли утверждать, что они написаны без ошибок?(Нет.) Диме помочь не можем. Помочь надо? Надо. Что нужно сделать? (Узнать правило). – Каким образом? (В учебнике.) В каком разделе? («Причастие», т.к. в словах этой части речи допущены ошибки). -Докажите, что это причастия. Итак, вы узнаете правило правописания НЕ с причастиями. Каким образом вы оформите его теоретические положения, обозначение этой орфограммы: запишите текст правила в ваших «Справочниках», оформите опорный конспект или создадите алгоритм рассуждения? (Алгоритм). - Каким будет ваш алгоритм? (Правильный, полный, с примерами, аккуратный) | Познавательные: анализ объектов с целью выяснения их признаков; структурирование знаний; осознанное построение речевого высказывания. Регулятивные: оценивание результатов деятельности (своей-чужой); определение целей этапов учебной деятельности в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные: – формирование умений совместного решения проблемы; |
Мотивация | - Хорошо, ребята. Узнаете правило - оформите алгоритм. Для чего? (Проверим написание причастий и напишем грамотную анкету для Димы, будущего волонтёра) – А вам лично зачем нужен алгоритм «НЕ с причастиями»? (Хочу грамотно написать свою «Анкету волонтёра» и стать волонтёром; интересно узнать, есть ли ещё ошибки в тексте; грамотно писать; научиться применять это правило при выполнении упражнений, подготовке к самостоятельным работам, тестам и т.д.) | Личностные: - формирование положительной мотивации к изучению нового |
Целеполагание | - Запишите свою цель. - Тема урока: | Регулятивные: – формирование умения определять и формулировать цели и задачи урока без помощи учителя; |
Планирование | - Что необходимо сделать для достижения цели? (Рассмотреть примеры, сформулировать правило, составить алгоритм, потренироваться, выполнить упр., проверить знания, проанализировать результаты) | Регулятивные: – формирование четких и последовательных действий в процессе работы; |
Выполнение действий | 1. Текст анкеты. - Что важно при анализе написаний причастий с НЕ? (Знать условия: Какое причастие-полное или краткое? Где «живёт» оно-контекст(Одиночное, есть ли зависимые слова)? Употребляется без НЕ? Запись причастий в два столбика: «Слитно» и «Раздельно». -Какие условия выбора написания вы знаете?Проанализируйте остальные примеры. 2.Формулирование правила по примерам. Работа с материалом учебника сам-но.Оформление алгоритма «по шагам» рассуждения. Анализ полученных алгоритмов. 2. Выполнение упражнений: 1)задание с проговариванием вслух алгоритма; 2) сопоставительный анализ при выборе написания НЕ с причастиями; 3) задание на преобразование условий для слитного и раздельного написания; 4) Проверочная работа. Самопроверка по образцу ответов. | Регулятивные: – формирование четких и последовательных действий в процессе работы; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коммуникативные: – формирование умений совместного решения проблемы; |
Анализ результата | - Ребята,можете сейчас сказать, что вы помогли Дмитрию исправить и проверить текст его анкеты? А себе насколько помогли? Как «работал» ваш алгоритм рассуждения? Каков результат? (…) Хотелось бы узнать Ваши ощущения, впечатления, мысли о работе. Контрольные вопросы рефлексии (образец) «Минутный отчёт» Я (узнал, получил, приобрел; смог придумать, представить, изобразить, показать, вообразить) … и захотелось … Мне удалось (понять, постигнуть, осмыслить, разобраться, уяснить, осознать, систематизировать разрозненные сведения) …, теперь я … Самым интересным (познавательным, удивительным, невероятным, необыкновенным, странным, чудным, невообразимым, немыслимым, исключительным, выдающимся, незаурядным, феноменальным, редчайшим) сегодня было (стало) … Труднее всего мне сегодня показалось, когда …, и все-таки (все же, тем не менее, однако, при всем том, поэтому, оттого, отчего, благодаря этому, посему, потому что, оттого что, благодаря тому что, потому как) … - Сформулируйте свой ответ, выбрав слова из образца. Если здесь нет подходящих слов, подберите свои. Техника ФО «Разноуровневые достижения». Вы получаете «форму» волонтёров: если без ошибок написали пров. работу, получаете зелёную «футболку» (стикер); если допустили 1-2 ошибки, то жёлтую – (мне нужно..); если не уверены в знаниях, то красная «футболка» - (мне нужно). Подходим к «вагонам» поезда, занимаем места и - в добрый путь! | Регулятивные: - оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. Личностные: самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательные: умение строить речевое высказывание. |
Домашнее задание | По выбору:1) написать свою анкету волонтёра 2) составить словарный диктант по материалам урока | Личностные: самоопределение Регулятивные: осознание уровня сложности задания Коммуникативные: прогнозирование, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности Познавательные:общеучебные: умение структурировать знания, установление причинно-следственных связей. |