Урок русского языка в 9 классе по теме "Омонимия придаточных предложений" с региональным компонентом

10
2
Материал опубликован 11 April в группе

Урок русского языка в 9 классе по теме "Омонимия придаточных предложений".

Тип урока: Урок усвоения новых знаний и умений.

Предметные умения: Умение распознавать сложноподчиненные предложения, определять главную и придаточную части предложения, определять средства связи частей предложения, различать союзы и союзные слова, различать виды сложноподчиненных предложений, выявлять грамматическую синонимию сложноподчиненных предложений и простых предложений с обособленными членами.

Личностные результаты: Проявление интереса к познанию истории и культуры своего края.

Функциональная грамотность: Умение находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста.


Этапы урока:


Модуль 1. Мотивация на учебную деятельность.

Кейсы по работе с информацией.

1.Прочитайте эпиграф к уроку. О каком городе идет речь?

(О нашем родном городе Балашиха. Это слова из неофициального гимна Балашихи. Слова песни написал балашихинский поэт Виктор Карпушин, музыку Владимир Евзеров. Эти слова будут эпиграфом к нашему уроку, так как мы будем работать с текстами о Балашихе).)

Город в тени лип вековых,

Где соловьи на рассвете

Будят весной мам молодых

И улыбаются дети.

Виктор Карпушин

Определите, какой вид придаточного предложения употребляется в этом предложении (определительное).


2. Каков алгоритм определения видов придаточных?

Возможный вариант ответа:

1). Выделить грамматические основы.

2). Найти главное предложение.

3). Отметить слова, к которым относится придаточная часть.

4). Задать вопрос к придаточному.

5). Выделить средства связи придаточного с главным.

6). По вопросу определить вид придаточного.


Модуль 2. Актуализация знаний.

Кейсы по работе с информацией.

1.Прочитайте текст. Что нового вы узнали о нашем городе? В чём Балашиха стала первой? Найдите СПП.

1). Балашихе почти двести лет. 2). В тридцатые годы девятнадцатого века князь Трубецкой построил суконную фабрику, что положила начало местечку Балашиха. 3). В Балашиху входит также усадьба Пехра-Яковлевское. 4). Её владелец князь Голицын так увлекался искусством, что даже открыл там свой театр. 5). Предполагают, что архитектором церкви Спаса Преображения в усадьбе Пехра-Яковлевское был Баженов. 6). В усадьбе Горенки граф Разумовский организует первую в России метеослужбу, что ещё более преумножает известность усадьбы. 7). Городу восемьдесят пять лет потому, что в тысяча девятьсот тридцать девятом году местечку Балашиха был присвоен статус города. 8). Балашиха имеет свои традиции. 9). В школах есть музеи Героев Советского Союза: Карбышева, Жени Рудневой, Ивана Андреевича Флёрова, двадцать пятого истребительного батальона - что свидетельствует о внимании земляков к подвигам героев.

(СПП- 2,4,5,6,7,9).


2. Омонимия придаточных предложений. Определите виды придаточных предложений в СПП. Определите средства связи придаточного предложения с главным.

2). В тридцатые годы девятнадцатого века князь Трубецкой построил суконную фабрику, что положила начало местечку Балашиха. (Фабрику (какую?) - определительное. Что – подлежащее, является союзным словом, выражено относительным местоимением). 4). Её владелец князь Голицын так увлекался искусством, что даже открыл там свой театр. (Увлекался так (насколько?) – придаточное меры и степени. Соединено союзом что).

Какой вывод можно сделав, определив виды придаточных? (Что придаточные с одинаковыми союзами могут быть разных видов).

Каков же главный способ определения видов придаточных? (Вопрос).


Модуль 3. Проверка первичных знаний.

Определите виды придаточных предложений в СПП. Пользуйтесь алгоритмом.

5). Предполагают, что архитектором церкви Спаса Преображения в усадьбе Пехра -Яковлевское был Баженов. (Предполагают (что?) – изъяснительное. Соединено союзом что).

6). В другой балашихинской усадьбе Горенки граф Разумовский организует первую в России метеослужбу, что ещё более преумножает известность усадьбы. (Что из этого следует? – следствия. Соединено союзным словом что).

7). Городу восемьдесят пять лет потому, что в тысяча девятьсот тридцать девятом году местечку Балашиха был присвоен статус города. (Почему? – причины. Соединено союзом потому что).

9). В школах есть музеи Героев Советского Союза: Карбышева, Жени Рудневой, Ивана Андреевича Флёрова, двадцать пятого истребительного батальона - что свидетельствует о внимании земляков к подвигам героев. (Можно разделить на два самостоятельных простых предложения, значит это присоединительное).


Модуль 4. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях.

Составить по предложенным схемам предложения на тему «Мой край в прошлом, настоящем и будущем».

[сущ.], (куда).

[гл.], (куда).

[гл. туда], (куда).


Модуль 5. Выполнение заданий в формате ГИА.

Применение приемов компрессии текста при работе над сжатым изложением: приём упрощения. Задание: Перестроить СПП в простые.

1). Благодаря тому что князь Голицын был ценителем искусств, в имении Пехра-Яковлевское была собрана коллекция картин, гравюр, книг. (Благодаря ценителю искусств князю Голицыну, в имении Пехра - Яковлевское была собрана коллекция картин, гравюр, книг).

2). Балашиха стала городом вследствие того, что деревни и рабочие посёлки были объединены. (Балашиха стала городом вследствие объединения деревень и рабочих посёлков).

3). Отставной полковник Волков привозит сотни крепостных из ближайших губерний и расселяет их в слободе Николаевке, потому что на открытой в тридцатые годы девятнадцатого века горенской фабрике не хватало рабочей силы. (Из-за нехватки рабочей силы на открытой в тридцатые годы девятнадцатого века горенской фабрике отставной полковник Волков привозит сотни крепостных из ближайших губерний и расселяет их в слободе Николаевке).

4). Если я знаю прошлое, я могу понять настоящее. (Зная прошлое, я могу понять настоящее).


Домашнее задание.

Написать сочинение по заданному плану:

1.Вступление. «Если остановиться, оглядеться…»

2.Основная часть. Мой край в прошлом, настоящем и будущем.

3.Заключение. «Но если б вырос я в другом краю…»


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Альбина Геннадьевна! Трудная тема, взяла в копилочку. скоро будем изучать.

3
11 April

Благодарю за полезный материал!

0
12 April

Похожие публикации