12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ногинова Светлана Федоровна33
3

Урок русского языка во 2 классе, для детей с ОВЗ «Как надо действовать, чтобы написать безударную гласную в корне слова»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение:

Дубенцовская средняя общеобразовательная школа

 

 

 

 

 

 

 

Урок русского языка во 2 классе, для детей с ОВЗ

Тема урока «Как надо действовать, чтобы написать безударную гласную в корне слова»

 

 

 

                                                                   Разработала

                                                                                            учитель начальных

                                                                                            классов I категории 

                                                                                            Ногинова С.Ф.

 

 

 

 

 

 

2017 год

 

Урок русского языка во 2 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в массовом классе

 

Цель урока: формирование у учащихся умения проверять безударную гласную в корне слова по алгоритму

 

Задачи урока:

Образовательные: развивать умение распознавать орфограмму в корне слова, составить памятку проверки безударных в корне слова, отрабатывать умение применять памятку проверки безударных гласных в корне слова

 

Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, умение работать в коллективе, трудолюбие, аккуратность

 

Развивающие: развивать орфографическую зоркость, память, активизировать познавательную деятельность

 

Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс ( Автор В.П.Канакина, В.Г.Горецкий), рабочая тетрадь ( Автор В.П.Канакина), памятка-алгоритм, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, веера гласных букв, презентация, рисунок бабочки, раздаточный дидактический материал

 

 

Ход урока

I.                  .

Учитель: Здравствуйте, ребята, у нас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения. Я вам тоже желаю успехов.

Будем отвечать активно!

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели к нам прийти! 

II. Минутка  чистописания.

На момент чистописания

Я приготовила вам задание.

Вы с закрытыми глазами

Угадаете букву сами.

Ученик с закрытыми глазами достает вырезанную из картона букву, на ощупь узнает её. 

Учитель: Верно, это буква эр.

- Какой звук она обозначает? Дайте характеристику этому звуку.

- Из каких элементов состоит строчная буква «эр»?

-Мы не зря сегодня будем упражняться в написании строчной буквы р. Буква р непосредственно связана с весной и по написанию и по звучанию:

Вокруг пробуждается природа, журчат ручьи, разливаются реки. А по написанию буквы рр напоминают говорливый ручеек.

1.     Прописывание строчной буквы р и соединений рр

2.     Запись числа и классной работы.

- Какая орфограмма в слове классная  

3. Мотивация. (2 слайд)

- Послушайте стихотворение С.Я.Маршака и скажите: «О каком времени года идет речь?»

Снег теперь  уже не тот –

Потемнел он в поле.

На озерах треснул лед,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей

Небо стало выше

Зачирикал воробей

Веселей на крыше

Все чернее с каждым днем

Стежки и дорожки

И на вербах серебром

Светятся сережки

- Верно. О весне.

- А как вы думаете, почему мы будем говорить о весне? ( Весна приходит и приносит что-то новое. И мы узнаем новое, получим новые знания)

4. Создание проблемной ситуации.

- Ребята, давайте запишем слово река.

- Какая орфограмма в этом слове?

- А что вы знаете о безударном гласном в корне слова?( Ударный гласный звучит четко и ясно, а безударный нечетко и неясно, написание безударных гласных расходится с их произношением, безударные гласные нужно проверять)

- Составьте предложение со словом река ( запись предложения на доске с комментированием , подчеркнуть главные члены)

5. Актуализация знаний (3 слайд)

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

- Как проверить безударные гласные в корне слова?

- Молодцы. Давайте поупражняемся в подборе проверочных слов и проверке безударных гласных. Я зачитаю вам загадки, а вы назовете слово- отгадку.

На вербе с треском рвутся почки (4 слайд)

На речке лед трещит в ночи

И гнезда вьют без проволочки

На вербе первые… ( грачи)

- Какая безударная гласная в этом слове?( дети показывают безударную гласную)

- Назовите проверочное слово. Запишем в тетрадь данное слово вместе с проверочным( один ученик пишет на доске : грач- грачи

Мы построили вдвоем (5 слайд)

Для гостей весенний дом

А верней сказать – дворец

Прилетай скорей … ( скворец)

( запись в тетрадях и на доске  скворушка- скворец)

- Как проверить безударную гласную в корне слова?

6 слайд

Если гласная вызвала сомнение,

Ты ее немедленно ставь под ударение

7 слайд

В корне слова

Безударные гласные А О Е И Я

Проверяем ударением

6. Выведение алгоритма правильного написания гласной в корне.

- Когда буква гласная вызывает сомнение?( когда она не стоит под ударением)

- Сегодня на уроке мы будем составлять памятку ( алгоритм) правильного написания гласной в корне .

- Проговорим последовательно все действия, которые мы выполняем, чтобы написать безударную гласную. Возьмем слово в-сна

- Что мы делаем со словом весна . ( читаем)

( попутно на доске учителем делаются записи на боковой части доски)

1.Читаем.

2.Ставим ударение в слове в-сна

3. Выделим корень- весн-

4.Подберем однокоренные слова

Найдем среди них проверочное

5. Напишем такую же букву в безударном слоге. Обобзначим орфограмму

- Сверьте порядок действий с алгоритмом в учебнике. Прочитайте текст в рамке после упр. 277 и сравните с записью на доске

Запись на доске: ( 8 слайд)

Читаю

Ударение

Корень

Однокоренные слова

Проверочное слово

Пишу букву

Орфограмма

7. Физминутка.

Весной бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз- росой она умылась

Два- изящно покружилась

Три- качнулась и присела.

И к цветочкам полетела 

7. Работа над темой урока

Работа по карточкам

а) Класс выполняет работу самостоятельно, после предварительного обсуждения.

Учитель: Перед вами упражнение. Прочитайте данное упражнение.

Ст.ит  ч.десная  п.года. Пёстрыми цв.тами покрыты л.сные  п.ляны.

Цв.точная  росп.сь  укр.шает  тр.пинки и д.ро.ки. В т.нистом  л.су  цв.тут

Ландыш.. Ланды. – это подаро.  в.сны.

 

Что вы прочитали и докажите, почему? (Текст, предложения связаны по смыслу).

Какого вида данный текст? (Текст–повествование).

Вставьте пропущенные орфограммы в тексте.

Озаглавьте данный текст?

Найдите в тексте родственные слова, запишите их в тетрадь и продолжите

данный ряд своим словом, выделив корень в родственных словах.

Что же такое родственные слова? Как образовать родственное слово?

 

б) Работа с учащимися с ОВЗ.

Учитель: Перед вами упражнение. Прочитайте данное упражнение.

Стоит чудесная погода. Пёстрыми цветами покрыты лесные поляны. Цветочная роспись украшает тропинки и дорожки. В тенистом лесу цветут ландыши. Ландыш – это подарок весны.

 

Объясните написание выделенных букв.

Что общего у подчёркнутых слов?

Выпишите однокоренные слова и выделите корень слов.

 

8. Закрепление материала.

Учитель: Что такое корень, однокоренные слова? Как проверить безударную гласную в корне слова?

 А)Работа по карточкам

а) Класс выполняет работу самостоятельно, после предварительного обсуждения.

Учитель: Из ряда слов найдите лишнее слово, в однокоренных словах выделите корень, выберите проверочное слово

а) Лесочек, лесной, лиса, лесник, лесовичок, лес (Лишнее – лиса, проверочное лес)

б) Зелень, зелёный, зеленеть, земляника, озеленение. (Лишнее – земляника, проверочное зелень)

б) Работа с учащимися с ОВЗ.

Учитель: Прочитайте слова. Почему подчёркнутое слово лишнее? В однокоренных словах выделите корень.

а) Лесочек, лесной, лиса, лесник, лесовичок.

 

б) Зелень, зелёный, зеленеть, земляника, озеленение.

Как вы понимаете значение слова «земляника»?

Как вы понимаете значение слова «озеленение»?

 

в) Работа в группах

1 группа (учащиеся с ОВЗ). Подберите однокоренные слова к слову «солнце». Запишите и определите общий корень

2 группа (учащиеся со средними способностями). Из набора слов необходимо найти родственные слова и записать их по порядку – существительное, прилагательное, глагол:

– пестреть, песенный, песня, петь (песня, песенный, петь).

– свет, светить, свист, светлый (свет, светлый, светить).

– тёплый, терпение, потепление, теплеть (потепление, тёплый, теплеть).

3 группа (сильные учащиеся). Прочитайте и составьте рассказ, используя все слова:

Ярко засветило солнце зазвенели ручьи прилетели домики для пернатых певцов мастерят ребята скворцы и грачи

 

9. Физкультминутка

Учитель: Ребята, а какое время года, находится между зимой и летом? (Весна). Встанем, отдохнём.

Весна! Весна! Пришла весна! (хлопки в ладоши)

Тепло на крыльях принесла. (взмахи руками)

И вот на самом солнцепёке (ходьба на месте)

Расцвел подснежник голубой. (руки в стороны)

 

10.Упражения на развитие памяти и внимания

а) Класс выполняет работу самостоятельно, после предварительного обсуждения.

Учитель: Рассмотрите ещё раз предложение (на доске): «Стоит чудесная погода».

Прочитайте предложение и запишите его в тетрадь по памяти. (Проверка).

Определите части речи в данном предложении. (Работа в тетрадях).

Разберите данное предложение по членам предложения. (Работа в тетрадях).

б) Работа с учащимися с ОВЗ.

Учитель: Выберите причину и объясните ответ: «Стоит чудесная погода потому, что…» (Ярко светит солнце, наступила весна, повысилась температура воздуха и т.д.). Запишите в тетрадь получившееся предложение. (Проверка).

11. Рефлексия

Учитель: Оцените свою работу на уроке.( дети поднимают круги красного , зеленого и синего цвета)

Красный – я все усвоил

Синий – иногда требуется помощь

Зеленый- надо постараться

- Выставление отметок( дети сами себя оценивают)

12. Домашнее задание.

 ( Дифференцированные задания на карточках)

Даны рифмы:

весна                                             теплом

ото сна                                          кругом

шумок                                           хотели

говорок                                         улетели

цветет                                            знакомо

хоровод                                        из дома

1-й уровень. Выпиши слова с безударной гласной в корне . В скобках пиши проверочное слово.

2- й уровень. Составьте предложения со словами с безударной гласной в корне и запиши их

3-й уровень. Сочини стихотворение, используя данные рифмы. Выдели орфограммы.

12. Итог урока

- Какое  открытие сделали сегодня?

- Как проверить безударную гласную в корне?

- Молодцы! Сегодня вы хорошо работали. Мне было интересно с вами работать. Спасибо за урок.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.