12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Ногинова Светлана Федоровна33 Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Урок русского языка во 2 классе, для детей с ОВЗ «Как надо действовать, чтобы написать безударную гласную в корне слова»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение: Дубенцовская средняя общеобразовательная школа
Урок русского языка во 2 классе, для детей с ОВЗ Тема урока «Как надо действовать, чтобы написать безударную гласную в корне слова»
Разработала учитель начальных классов I категории Ногинова С.Ф.
2017 год
Урок русского языка во 2 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в массовом классе |
Цель урока: формирование у учащихся умения проверять безударную гласную в корне слова по алгоритму
Задачи урока:
Образовательные: развивать умение распознавать орфограмму в корне слова, составить памятку проверки безударных в корне слова, отрабатывать умение применять памятку проверки безударных гласных в корне слова
Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, умение работать в коллективе, трудолюбие, аккуратность
Развивающие: развивать орфографическую зоркость, память, активизировать познавательную деятельность
Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс ( Автор В.П.Канакина, В.Г.Горецкий), рабочая тетрадь ( Автор В.П.Канакина), памятка-алгоритм, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, веера гласных букв, презентация, рисунок бабочки, раздаточный дидактический материал
Ход урока
I. .
Учитель: Здравствуйте, ребята, у нас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения. Я вам тоже желаю успехов.
Будем отвечать активно!
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели к нам прийти!
II. Минутка чистописания.
На момент чистописания
Я приготовила вам задание.
Вы с закрытыми глазами
Угадаете букву сами.
Ученик с закрытыми глазами достает вырезанную из картона букву, на ощупь узнает её.
Учитель: Верно, это буква эр.
- Какой звук она обозначает? Дайте характеристику этому звуку.
- Из каких элементов состоит строчная буква «эр»?
-Мы не зря сегодня будем упражняться в написании строчной буквы р. Буква р непосредственно связана с весной и по написанию и по звучанию:
Вокруг пробуждается природа, журчат ручьи, разливаются реки. А по написанию буквы рр напоминают говорливый ручеек.
1. Прописывание строчной буквы р и соединений рр
2. Запись числа и классной работы.
- Какая орфограмма в слове классная
3. Мотивация. (2 слайд)
- Послушайте стихотворение С.Я.Маршака и скажите: «О каком времени года идет речь?»
Снег теперь уже не тот –
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей
Небо стало выше
Зачирикал воробей
Веселей на крыше
Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки
И на вербах серебром
Светятся сережки
- Верно. О весне.
- А как вы думаете, почему мы будем говорить о весне? ( Весна приходит и приносит что-то новое. И мы узнаем новое, получим новые знания)
4. Создание проблемной ситуации.
- Ребята, давайте запишем слово река.
- Какая орфограмма в этом слове?
- А что вы знаете о безударном гласном в корне слова?( Ударный гласный звучит четко и ясно, а безударный нечетко и неясно, написание безударных гласных расходится с их произношением, безударные гласные нужно проверять)
- Составьте предложение со словом река ( запись предложения на доске с комментированием , подчеркнуть главные члены)
5. Актуализация знаний (3 слайд)
- Как вы думаете, какая тема нашего урока?
- Как проверить безударные гласные в корне слова?
- Молодцы. Давайте поупражняемся в подборе проверочных слов и проверке безударных гласных. Я зачитаю вам загадки, а вы назовете слово- отгадку.
На вербе с треском рвутся почки (4 слайд)
На речке лед трещит в ночи
И гнезда вьют без проволочки
На вербе первые… ( грачи)
- Какая безударная гласная в этом слове?( дети показывают безударную гласную)
- Назовите проверочное слово. Запишем в тетрадь данное слово вместе с проверочным( один ученик пишет на доске : грач- грачи
Мы построили вдвоем (5 слайд)
Для гостей весенний дом
А верней сказать – дворец
Прилетай скорей … ( скворец)
( запись в тетрадях и на доске скворушка- скворец)
- Как проверить безударную гласную в корне слова?
6 слайд
Если гласная вызвала сомнение,
Ты ее немедленно ставь под ударение
7 слайд
В корне слова
Безударные гласные А О Е И Я
Проверяем ударением
6. Выведение алгоритма правильного написания гласной в корне.
- Когда буква гласная вызывает сомнение?( когда она не стоит под ударением)
- Сегодня на уроке мы будем составлять памятку ( алгоритм) правильного написания гласной в корне .
- Проговорим последовательно все действия, которые мы выполняем, чтобы написать безударную гласную. Возьмем слово в-сна
- Что мы делаем со словом весна . ( читаем)
( попутно на доске учителем делаются записи на боковой части доски)
1.Читаем.
2.Ставим ударение в слове в-сна
3. Выделим корень- весн-
4.Подберем однокоренные слова
Найдем среди них проверочное
5. Напишем такую же букву в безударном слоге. Обобзначим орфограмму
- Сверьте порядок действий с алгоритмом в учебнике. Прочитайте текст в рамке после упр. 277 и сравните с записью на доске
Запись на доске: ( 8 слайд)
Читаю
Ударение
Корень
Однокоренные слова
Проверочное слово
Пишу букву
Орфограмма
7. Физминутка.
Весной бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз- росой она умылась
Два- изящно покружилась
Три- качнулась и присела.
И к цветочкам полетела
7. Работа над темой урока
Работа по карточкам
а) Класс выполняет работу самостоятельно, после предварительного обсуждения.
Учитель: Перед вами упражнение. Прочитайте данное упражнение.
Ст.ит ч.десная п.года. Пёстрыми цв.тами покрыты л.сные п.ляны.
Цв.точная росп.сь укр.шает тр.пинки и д.ро.ки. В т.нистом л.су цв.тут
Ландыш.. Ланды. – это подаро. в.сны.
Что вы прочитали и докажите, почему? (Текст, предложения связаны по смыслу).
Какого вида данный текст? (Текст–повествование).
Вставьте пропущенные орфограммы в тексте.
Озаглавьте данный текст?
Найдите в тексте родственные слова, запишите их в тетрадь и продолжите
данный ряд своим словом, выделив корень в родственных словах.
Что же такое родственные слова? Как образовать родственное слово?
б) Работа с учащимися с ОВЗ.
Учитель: Перед вами упражнение. Прочитайте данное упражнение.
Стоит чудесная погода. Пёстрыми цветами покрыты лесные поляны. Цветочная роспись украшает тропинки и дорожки. В тенистом лесу цветут ландыши. Ландыш – это подарок весны.
Объясните написание выделенных букв.
Что общего у подчёркнутых слов?
Выпишите однокоренные слова и выделите корень слов.
8. Закрепление материала.
Учитель: Что такое корень, однокоренные слова? Как проверить безударную гласную в корне слова?
А)Работа по карточкам
а) Класс выполняет работу самостоятельно, после предварительного обсуждения.
Учитель: Из ряда слов найдите лишнее слово, в однокоренных словах выделите корень, выберите проверочное слово
а) Лесочек, лесной, лиса, лесник, лесовичок, лес (Лишнее – лиса, проверочное лес)
б) Зелень, зелёный, зеленеть, земляника, озеленение. (Лишнее – земляника, проверочное зелень)
б) Работа с учащимися с ОВЗ.
Учитель: Прочитайте слова. Почему подчёркнутое слово лишнее? В однокоренных словах выделите корень.
а) Лесочек, лесной, лиса, лесник, лесовичок.
б) Зелень, зелёный, зеленеть, земляника, озеленение.
Как вы понимаете значение слова «земляника»?
Как вы понимаете значение слова «озеленение»?
в) Работа в группах
1 группа (учащиеся с ОВЗ). Подберите однокоренные слова к слову «солнце». Запишите и определите общий корень
2 группа (учащиеся со средними способностями). Из набора слов необходимо найти родственные слова и записать их по порядку – существительное, прилагательное, глагол:
– пестреть, песенный, песня, петь (песня, песенный, петь).
– свет, светить, свист, светлый (свет, светлый, светить).
– тёплый, терпение, потепление, теплеть (потепление, тёплый, теплеть).
3 группа (сильные учащиеся). Прочитайте и составьте рассказ, используя все слова:
Ярко засветило солнце зазвенели ручьи прилетели домики для пернатых певцов мастерят ребята скворцы и грачи
9. Физкультминутка
Учитель: Ребята, а какое время года, находится между зимой и летом? (Весна). Встанем, отдохнём.
Весна! Весна! Пришла весна! (хлопки в ладоши)
Тепло на крыльях принесла. (взмахи руками)
И вот на самом солнцепёке (ходьба на месте)
Расцвел подснежник голубой. (руки в стороны)
10.Упражения на развитие памяти и внимания
а) Класс выполняет работу самостоятельно, после предварительного обсуждения.
Учитель: Рассмотрите ещё раз предложение (на доске): «Стоит чудесная погода».
Прочитайте предложение и запишите его в тетрадь по памяти. (Проверка).
Определите части речи в данном предложении. (Работа в тетрадях).
Разберите данное предложение по членам предложения. (Работа в тетрадях).
б) Работа с учащимися с ОВЗ.
Учитель: Выберите причину и объясните ответ: «Стоит чудесная погода потому, что…» (Ярко светит солнце, наступила весна, повысилась температура воздуха и т.д.). Запишите в тетрадь получившееся предложение. (Проверка).
11. Рефлексия
Учитель: Оцените свою работу на уроке.( дети поднимают круги красного , зеленого и синего цвета)
Красный – я все усвоил
Синий – иногда требуется помощь
Зеленый- надо постараться
- Выставление отметок( дети сами себя оценивают)
12. Домашнее задание.
( Дифференцированные задания на карточках)
Даны рифмы:
весна теплом
ото сна кругом
шумок хотели
говорок улетели
цветет знакомо
хоровод из дома
1-й уровень. Выпиши слова с безударной гласной в корне . В скобках пиши проверочное слово.
2- й уровень. Составьте предложения со словами с безударной гласной в корне и запиши их
3-й уровень. Сочини стихотворение, используя данные рифмы. Выдели орфограммы.
12. Итог урока
- Какое открытие сделали сегодня?
- Как проверить безударную гласную в корне?
- Молодцы! Сегодня вы хорошо работали. Мне было интересно с вами работать. Спасибо за урок.