12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Воробьёва Екатерина70
Россия, Удмуртская респ., Глазовский район, д.Качкашур

















Конспект урока по русскому языку

во

2 классе

Тема: Родственные слова




Учитель : Воробьёва Екатерина Александровна




































КОНСПЕКТ УРОКА


Предмет:_Русский язык.

Тема урока: «Родственные слова».

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов, формировать умение видеть и образовывать родственные слова;

Задачи:

Проверить знание изученного ранее материала.

Учить находить родственные слова и их общую часть.

Помочь учащимся систематизировать знания, полученные на уроке, применять знания на практике;

Формировать умение формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу.

Развивать речь. Пополнять словарный запас учащихся.

Создавать условия для формирования коммуникативных навыков (общение друг с другом в группах, высказывать своё мнение, отстаивать и обосновывать в конкретной форме)

Формы работы. Фронтальная, групповая, индивидуальная


Формирование УУД:

Предметные результаты: уметь различать родственные слова, уметь находить и выделять в словах общую часть, образовывать группу родственных слов, уметь находить лишнее слово в цепочке родственных слов, развивать речь, пополнить словарный запас.
Регулятивные  УУД:  принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.
Познавательные УУД:

Школьник учится:

• осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе,

• обобщать полученные знания,

• осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.
Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.


Оборудование. Для учителя:

Учебник «Русский язык» В.П. Канакиной

Компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации, презентация, мяч.

Для обучающихся:

Учебник «Русский язык» В.П. Канакиной, карточки для групповой работы (см.Приложение 1), листочки бумаги для групповой работы.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент

2.Повторение пройденного















3. Орфографическая пятиминутка


























4. Введение в тему











































Физкультминутка












5. Работа над новым материалом






















6. Итог урока



Игра с мячом: учитель бросает мяч, называя слова, ученик возвращает, называя синонимы, затем то же самое с антонимами (1)липкий-клейкий, шалить-баловаться, экзамен-испытание, яркий-ослепительный, лётчик-пилот, голубой-лазурный, дивный-чудный, родник-ключ, алый-красный, азбука-алфавит и т.д.

2)правда-ложь, чужбина-родина, хвалить-ругать, острый-тупой, громкий-тихий, свет-темнота, запрещать-разрешать, хвалить-ругать и т.д.)


Объединить детей в группы по 3-4 человека, раздать карточки со словами на разные орфограммы (Приложение 1)

Задание: определить, на какие группы можно разделить слова по наличию в них орфограмм.


-Какие орфограммы вы выделили?


-Для написания каких слов вам нужно подбирать проверочные слова?


-Какое проверочное слово подойдёт?

-Давайте посмотрим на доску (слайд 2). Во всех словах есть общая часть - тигр-, проверочное слово тигр, поэтому везде будет писаться буква И.

-А теперь давайте напишем все эти слова в тетрадях под диктовку.



-Давайте ещё раз посмотрим на эти слова (слайд 2). Что вы можете о них сказать?

-Попробуйте догадаться, глядя на этот слайд – какая у нас тема урока?

-Скажите, кто такие родственники? (слайд 3)

-Верно, родственники – это все, кто принадлежит вашему роду, ваши родные, в первую очередь, ваши родители (открываются слова на слайде). А как вы понимаете слово «родословная»?

-Что вы заметили в этих словах?

«Окрасить» в каждом слове часть «род»

-Так же, как мы в семье являемся друг другу родственниками, так и слова друг другу являются родственными. У родственных слов обязательно должна быть общая часть, слова должны быть близкими по смыслу, как эти слова, которые вы видите на доске. Следовательно, эти слова являются родственными друг другу.

-Можно ли сказать, что слова, которые мы видели на предыдущем слайде, являются родственными?(Слайд4)

-Давайте сами попробуем составить группу родственных слов. Главное слово будет – гриб.(Слайд 5)

-Давайте посмотрим, все ли слова мы назвали (открываются слова, обсуждается значение слов и принадлежность к группе)

-Как вы считаете, для чего нужно уметь подбирать родственные слова?

Одолела нас дремота,

Шевельнуться неохота.

Ну-ка, делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх, вниз потянись,

Окончательно проснись.

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

Как пружинки, мы присели,

А потом тихонько сели.

Работа в группах

-Придумать самим родственные слова и записать на листочках (1 группа – к слову БРАТ, 2 группа – БАРАБАН, 3 группа – РЫБА)

-Откройте стр.59 упр.78.Сверьте свою работу с группой в учебнике. Спишите те слова, которые вы написали, добавьте из учебника, если у вас их нет. Выделите общую часть сверху дугой (знак корня)

Работа над упр.80.

Упр.81 устно.

-На доске (слайд 6) вы видите слова. Можно ли их назвать родственными?

Спишите только родственные слова. Выделите общую часть дугой (последовательно выполняют задание по слайдам 7 и 8)

-Итак, что нового вы узнали на уроке?

-Что общего у родственных слов?

-Чем отличаются родственные слова и синонимы?



Домашнее задание упр.83



Вспоминают слова из словарей синонимов и антонимов













Ученики группируют слова по наличию в них орфограмм, обсуждают правописание.





-Правописание гласных после шипящих, правописание сочетаний ЧК, ЧН, правописание безударных гласных.

-Для слов с безударной гласной – тигрёнок, тигрица, тигриный.

-Тигр.







Пишут слова в тетрадях.

Проводят взаимопроверку в парах.

-У всех есть общая часть, они близки по смыслу.

-Слова с общей частью, близкие по смыслу (варианты учеников)




-Вся родня, родные, мама, папа…(варианты детей)

Варианты ответов





-Есть общая часть «род»











Варианты детских ответов



Варианты детских ответов











-Чтобы правильно подбирать проверочные слова













Работа в группах








Выполняют работу в тетради








Варианты ответов






/data/files/u1604425233.pptx (Презентация к уроку "Родственные слова")-Есть общая часть и общее лексическое значение.

У синонимов только близкое значение, нет общей части слова.




Приложение 1

Слова в карточках (все группы получают одинаковые карточки):


Жили, чудо, кочка, тигрица, точка, сочный, тигрёнок, шишка, тигриный (правописание сочетаний ЧК, ЧН, правописание гласных после шипящих, безударные гласные)









Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.