Урок русского языка во 2 классе по теме «Родственные слова»
Конспект урока по русскому языку
во
2 классе
Тема: Родственные слова
Учитель : Воробьёва Екатерина Александровна
КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет:_Русский язык.
Тема урока: «Родственные слова».
Тип урока: открытие нового знания.
Цель: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов, формировать умение видеть и образовывать родственные слова;
Задачи:
Проверить знание изученного ранее материала.
Учить находить родственные слова и их общую часть.
Помочь учащимся систематизировать знания, полученные на уроке, применять знания на практике;
Формировать умение формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу.
Развивать речь. Пополнять словарный запас учащихся.
Создавать условия для формирования коммуникативных навыков (общение друг с другом в группах, высказывать своё мнение, отстаивать и обосновывать в конкретной форме)
Формы работы. Фронтальная, групповая, индивидуальная
Формирование УУД:
Предметные результаты: уметь различать родственные слова, уметь находить и выделять в словах общую часть, образовывать группу родственных слов, уметь находить лишнее слово в цепочке родственных слов, развивать речь, пополнить словарный запас.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.
Познавательные УУД:
Школьник учится:
• осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе,
• обобщать полученные знания,
• осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.
Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.
Оборудование. Для учителя:
Учебник «Русский язык» В.П. КанакинойКомпьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации, презентация, мяч.
Для обучающихся:
Учебник «Русский язык» В.П. Канакиной, карточки для групповой работы (см.Приложение 1), листочки бумаги для групповой работы.
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся |
1.Организационный момент 2.Повторение пройденного 3. Орфографическая пятиминутка 4. Введение в тему Физкультминутка 5. Работа над новым материалом 6. Итог урока | Игра с мячом: учитель бросает мяч, называя слова, ученик возвращает, называя синонимы, затем то же самое с антонимами (1)липкий-клейкий, шалить-баловаться, экзамен-испытание, яркий-ослепительный, лётчик-пилот, голубой-лазурный, дивный-чудный, родник-ключ, алый-красный, азбука-алфавит и т.д. 2)правда-ложь, чужбина-родина, хвалить-ругать, острый-тупой, громкий-тихий, свет-темнота, запрещать-разрешать, хвалить-ругать и т.д.) Объединить детей в группы по 3-4 человека, раздать карточки со словами на разные орфограммы (Приложение 1) Задание: определить, на какие группы можно разделить слова по наличию в них орфограмм. -Какие орфограммы вы выделили? -Для написания каких слов вам нужно подбирать проверочные слова? -Какое проверочное слово подойдёт? -Давайте посмотрим на доску (слайд 2). Во всех словах есть общая часть - тигр-, проверочное слово тигр, поэтому везде будет писаться буква И. -А теперь давайте напишем все эти слова в тетрадях под диктовку. -Давайте ещё раз посмотрим на эти слова (слайд 2). Что вы можете о них сказать? -Попробуйте догадаться, глядя на этот слайд – какая у нас тема урока? -Скажите, кто такие родственники? (слайд 3) -Верно, родственники – это все, кто принадлежит вашему роду, ваши родные, в первую очередь, ваши родители (открываются слова на слайде). А как вы понимаете слово «родословная»? -Что вы заметили в этих словах? «Окрасить» в каждом слове часть «род» -Так же, как мы в семье являемся друг другу родственниками, так и слова друг другу являются родственными. У родственных слов обязательно должна быть общая часть, слова должны быть близкими по смыслу, как эти слова, которые вы видите на доске. Следовательно, эти слова являются родственными друг другу. -Можно ли сказать, что слова, которые мы видели на предыдущем слайде, являются родственными?(Слайд4) -Давайте сами попробуем составить группу родственных слов. Главное слово будет – гриб.(Слайд 5) -Давайте посмотрим, все ли слова мы назвали (открываются слова, обсуждается значение слов и принадлежность к группе) -Как вы считаете, для чего нужно уметь подбирать родственные слова? Одолела нас дремота, Шевельнуться неохота. Ну-ка, делайте со мною Упражнение такое: Вверх, вниз потянись, Окончательно проснись. Все ребята дружно встали И на месте зашагали. Как пружинки, мы присели, А потом тихонько сели. Работа в группах -Придумать самим родственные слова и записать на листочках (1 группа – к слову БРАТ, 2 группа – БАРАБАН, 3 группа – РЫБА) -Откройте стр.59 упр.78.Сверьте свою работу с группой в учебнике. Спишите те слова, которые вы написали, добавьте из учебника, если у вас их нет. Выделите общую часть сверху дугой (знак корня) Работа над упр.80. Упр.81 устно. -На доске (слайд 6) вы видите слова. Можно ли их назвать родственными? Спишите только родственные слова. Выделите общую часть дугой (последовательно выполняют задание по слайдам 7 и 8) -Итак, что нового вы узнали на уроке? -Что общего у родственных слов? -Чем отличаются родственные слова и синонимы? Домашнее задание упр.83 | Вспоминают слова из словарей синонимов и антонимов Ученики группируют слова по наличию в них орфограмм, обсуждают правописание. -Правописание гласных после шипящих, правописание сочетаний ЧК, ЧН, правописание безударных гласных. -Для слов с безударной гласной – тигрёнок, тигрица, тигриный. -Тигр. Пишут слова в тетрадях. Проводят взаимопроверку в парах. -У всех есть общая часть, они близки по смыслу. -Слова с общей частью, близкие по смыслу (варианты учеников) -Вся родня, родные, мама, папа…(варианты детей) Варианты ответов -Есть общая часть «род» Варианты детских ответов Варианты детских ответов -Чтобы правильно подбирать проверочные слова Работа в группах Выполняют работу в тетради
/data/files/u1604425233.pptx (Презентация к уроку "Родственные слова")-Есть общая часть и общее лексическое значение. У синонимов только близкое значение, нет общей части слова. |
Приложение 1
Слова в карточках (все группы получают одинаковые карточки):
Жили, чудо, кочка, тигрица, точка, сочный, тигрёнок, шишка, тигриный (правописание сочетаний ЧК, ЧН, правописание гласных после шипящих, безударные гласные)