Урок СБО в 7 классе по теме «Кухонная посуда. Назначение»
Тема: «Кухонная посуда. Назначение»
Цель: расширение объёма знаний учащихся о быте человека.
Задачи:
образовательные:
познакомить с понятием «кухонная посуда» и назначением данного вида посуды;
коррекционные:
формирование коммуникативной, когнитивной, произносительной и экспрессивной сторон речи;
развитие репродуктивных видов деятельности;
коррекция мыслительных процессов анализа и синтеза;
воспитательные:
способствовать воспитанию таких качеств личности, как усидчивость, аккуратность при выполнении задания, умение работать в классном коллективе.
Оборудование: иллюстрации чайника со свистком, кастрюли, сковороды; их шаблоны-тени и сами натуральные предметы; иллюстрации блюд блинов, супа, чая; карточки со словами чайник, сковорода, кастрюля; спецодежда повара – фартук и колпак; детская кухонная посуда; аудиозаписи свистка чайника, звука жарящейся картошки на сковороде и булькающей кастрюли.
Ход урока.
Орг. момент.
(учащиеся выходят в середину кабинета, встают в круг)
- Посмотрите на меня и улыбнитесь мне.
- Посмотрите друг на друга и улыбнитесь друг другу.
- Повернитесь к гостям и улыбнитесь им.
- Садитесь на места. Пусть сегодня на уроке у всех будет хорошее настроение.
Артикуляционная гимнастика.
- Нам сегодня придётся не только много работать, но и говорить. Разомнём мышцы лица и рта. «Дразнилки»:
1. Массаж языка зубами, постепенно его высовывая.
2.Звук б-б-б-б (быстрое произношение)
3.Брюзжание губами.
4.Футбол языком.
Актуализация опорных знаний.
- Сегодня урок у нас будет необычный, вас ждёт много сюрпризов и чудес. Закройте, пожалуйста, глаза и не открывайте, пока я не скажу.
(учитель надевает фартук и поварской колпак)
- Кто перед вами? Где работает повар?
Наш урок пройдёт на кухне, вести его будет повар, а вы станете помощниками повара. Помощники должны быть очень внимательными, активными и трудолюбивыми.
- На кухне повару нужен вот этот предмет (иллюстрация кастрюли). Что это?
(иллюстрация прикрепляется на доску)
-Повторим вместе со мой название предмета (предлагается отвечающему)
- Повторим все хором.
- Скажем полным ответом. Это кастрюля.
- Вот слово, которое обозначает предмет кастрюля на письме (карточка).
(аналогичная работа с предметами сковорода и чайник)
- Сколько предметов на доске? Посчитаем хором.
- Как назвать эти предметы одним словом? (карточка посуда на доску)
- Это кухонная посуда. Мы сегодня будем разговаривать о кухонной посуде и работать с ней.
Изучение нового.
- Внимательно посмотрите вокруг, есть ли на кухне настоящая кастрюля? Принесите её.
(аналогичная работа со сковородой и чайником; за правильный ответ дети поощряют себя аплодисментами)
Промежуточный итог.
- Что это стоят за предметы? Сколько их? Посчитать одному, вместе.
Работа в тетради.
- Сюрприз: повар пришёл не с пустыми руками, а со своей посудой. Но вот беда – он так долго ей пользовался, что она вся закоптилась. Теперь повар не может узнать где кастрюля, чайник и сковорода! Поможем повару?
(работа с тёмными шаблонами-силуэтами)
Моторная физминутка.
- Разомнём наши пальцы:
1.Ребро-замок.
2.Замок-ладонь.
3.Домик-пол.
- Откройте тетрадь, положите кастрюлю в верхний левый угол, возьмите зелёный карандаш и заштрихуйте прямыми линиями слева направо.
- Возьмите сковороду, синий карандаш и заштрихуйте прямыми линиями сверху вниз.
- Возьмите чайник, коричневый карандаш и раскрасьте.
- Теперь попробуйте найти слова и подписать каждый предмет справа от рисунков. Можно смотреть на доску и выполнять как на доске.
- Приклеим надписи. Работаем на подкладной доске, пользуемся салфеткой.
Физминутка.
(слова говорит и показывает движения педагог, дети повторяют)
Чайник, чайник – белый слон (руки на пояс, покачивания вправо-влево)
Длинный хобот поднял он (руки вверх)
Наклонили мы слона (наклон, коснуться пола пальцами рук)
Вот и чашечка полна (приседание)
(К.П. Нефёдова)
Работа над новым.
- Для чего нужна повару эта посуда?
(хоровое произношение «готовить еду»)
- Повар приготовил обед из таких блюд: (иллюстрации блинов, супа, чая на доску, названия произносятся хором)
- Найдите посуду, в которой готовили каждое блюдо (соотнесение иллюстраций).
- В кастрюле варят (хоровое произношение)
- На сковороде жарят (хоровое произношение)
- В чайнике кипятят (хоровое произношение)
- Ребята, я открою секрет, что когда в посуде готовят, она тоже с нами разговаривает! Попробуем определить, какая посуда подаёт нам сигнал.
(прослушивание звука свистка чайника, скворчащей сковороды, булькающей кастрюли)
Промежуточный итог.
- Звуки чего мы слушали? Для чего нужна эта посуда?
- Ещё один сюрприз от повара. Игра «Мешки с сюрпризом».
- На ощупь определить, что лежит в каждом мешке (игрушечные чайник, кастрюля, сковорода).
- А в этой посуде можно готовить? Почему?
Итог урока.
- О чём мы говорили на уроке? Для чего она нужна?
- Сейчас проверим, кто был самый внимательный помощник у повара.
(убираются слова-надписи посуды)
- Восстановить название каждого предмета.
- Комментирование оценок, вручение от повара подарка – конфет к чаю.
Самоанализ.
Тема: «Кухонная посуда. Назначение»
Цель: расширение объёма знаний учащихся о быте человека.
Задачи:
- образовательные:
- познакомить с понятием «кухонная посуда» и назначением данного вида посуды;
- коррекционные:
- формирование коммуникативной, когнитивной, произносительной и экспрессивной сторон речи;
- развитие репродуктивных видов деятельности;
- коррекция мыслительных процессов анализа и синтеза;
воспитательные:
способствовать воспитанию таких качеств личности, как усидчивость, аккуратность при выполнении задания, умение работать в классном коллективе.
Урок прошёл в 7 «В» классе с учащимися умеренной степени умственной отсталости, которые находятся на первом году обучения. Составлен с учётом их психофизического уровня развития: учащиеся не читают, многие дети имеют грубые нарушения и недоразвитие речи.
Тип урока – изучение нового.
Учитывая рекомендации ведущих педагогов – дефектологов к проведению уроков с учащимися данной категории, выбрала нетрадиционную форму: урок – игра. Эта форма способствовала повышению мотивации учащихся к познавательной деятельности и эффективности восприятия учебного материала.
На самом первом этапе урока – организационном постаралась создать благоприятную психологическую атмосферу во взаимоотношениях педагог – учащиеся и учащиеся – учащиеся.
Между этапами урока выдерживала логическую взаимосвязь и подводила промежуточные итоги. Старалась чередовать виды деятельности и задействовать различные анализаторы восприятия: зрительные, слуховые, тактильные.
Перед каждым видом деятельности организовывала мини-разминки для определённых групп мышц сенсорно-моторной сферы.
На протяжении всего урока работала над развитием коммуникативной стороны речи, показывая собственным примером речевого общения, вовлекая в диалоги учащихся и добиваясь от них полных ответов. Для формирования произносительной стороны речи подобрала артикуляционную гимнастику и способ хорового произношения, который помогает преодолеть барьер неуверенности и стеснения. Для развития экспрессивной стороны речи использовала методику глобального чтения Глена Домана, когда обучение грамоте идёт с целостного восприятия слова и предмета. Для коррекции когнитивной стороны речи подобрала упражнение «Угадай предмет на ощупь».
Для формирования мыслительных процессов анализа и синтеза включила в урок такие упражнения как соотнесение иллюстрация – предмет – тень предмета, классификация предметов в одну группу, соотнесение блюда и конкретной посуды. На протяжении всего урока осуществляла связь с математическими представлениями учащихся: понятия лево, право, под, рядом и способствовала развитию на доступном уровне простейших навыков счёта.
Для формирования репродуктивных видов деятельности использовала такую форму работы как «сверь своё выполнение с образцом на доске», а для побуждения к познавательной деятельности учащихся постоянно ставила такие вопросы и давала инструкции как «Поможем повару найти…», «Поможем повару разобраться…», «Кто узнал? Кто догадался?».
На данном уроке продолжала применять элементы взаимоконтроля: аплодисменты за правильное выполнение задания и элементы самоконтроля: сверь с образцом на доске.
В уроке использованы словесные методы: беседа, объяснение и прослушивание аудио- записи звуков; наглядные: иллюстративные и образцы натуральных предметов, шаблоны.
Формы организации работы учащихся предпочла выбрать фронтальную и самостоятельную, т.к. данные дети ещё не готовы психологически работать в парах и группах.
В конце урока подвела итог. Считаю, что поставленных задач я достигла.