Урок СБО в 7 классе по теме «Кухонная посуда. Назначение»

1
0
Материал опубликован 16 January 2016
КГБОУ «Канская общеобразовательная школа»
Конспект открытого урока СБО
в 7 «В» классе по теме:
«Кухонная посуда. Назначение»
 
Подготовила и провела
Морозова Т.В.,
учитель I категории.
Канск 2016 г.

Тема: «Кухонная посуда. Назначение»

Цель: расширение объёма знаний учащихся о быте человека.

Задачи:

образовательные:

познакомить с понятием «кухонная посуда» и назначением данного вида посуды;

коррекционные:

формирование коммуникативной, когнитивной, произносительной и экспрессивной сторон речи;

развитие репродуктивных видов деятельности;

коррекция мыслительных процессов анализа и синтеза;

воспитательные:

способствовать воспитанию таких качеств личности, как усидчивость, аккуратность при выполнении задания, умение работать в классном коллективе.

Оборудование: иллюстрации чайника со свистком, кастрюли, сковороды; их шаблоны-тени и сами натуральные предметы; иллюстрации блюд блинов, супа, чая; карточки со словами чайник, сковорода, кастрюля; спецодежда повара – фартук и колпак; детская кухонная посуда; аудиозаписи свистка чайника, звука жарящейся картошки на сковороде и булькающей кастрюли.

 

Ход урока.

Орг. момент.

(учащиеся выходят в середину кабинета, встают в круг)

- Посмотрите на меня и улыбнитесь мне.

- Посмотрите друг на друга и улыбнитесь друг другу.

- Повернитесь к гостям и улыбнитесь им.

- Садитесь на места. Пусть сегодня на уроке у всех будет хорошее настроение.

Артикуляционная гимнастика.

- Нам сегодня придётся не только много работать, но и говорить. Разомнём мышцы лица и рта. «Дразнилки»:

1. Массаж языка зубами, постепенно его высовывая.

2.Звук б-б-б-б (быстрое произношение)

3.Брюзжание губами.

4.Футбол языком.

Актуализация опорных знаний.

- Сегодня урок у нас будет необычный, вас ждёт много сюрпризов и чудес. Закройте, пожалуйста, глаза и не открывайте, пока я не скажу.

(учитель надевает фартук и поварской колпак)

- Кто перед вами? Где работает повар?

Наш урок пройдёт на кухне, вести его будет повар, а вы станете помощниками повара. Помощники должны быть очень внимательными, активными и трудолюбивыми.

- На кухне повару нужен вот этот предмет (иллюстрация кастрюли). Что это?

(иллюстрация прикрепляется на доску)

-Повторим вместе со мой название предмета (предлагается отвечающему)

- Повторим все хором.

- Скажем полным ответом. Это кастрюля.

- Вот слово, которое обозначает предмет кастрюля на письме (карточка).

(аналогичная работа с предметами сковорода и чайник)

- Сколько предметов на доске? Посчитаем хором.

- Как назвать эти предметы одним словом? (карточка посуда на доску)

- Это кухонная посуда. Мы сегодня будем разговаривать о кухонной посуде и работать с ней.

Изучение нового.

- Внимательно посмотрите вокруг, есть ли на кухне настоящая кастрюля? Принесите её.

(аналогичная работа со сковородой и чайником; за правильный ответ дети поощряют себя аплодисментами)

Промежуточный итог.

- Что это стоят за предметы? Сколько их? Посчитать одному, вместе.

Работа в тетради.

- Сюрприз: повар пришёл не с пустыми руками, а со своей посудой. Но вот беда – он так долго ей пользовался, что она вся закоптилась. Теперь повар не может узнать где кастрюля, чайник и сковорода! Поможем повару?

(работа с тёмными шаблонами-силуэтами)

Моторная физминутка.

- Разомнём наши пальцы:

1.Ребро-замок.

2.Замок-ладонь.

3.Домик-пол.

- Откройте тетрадь, положите кастрюлю в верхний левый угол, возьмите зелёный карандаш и заштрихуйте прямыми линиями слева направо.

- Возьмите сковороду, синий карандаш и заштрихуйте прямыми линиями сверху вниз.

- Возьмите чайник, коричневый карандаш и раскрасьте.

- Теперь попробуйте найти слова и подписать каждый предмет справа от рисунков. Можно смотреть на доску и выполнять как на доске.

- Приклеим надписи. Работаем на подкладной доске, пользуемся салфеткой.

Физминутка.

(слова говорит и показывает движения педагог, дети повторяют)

Чайник, чайник – белый слон (руки на пояс, покачивания вправо-влево)

Длинный хобот поднял он (руки вверх)

Наклонили мы слона (наклон, коснуться пола пальцами рук)

Вот и чашечка полна (приседание)

(К.П. Нефёдова)

Работа над новым.

- Для чего нужна повару эта посуда?

(хоровое произношение «готовить еду»)

- Повар приготовил обед из таких блюд: (иллюстрации блинов, супа, чая на доску, названия произносятся хором)

- Найдите посуду, в которой готовили каждое блюдо (соотнесение иллюстраций).

- В кастрюле варят (хоровое произношение)

- На сковороде жарят (хоровое произношение)

- В чайнике кипятят (хоровое произношение)

- Ребята, я открою секрет, что когда в посуде готовят, она тоже с нами разговаривает! Попробуем определить, какая посуда подаёт нам сигнал.

(прослушивание звука свистка чайника, скворчащей сковороды, булькающей кастрюли)

Промежуточный итог.

- Звуки чего мы слушали? Для чего нужна эта посуда?

- Ещё один сюрприз от повара. Игра «Мешки с сюрпризом».

- На ощупь определить, что лежит в каждом мешке (игрушечные чайник, кастрюля, сковорода).

- А в этой посуде можно готовить? Почему?

Итог урока.

- О чём мы говорили на уроке? Для чего она нужна?

- Сейчас проверим, кто был самый внимательный помощник у повара.

(убираются слова-надписи посуды)

- Восстановить название каждого предмета.

- Комментирование оценок, вручение от повара подарка – конфет к чаю.


 

Самоанализ.

Тема: «Кухонная посуда. Назначение»

Цель: расширение объёма знаний учащихся о быте человека.

Задачи:

  • образовательные:
  • познакомить с понятием «кухонная посуда» и назначением данного вида посуды;
  • коррекционные:
  • формирование коммуникативной, когнитивной, произносительной и экспрессивной сторон речи;
  • развитие репродуктивных видов деятельности;
  • коррекция мыслительных процессов анализа и синтеза;

воспитательные:

способствовать воспитанию таких качеств личности, как усидчивость, аккуратность при выполнении задания, умение работать в классном коллективе.

Урок прошёл в 7 «В» классе с учащимися умеренной степени умственной отсталости, которые находятся на первом году обучения. Составлен с учётом их психофизического уровня развития: учащиеся не читают, многие дети имеют грубые нарушения и недоразвитие речи.

Тип урока – изучение нового.

Учитывая рекомендации ведущих педагогов – дефектологов к проведению уроков с учащимися данной категории, выбрала нетрадиционную форму: урок – игра. Эта форма способствовала повышению мотивации учащихся к познавательной деятельности и эффективности восприятия учебного материала.

На самом первом этапе урока – организационном постаралась создать благоприятную психологическую атмосферу во взаимоотношениях педагог – учащиеся и учащиеся – учащиеся.

Между этапами урока выдерживала логическую взаимосвязь и подводила промежуточные итоги. Старалась чередовать виды деятельности и задействовать различные анализаторы восприятия: зрительные, слуховые, тактильные.

Перед каждым видом деятельности организовывала мини-разминки для определённых групп мышц сенсорно-моторной сферы.

На протяжении всего урока работала над развитием коммуникативной стороны речи, показывая собственным примером речевого общения, вовлекая в диалоги учащихся и добиваясь от них полных ответов. Для формирования произносительной стороны речи подобрала артикуляционную гимнастику и способ хорового произношения, который помогает преодолеть барьер неуверенности и стеснения. Для развития экспрессивной стороны речи использовала методику глобального чтения Глена Домана, когда обучение грамоте идёт с целостного восприятия слова и предмета. Для коррекции когнитивной стороны речи подобрала упражнение «Угадай предмет на ощупь».

Для формирования мыслительных процессов анализа и синтеза включила в урок такие упражнения как соотнесение иллюстрация – предмет – тень предмета, классификация предметов в одну группу, соотнесение блюда и конкретной посуды. На протяжении всего урока осуществляла связь с математическими представлениями учащихся: понятия лево, право, под, рядом и способствовала развитию на доступном уровне простейших навыков счёта.

Для формирования репродуктивных видов деятельности использовала такую форму работы как «сверь своё выполнение с образцом на доске», а для побуждения к познавательной деятельности учащихся постоянно ставила такие вопросы и давала инструкции как «Поможем повару найти…», «Поможем повару разобраться…», «Кто узнал? Кто догадался?».

На данном уроке продолжала применять элементы взаимоконтроля: аплодисменты за правильное выполнение задания и элементы самоконтроля: сверь с образцом на доске.

В уроке использованы словесные методы: беседа, объяснение и прослушивание аудио- записи звуков; наглядные: иллюстративные и образцы натуральных предметов, шаблоны.

Формы организации работы учащихся предпочла выбрать фронтальную и самостоятельную, т.к. данные дети ещё не готовы психологически работать в парах и группах.

В конце урока подвела итог. Считаю, что поставленных задач я достигла.

Комментарии
Комментариев пока нет.