Урок «Сложные предложения с различными видами связи. Закрепление изученного материала» (Русский язык, 9 класс)
Тема: «Сложные предложения с различными видами связи. Закрепление изученного материала».
Класс: 9
Тип урока: Систематизация и обобщение знаний, коррекция умений и навыков.
Цель: организация деятельности учащихся по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности по теме «Сложные предложения с различными видами связи».
Задачи:
Образовательные:
Обобщение и закрепление знаний учащихся о предложениях с различными видами связи, отработка навыка постановки знаков препинания в сложных предложениях, включение приобретенных знаний в систему подготовки к ОГЭ.
Метапредметные:
Формирование умения поставить учебную цель, выбрать способы ее достижения, устанавливать рабочие отношения; обучение приемам самоанализа, сравнения;
развитие умения обобщения, систематизации знаний.
Личностные:
Активизация стремления к приобретению новых знаний.
Оборудование:
раздаточный материал, презентация, компьютер, проектор.
Педагогические методы: игровой метод, метод конструирования, предметно-практический, творческий.
Формы работы: индивидуальная, коллективная, парная.
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Мотивация к учебной деятельности.
Слово учителя.
Добрый день. Я рада вас видеть. Скажите, ради чего вы здесь находитесь? (Чтобы получать знания…)
Франческо Патрици, итальянский и хорватский философ 16 века, сказал в свое время: «Всякое познание берет начало от разума и исходит от чувств». Надеюсь, сегодняшний урок даст пищу и для вашего ума, и для ваших чувств.
3. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
1)Лингвистическая разминка «Собери слово»
Прочитайте предложения, к выделенным словам подберите стилистически нейтральные синонимы. Если вы правильно подберете синонимы, то из первых букв сможете составить слово, которое обозначает следующий этап урока.
Мир книг увлекателен для истинного любителя печатного слова.
Музыкант зачерпнул из пальто жменю мелочи и высыпал ему в железную коробку.
Оле ничего не стоило разболтать любую доверенную ей тайну.
Малыш проявил удивительную живость, когда речь зашла о прогулке.
Ответы:
увлекателен (интересен)
жменю (горсть)
разболтать (рассказать)
живость (активность)
Итог: слово ИГРА.
2)Игра «Счастливый случай»
Вам предлагается дидактический материал. Подберите задание, которое позволит повторить и закрепить знания, необходимые для успешной сдачи ОГЭ.
(В диалоге с учителем учащиеся формулируют оптимальное задание: списать, вставить пропущенные буквы, объяснить правописание; определить, какие из предложенных сочетаний являются словосочетаниями; определить способ синтаксической связи в словосочетаниях; заменить словосочетания, где это возможно, синонимичными словосочетаниями с другим способом синтаксической связи.)
Дидактический материал:
Карто..ых кукол, удовлетворе…о выдохнула, реше…о верно, пр…скверный и злой, пр…винченные гайки, бе…корыстных людей, книга прода…а, весе…ие цветы.
Ознакомьтесь с условиями игры. Выбор участников происходит рандомно. Во время выполнения задания вы можете воспользоваться одной из подсказок: 1.»Помощь зала»; 2 «Вторая попытка».
Ответы:
Картонных кукол – согласование (кукол из картона - управление), удовлетворенно вздохнула - примыкание (вздохнула с удовлетворением - управление), решено верно - примыкание, прескверный и злой, привинченные гайки - согласование, бескорыстных людей – согласование (людей без корысти- управление), книга продана, весенние цветы- согласование (цветы весны – управление).
Итог: Какие задания ОГЭ нам удалось повторить? (Задания 4,5,7.)
4. Целеполагание
1) Беседа
-Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание весенние цветы?
-Что бы вы сделали, если бы увидели перед собой корзину с весенними цветами?
2) Прочитайте предложение, сравните свое гипотетическое действие с действиями Даши.
Даша растворила дверь своей комнаты и остановилась в недоумении: пахло сырыми цветами, и когда она увидела на туалетном столике корзину с высокой ручкой и синим бантом, то подбежала и опустила в нее лицо.
3)Охарактеризуйте данное предложение с точки зрения синтаксиса. Объясните постановку знаков препинания. (Это многочленное предложение с разными видами связи.)
4)Беседа:
-Кода мы изучали данную тему? (На прошлом уроке.)
-Какую цель логично поставить на сегодняшнем уроке? (Логично закрепить изученную тему. Это цель нашего урока.)
5. Проектирование деятельности на уроке. Форма работы коллективная.
Давайте совместными усилиями составим план действий, которые позволят нам в реализации цели урока.
План:
В парах составить список теоретических вопросов.
Провести аукцион теоретических вопросов.
Выполнить ряд заданий на закрепление изученной темы.
6. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта
1) Формулирование вопросов для «Аукциона». Работа в парах.
2) «Аукцион вопросов» (Первая пара учащихся задает первый сформулированный по теме вопрос. Следующая пара дает ответ на этот вопрос. Если ответ оказывается верным, то эта пара получает возможность задать свой вопрос. Выбор пар происходит рандомно. Вопросы не должны повторяться. Последовательность вопросов должна быть логичной. Если у пары не осталось не прозвучавших вопросов, право задать вопрос переходит к другой паре.)
Примерные вопросы и ответы:
1. Сколько простых предложений содержит, как минимум, многочленное сложное предложение?
(В многочленное сложное предложение входит минимум три части.)
2. Какие связи могут возникать между частями такого предложения? (Связи между ними могут быть нескольких видов: главная и две зависимых; две связанные сочинительной связью и одна – присоединенная как придаточная; одна бессоюзная и одна союзная (сочинительная или подчинительная) связь.)
3. Комбинация каких синтаксических связей между простыми предложениями характерны для многочленного сложного предложения с различными видами связи? Приведите примеры.
( А) сочинительная и подчинительная: Когда пошел сильный дождь, мы побежали домой, но Игорь продолжал как ни в чем не бывало полоть грядки.
Б) сочинительная и бессоюзная: Наконец все закончилось; мы вышли от тетки смертельно усталыми и расстроенными, но впереди нас ждал еще визит к бабушке.
В) подчинительная и бессоюзная: Олег очень странно себя ведет: он молчит даже в том случае, если его спрашивают о самых обычных вещах.
Г) сочинительная, подчинительная и бессоюзная: Это уже случилось; не следует теперь пытаться что-то изменить, поскольку это бессмысленно, а времени и сил потратишь бессчетно.)
4. Когда между частями многочленных предложений с разными видами связи не ставится запятая? Приведите примеры.
(Запятая между сочинительным и подчинительным союзом не ставится, если это союз имеет продолжение то, так и т .п.
Пример: Собака была очень злая, и если кто-то оказывался поблизости, то она всегда старалась дотянуться зубами и укусить.)
3) Практическое задание №1. Форма работы коллективная.
Тема нашего урока имеет отражение в КИМ ОГЭ. Вы можете в этом убедиться, если прочтете формулировку задания №14.
1.14.Среди предложений 26–32 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и
подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(26)По щекам моряков, не раз смотревших смерти в лицо, текли слёзы. (27)3навшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников. (28)Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все, и в этих ребятах была сама одухотворённая надежда. (29) Прощаясь с детьми, команда построилась. (30)Ребята стали вручать подарки, которые привезли с собой.(31)Взяв матерчатый кисет из рук девочки, старшина, на груди которого было два боевых ордена, сказал: «Принимаю третью награду Родины». (32)Моряки знали цену мужеству.
Ответ: 28
2.14. Среди предложений 44-48 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(44)Искушение рассказать Косте о равнодушии отца, о непонимании, об одиночестве было велико, но в последний миг Ника сдержалась: незачем выплёскивать свои обиды.
— (45)Он нанял для меня хорошего учителя по рисованию, — сдержанно сказала Ника.
(46) Раньше такая сдержанность была ей несвойственна.
(47) Никандре ещё предстояло научиться по-новому общаться с близкими ей людьми,
заслуживать их доверие, а это было трудно. (48)Но в её жизни ничего не было легко.
Ответ: 44
3.14. Среди предложений 32—36 найдите сложные предложения с бессоюзной и союзной
подчинительной связью между частями. Напишите номера этих предложений.
– (32)Конечно, это большая твоя ошибка: с неё начались все твои несчастья в этот день. (33)Наказать же я хотел тебя, мой сын, за твою ложь. (34)Ложь — это не ошибка, не случайность; лживость это черта характера, которая может укорениться. (35)Это страшный сорняк на поле твоей души: если его вовремя не вырвать с корнем, он заполонит всё поле так, что негде будет прорасти доброму семени. (36)На свете нет ничего страшнее лжи.
Ответ: 3435
4) Практическое задание №2. Форма работы индивидуальная.
Выделите грамматические основы, установите средства связи. Расставьте недостающие знаки препинания. Сверьтесь с эталоном.
1. Я решительно не понимал причины такой жестокой несправедливости и это было не удивительно потому что дома у нас был образован заговор чтобы нам ничего не говорить о том кто был этот человек которому мы были обязаны спасением (Лесков). 2. Чтобы сделать себя понятным я начну издалека я передам одно моё впечатление из Берлина (Пришвин).3. В том что есть вещи которые «не снились мудрецам» я не сомневаюсь но что о них думают люди чрезвычайно меня занимало (Лесков). 4. Проехав пятнадцатую версту Чичиков вспомнил что здесь по словам Манилова должна быть его деревня но шестнадцатая верста пролетела мимо а деревни всё не было и если бы не два мужика попавшиеся навстречу то вряд ли бы довелось им потрафить на лад (Гоголь).
Ответы:
1. Я решительно не понимал причины такой жестокой несправедливости, и это было не удивительно, потому что дома у нас был образован заговор, чтобы нам ничего не говорить о том, кто был этот человек, которому мы были обязаны спасением (Лесков).
Средства связи – сочинительная, подчинительная.
2. Чтобы сделать себя понятным, я начну издалека: я передам одно моё впечатление из Берлина. (Пришвин).
Средства связи – бессоюзная, подчинительная.
3. В том, что есть вещи, которые «не снились мудрецам», я не сомневаюсь, но, что о них думают люди, чрезвычайно меня занимало. (Лесков).
Средства связи – сочинительная, подчинительная.
4. Проехав пятнадцатую версту, Чичиков вспомнил, что здесь, по словам Манилова, должна быть его деревня, но шестнадцатая верста пролетела мимо, а деревни всё не было, и если бы не два мужика, попавшиеся навстречу, то вряд ли бы довелось им потрафить на лад (Гоголь).
Средства связи – сочинительная, подчинительная.
5) Практическое задание №3 «Конструктор». Работа в парах.
Если вы запишете предложения в таком порядке: многочленное СПП с однородным соподчинением, СПП с придаточным изъяснительным, многочленное предложение с подчинительной и сочинительной связью, то восстановите стихотворение. Знаки препинания не расставлены.
Надеюсь что его ты не отвергнешь. Я подарю тебе на память сувенир который для тебя искал усердно который я нашел, объехав мир. В пространстве ограниченном квартир пусть он расскажет где я побывал и если сбережешь мой сувенир, то дружбу
я твою не потерял.
Ответ:
Я подарю тебе на память сувенир,
Который для тебя искал усердно,
Который я нашел, объехав мир.
Надеюсь, что его ты не отвергнешь.
В пространстве ограниченном квартир
пусть он расскажет, где я побывал,
и если сбережешь мой сувенир,
то дружбу я твою не потерял.
6) Практическое задание №4
Составьте предложения, соответствующие схемам:
| | : | |, (когда ).
| |, (что ), и | |.
| |; | ,(когда ), |, а | |.
7.Обобщение и систематизация изученного. Форма работы индивидуальная.
Вам предлагается дидактический материал. Подберите задание, которое позволит обобщить и систематизировать знания по изученной теме.
(В диалоге с учителем учащиеся формулируют оптимальное задание: выполнить анализ предложений, заполнить таблицу, выполняют взаимопроверку по эталону, оценивают результат.)
Дидактический материал
1. Звезды погасли и постепенно разгорелась заря которую все с нетерпением ждали.
2.Он заснул только тогда когда утренний туман уже ложился на склоненные травы сон его был неспокойным.
3.На протяжении всего пути лил дождь и было пасмурно но когда мы подъехали к деревне неожиданно выглянуло солнце.
4.На следующий день все деревья покрылись инеем потом под припекающим солнцем иней исчез но ощущение того что на город наступает холод возникло у всех.
5.Капитан понимал судно село на мель и помощи ждать неоткуда но многолетний опыт бывалого моряка не позволял впадать в панику.
6.Приближался день отъезда и когда он вспоминал об этом лицо его омрачалось.
7.Мне кажется что все кто меня окружает относятся ко мне очень хорошо хотя я не всегда заслуживаю этого.
№ предложения |
Количество частей СП |
Сочинительная связь |
Подчинительная связь |
Бессоюзная связь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ответы:
1. Звезды погасли, и постепенно разгорелась заря, которую все с нетерпением ждали.
2.Он заснул только тогда, когда утренний туман уже ложился на склоненные травы; сон его был неспокойным.
3.На протяжении всего пути лил дождь и было пасмурно, но, когда мы подъехали к деревне, неожиданно выглянуло солнце.
4.На следующий день все деревья покрылись инеем, потом под припекающим солнцем иней исчез, но ощущение того, что на город наступает холод, возникло у всех.
5.Капитан понимал: судно село на мель и помощи ждать неоткуда, но многолетний опыт бывалого моряка не позволял впадать в панику.
6.Приближался день отъезда, и, когда он вспоминал об этом, лицо его омрачалось.
7.Мне кажется, что все, кто меня окружает, относятся ко мне очень хорошо, хотя я не всегда заслуживаю этого.
№ предложения |
Количество частей СП |
Сочинительная связь |
Подчинительная связь |
Бессоюзная связь |
1 |
3 |
+ |
+ |
|
2 |
3 |
|
+ |
+ |
3 |
4 |
+ |
+ |
|
4 |
4 |
+ |
+ |
+ |
5 |
4 |
+ |
|
+ |
6 |
3 |
+ |
+ |
|
7 |
4 |
|
+ |
|
8.Рефлексия
Беседа:
-Важна ли та деятельность, которой мы занимались сегодня на уроке?
-Выполнили ли задачи, которые поставили перед собой в начале урока?
-Оцените работу своих одноклассников, сделайте комплимент другу за осознанную и продуктивную деятельность на уроке.
-Как вы оцениваете собственную работу на уроке?
9.Домашнее задание
Составить тест по изученной теме; по желанию написать сочинение-миниатюру на тему «Роль многочленных предложений в речи».
Список ресурсов:
http://trostencova.ru/sloznie_predlozhenia_s_raznimi_vidami_svyazi.html