Материал на проверке

Урок "Состав слова"

0
0
Материал опубликован Вчера в 20:20

Урок русского языка во 2 классе.


Тема урока: Состав слова

Цели:

объединить знания учащихся о частях слова в целостное представление о том, что у каждого слова есть определённая структура, состав;

учить разбирать слова по составу;

формировать навык работы с Обратным словарём;

развивать орфографическую зоркость, познавательный интерес, внимание, мышление, речь.

воспитывать навыки самостоятельной работы, взаимопроверки.
Ход урока

I. Организационный момент.

- Прозвенел опять звонок.

Начинается урок.

Должно на парте всё лежать:

Дневник, учебник и тетрадь,

Карандаш, линейка, ручка.

Вижу класс готов.

А девиз у нас каков?

Дети: - Больше дела,

Меньше слов!


Ребята, работа на уроке нам сегодня предстоит серьёзная, поэтому давайте положительно настроим себя на урок и подготовим руку к письму.

Откройте тетрадь, правильно положите её на столе.

II. Упражнения по чистописанию

- Выписать каллиграфическим почерком буквы, буквосочетания, которые являются частями слова (например: «Окончание в слове «метели?», дети записывают «и» и т. д.)

метели, зимний, пушистый, играть, измениться (и, ий, ист, игр, из).

- Что вы сейчас записали? (части слова).

III. Работа по теме урока


На доске запись: состав

Какое значение имеет слово состав?

-Как вы понимаете? (состав лекарства, например в состав лекарства входит йод; состав числа, например 123 т.е в состав числа входят цифры 1,2,3; состав поезда – это сцепленные вместе вагоны).


На уроке русского языка изучаем состав слова.

Какова тема нашего урока? (состав слова)

- Как вы думаете, в чём будет заключаться наша работа? Кто нам будет помогать в работе? (Анишит Йокоповна, Миша и Маша – герои учебника).

Интрига учебника ( читает учитель) стр 74

Вы знаете, что поезд иногда называют составом? – спросила Анишит Йокоповна. – А ты знаешь? Сможешь объяснить – почему?
Железнодорожный состав – это ряд сцепленных вагонов, – сказала Волшебница. Он из них состоит. А что такое состав слова? – спросила она.
– Это ряд сцепленных вместе частичек, из которых состоит слово! – догадался Миша.
Анишит Йокоповна с одобрением улыбнулась. – Возьмём, например слово проводник и выделим в нём части: про-вод-ник
– Кто скажет, сколько частей в этом слове – каков его состав?
– Две части! – сказал Миша.
– Три части! – сказала Маша.
– А ты как думаешь?

- Какие части слова вы знаете? (приставка, корень, суффикс, окончание)

Что такое корень? Суффикс? Приставка? Окончание?


После ответа на вопрос, заселяю слово «проводник» в вагончики: приставка корень суффикс окончание.


1. Поселю я приставку в первом вагоне,
Потому что стоит она перед корнем.
2. Ну, а корень – общая часть – во втором вагоне выспится всласть.
3. Суффикс купит во второй вагончик билет.
4. Окончание – это кончик, пусть идёт в последний вагончик.


Что такое корень?

Что такое окончание?

Что такое суффикс?

Что такое приставка?


Работа по учебнику

Упражнения 79. Работа со словарём (обратный словарь на «А» в 3 части учебника «Русский язык», стр.75 ). Группа слов на – иха, прочитать вслух:
еж их а
морж их а
слон их а
портн их а
повар их а
лос их а
ткач их а
Какой суффикс в этой группе слов? На что он указывает? (Показывает, что все прочитанные слова обозначают людей и животных женского пола. Окончание а – все слова женского рода).
Работа в тетрадях с комментированием: записать из этих слов три любых и выделить корень, суффикс и окончание.


Игра «Молчанка».

На доске написаны слова в 2 столбика. Одновременно выходят к доске 2 ученика и поочерёдно выделяют в словах окончания, другой ученик – основу и т. д.


1. Портниха Львица Что можно сказать о суффиксах? их, - иц (ж. р.)

поговорка подснежник

дворник обманщик Что можно сказать о суффиксах ник, - щик? (м.р.)


Упражнение № 80 Работа со словарём (обратный словарь на «К» в 3 части учебника «Русский язык», стр. 76).

- Найдите слова на –ИК. Что вы можете сказать о составе этих слов? ( Эти слова состоят из трёх частей: корня, суффикса, окончания.)

- Как называются такие окончания? ( Нулевые окончания.)

- Какой общий оттенок смысла сообщает всем этим словам суффикс? ( Уменьшительно – ласкательный оттенок.)

- Выпишите и разберите по составу три слова из списка.


5.Работа в парах (у детей карточки со стихотворением Е. Измайлова Как растут слова)

Как-то много лет назад посадили странный сад.
Не был сад фруктовым – был он только словом.
Это слово – слово-корень, разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло – стало много новых слов.

Вот из сада

Вам рассада.

Вот ещё посадки рядом.

А вот садовод.

С ним садовник идёт.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

- О каком саде идёт речь? (сад – это слова)

- Почему слова сравнивают с деревьями?

- Какие плоды принесло это дерево? ( родственные слова)

- Какие слова называются РОДСТВЕННЫМИ? (родственные слова – это не просто слова, имеющие общую часть: важно то, что эта общая часть хранит общий смысл этих слов.)

- Найдите родственные слова в стихотворении и выпишите их в тетрадь (сад, рассада, посадка, садовод, садовник). – Какое здесь слово-корень? Выпишите однокоренные слова.
– Какие слова выписали? Почему? Выделите корень в этих словах.

IV. Итог урока

Рефлексия (на доске плакат со словами, дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока).

Урок полезен, всё понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Ещё придётся потрудиться.

Да, трудно всё-таки учиться!


V. Домашнее задание рабочая тетрадь стр 43 упр. 57












в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.