Урок "Состав слова"
Урок русского языка во 2 классе.
Тема урока: Состав слова
Цели:
объединить знания учащихся о частях слова в целостное представление о том, что у каждого слова есть определённая структура, состав;
учить разбирать слова по составу;
формировать навык работы с Обратным словарём;
развивать орфографическую зоркость, познавательный интерес, внимание, мышление, речь.
воспитывать навыки самостоятельной работы, взаимопроверки.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Прозвенел опять звонок.
Начинается урок.
Должно на парте всё лежать:
Дневник, учебник и тетрадь,
Карандаш, линейка, ручка.
Вижу класс готов.
А девиз у нас каков?
Дети: - Больше дела,
Меньше слов!
Ребята, работа на уроке нам сегодня предстоит серьёзная, поэтому давайте положительно настроим себя на урок и подготовим руку к письму.
Откройте тетрадь, правильно положите её на столе.
II. Упражнения по чистописанию
- Выписать каллиграфическим почерком буквы, буквосочетания, которые являются частями слова (например: «Окончание в слове «метели?», дети записывают «и» и т. д.)
метели, зимний, пушистый, играть, измениться (и, ий, ист, игр, из).
- Что вы сейчас записали? (части слова).
III. Работа по теме урока
На доске запись: состав
Какое значение имеет слово состав?
-Как вы понимаете? (состав лекарства, например в состав лекарства входит йод; состав числа, например 123 т.е в состав числа входят цифры 1,2,3; состав поезда – это сцепленные вместе вагоны).
На уроке русского языка изучаем состав слова.
Какова тема нашего урока? (состав слова)
- Как вы думаете, в чём будет заключаться наша работа? Кто нам будет помогать в работе? (Анишит Йокоповна, Миша и Маша – герои учебника).
Интрига учебника ( читает учитель) стр 74
Вы знаете, что поезд иногда называют составом? – спросила Анишит Йокоповна. – А ты знаешь? Сможешь объяснить – почему?
Железнодорожный состав – это ряд сцепленных вагонов, – сказала Волшебница. Он из них состоит. А что такое состав слова? – спросила она.
– Это ряд сцепленных вместе частичек, из которых состоит слово! – догадался Миша.
Анишит Йокоповна с одобрением улыбнулась. – Возьмём, например слово проводник и выделим в нём части: про-вод-ник
– Кто скажет, сколько частей в этом слове – каков его состав?
– Две части! – сказал Миша.
– Три части! – сказала Маша.
– А ты как думаешь?
- Какие части слова вы знаете? (приставка, корень, суффикс, окончание)
Что такое корень? Суффикс? Приставка? Окончание?
После ответа на вопрос, заселяю слово «проводник» в вагончики: приставка корень суффикс окончание.
1. Поселю я приставку в первом вагоне,
Потому что стоит она перед корнем.
2. Ну, а корень – общая часть – во втором вагоне выспится всласть.
3. Суффикс купит во второй вагончик билет.
4. Окончание – это кончик, пусть идёт в последний вагончик.
Что такое корень?
Что такое окончание?
Что такое суффикс?
Что такое приставка?
Работа по учебнику
Упражнения 79. Работа со словарём (обратный словарь на «А» в 3 части учебника «Русский язык», стр.75 ). Группа слов на – иха, прочитать вслух:
еж их а
морж их а
слон их а
портн их а
повар их а
лос их а
ткач их а
Какой суффикс в этой группе слов? На что он указывает? (Показывает, что все прочитанные слова обозначают людей и животных женского пола. Окончание а – все слова женского рода).
Работа в тетрадях с комментированием: записать из этих слов три любых и выделить корень, суффикс и окончание.
Игра «Молчанка».
На доске написаны слова в 2 столбика. Одновременно выходят к доске 2 ученика и поочерёдно выделяют в словах окончания, другой ученик – основу и т. д.
1. Портниха Львица Что можно сказать о суффиксах? их, - иц (ж. р.)
поговорка подснежник
дворник обманщик Что можно сказать о суффиксах ник, - щик? (м.р.)
Упражнение № 80 Работа со словарём (обратный словарь на «К» в 3 части учебника «Русский язык», стр. 76).
- Найдите слова на –ИК. Что вы можете сказать о составе этих слов? ( Эти слова состоят из трёх частей: корня, суффикса, окончания.)
- Как называются такие окончания? ( Нулевые окончания.)
- Какой общий оттенок смысла сообщает всем этим словам суффикс? ( Уменьшительно – ласкательный оттенок.)
- Выпишите и разберите по составу три слова из списка.
5.Работа в парах (у детей карточки со стихотворением Е. Измайлова Как растут слова)
Как-то много лет назад посадили странный сад.
Не был сад фруктовым – был он только словом.
Это слово – слово-корень, разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло – стало много новых слов.
Вот из сада
Вам рассада.
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод.
С ним садовник идёт.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
- О каком саде идёт речь? (сад – это слова)
- Почему слова сравнивают с деревьями?
- Какие плоды принесло это дерево? ( родственные слова)
- Какие слова называются РОДСТВЕННЫМИ? (родственные слова – это не просто слова, имеющие общую часть: важно то, что эта общая часть хранит общий смысл этих слов.)
- Найдите родственные слова в стихотворении и выпишите их в тетрадь (сад, рассада, посадка, садовод, садовник). – Какое здесь слово-корень? Выпишите однокоренные слова.
– Какие слова выписали? Почему? Выделите корень в этих словах.
IV. Итог урока
Рефлексия (на доске плакат со словами, дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока).
Урок полезен, всё понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Ещё придётся потрудиться.
Да, трудно всё-таки учиться!
V. Домашнее задание рабочая тетрадь стр 43 упр. 57