Урок природоведения «Строение Земли» (5 класс)
Пояснительная записка к презентации
УРОК:
Внутреннее строение Земли
Разработала учитель биологии и химии :
Ильина Татьяна Сергеевна
Стерлитамакский район
Тема: Внутреннее строение Земли
Класс : 5
Цели и задачи:
Познавательные: способствовать формированию знаний о строении Земли, познакомить учащихся с методом изучения Земли, актуализировать знания о земных оболочках.
Личностные:
- способствовать развитию умений выделять главное в тексте, уметь работать с рисунками, развивать внимание и речь;
- поддержание интереса к изучаемому материалу;
- практическая направленность изучаемого материала.
Метапредметные:
- продолжить формирование УУД:
- умения работать на слух;
- умения сворачивать информацию в виде таблиц или схем и разворачивать (читать таблицу, схему);
- умения наблюдать, анализировать результаты наблюдений, делать выводы на основании анализа полученных результатов;
- умения сравнивать;
- умения работать с компьютером, цифровыми источниками;
- умения устанавливать причинно-следственные связи;
- умения слушать и слышать партнера, учителя;
- навыка корректного общения, уважения к одноклассникам и учителю;
- навык построения монологической речи;
- навыки коммуникационных умений (работа в паре, группе) и умения оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- навыки самостоятельной работы при подготовке домашнего задания;
- навыка самопроверки и взаимопроверки;
- навыки логического мышления и умения делать выводы.
Оборудование и материалы: проектор, экран; ноутбуки на каждой парте с установленным программным обеспечением; презентация учителя по ходу урока; доступ в интернет на сайт biouroki, OMS проигрыватель и модуль строение Земли, листочки для тестов; карандаши или ручки для взаимопроверки; тесты к опросу домашнего задания, листы с дополнительной информацией к теме (на случай, если останется время на уроке) ; лист самоанализа «Как я провел урок»; рисунок с изображением внутреннего строения яйца, рабочие карты каждому обучающемуся, инструктивные карты (на каждую группу), информационные конверты (на каждую группу),глобус, вареное и сырое яйцо.
Тип урока: Изучение и первичное закрепление знаний. Урок исследование.
Методы:
- словесный ( объяснение нового материала, беседа),
- наглядный (использование ИКТ, видеороликов, схем и таблиц),
- проблемно-поисковый и исследовательский (вопросы типа «как вы думаете?», домашнее задание, лабораторные опыты);
- индуктивный (наблюдение, анализ результатов, формулирование вывода);
- самостоятельная работа (самопроверка и взаимопроверка, самоконтроль);
- работа в группах (составление мини проектов на доске)
- работа в парах (Flash анимации);
Ход урока:
I Организационный момент.
Дорогие ребята, добрый день. Я очень хочу, чтобы этот день был хорошим и успешным. Добра вам и солнца. Желаю Вам успешной работы и отличных оценок.
Проверьте у всех ли на столе все принадлежности: ручка, тетрадь, учебник, дневник, карандаш. В кабинете работает аппаратура, поэтому соблюдайте правила техники безопасности: не трогайте шнуры и приборы, перемещайтесь по кабинету внимательно и аккуратно.
Слайд № О каком удивительном веществе мы говорили с вами на прошлом уроке? (О воде)
Давайте проверим, как вы усвоили эту тему, готовы ли вы к тому, чтобы знакомиться с новыми тайнами природы.
На ваших столах лежат карты «Как я провел урок» , поставьте графу «Я знаю» ту оценку. которую вы ожидаете от сегодняшнего урока. Как обычно в течение урока, за каждый этап вы будете получать баллы. Ваша общая оценка будет зависеть от суммы всех баллов , полученных за урок.
II. Ориентировочно-мотивационный этап(проверка домашнего задания)
Слайд № Проверка домашнего задания по выбору
Обычный тест (1-2 человека)
Устный ответ (1 человек)
Интерактивный тест.(запущен на ноутбуках)Вы отвечаете только на первые 10 вопросов, за правильный ответ 0,5 балла (4-5 человек)
Работа у доски (1 человек)
Ребята, которые выполняли обычный тест, обмениваются работами с товарищем, сидящим за следующей партой, берем карандаш и приступаем к проверке. На слайде ответы и критерии оценки. Подсчитайте количество правильных ответов и запишите внизу крупным шрифтом. Слайд №
Поднимите руки те, у кого она написана на «5», «4», «3», есть ли «2»? Зафиксируйте свой результат на листочке «Как я провел урок» и далее по ходу урока фиксируйте в нем свои результаты.
IV. Изучение нового материала.
Сегодня на уроке мы будем узнаем еще несколько тайн природы. У меня в руках белый ящик, тему урока вы узнаете, отгадав, что в нем спрятано.
Слайд № Загадка :
Строение её удивительно,
Сегодня узнаем все мы
Мы жители этой планеты.
А что у нее внутри? (Планета Земля. Внутреннее строение Земли)
Слайд № Запишем тему урока в тетрадь. Внутреннее строение Земли.
Слайд № Можно ли жить внутри Земли?
Ну что же, начнем. Сформулируем цели и задачи урока, с помощью вспомогательных слов: Слайд № Что? Зачем? (повысим свой кругозор, сможем поддержать беседу, это может заинтересовать настолько, что ваша профессия будет связана с этой темой. Зная строение Земли мы можем даже разбогатеть, ведь внтри нее есть полезные ископаемые. Можем вовремя избежать природных катастроф. Узнаем можно ли жить внутри Земли?). Как?
У меня в ящике есть еще один предмет, который нам поможет в изучении темы.
Может и разбиться,
Может и свариться,
Если хочешь, в птицу
Может превратиться
А как яйцо связано с Землей? Ответ на этот вопрос вы узнаете, посмотрев небольшой видеофрагмент. Слушаем , запоминаем.
Слайд № (видеофрагмент о строении Земли)
Какие оболочки есть внутри Земли? (ядро, мантия, земная кора).
Запись схемы в тетрадь.
Какая оболочка занимает большую часть?
Слайд № Работа в парах
У вас на столах рисунок яйца. Подпишите части яйца, так, как если бы это была Земля
Учитель: Внутреннее строение Земли сложное. В ее центре расположено ядро. Затем следует мантия, и земная кора. Строение Земли можно сравнить с яйцом.
Оно состоит из скорлупы, белка и желтка. Скорлупа- это словно дышащая земная кора. Она очень тонкая. Белок мантия. Желток ядро.
Слайд № Работа в группах
Итак, следующая наша задача ближе познакомиться с каждой оболочкой Земли. Для этого мы работаем в группах .
Задания первой группе «Ядро»: (в конверте оболочки земли, слово Ядро)
1. Составить модель внутреннего строения Земли. Подписать Ядро.
2. Отметьте из каких частей состоит ядро
3. Какие химические элементы находятся в ядре? Обозначьте их.
Задания второй группе «Мантия»: (в конверте оболочки земли, слово Мантия)
1. Составить модель внутреннего строения Земли. Подписать Мантию.
2. Отметьте из каких частей состоит Мантия
3. Какой химический элемент находятся в ядре? Обозначьте его.
Выступление групп. Выставление баллов в рабочую карту.
Учитель дополняет ответы ребят: Слайд №
Ядро делится на два слоя: внутренне ядро -твердое, внешнее -жидкое. Состоит из железа и никеля.
Раньше считали, что ядро Земли гладкое, почти как пушечное ядро.
Предполагают, что поверхность ядра состоит из вещества, обладающего свойствами жидкости. Граница внешнего ядра находится на глубине 2900км.
А вот внутренняя область, начинающаяся с глубины 5100км., ведет себя как твердое тело. Это обусловлено очень высоким давлением. Даже на верхней границе ядра теоретически рассчитанное давление составляет около 1, 3 млн. атмосфер. А в центре достигает 3 млн. атмосфер. Температура здесь может превышать 10.000 С.
Возможно, вещество внешнего ядра включает относительно легкий элемент, скорее всего серу.
Физкультминутка: Давайте немного отдохнем. Сейчас мы будем работать за компьютерами, поэтому сегодня мы делаем гимнастику для глаз.
Слайд №
А теперь давайте посмотрим дополнительную информацию, которая есть на ваших ноутбуках. (работа с OMS роликом)
Слайд № Когда на нашей планете мы можем увидеть внутреннее горячее, расплавленное содержимое Земли? (Извержение вулкана). Просмотр Видеоролика.
Слайд № Первичное закрепление:
Земля устроена хитро,
Сложней любой игрушки:
Внутри находится … (ядро),
Но ядро не от пушки.
Затем, представьте, … (мантия)
Лежит внутри Земли,
Но не такая мантия,
Что носят короли.
Затем литосфера, … (земная кора)…
Выбрались мы на поверхность – Ура!
Итоговое закрепление: выполнение теста. Взаимопроверка по ключу.
1. Внутренне строение Земли состоит
А.Ядра и мантии
Б. Мантии и земной коры
В. Ядра, мантии и земной коры
Г. Ядра и земной коры.
2. Ядро Земли состоит из:
А.Одного слоя
Б. Двух слоев
В. Трех слоев
Г. Четырех слоёв
3. Как с греческого переводится мантия?
А. Плащ
Б. Одеяло
В. Платок
Г. Скатерть
4. Самая раскаленная часть Земли
А. Ядро
Б. Мантия
В. Земная кора
5. Из какого химического элемента в основном состоит ядро?
А. Кислород
Б. Алюминий
В. Углерод
Г. Железо
Слайд № Ключ
Слайд № Вернемся к началу нашего урока, можно ли жить внутри Земли?
Слайд № Ключ Опыт: «Если был бы я всемогущ.» Растворение соляной кислотой скорлупы яйца.
Подведем итоги урока.
Слайд № Что изучали? Для чего? Что узнали?
Слайд № Посмотрите на свои листы «Как я провел урок». Подсчитайте ваши баллы. Ответьте на вопросы: «Совпали ли ваши ожидания с полученными результатами? Довольны ли вы этими результатами?»
VI. Домашнее задание Слайд №
по выбору
1. на «3» изучить § 24, воп. 1-5 устно.,
2. на «4» изучить § 24 , просмотреть видео фрагмент на сайте http://www.youtube.com/watch?v=Z1VeTEKcdwc и подготовить рассказ
3. на «5» изучить § 24, найти информацию о внутреннем строении других планет нашей Солнечной системы
Дополнительная информация:
Слайд: Ребята, как вы думаете, если Земля такая «толстая». Как же ученые узнали о ее строении. Давайте узнаем это из видеоролика.
Давайте сделаем мысленный эксперимент и совершим путешествие в глубь Земли. Если бы ему на помощь пришли люди, специальность которых сверлить глубокие-преглубокие скважины, - буровики, - то они бы могли помочь ему докопаться до глубины 4-5 км. Там можно обнаружить древние горные породы, которые образовались еще в те времена, когда Земля была молодой, а также то, что называют полезными ископаемыми - нефть, газ, различные руды. Но все, что люди достают из глубин Земли, еще находится в самом верхнем слое, в той "скорлупке", которая окружает планету-яйцо.
Даже самая глубокая скважина, которую удалось пробурить в земной коре людям, так и не добралась до следующего слоя земных недр - мантии. Находится эта скважина в России, на Кольском полуострове, и углубляется в земную поверхность на 12 км. Это так глубоко! Но по сравнению с Земным шаром такая скважина все равно, что для большого яблока укол иголочкой, который даже не проткнул его шкурку!
Поэтому о том, что происходит внутри Земли, ученые точно сказать не могут. Сведения обо всем, что находится глубже, мы можем получить только косвенным путем (то есть узнать не на опыте, а путем умозаключений). Например, изучая извержения вулканов и волны, которые идут по Земному шару после землетрясений или мощных взрывов.
Токсанова Асемгуль Сериковна