12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ильина Татьяна Сергеевна39
Россия, Башкирская респ., Стерлитамак
1

Урок «Строение Земли». 5 класс



УРОК:

Внутреннее строение Земли

Разработала учитель биологии и химии :

Ильина Татьяна Сергеевна

Стерлитамакский район


 

Тема: Внутреннее строение Земли

Класс : 5

Цели и задачи:

Познавательные: способствовать формированию знаний о строении Земли, познакомить учащихся с методом изучения Земли, актуализировать знания о земных оболочках.

Личностные:

  • способствовать развитию умений выделять главное в тексте, уметь работать с рисунками, развивать внимание и речь;
  • поддержание интереса к изучаемому материалу;
  • практическая направленность изучаемого материала.

Метапредметные:

- продолжить формирование УУД:

- умения работать на слух;

- умения сворачивать информацию в виде таблиц или схем и разворачивать (читать таблицу, схему);

- умения наблюдать, анализировать результаты наблюдений, делать выводы на основании анализа полученных результатов;

- умения сравнивать;

- умения работать с компьютером, цифровыми источниками;

- умения устанавливать причинно-следственные связи;

- умения слушать и слышать партнера, учителя;

- навыка корректного общения, уважения к одноклассникам и учителю;

- навык построения монологической речи;

- навыки коммуникационных умений (работа в паре, группе) и умения оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- навыки самостоятельной работы при подготовке домашнего задания;

- навыка самопроверки и взаимопроверки;

- навыки логического мышления и умения делать выводы.

Оборудование и материалы: проектор, экран; ноутбуки на каждой парте с установленным программным обеспечением; презентация учителя по ходу урока; доступ в интернет на сайт biouroki, OMS проигрыватель и модуль строение Земли, листочки для тестов; карандаши или ручки для взаимопроверки; тесты к опросу домашнего задания, листы с дополнительной информацией к теме (на случай, если останется время на уроке) ; лист самоанализа «Как я провел урок»; рисунок с изображением внутреннего строения яйца, рабочие карты каждому обучающемуся, инструктивные карты (на каждую группу), информационные конверты (на каждую группу),глобус, вареное и сырое яйцо.

/data/files/t1473267437.pptx

Тип урока: Изучение и первичное закрепление знаний. Урок исследование.

Методы:

- словесный ( объяснение нового материала, беседа),

- наглядный (использование ИКТ, видеороликов, схем и таблиц),

- проблемно-поисковый и исследовательский (вопросы типа «как вы думаете?», домашнее задание, лабораторные опыты);

- индуктивный (наблюдение, анализ результатов, формулирование вывода);

- самостоятельная работа (самопроверка и взаимопроверка, самоконтроль);

- работа в группах (составление мини проектов на доске)

- работа в парах (Flash анимации);

Ход урока:

I Организационный момент.

Дорогие ребята, добрый день. Я очень хочу, чтобы этот день был хорошим и успешным. Добра вам и солнца. Желаю Вам успешной работы и отличных оценок.

Проверьте у всех ли на столе все принадлежности: ручка, тетрадь, учебник, дневник, карандаш. В кабинете работает аппаратура, поэтому соблюдайте правила техники безопасности: не трогайте шнуры и приборы, перемещайтесь по кабинету внимательно и аккуратно.

Слайд № О каком удивительном веществе мы говорили с вами на прошлом уроке? (О воде)

Давайте проверим, как вы усвоили эту тему, готовы ли вы к тому, чтобы знакомиться с новыми тайнами природы.

На ваших столах лежат карты «Как я провел урок» , поставьте графу «Я знаю» ту оценку. которую вы ожидаете от сегодняшнего урока. Как обычно в течение урока, за каждый этап вы будете получать баллы. Ваша общая оценка будет зависеть от суммы всех баллов , полученных за урок.

II. Ориентировочно-мотивационный этап(проверка домашнего задания)

Слайд № Проверка домашнего задания по выбору

Обычный тест (1-2 человека)

Устный ответ (1 человек)

Интерактивный тест.(запущен на ноутбуках)Вы отвечаете только на первые 10 вопросов, за правильный ответ 0,5 балла (4-5 человек)

Работа у доски (1 человек)

Ребята, которые выполняли обычный тест, обмениваются работами с товарищем, сидящим за следующей партой, берем карандаш и приступаем к проверке. На слайде ответы и критерии оценки. Подсчитайте количество правильных ответов и запишите внизу крупным шрифтом. Слайд №

Поднимите руки те, у кого она написана на «5», «4», «3», есть ли «2»? Зафиксируйте свой результат на листочке «Как я провел урок» и далее по ходу урока фиксируйте в нем свои результаты.

IV. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы будем узнаем еще несколько тайн природы. У меня в руках белый ящик, тему урока вы узнаете, отгадав, что в нем спрятано.

Слайд № Загадка :

Строение её удивительно,

Сегодня узнаем все мы

Мы жители этой планеты.

А что у нее внутри? (Планета Земля. Внутреннее строение Земли)

Слайд № Запишем тему урока в тетрадь. Внутреннее строение Земли.

Слайд № Можно ли жить внутри Земли?

Ну что же, начнем. Сформулируем цели и задачи урока, с помощью вспомогательных слов: Слайд № Что? Зачем? (повысим свой кругозор, сможем поддержать беседу, это может заинтересовать настолько, что ваша профессия будет связана с этой темой. Зная строение Земли мы можем даже разбогатеть, ведь внтри нее есть полезные ископаемые. Можем вовремя избежать природных катастроф. Узнаем можно ли жить внутри Земли?). Как?

У меня в ящике есть еще один предмет, который нам поможет в изучении темы.

Может и разбиться,
Может и свариться,
Если хочешь, в птицу
Может превратиться

А как яйцо связано с Землей? Ответ на этот вопрос вы узнаете, посмотрев небольшой видеофрагмент. Слушаем , запоминаем.

Слайд № (видеофрагмент о строении Земли)

Какие оболочки есть внутри Земли? (ядро, мантия, земная кора).

Запись схемы в тетрадь.

Какая оболочка занимает большую часть?

Слайд № Работа в парах

У вас на столах рисунок яйца. Подпишите части яйца, так, как если бы это была Земля

Учитель: Внутреннее строение Земли сложное. В ее центре расположено ядро. Затем следует мантия, и земная кора. Строение Земли можно сравнить с яйцом.

Оно состоит из скорлупы, белка и желтка. Скорлупа- это словно дышащая земная кора. Она очень тонкая. Белок мантия. Желток ядро.

Слайд № Работа в группах

Итак, следующая наша задача ближе познакомиться с каждой оболочкой Земли. Для этого мы работаем в группах .

Задания первой группе «Ядро»: (в конверте оболочки земли, слово Ядро)

1. Составить модель внутреннего строения Земли. Подписать Ядро.

2. Отметьте из каких частей состоит ядро

3. Какие химические элементы находятся в ядре? Обозначьте их.

Задания второй группе «Мантия»: (в конверте оболочки земли, слово Мантия)

1. Составить модель внутреннего строения Земли. Подписать Мантию.

2. Отметьте из каких частей состоит Мантия

3. Какой химический элемент находятся в ядре? Обозначьте его.

Выступление групп. Выставление баллов в рабочую карту.

Учитель дополняет ответы ребят: Слайд №

Ядро делится на два слоя: внутренне ядро -твердое, внешнее -жидкое. Состоит из железа и никеля.

Раньше считали, что ядро Земли гладкое, почти как пушечное ядро.

Предполагают, что поверхность ядра состоит из вещества, обладающего свойствами жидкости. Граница внешнего ядра находится на глубине 2900км.

А вот внутренняя область, начинающаяся с глубины 5100км., ведет себя как твердое тело. Это обусловлено очень высоким давлением. Даже на верхней границе ядра теоретически рассчитанное давление составляет около 1, 3 млн. атмосфер. А в центре достигает 3 млн. атмосфер. Температура здесь может превышать 10.000 С.

Возможно, вещество внешнего ядра включает относительно легкий элемент, скорее всего серу.

Физкультминутка: Давайте немного отдохнем. Сейчас мы будем работать за компьютерами, поэтому сегодня мы делаем гимнастику для глаз.

Слайд №

А теперь давайте посмотрим дополнительную информацию, которая есть на ваших ноутбуках. (работа с OMS роликом)

Слайд № Когда на нашей планете мы можем увидеть внутреннее горячее, расплавленное содержимое Земли? (Извержение вулкана). Просмотр Видеоролика.

Слайд № Первичное закрепление:

Земля устроена хитро,

Сложней любой игрушки:

Внутри находится … (ядро),

Но ядро не от пушки.

Затем, представьте, … (мантия)

Лежит внутри Земли,

Но не такая мантия,

Что носят короли.

Затем литосфера, … (земная кора)…

Выбрались мы на поверхность – Ура!

Итоговое закрепление: выполнение теста. Взаимопроверка по ключу.

1. Внутренне строение Земли состоит

А.Ядра и мантии 
Б. Мантии и земной коры 
В. Ядра, мантии и земной коры
Г. Ядра и земной коры.
 

2. Ядро Земли состоит из:
А.Одного слоя
Б. Двух слоев
В. Трех слоев

Г. Четырех слоёв


3. Как с греческого переводится мантия?

А. Плащ

Б. Одеяло

В. Платок

Г. Скатерть

4. Самая раскаленная часть Земли

А. Ядро

Б. Мантия

В. Земная кора

5. Из какого химического элемента в основном состоит ядро?

А. Кислород

Б. Алюминий

В. Углерод

Г. Железо

Слайд № Ключ
Слайд № Вернемся к началу нашего урока, можно ли жить внутри Земли?

Слайд № Ключ Опыт: «Если был бы я всемогущ.» Растворение соляной кислотой скорлупы яйца.

Подведем итоги урока.

Слайд № Что изучали? Для чего? Что узнали?

Слайд № Посмотрите на свои листы «Как я провел урок». Подсчитайте ваши баллы. Ответьте на вопросы: «Совпали ли ваши ожидания с полученными результатами? Довольны ли вы этими результатами?»

VI. Домашнее задание Слайд №

по выбору

1. на «3» изучить § 24, воп. 1-5 устно.,

2. на «4» изучить § 24 , просмотреть видео фрагмент на сайте http://www.youtube.com/watch?v=Z1VeTEKcdwc и подготовить рассказ

3. на «5» изучить § 24, найти информацию о внутреннем строении других планет нашей Солнечной системы

Дополнительная информация:

Слайд: Ребята, как вы думаете, если Земля такая «толстая». Как же ученые узнали о ее строении. Давайте узнаем это из видеоролика.

Давайте сделаем мысленный эксперимент и совершим путешествие в глубь Земли. Если бы ему на помощь пришли люди, специальность которых сверлить глубокие-преглубокие скважины, - буровики, - то они бы могли помочь ему докопаться до глубины 4-5 км. Там можно обнаружить древние горные породы, которые образовались еще в те времена, когда Земля была молодой, а также то, что называют полезными ископаемыми - нефть, газ, различные руды. Но все, что люди достают из глубин Земли, еще находится в самом верхнем слое, в той "скорлупке", которая окружает планету-яйцо.

Даже самая глубокая скважина, которую удалось пробурить в земной коре людям, так и не добралась до следующего слоя земных недр - мантии. Находится эта скважина в России, на Кольском полуострове, и углубляется в земную поверхность на 12 км. Это так глубоко! Но по сравнению с Земным шаром такая скважина все равно, что для большого яблока укол иголочкой, который даже не проткнул его шкурку!

Поэтому о том, что происходит внутри Земли, ученые точно сказать не могут. Сведения обо всем, что находится глубже, мы можем получить только косвенным путем (то есть узнать не на опыте, а путем умозаключений). Например, изучая извержения вулканов и волны, которые идут по Земному шару после землетрясений или мощных взрывов.

Опубликовано


Комментарии (1)

Токсанова Асемгуль Сериковна, 26.11.16 в 17:58 0Ответить Пожаловаться
где презентация?Другой материал?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.