Урок «Свойства числовых неравенств»
Тема урока: «Свойства числовых неравенств».
Цели урока:
образовательные: изучить теоремы, выражающие свойства числовых неравенств; формировать умение применять теоремы-свойства при решении задач;
развивающие: развивать умение использовать теоретические знания при решении практических задач, способность анализировать и обобщать полученные данные; развивать познавательный интерес к математике;
воспитательные: формировать положительную мотивацию обучения.
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Методы обучения: индуктивный и дедуктивный.
Оборудование: компьютер,медиа-проектор, учебник, документ –камера, карточки для лабораторной работы, магнитная доска.
Литература:
- Алгебра : учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. – 15-е изд., стер. – М. : Просвещение, 2022. – 287 с.
- Поурочное планирование Алгебра по учебнику Ю. Н. Макарычева, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешкова, С. Б. Суворова. – Издательство «Учитель». – 2010 – 239 с.
План урока:
1. Организационный момент (2 минута)
2. Актуализация опорных знаний и умений (5 минут)
3. Объяснение нового материала.(20 минут)
4.Формирование умений и навыков (10 минут)
5. Подведение итогов и домашнее задание (3 минуты)
Ход урока:
- Организационный момент.
Слайд 1
Учитель:«Величие человека в его способности мыслить”Блез Паскаль
Сегодня мы с вами имеем возможность почувствовать себя великими людьми, открывая знания для себя.
Слайд 2-3 Запись в тетрадях темы урока«Свойства числовых неравенств» и постановка целей.
Для чего нужно уметь решать уравнения, вы знаете: до сих пор математическая модель практически любой реальной ситуации, которую мы рассматривали, представляла собой либо уравнение, либо систему уравнений. На самом деле встречаются и другие математические модели — неравенства, просто мы пока таких ситуаций избегали.
2.Актуализация опорных знаний и умений.
Слайд 41)Какое число на координатной прямой расположено левее:
а) – 15,7 или - 15, 01;б) 0,4 или 2/7 ; в) -1/4 или -1/3?
Как формулируется универсальное правило сравнения 2-х чисел?
Слайд 52) Сравните числа a и b, если:
а) a – b = 3,04 б) a – b = (- 7)³ в) a – b = -3/4 +0,75.
3. Объяснение нового материала.
Учитель:Числовые неравенства обладают рядом свойств, знание которых поможет нам в дальнейшем работать с неравенствами.
- «Открытие» свойств числовых неравенств: учащиеся работают в парах, выполняя лабораторную работу. Класс делится на 3 группы: арифметический блок, геометрический блок, практический блок. На партах находится раздаточный материал. ( Приложение 1)
Слайд 6 Лабораторная работа.
1) Выполните задание.
2) Проанализируйте решение.
3) Сделайте вывод.
Работа на карточках проверяется выборочно.
На магнитной доске вывешены плакаты с верными и ошибочными выводами (Приложение 2).
Слайд 72-я г р у п п а – геометрический блок
З а д а н и е 1.
Еслиа правее b, то b … а
Вывод: если а >b, то b … а
(На магнитной доске оставляется плакат с верным выводом 1)
Слайд 82-я г р у п п а – геометрический блок
З а д а н и е 2.
Еслиа левее b и b левее с, то а … с.
Вывод: если a<b и b<c, то a … с
(На магнитной доске оставляется плакат с верным выводом 2)
Слайд 93-я г р у п п а – практический блок
З а д а н и е 3. Если а легче b и с – любое число, то а + с…….. b+c.
Вывод: если a<b и с – любое число, то а + с … b + с
Слайд 10Яблоко вишня ягода
(На магнитной доске оставляется плакат с верным выводом 3)
Слайд 11 1-я г р у п п а – арифметический блок.
Задание 4.
Сравните:
а) 11 и 12; с = 3; 11 ∙ 3 и 12 ∙ 3;
б) 0,7 и 1; с = 1,1; 0,7 ∙ 1,1 и 1 ∙ 1,1; в) 0,01 и 0,001; с =10; 0,01 ∙10 и 0,001∙10.
В ы в о д:
Если а <b и с > 0, то aс … bc.
Слайд 121-я г р у п п а – арифметический блок.
Задание 4.
Сравните:
а) 11 и 12; с = -3; 11 ∙ (-3) и 12 ∙ (-3);
б) 0,7 и 1; с = -1,1; 0,7∙(-1,1) и 1 ∙ (-1,1);
в) 0,01 и 0,001; с = -10; 0,01∙(-10) и 0,001∙(-10).
В ы в о д: Если а <b и с < 0, то aс … bc.
(На магнитной доске оставляется плакат с верным выводом 4)
- Учитель: Выводы сделаны на основании нескольких частных случаев. Можно ли утверждать, что неравенства выполняются пр всех значениях а и в?
Формулировка и доказательство теорем, выражающих свойства числовых неравенств.
Слайд 13-20 Теоремы с доказательством.
Теорема 1 (Док-во устно)
Теорема 2-3 ( Док-во провести дома самостоятельно)
Пример к теореме 3:
Сравните а и b, если а+√2>b + √2.
Теорема 4. ( Док-во записать в тетради)
а) Если обе части неравенства умножить на положительное число, то знак неравенства сохраняется.
Если a < b и c>0, тогда ac<bc.
б) Если обе части неравенства умножить на отрицательное число, то знак неравенства следует поменять на противоположный.
Если a < b и c < 0, тогда ac>bc.
При делении следует действовать тем же образом (делим на положительное число – знак сохраняется, делим на отрицательно число – знак меняется).
Читать формулировку теоремы в учебнике на стр.167.
Пример к теореме 4:
Сравните а и b, если а)3а > 3b; б) а/-3>b/-3
Физкультминутка
4.Формирование умений и навыков.
№749(а,в)- выполняет ученик у доски.
751(а,в,е) - самостоятельное решение с последующей проверкой через документ – камеру.
5.Итоги урока.
Вопросы учащимся:
– Сформулируйте основные свойства числовых неравенств.
– Если к обеим частям верного неравенства прибавить отрицательное число, получится ли верное неравенство?
– Можно ли обе части верного неравенства домножить на отрицательное число, чтобы получилось верное неравенство? Какое ещё условие необходимо соблюсти?
– Если a<b и b>6. Можно ли утверждать, что a>6?
Д/З: п. 29( до следствия), №747, 749(б), 750(а,в).
Приложение 2DOCX / 11.37 Кб
Презентация к урокуPPTX / 270.19 Кб
Раздаточный материал к урокуDOCX / 258.45 Кб