Урок технологии «Создание с помощью компьютера схем для вязания» (6 класс)
Пояснительная записка к презентации
Презентация к уроку "Создание схем вязания на компьютере"PPTX / 12.07 Мб
: «Технология» Класс: 6 Раздел: Создание изделий из текстильных и поделочных материалов Модуль: Художественные ремесла
Музыка на начало урокаMP3 / 3.13 Мб
Башкирская народная песня "Шаль вязала"MP3 / 1.1 Мб
Данный урок входит в раздел "Создание изделий из текстильных и поделочных материалов". Модуль: Художественные ремесла. Урок направлен на ознакомление учащихся с видами схем вязания и на формирование навыков создания собственных схем вязания на компьютере. Урок имеет тесную связь с предыдущим уроком, на котором были изучены основные виды петель и с последующим, в ходе которого будут связаны образцы по разработанным схемам. Через знакомство с историей рукоделия, с башкирским и русским орнаментом, на уроке был реализован региональный компонент.
Предмет
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Тема |
Создание с помощью компьютера схем для вязания |
Цель |
Создать условия для обучения созданию схемы вязания на компьютере |
Задачи |
Образовательные: ознакомить учащихся с видами схем; научить создавать схемы на компьютере Развивающие: развивать самостоятельность мышления, познавательные интересы, пространственное мышление. |
УУД |
Личностные: формируют навыки самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ. Регулятивные: алгоритмизировано планируют процесс познавательно - трудовой деятельности. Коммуникативные: регулируют собственную деятельность посредством устной речи. Познавательные: овладевают алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства. |
Планируемые результаты |
Личностные: 1. Интеллектуальная активность — интеллектуальные навыки, позволяющие учащемуся самостоятельно и ответственно принимать решения в ситуациях учебного, личностного выбора. 2. Коммуникативные навыки — владение основными способами деятельности, необходимыми для позитивного общения. 3. Ответственность и адаптивность — личностные качества, позволяющие продуктивно действовать для реализации своих целей в соответствии с правами, потребностями и целями окружающих людей. Предметные: 1. Разработка с помощью компьютера схем вязания, пользуясь технологической документацией. 2. Развитие познавательных интересов, творческих способностей. 3. Овладение умениями работать с различными источниками информации (текст, инструкционная карта), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты. Метапредметные: 1. Познавательные действия — включают действия исследования и отбора необходимой информации, ее структурирования. 2. Коммуникативные действия — обеспечивают возможность сотрудничества — умение слышать, слушать и понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве своего товарища и самого себя. 3. Закрепление умений работать с информацией — находить, анализировать, управлять, оценивать и представлять информацию. |
Основные понятия |
схема, петля, узор, жаккард |
Межпредмет-ные связи |
история, литература, математика, ИЗО, информатика |
Ресурсы: основные дополнитель-ные |
ноутбук, телевизор, компьютеры. инструкционно-технологические карты, раздаточный материал
листы контроля |
Формы работы |
Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая |
Организационный момент
Здравствуйте, садитесь. Давайте улыбнемся друг другу и начнем работу.
Введение в тему
Сегодняшний урок я хотела бы начать с песни (звучит отрывок «вяжут, вяжут…»). Она как-то связана с темой нашего прошлого урока? (ответы учащихся). С каким видом вязания вы познакомились на прошлом уроке? (ответ: вязание спицами)
Повторение пройденного
Предлагаю повторить основные понятия по теме. Посмотрите на экран и найдите соответствие в колонках таблицы (фронтальный опрос, я читаю, дети находят ответ, отвечают, я одобряю - «хорошо», «я с вами согласна», «молодцы» и т.п.)
1 |
Инструменты для вязания спицами |
|
Диаметр спицы в мм Е |
2 |
Материалы для вязания спицами |
|
Толщину пряжи, нити М |
3 |
Что показывает номер спицы |
|
Лицевая, изнаночная петли А |
4 |
Что нужно учитывать при подборе номера спиц |
|
Нитки, пряжа различного сырьевого состава Х |
5 |
Основные виды петель при вязании спицами |
|
Спицы, ножницы С |
Прочитайте слово, получившееся в центре таблицы «Схема»
Формулирование темы
Посмотрите на экран (на экране образец вязки и его схема). Что объединяет эти два изображения? (ответы: один – образец вязки, другой – схема для этого узора). Посмотрите на следующий слайд и попробуйте найти соответствие рисунков, запишите цифры и буквы в тетради. Проведите взаимопроверку по эталону (на экране). Все справились? Как вы думаете, как выполняются эти схемы? (ответы: рисуют вручную, м.б. на компьютере).
Наверное, не зря мы сегодня проводим урок в компьютерном классе. Предположите тему сегодняшнего урока (создание схемы вязания на компьютере, уточняю «Создание с помощью компьютера схем для вязания»). Запишите тему в тетрадь.
Целеполагание
Какая цель нашего сегодняшнего урока? (ответы: научиться создавать схему для вязания с помощью компьютера)
С помощью слов в таблице (на столе или на экране) составьте вопросы и определите, что вы еще сегодня узнаете.
Как? |
можно связать, используя многоцветную вязку |
Что? |
могут быть схемы для цветного вязания |
Какие? |
называется техника многоцветной вязки |
Итак, (учащиеся формулируют вопросы: как называется техника многоцветной вязки? что можно связать, используя многоцветную вязку? Какие могут быть схемы для цветного вязания?)
Изучение нового материала
Познакомившись с техникой вязания на прошлом уроке, вы должны были найти ответ на ряд вопросов. Итак (я спрашиваю, учащиеся отвечают):
Когда и где зародилось вязание?
В Египте в одной из гробниц археологи обнаружили вязаную детскую туфлю. Как установили ученые-археологи, находка эта относится к третьему тысячелетию до нашей эры. В одной из гробниц фараонов был найден детский вязаный носок. Большой палец был вывязан отдельно, так как в то время носили обувь, похожую на нашу пляжную.
В России вязание получило распространение с конца прошлого столетия, и заниматься им стали женщины.
Это было мужское или женское занятие?
Интересно, что вязали, в основном, мужчины, а женщины выполняли лишь подсобные работы.
Как в Башкирии было развито рукоделие – вязание?
Не всем известно, что башкирские женщины вязали шали из козьего пуха не уступающие знаменитым оренбургским пуховым платкам.
В «Очерках по истории Башкирской АССР» есть запись о том, что в начале 70-х г. XIX в. стало быстро развиваться «производство изделий из козьего пуха. О большом мастерстве башкирских пуховязальщиц и высоком качестве самих изделий жители южных сел Башкортостана говорили так: «...наши башкирские «паутинки» не хуже оренбургских. Те тонкие, нежные, но не пушистые, а наши мягкие, шелковистые. Слава у оренбургских давняя, конечно, и заслуженная, но наши платки, кажется, ничуть не хуже. Я башкирскую пуховую шаль ни на какую другую не променяю»( во время сообщения звучит песня на башкирском «Шаль вязала…)
Народный башкирский и русский орнамент и сейчас является источником вдохновения для современных вязальщиц (на экране вязаные изделия с народным орнаментом)
Мотивация. Что можно связать, используя технику многоцветной вязки (ответы: головные уборы, носки, варежки, свитера и пр.). Согласна, посмотрите на экран. Ответили на первый вопрос?
Чтобы ответить на другие интересующие нас вопросы, предлагаю вам разделиться на группы и поработать по учебнику. Первая группа ищет ответ на вопрос: как называется техника многоцветного вязания (стр.173-174)?, вторая - какие могут быть схемы для цветного вязания (стр. 173-174)? Обратите внимание на правила работы в группе (напечатаны и висят на доске, одна девочка читает вслух). Работаете 3 минуты, затем отвечаете. Для более четкой формулировки ответа, на столах у вас лежат карточки-помощники.
Мы пришли к выводу, что техника многоцветного вязания …(называется жаккардовой)
Мы посоветовались и решили, что существуют…(два вида схем цветного вязания: цветная и с условными обозначениями)
Первая группа озвучьте ваш ответ (после ответа записать новый термин в тетрадь)
Вторая группа - ваш ответ (после ответа на слайде рисунок со схемами, запись в тетрадь).
Мы подошли к главному вопросу нашего урока: как, используя компьютер, можно создать схему для вязания жаккарда?
На столах у вас лежат инструкционные карты по созданию схем вязания на компьютере. Следуя этапам, описанным в них, вы без труда справитесь с поставленной задачей.
Практическая работа с применением технологии уровневой дифференциации
Сейчас, в ходе практической работы, предлагаю вам проявить свою творческую фантазию. Работать будете индивидуально, 10 минут. У каждого из вас есть инструкционная карта «Разработка схемы жаккардового узора» (показываю), в которой описаны этапы создания схемы вязания. Вы можете выбрать любой вариант схемы (цветной или условной) в зависимости от ее уровня сложности для вас. Рекомендации: при выборе условной схемы границы рисунка взять не более 10 клеток.
Перед работой познакомимся с ТБ при работе с компьютером (на экране, одна ученица читает):
Сидите за компьютером прямо, не напрягаясь.
Не нажимайте на клавиши резко и не используйте для этого посторонние предметы.
Не трогайте соединительные провода и не прикасайтесь к задним стенкам устройства.
При возникновении необычной ситуации с компьютером (мигание, потрескивание, запах, гул) незамедлительно сообщите о ней учителю.
Соблюдайте безопасное для глаз расстояние до экрана монитора – 50 см.
Время непрерывной работы за компьютером – не более 30 мин.
Упражнения для глаз
• Отвернись от монитора и закрой глаза.
• Быстро 10 раз зажмурься, не разжимая век.
• Быстро 10 раз интенсивно поморгай. Старайся открывать глаза как можно шире.
• Закрой глаза и «нарисуй» ими восьмерку — сначала вертикальную, затем горизонтальную.
• Повернись и зафиксируй взгляд на самой отдаленной точке, а потом плавно переведи взгляд на кончик носа.
Удачной работы, приступайте. (Учитель делает целевые обходы рабочих мест, контролирует выполнение работы, соблюдение ТБ)
Представление творческих работ. Оценивание.
У всех вас готовы схемы. Далее вам предстоит работа в парах. Давайте проанализируем каждую схему и попытаемся их оценить. Перед вами на столах лежат листочки, на которых прописаны критерии, по которым следует оценивать работы:
гармоничность цветового сочетания (для цветной схемы)
общее впечатление от формы узора схемы.
Оцените работу соседа по пятибалльной шкале, обменяйтесь листочками, оцените свою работу. Сложите свой балл с оценкой соседа, выведите средний балл.
Итак, у кого средний балл – «5»? (Проецирование работы на экран и обсуждение). В каком изделии может применяться эта схема вязания?
У кого – «4»? и т.д.
Полученный балл я учту при выставлении оценки за урок.
Если останется время. Творческое задание: подумайте, что вы можете связать, используя свою схему вязания? Зарисуйте эскиз предполагаемого изделия. Покажите, что у вас получилось.
Молодцы, свои идеи вы можете воплотить в жизнь при выполнении творческих проектов.
Подведение итогов. Рефлексия.
Сегодня на уроке мы с вами еще раз прикоснулись к древнейшему виду рукоделия – вязанию, но с помощью современных технологий. Раньше схемы вязания рисовали вручную, сейчас есть готовые схемы в различных журналах (показать свой журнал). Созданная вами схема уникальна тем, что она неповторима, индивидуальна. Образцы вязания по созданным вами схемам вы выполните на следующих уроках технологии.
Сейчас давайте подведем небольшой итог нашему уроку, используя прием «Чистая доска» (если отвечаете правильно на вопрос, он исчезает на экране)
- как называется техника многоцветного вязания? (жаккардовой)
- какие есть виды схем цветного вязания? (цветная, условная)
- какая была цель сегодняшнего урока?
Рефлексия. Приём «Цепная реакция». Девочки по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного ряда на слайде презентации:
сегодня я узнала…
было интересно…
было трудно…
я поняла, что…
теперь я могу…
я почувствовала, что…
я научилась…
у меня получилось …
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
С каким настроением вы заканчиваете урок? (на экране – смайлики)
Информация о домашнем задании:
1. Работа со схемой: переделать схему для вязания (для тех, у кого схема получилась плохо);
2. Подобрать и принести по цвету пряжу для будущей работы, спицы.
3. Подумать над идеями реализации творческого проекта по теме «Изделия, связанные спицами»
Выставление оценок
Напутствие. Жизнь словно вязаное полотно, состоящее из множества петелек-событий. Мы сами строим-вяжем свою жизнь. Есть красивое вязание — замысловатые узоры, ровные петельки, а есть такое, что не то, что надеть нельзя, но и смотреть неприятно. Так и в жизни — какими событиями мы её наполним, такой она и будет… Хуже всего, когда петля рвётся — распускается всё вязание. А в жизни это выглядит так — совершил один неправильный поступок и перечеркнул всё хорошее, что делал до этого…
Приложение 1. Исторические сведения (сообщения учащихся)
Когда и где зародилось вязание?
В Египте в одной из гробниц археологи обнаружили вязаную детскую туфлю. Как установили ученые-археологи, находка эта относится к третьему тысячелетию до нашей эры. В одной из гробниц фараонов был найден детский вязаный носок. Большой палец был вывязан отдельно, так как в то время носили обувь, похожую на нашу пляжную.
В России вязание получило распространение с конца прошлого столетия, и заниматься им стали женщины.
Это было мужское или женское занятие?
Интересно, что вязали, в основном, мужчины, а женщины выполняли лишь подсобные работы.
Как в Башкирии было развито рукоделие – вязание?
Не всем известно, что башкирские женщины вязали шали из козьего пуха не уступающие знаменитым оренбургским пуховым платкам.
В «Очерках по истории Башкирской АССР» есть запись о том, что в начале 70-х г. XIX в. стало быстро развиваться «производство изделий из козьего пуха. О большом мастерстве башкирских пуховязальщиц и высоком качестве самих изделий жители южных сел Башкортостана говорили так: «...наши башкирские «паутинки» не хуже оренбургских. Те тонкие, нежные, но не пушистые, а наши мягкие, шелковистые. Слава у оренбургских давняя, конечно, и заслуженная, но наши платки, кажется, ничуть не хуже. Я башкирскую пуховую шаль ни на какую другую не променяю»
Распечатать на пару учащихся
Карточка-помощница
Мы пришли к выводу, что техника многоцветного вязания называется…
Мы посоветовались и решили, что существуют……схем вязания:…
Карточка-помощница
Мы пришли к выводу, что техника многоцветного вязания называется…
Мы посоветовались и решили, что существуют……схем вязания:…
Карточка-помощница
Мы пришли к выводу, что техника многоцветного вязания называется…
Мы посоветовались и решили, что существуют……схем вязания:…
Инструкционная карта «Разработка схемы жаккардового узора»
Запустить Microsoft Office Excel
Изменение ширина столбца
Выделить столько столбцов, сколько нужно для узора. Если ошибётесь, столбцы потом можно добавить или убавить.
На панели инструментов выбрать Формат, в раскрывающемся списке выбрать Ширина столбца и установить значение 2,14. У вас получатся клеточки одинакового размера.
Выделите курсором столько клеток в длину и ширину, сколько нужно для создания узора. На панели инструментов Шрифт выбрать Границы и установить Все границы.
Работа с цветом
Установите курсор в нужные ячейки (клеточки), выбрать на панели инструментов Цвет заливки и создать схему.
Сохранить схему под именем «Схема вязания цветная»
Работа с условными обозначениями
Установите курсор в нужные ячейки (клеточки), выбрать на панели инструментов Вставка, затем Символ.
Щелчком мыши выбрать понравившийся вам значок и нажать Вставить, затем Закрыть.
Рядом со схемой вставить такой же значок и написать рядом, какой цвет вы обозначили этим знаком
Сохранить схему под именем «Схема вязания условная»
Критерии оценивания цветной схемы вязания
Ф.И._______________________________
Критерий |
Балл |
|
Оценка соседа |
Своя оценка |
|
Гармоничность цветового сочетания |
|
|
Общее впечатление от формы узора схемы |
|
|
Средний балл |
|
|
Критерии оценивания цветной схемы вязания
Ф.И.__________________________________
Критерий |
Балл |
|
Оценка соседа |
Своя оценка |
|
Гармоничность цветового сочетания |
|
|
Общее впечатление от формы узора схемы |
|
|
Средний балл |
|
|
Критерии оценивания условной схемы вязания
Ф.И.__________________________________
Критерий |
Балл |
|
Оценка соседа |
Своя оценка |
|
Общее впечатление от формы узора схемы |
|
|
Средний балл |
|
|