Технологическая карта урока биологии на тему «Органы пищеварения» (8 класс)
МБОУ СОШ им. Героя Советского Союза Энвера Ахсарова с.Зильги
Технологическая карта урока
Предмет: биология
Класс: 8
Учитель: Хаблиева Р.Р.
Тема урока: «Органы пищеварения»
Цель урока:
Изучить строение и функции пищеварительной системы.
Задачи урока:
образовательная: создать условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления знаний, учащихся об органах, образующих пищеварительную систему;
развивающая: содействовать развитию у учащихся таких понятий как «пищевые продукты», «питательные вещества», «пищеварение»; «перистальтика»; создать условия для развития коммуникативных способностей учащихся;
воспитательная: создать условия для гигиенического воспитания учащихся, актуализировать личностный смысл учащихся к изучению данной темы.
Ожидаемый результат – формирование представлений о строении, функциях и значении пищеварительной системы.
Предметные результаты: иметь представление о пищеварительной системе. Знать ее строение и функции.
Личностные: иметь представление о пищеварительной системе и ее роли в организме человека.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД :
Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
Познавательные УУД:
Сформировать умения анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления.
Выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником - анализ схем и рисунков, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)
Коммуникативные УУД:
Сформировать умение организовывать учебные взаимодействия в паре.
Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы.
Умение воспринимать устную форму информации.
Личностные УУД:
Умение использовать полученные знания на практике.
Формирование потребности в объективной оценке своей работы
Решаемые учебные проблемы: развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.
Этапы урока
1.Организационный момент (2 минуты):
Приветствие учителя;
2.Актуализация знаний(12 минут):
Фронтальный опрос;
3. Изучение нового материала (20 минут):
4.Закрепление знаний (8 минут)
Тест на тему «Пищеварительная система»;
5. Контроль и оценивание, домашнее задание (2 минуты):
6.Подведение итогов урока.
Методы:
1. Словесный (беседа, диалог)
2. Наглядный (работа с рисунками, схемами)
3. Практический (поиск информации)
4. Дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)
Ход урока:
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Создать благоприятный психологический микроклимат в классе.
Формы работы:
Фронтальная
Индивидуальная
В паре
Приемы обучения: постановка проблемных вопросов, работа с эталоном, учебником.
Средства обучения: компьютер, проектор, презентация PowerPoint,
1.Организационный момент
Здравствуйте ребята! «Здравствуйте» - говорим мы при встрече, желая таким образом здоровья. Здоровье – это самое дорогое, чем обладает человек. И вы уже понимаете, что на каждом уроке изучая ту или иную тему мы затрагиваем вопросы гигиены именно с той целью, чтобы у нас сформировались знания о том, как сохранить здоровыми органы нашего организма. Ведь здоровье в целом зависит от правильного функционирования каждого органа в нашем организме.
2.Актуализация знаний
На прошлом уроке мы начали изучать питательные вещества
Питательные вещества – это … (Жизненно необходимые составные части пищи, используемые организмом как пластический материал для построения клеток и служащие источником энергии, необходимой для его жизнедеятельности.).
Пищевые продукты – это … (Продукты животного и растительного происхождения, используемые человеком в пищу как в обработанном, так и в необработанном виде .)
На экран выведены высказывания.
Учитель: Ребята, предлагаю познакомиться с высказываниями представителей научного мира разных эпох выведенными на экран и сформулировать их смысл. Какой идеей они объединены?
“Здоровый нищий счастливее больного короля.”
—Артур Шопенгауэр
“Мудрец будет скорее избегать болезней, чем выбирать средства против них. ”
—Томас Мор
“Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье. ”
—Генрих Гейне
“ В поедании пищи, умение съесть больше остальных — недостаток, умение насытиться меньшим — достоинство. ”
—Гарун Агацарский
“ Здоровье — мудрых гонорар... ”
—Пьер Жан Беранже
“ Чрезмерное наполнение желудка вредно для здоровья. ”
—Цельс Авл Корнелий
“ Достаточное количество пищи — тебя держит. Излишек же придется носить твоим ногам. ”
—М. Саади
"Наша пища должна быть нашим лекарством, а наше лекарство должно быть нашей пищей", — Гиппократ.
Рассуждения учеников по каждому высказыванию.
Учитель: Послушаем сообщения которые подготовили ребята:
1 ученик.
Сообщение на тему: «Кто дольше жуёт, тот дольше живет»
Неужели это действительно так?
Китайские мудрецы говорили:
«Если жевать 50 раз перед сглатыванием – ничем не заболеешь, 100 раз – будешь жить очень долго, 150 раз – станешь бессмертным.»
Очень значимо относятся к приёму пищи йоги:
«Твёрдую пищу нужно пить, а жидкую есть.»
В чем секрет лечебного жевания? Лёгкий и эффективный для здоровья прием с пережёвыванием доступен каждому.
Пища- источник энергии. От того как правильно мы добываем ее зависит наше здоровье.
Питание, это естественная биологическая потребность человека.
Хотелось бы, чтобы каждый прием пищи давал нам намного больше энергии и здоровья, чем мы обычно получаем.
И это возможно! Мы можем получать дополнительные энергию и здоровье, которых, к сожалению, в последнее время у большинства людей остаётся всё меньше и меньше (по определенным причинам).
Учёными доказано: чем тщательнее мы перережёвываем пищу, тем лучше и эффективнее происходит процесс пищеварения.
Пищеварение начинается не в желудке, как полагают многие, а уже во рту при первом соприкосновении еды со слюной.
Каждый кусочек, который долго и упорно жевали, полезнее нескольких таких же кусков, проглоченных в нашем обычном скоростном темпе.
Если долго жевать, то организм скажет нам спасибо отличным пищеварением, ведь последующее переваривание пищи происходит быстрее и качественнее, что, соответственно, гарантирует попадание в кровь полезных веществ в гораздо большем количестве.
Кроме того, печень и поджелудочная железа будут работать в энергосберегающем режиме, а стенки желудка не окажутся травмированными из-за твёрдой не пережёванной пищи.
Еще один важный момент, благодаря повышенной нагрузке на челюсти и большему выделению слюны, зубы и дёсны укрепляются. А ещё длительное жевание способствует похудению.
Учитывая изложенное выше можно сделать вывод о том, что тратя больше времени на пережёвывание пищи, мы не тратим время впустую — мы инвестируем в наше здоровье, а это, наряду с саморазвитием, одна из самых ценных инвестиций для современного человека.
Итак, как же правильно жевать?
Большинство из нас жуют пищу около около 10-15 раз (а часто и того меньше) и затем проглатывают.
Этого недостаточно!
Самый минимум — 30 раз, ну а максимальная эффективность усвоения еды достигается при более чем 50-100 пережёвываниях.
Чем дольше мы жуём пищу, тем лучше, и это подтверждённый факт.
Многим людям, лень заморачиваться с подсчётом жевательных движений (лучше насладиться вкусом пищи). Если вы не склонны к расчётам, то можно
просто жевать пищу до тех пор, пока пища не превратится в однородную кашицу и пока ощущается её вкус.
Другими словами, чем тщательнее — тем лучшее.
Кроме того, не рекомендуется спешить быстро глотать жидкую пищу (соки, супы и тому подобное). Как уже говорилось выше, жидкую пищу рекомендуется есть, то есть задержать её во рту, сделать несколько жевательных движений, сполна насладиться вкусом и только потом проглотить. Это насытит жидкость слюной, что, в свою очередь, поспособствует лучшему усвоению её организмом.
Учитель: Ребята, какой вывод?
2-ой ученик
Лечебное жевание для похудения
Непереваренная пища загрязняет организм и становится причиной набора веса из-за шлаков, которые не успевают вывестись и поэтому складируются внутри нас. Жевать тщательно — значит предотвращать загрязнение организма изнутри, что, соответственно, приводит к снижению веса.
Одна из причин лишнего веса — недостаточное пережёвывание пищи.
Если же жевать много раз, то насыщение происходит быстрее, и мы не переедаем. При долгом жевании количество поглощаемой еды сокращается, то есть её нужно меньше для достижения ощущения насыщенности.
Установлено, что чувство насыщения приходит спустя 20-30 минут. Поэтому можно потребить много продуктов за 10-15 минут, но таким чувство голода это не исчезнет. При тщательном же пережёвывании такого не бывает — кушая, как говорится, с чувством, с толком, с расстановкой, нам не хочется есть лишнего.
Лечебное жевание — это самая элементарная и простая в применении диета, которая обладает хорошей эффективностью, более того, лечебное жевание оздоравливает наш организм и ведёт к долголетию.
Было проведено масштабное исследование в Японии. Учёные поделили 5 тысяч добровольцев на группы в зависимости от скорости жевания. Групп получилось пять: «быстрая», «довольно быстрая», «обычная», «довольно медленная», «медленная». На основе наблюдений за добровольцами учёные вывели формулу: жуёшь быстро — толстеешь (плюс 2 кг), медленно — худеешь (минус 3 кг). Результаты говорят сами за себя.
Другое исследование, проведённое специалистами Медицинского университета Харбина и опубликованное в журнале American Journal of Clinical Nutrition, показало: когда человек вместо 10-15 жуёт пищу 40 раз, калорийность его рациона питания снижается на 12%.
То есть снижение калорийности за счет тщательного пережёвывания пищи является довольно эффективным способом похудения. Гениальное — просто!
Учитель: Ребята, какой вывод?
3-ий ученик
Флетчеризм — лечебное жевание
Горацио Флетчер, основатель лечебного жевания
Основоположником научного и практического подхода к тщательному пережёвыванию пищи является Горацио Флетчер (1849-1919). Около ста лет назад его догадка о необходимости тщательного пережёвывания пищи была принята как действующая концепция здорового питания, благодаря которой Флетчер помог себе и другим людям, разбогател и прославился на весь мир.
Раньше Флетчер сам страдал от ожирения и множества сопутствующих болезней. Ни одна страховая компания не хотела иметь с ним дел, так как слишком высок был риск.
Но благодаря своей элементарной диете Горацио сбросил более 30 килограмм, а также сократил суточное потребление пищи почти в 3 раза без всякого насилия над собой.
Ведь, как уже писалось выше, при долгом жевании чувство насыщения приходит в нужный момент и избавляет от обжорства.
Таким образом Флетчер на личном примере доказал всю эффективность тщательного пережёвывания пищи. Многие люди последовали его примеру и сами убедились в действенности долгого жевания.
Из известных людей методом Флетчера пользовались первый в мире миллиардер Джон Рокфеллер, который дожил до 98 лет, а также талантливый писатель Марк Твен.
Горацио Флетчер утверждал, что «природа наказывает тех, кто плохо разжёвывает пищу».
Поэтому жевать нужно не меньше 32 раз (по количеству зубов), но впоследствии он поднял минимальное количество до 100.
Фактически, пища должна быть пережёвана до состояния жидкости.
Данный метод лечебного жевания стал называться «флетчеризмом», и в настоящее время он вновь стал пользоваться популярностью из-за актуальных ныне проблем в обществе с лишним весом.
Лечебное жевание в России продвигает алтайский врач Сергей Иванович Филонов.
Как и Флетчер, Сергей Иванович на себе ощутил эффективность длительного жевания, поэтому рекомендует его своим пациентам и знакомым, которые, следуя указаниям доктора, умудряются сбрасывать лишние килограммы и без всяких проблем удерживаться на достигнутом уровне.
Филонов выяснил, что тщательное пережёвывание пищи не просто приводит к похудению, но и в целом оздоравливает человеческий организм.
Учитель: Ребята прошу обратить внимание на новое понятие и запомнить имя Горацио Флетчер (1849-1919).
4- ученик
Как жевать правильно по мнению йогов?
Прана — это жизненная энергия, которая пронизывает всю вселенную, хотя и невидима для глаз. Йоги утверждают, что долгое жевание способствует усвоению праны из пищи. И чем мельче будет измельчена пища, тем лучше. Удовольствие и удовлетворение, которые возникают, когда мы кушаем, как раз и являются свидетельством поглощения праны из пищи. Таким образом, чем дольше мы смакуем каждую частицу еды, тем эффективнее получаем жизненную энергию.
Поэтому йоги кушают свою пищу медленно, пережёвывая ее до тех пор, пока они «чувствуют её», то есть жуют, пока пища способна давать вкусовое ощущение. И это правильно!?
При таком тщательном пережёвывании даже обычный человек, не йог, получает из пищи гораздо больше полезных веществ и энергии, чем при еде в спешке. Ведь в таком случае каждый грамм пищи отдаёт нам максимум своей питательности, максимум жизненной энергии.
Зачем долго жевать?
Процесс пищеварения начинается не в желудке, а у нас во рту. Когда мы медленно, тщательно разжёвываем пищу, то вкусовые рецепторы своевременно посылают в мозг подробный отчёт о том, какая пища сейчас будет отправлена по пищеводу.
Ну а мозг, соответственно, принимает решение о том, какую пищеварительную программу включать, на какую длительность и в каком режиме сложности.
В итоге это приводит к качественному перевариванию данного вида продукта и полноценному усвоению питательных веществ и микроэлементов, что содержатся в нём.
Таким образом, мы получаем максимум питательных веществ, пищеварительная система не перегружается, а тело не загрязняется.
У человека, который проглатывает пищу лишь полупрожёванной и недостаточно смоченной слюною, большинство полезных веществ пропадает зря и проходит через организм в виде бродящей и гниющей массы. Особенно это касается людей, любящих полакомиться мясом.
Кстати, выделяемая слюна на 98 процентов состоит из воды, однако является чрезвычайно полезной субстанцией и содержит огромное количество ферментов.
При пережёвывании пища нагревается у нас во рту, что усиливает каталитическую активность этих ферментов, которые необходимы для наиболее полного расщепления и усвоения пищи. Чем больше слюны выделяется, тем легче организму извлечь из пищи всё полезное.
Про похудение при помощи тщательного пережёвывания пищи в этой статье уже было сказано немало. Напомним, что это — один из самых простых способов сбросить лишний вес, так как: во-первых, тщательно пережёванная пища не откладывается в организме в виде шлаков, во-вторых, чувство насыщения приходит вовремя и, соответственно, препятствует дальнейшему обжорству.
Полезно тщательно жевание и для зубов вместе с дёснами. Интересный факт: когда мы жуём, то на зубы оказывается очень сильное давление (от 20 до 120 килограмм в зависимости от употребляемой пищи). Это является хорошей «зарядкой» для зубов и дёсен, так как благодаря нагрузке происходит значительное усиление кровотока.
Кроме того, наши зубки защищаются от кариеса, так как выделяемая слюна нейтрализует кислоту и сахар, содержащиеся в пище. Компоненты слюны образуют на зубах защитную пленку и укрепляют эмаль.
Возможно, для многих это окажется неожиданностью, но чем дольше еда находится у нас во рту, тем меньше риск отравиться всякими бактериями, микробами и простейшими паразитами.
Ведь слюна содержит в себе вещество со специальным бактерицидным эффектом — лизоцим. Чем больше слюны выделяется, и чем лучше она перемешивается с пищей, тем эффективнее происходит процесс обеззараживания, и тем безопаснее становится наша трапеза.
Удивительно, но тщательное жевание оказывается положительное влияние даже на сердце.
Во-первых, если глотать пищу большими кусками, то можно получить деформацию желудка, что, в свою очередь, может привести к давлению на сердце.
Во-вторых, оказывается, при каждом глотке частота сокращений сердца увеличивается в среднем на 7—10 ударов. Когда человек глотает редко, ритм быстро возвращаете в норму, если же почти не жевать и глотать часто, то может развиться тахикардия. Поэтому тщательное пережевывание пищи снижает нагрузку на сердце, что особенно актуально для людей, имеющих сердечно-сосудистые заболевания.
Отдельно следует упомянуть ещё один приятный факт: при тщательном пережёвывании мы концентрируем всё внимание на еде, что позволяет гораздо подробнее оценить вкус каждого съедаемого кусочка.
Друзья, мы как будто открываем дверь в новый мир, который был всегда рядом с нами, но мы не обращали на него внимания из-за вечной занятности и бесконечной суеты.
Вкусовые ощущения становятся намного ярче, превращая каждый приём пищи из обыденного перекуса в маленький праздник!
Самое интересное — не нужно себя заставлять.?
Вспомните, как в детстве мы любили смаковать вкус пищи, наслаждались каждым кусочком. Постепенно эта полезная привычка вернётся, и такое простое действие, как жевание пищи, станет лечебным и одновременно приносящим радость.
Учитель:
Долгое жевание обеспечивает правильно протекать процессам пищеварения. Хорошее пищеварение обеспечивает нас здоровьем и долголетием.
Гиппократ, великий врач древности, более 2500 лет назад произнёс:
«Пусть пища будет вашим лекарством, a вашими лекарствами станет пища»
И это так.
Даже не беря во внимание, что именно кушает человек (хотя это и очень важно), лечебным жеванием мы способны значительно прибавить себе здоровья и энергии.
К сожалению, зачастую мы живём в бешенном ритме, и полагаем, что нам некогда тратить своё время на всякую чепуху типа долгого жевания.
Стоит обратить на это внимание!
Ведь потом, когда начинаем болеть, мы тратим намного больше нервов, времени и денег на лечение, в то время как многих проблем со здоровьем можно было избежать всего лишь тщательным пережёвыванием.
Конечно, будет преувеличением назвать долгое жевание панацеей от всех болезней, но бесспорно одно: это один из тех кирпичиков, на которых строится здоровый образ жизни.
Помните, что совсем не обязательно выполнять какое-то определённое количество жеваний: даже совсем немного увеличив длительность жевания пищи, мы порадуем свой организм и облегчим его функционирование, а вдобавок получим больше удовольствия от трапезы. В любом случае, даже небольшое увеличение жевательных движений окажется полезным. Просто больше — значит лучше. Поэтому, пожалуйста, постарайтесь, чтобы глотаемая пища была пережёвана как можно мельче.
Очень надеемся, что эта информация дала исчерпывающий ответ на вопрос «как жевать пищу?» и принесет пользу вам и вашим близким.
Учитель:
1.Уверенна, что сообщения ребят дали полный ответ на вопрос почему такое значение отведено процессу жевания.
2.Разобрав приведенные высказывания и обсудив сообщения мы можем сделать вывод о том, что сегодня продолжим изучение раздела «Система органов пищеварения» и достигнем поставленной цели познакомимся с органами пищеварения их значением, функциями.
3.Иучение нового материала
Пищеварение - это процесс превращения питательных веществ в менее сложные по составу, растворимые соединения, которые легко усваиваются.
Система органов пищеварения
Система органов пищеварения состоит из следующих органов: ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник. Процессы пищеварения обеспечивают секреты выделяемые пищеварительными железами.
Ротовая полость. В ротовой полости имеются зубы, язык и слюнные железы. Первоначально пища попадает в рот. Рецепторы языка позволяют нам определяющий температуру, вкус пищи и ее пригодность для еды. В ротовую полость впадают протоки многочисленных мелких и трех пар крупных слюнных желез. Слюна смачивает пищу, что облегчает ее дальнейшее прохождение, кроме того, в слюне содержатся пищеварительные ферменты (птиалин -фермент слюны, обладающий способностью в процессе пищеварения расщеплять крахмал и некоторые другие полисахариды до стадии мальтозы) и вещества, убивающие микробов (Лизоци́м — антибактериальный агент, фермент класса гидролаз, разрушающий клеточные стенки бактерий гидролизом пептидогликана (муреина)).
В ротовой полости пища размельчается зубами.
Если широко открыть рот и рассмотреть вход в глотку, можно увидеть в верхней части ротовой полости твердое, а затем мягкое нёбо. Сверху у самого входа в глотку свисает небный язычок. По краям слева и справа от него, находятся миндалины. Они состоят из лимфоидной ткани, выполняющей защитную функцию.
Глотка и пищевод. Пережеванный, смоченный слюной, скользкий комочек пищи поступает в глотку, а затем в пищевод. По пищеводу пища проталкивается благодаря перистальтике - волнообразным сокращениям его стенок. При этом мышцы, расположенные в стенке пищевода, сжимаются, проталкивая комок пищи в желудок. Этот процесс занимает 6-8 секунд.
Желудок. В желудке пища переваривается под действием желудочного сока, затем в полупереваренном виде поступает в кишечник. Основным ферментом желудочного сока является пепсин, под действием которого происходит расщепление белков на более мелкие фрагменты
Желудок находится под диафрагмой с левой стороны. В верхней части он заполнен воздухом. Воздушная пробка препятствует выходу пищи назад в пищевод. Эту же функцию выполняют специальные кольцевые мышцы, находящиеся у входа пищевода в желудок. При переваривании пищи образуются многочисленные газы. Когда их скапливается очень много, они прорываются в пищевод – происходит отрыжка.
В желудке находится слабый раствор соляной кислоты, которая:
1) стимулирует секреторную активность желез желудка;
2) способствует превращению пепсиногена в пепсин путем отщепления ингибирующего белкового комплекса;
3) создает оптимальную кислотность для действия протеолитических ферментов желудочного сока;
4) вызывает денатурацию и набухание белков (что способствует их расщеплению ферментами);
5) обеспечивает антибактериальный эффект секрета;
6) участвует в осуществлении механизма перехода пищи из желудка в двенадцатиперстную кишку, раздражая хеморецепторы ее слизистой оболочки;
7) участвует в регуляции секреции желудочных и поджелудочных желез, стимулируя образование гастроинтестинальных гормонов (гастрина, секретина);
8) возбуждает секрецию фермента энтерокиназы энтероцитами слизистой оболочки двенадцатиперстной кишки;
9) участвует в створаживании молока;
10) стимулирует моторную активность желудка.
Кишечник. Пища из желудка попадает в тонкую кишку. Начальный отдел ее называют двенадцатиперстной кишкой. В него впадают протоки поджелудочной железы и общий желчный проток, по которому желчь печени и желчного пузыря попадает в кишечник.
Основными ферментами, синтезируемыми поджелудочной железой и принимающими участие в пищеварении, являются:
амилаза, отвечающая за расщепление углеводов, которые поступают в организм вместе с пищей;
липаза, предназначенная для переваривания жиров после их обработки желчью;
трипсин и химотрипсин, расщепляющие белок, прошедший первоначальные этапы переваривания уже в желудке.
Тонкая кишка образует несколько петель. В тонких кишках происходит окончательное переваривание пищи и всасывание питательных веществ в кровь и лимфу. Там, где тонкая кишка впадает в толстую, находится начальный отдел последней-слепая кишка с аппендиксом. Толстая кишка идет вверх, затем у диафрагмы переходит на левую сторону, спускается вниз, образуя свой последний отдел-прямую кишку. Через нее и удаляются непереваренные остатки пищи. В этом отделе кишечника накапливаются остатки пищи, подлежащие удалению и организма.
Толстый кишечник выполняет несколько важных функций:
Пищеварительную. Переваренная пища, поступающая из тонкой кишки, продолжает перевариваться в толстом кишечнике. Остатки пищи вместе с желчью утрамбовываются, образуется кал.
Выделительную. Через толстую кишку выводятся различные токсичные вещества и прочие ненужные организму продукты жизнедеятельности. Если этот процесс задерживается, может начаться отравление. Пища продвигается по толстому кишечнику медленнее, чем по тонкому. Перистальтика усиливается только тогда, когда в желудок попадает следующая порция пищи. Таким образом, толстая кишка не допускает застой пищи в пищеварительной системе.
Защитную. Не секрет, что именно кишечник отвечает за иммунитет человека. На слизистой оболочке кишечника живут различные бактерии, выполняющие защитную функцию. Важно поддерживать этот баланс, чтобы иммунитет человека не страдал. Всасывательную. В толстой кишке всасываются остатки воды, витаминов и питательных веществ из остатков пищи.
Пищеварительные железы. В ходе изучения строения пищекварительной системы мы знакомились и с пищеварительными железами. Вы наверняка можете заключить, что пищеварительные соки, которые переваривают пищу, превращают сложные питательные вещества в более простые и растворимые в воде. К пищеварительным железам относятся слюнные железы, микроскопические железы желудка и кишечника, поджелудочная железа и печень, выделяющая желчь. Часть выделенной желчи идет прямо в 12-перстную кишку, часть – в желчный пузырь. Там она накапливается, а затем по мере надобности расходуется.
4.Закрепление знаний
Учитель: Чтобы убедиться насколько вы усвоили тему, над которой мы работали сегодня, я задам вам несколько вопросов:
Вначале урока мы говорили о здоровье. Зависит ли здоровье человека от правильного функционирования пищеварительной системы?
Как устроена пищеварительная система?
Что такое ферменты и какова их роль в процессе пищеварения?
Где содержится соляная кислота и какую роль она выполняет в пищеварении?
Назовите самый длинный отдел пищеварительного тракта
В каком органе вырабатывается желчь и каково ее значение?
Назовите начальную часть толстой кишки.
В каком из отделов пищеварительной системы происходит полное расщепление питательных веществ до простых?
В каком из отделов пищеварительной системы происходит всасывание большей части воды?
Учитель:
Итак, ребята какие основные правила рационального питания вы можете сформулировать? Я считаю, что это самое ценное для сохранения нашего здоровья.
Итог урока
Выставление оценок.
Задание на дом:
№30 стр.125
прочитать, уметь пересказывать, работать с рисунком и ответить на вопросы на стр.128
Подготовить сообщения на тему :
«Традиции приема пищи осетин»
«Национальные блюда - плюсы и минусы»