12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Здобнова Елена Ивановна411
Россия, Волгоградская обл., с. Старая Полтавка

Цель урока: формирование качества толерантности.

Задачи:

ознакомить с понятием «толерантность», его толкованием

развивать коммуникативные умения детей

развивать устную речь учащихся, обогащать их словарный запас

формировать культуру воспитанного человека, положительные качества личности

                                                                       

Организационный момент «Минутка радости»

Учитель. Создадим хорошее настроение. Найдите молча глазами соседа и улыбнитесь ему так, чтобы стало приятно и ему, и тебе. Спасибо за положительный настрой.

 Сообщение темы

Учитель. Сегодня необычный урок.  Мы не будем заниматься математикой, чтением и т.п.  Мы будем изучать…?  Это вы узнаете, разгадав загадку. 

Утром на четырёх, днём на двух, вечером – на трёх. (Человек) 

Дети. Делают предположения, с помощью учителя приходят к разгадке.

Учитель. Мы будем говорить о человеке и очень важном и нужном качестве его личности.


Вступительная беседа

Учитель. Любой человек – это личность. Учёные считают, что личность складывается из трёх составляющих: из твоего физического тела, из твоего образа (роли) и твоего характера(души).

Что такое душа сформулировать точно никто не может уже многие сотни лет. Говорят, что душа – это великая тайна. У русского народа существует пословица – «Чужая душа – потёмки». Нелегко познать чужую душу, чужую личность, но и  свою душу тоже нелегко познать.

Время то времени очень полезно вглядываться в себя: кто я? какой я? как я общаюсь с другими людьми?

Чтобы заглянуть в свою душу, мы познакомимся на уроке с новым словом.


Работа  с определением.

Что такое толерантность?  

Дорогие ребята! Это новое слово, которое в  последнее время очень актуально из-за роста агрессивности, насилия, нетерпимости, конфликтности в обществе

Мы послушаем нашего ученика, которого я заранее попросила найти в толковом словаре значение этого слова.

Ученик: Слово толерантность возникло в 18 веке во Франции от имени князя, Министра иностранных дел этой страны Толейрана. Толерантность означает терпимость, уважение человеческого достоинства, принятие другого таким, какой он есть.

Учитель:16 ноября – Международный день толерантности. Его цель заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия и экстремизма. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН.  Немецкий графический художник Хелмут Лангер создал  эмблему (цветок толерантности).

Толерантность – это милосердие.
Толерантность – это сострадание.
Толерантность – это уважение.
Толерантность – это доброта души.
Толерантность – это терпение.
Толерантность – это дружба.
Толерантность – это гармония в многообразии.
Толерантности способствуют: знания, открытость, общение и свобода мыслей, совести, убеждений.
Толерантность – путь к миру и согласию.

А как вы понимаете, что значит быть толерантным? (Быть толерантным – уметь ладить с другими людьми, жить в обществе без конфликтов, проявлять терпимость к чужому мнению.)  

Сценка по рассказу  В.А. Осеевой «Хорошее».

    Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший.

И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.

Вот сидит он и думает:

«Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»

А сестрёнка тут как тут:

Погуляй со мной, Юра!

Уходи, не мешай думать! Обиделась сестрёнка, отошла. А Юра думает: «Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»

А няня тут как тут:

Убери посуду, Юрочка.

Убери сама — некогда мне!

Покачала головой няня. А Юра опять думает:

«Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»

А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет:

«Дай мне попить, Юра!»

Пошёл вон! Не мешай думать!

Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:

Что бы мне такое хорошее сделать? Погладила мама Юру по голове:

Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.

- О чём мечтал Юра?

- А как он поступал на самом деле?

- Какова главная мысль рассказа? Чему он нас учит?

Толерантность в семье, школе.

В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся нетолерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки.                                                                                                                              

Китайская притча «Ладная семья» 
- Послушайте притчу и скажите, зачем нужно быть толерантными.

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:                                                                 

любовь; 
прощение; 
терпение. 
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка и спросил: 
- И все? 
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. 
И, подумав, добавил: 
- И мира тоже.

       Игра “Возьму с собой”

        – А сейчас я бы хотела провести с вами игру: Приглашаю всех вас в путешествие на Северный полюс. Мы полетим на аэростате. Но нас ждут испытания, трудности, холод, голод… Нужны надежные люди, элементарно воспитанные. Поднимите руку, кто считает себя воспитанным человеком.

        Ну что ж, если готовы, то начали… Я буду передавать эту волшебную палочку сидящему рядом, а он дальше по кругу. Но всякий, взявший палочку, должен назвать то, что он возьмет с собой на Северный полюс.

        А я буду добавлять при этом “Возьму вас с собой” или “Не возьму с собой”.

        Не забудьте, что палочка “волшебная”, она сразу раскроет, воспитаны вы или нет.

        Итак, я беру с собой на Северный полюс термос с горячим шоколадом. А что возьмешь с собой ты? (Передача “волшебной палочки”). Пожалуйста, возьми палочку.

        Игра продолжается до тех пор, пока все участники не поймут, почему их не берут на Северный полюс. Учитель может еще раз повторить условие: “Беру только надежных, вежливых людей!” Наконец, кто-то из ребят скажет “спасибо” за то, что ему передают “волшебную палочку” и “возьми, пожалуйста” при передаче этой палочки следующему по кругу.

        Обычно эта игра вызывает эмоциональный “шок” у участников, т.к. уровень обыденного сознания не может допустить такого большого значения вежливости.

        Вопросы по итогам игры:

        Какое качество дается нам очень легко, а ценится очень дорого? (Вежливость.)

        Какие еще толерантные качества личности вы можете назвать? (Уважение по отношению к окружающим, понимание, умение слушать и слышать, гуманность, признание прав других, сострадание, прощение, милосердие, терпимость, чувство юмора и т.д.)

        А какие качества личности выдают интолерантного человека? (Непонимание, игнорирование, эгоизм, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность.)

        Вывод: Так какими же качествами может обладать сильный человек, личность? (Толерантными).

Игра «Давайте поприветствуем друг друга» ( как это делают в разных странах люди разных национальностей)

1)Сложить руки лодочкой на уровне груди и поклониться (Япония);

- Так приветствуют друг друга в Японии.

2)Потереться носами (Новая Зеландия);

3)Пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);

4)Крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия);

5)Очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу

(Германия).

6) А ногайцы?(Мужчины пожимают руки, произнося «Салам алейкум», а женщины обнимают друг друга)

- Могут ли люди одной национальности мешать людям другой национальности ? Нет

-У каждой национальности есть свои особенности, и их учения полезны. Мы живём в одном большом доме – России. В нашей стране дружат между собой люди разных национальностей.

- Как вы думаете, а откуда берет своё начало способность быть толерантным. Где мы в первую очередь должны учиться быть толерантными? ( В семье)

-Ваш класс – это тоже маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в этой вашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани, чтобы вы научились уважать друг друга, смотря на то, что вы все разные.

И чтобы вы понимали, что мы очень разные, но при этом мы не должны переставать любить, уважать, помогать друг другу.

  Решение проблемной ситуации.

- Подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?( Нет, часто ссоримся)

-Из - за чего разгораются конфликты?( различные взгляды на один и тот же вопрос.)

-Можно ли мирно жить и не ссориться? Как это сделать?

(Да, нужно уважать всех. Относится ко всем людям, как относимся к самим себе.)


Учитель: Быть толерантным, значит:

уважать другого;

не злиться;

любить ближнего своего;

быть добрым, терпимым;

сострадать.

Мне кажется, вы, мои родные, умеете сострадать и у вас большое и доброе сердце.


Учитель: Итак, толерантная личность обладает следующими качествами (Дети читают)

(Доброта, терпимость, уважение, сострадание, прощение, милосердие, миролюбие, сердечность, желание что-либо делать вместе, великодушие, сотрудничество, уважение прав других, равенство, принятие другого таким, какой он есть.)


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.