12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Аккочкарова З.Н.20
3

Урок в 10 классе по теме «Реформа политической системы. Новое политическое мышление и перемены во внешней политике»

Урок в 10 классе по теме «Реформа политической системы. Новое политическое мышление и перемены во внешней политике»

Цель: выяснить, как реформы политической системы в годы перестройки были связаны с формированием правового государства, как изменилась внешнеполитическая концепция СССР

Планируемые УУД:

Предметные: раскрывать содержание и сущность конституционной реформы 1988—1991 гг., характеризовать процесс становления многопартийности в конце 1980-х — начале 1990-х гг. и последствия реформы политической системы СССР, давать оценку внешнеполитическому курсу СССР в конце 1980-х — начале 1990-х гг., раскрывать понятие «новое политическое мышление».

Метапредметные:

-формирование умений по организации учебного труда (организация рабочего места);

-формирование умений работы с учебником и другими источниками информации, умение воспроизводить и перерабатывать полученную информацию;

-формирование умений анализировать, выделять главное, сравнивать, делать выводы;

Личностные:

-способствовать проявлению интереса и уважительного отношение к истории своей страны и своего края;

-способствовать воспитанию чувств патриотизма.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний

Тест по домашнему заданию

3.Мотивационно-целевой этап

Мы продолжаем изучение темы, связанной с эпохой перестройки в СССР 1985-1991 гг. Вы уже знаете причины ее начала и ход экономической реформы.

Каковы были итоги экономической реформы?

(Обучающиеся: Положительные результаты оказались кратковременными, в дальнейшем идет снижение темпов прироста национального дохода и производительности труда.)

Учитель: В целом экономическая реформа оказалась незавершенной

Возникает вопрос, почему так получилось?

(Обучающиеся:

Существующая политическая система;

Сосредоточение хозяйственно-управленческих функций в руках партийно-политического руководства;

Гипертрофировалась роль исполнительного аппарата;

Основная масса населения была отстранена от реального участия в решении государственных и общественных дел;

Управленческий аппарат диктовал свою волю хозяйству и политике, определял, чему быть, чему нет;

Громоздкость и неэффективность работы аппарата управления.)

Учитель: Что надо было сделать для того, чтобы экономическая реформа заработала так, как это от нее ожидалось?

(Обучающиеся: Надо было избавиться от недостатков.)

В какой сфере общественной жизни находились эти недостатки?

(Обучающиеся: В политической сфере.)

Что надо было сделать?

(Обучающиеся: Реформировать политическую систему в СССР.)

Это и является темой нашего урока.

4. Первичное усвоение новых знаний

Этапы политической реформы».

Работа с учебником по заполнению таблицы (1 этап)

Этап

Содержание

Итоги

1. «Кадровая революция»

Массовая замена и омоложение кадров, подбиравшихся на основе критерия – поддерживает ли цели и идеи перестройки.

Осознали, что простой заменой кадров дело не решить.

2. Реформа 1988 г.

Соединение «социалистических ценностей с политической доктриной либерализма».

Идея о создании парламента в СССР.

Идея построения правового государства.

Отмена ст. 6 Конституции СССР.

Возможность создания многопартийности.

Введение института президентства.

3. Формирование многопартийности

Снят запрет на деятельность политических партий и общественных организаций, не связанных с КПСС.

Появление партий, которые отражали весь спектр политической мысли.

Кризис КПСС, массовый выход из нее.


Работа в группах

1 группа. Прочитайте п.2 и определите какую роль в преобразовании политической системы СССР сыграла XIX конференция КПСС? Раскройте сущность конституционной реформы 1988—1991 гг.

Прочитайте фрагмент из доклада М. С. Горбачёва на XIX Всесоюзной партийной конференции (стр.30) Ответить на вопросы


2 группа. Прочитайте п. 3 параграфа и определите, какие задачи был призван решить I Съезд народных депутатов. Охарактеризуйте процесс становления многопартийности в конце 1980-х —начале 1990-х гг.

Прочитайте фрагмент предвыборной платформы А. Д. Сахарова (1989 г.) (стр.30-31)

Охарактеризуйте основное содержание предвыборной программы одного из признанных лидеров демократического движения. Ответить на вопросы


Дальнейшие политические изменения страны были в основном связаны с деятельностью нового органа власти — Съезда народных депутатов.

Май — июнь 1989 г. — I Съезд народных депутатов СССР:

на Съезде Горбачёв был избран председателем Верховного Совета СССР;

съезд был отмечен противостоянием Горбачёва с так называемой Межрегиональной депутатской группой (МДГ) — первой оппозиционной группой во главе с академиком А. Д. Сахаровым и будущим первым президентом России Б. Н. Ельциным. «Межрегионалы» не имели чёткой программы реформ, их объединяло стремление к созданию в стране многопартийности.

Март 1990 г. — III Съезд народных депутатов СССР:

на Съезде было решено создать президентскую систему власти и перейти многопартийности — для этого из текста Конституции изъяли 6-ю статью о руководящей роли КПСС. Началось формирование политического плюрализма многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти. Президентом СССР избрали М. С. Горбачёва;

отмена 6-й статьи способствовала формированию многопартийности (появилась Либерально демократическая партия Советского Союза, в мае 1990 г. была создана Коммунистическая партия РСФСР и др.).

Все эти события привели к расколу в КПСС и её кризису. Начался массовый выход из партии её членов.



Политика «перестройки» проявилась и во внешней политике. Внешняя политика этого периода получила название «новое политическое мышление». Её реализовывал министр иностранных дел Э. А. Шеварднадзе. Основными направлениями «нового политического мышления» были:

нормализация отношений Восток — Запад через разоружение;

разблокирование региональных конфликтов;

установление тесных экономических и взаимовыгодных политических контактов

с различными странами без предпочтения странам социалистического лагеря.

Вопрос. Какие принципы стали основой «нового политического мышления»?

Рассмотреть динамику советско-американских отношений со 2 половины 20 века

Советско-американские отношения

t1643657800aa.jpg

t1643657800ab.jpg

Какие выводы мы можем сделать?

Эти шаги способствовали значительному ослаблению международной напряжённости.

5.Закрепление.

Согласны ли вы с мнением, что отмена 6-й статьи Конституции СССР — главный результат общественных изменений второй половины 1980-х гг.? Ответ аргументируйте.

Попытки демократизации с отменой 6-й статьи Конституции СССР привели к кризису всей политической системы и началу распада союзных структур власти. Новых образцов государственности вместо них предложено не было.

6.Домашнее задание: параграф 42, 43

Составь подборку оценочных суждений историков, политологов и публицистов о внешней политике М. С. Горбачёва, её характере и итогах. Какие оценки реализации на рубеже 1990-х гг. «нового политического мышления» преобладают среди ваших родных и близких? Сделай выводы.

7.Рефлексия

 «Комплимент»

Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.