Урок в 10 классе по теме «Реформа политической системы. Новое политическое мышление и перемены во внешней политике»
Урок в 10 классе по теме «Реформа политической системы. Новое политическое мышление и перемены во внешней политике»
Цель: выяснить, как реформы политической системы в годы перестройки были связаны с формированием правового государства, как изменилась внешнеполитическая концепция СССР
Планируемые УУД:
Предметные: раскрывать содержание и сущность конституционной реформы 1988—1991 гг., характеризовать процесс становления многопартийности в конце 1980-х — начале 1990-х гг. и последствия реформы политической системы СССР, давать оценку внешнеполитическому курсу СССР в конце 1980-х — начале 1990-х гг., раскрывать понятие «новое политическое мышление».
Метапредметные:
-формирование умений по организации учебного труда (организация рабочего места);
-формирование умений работы с учебником и другими источниками информации, умение воспроизводить и перерабатывать полученную информацию;
-формирование умений анализировать, выделять главное, сравнивать, делать выводы;
Личностные:
-способствовать проявлению интереса и уважительного отношение к истории своей страны и своего края;
-способствовать воспитанию чувств патриотизма.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
1.Организационный момент
2.Актуализация знаний
Тест по домашнему заданию
3.Мотивационно-целевой этап
Мы продолжаем изучение темы, связанной с эпохой перестройки в СССР 1985-1991 гг. Вы уже знаете причины ее начала и ход экономической реформы.
Каковы были итоги экономической реформы?
(Обучающиеся: Положительные результаты оказались кратковременными, в дальнейшем идет снижение темпов прироста национального дохода и производительности труда.)
Учитель: В целом экономическая реформа оказалась незавершенной
Возникает вопрос, почему так получилось?
(Обучающиеся:
Существующая политическая система;
Сосредоточение хозяйственно-управленческих функций в руках партийно-политического руководства;
Гипертрофировалась роль исполнительного аппарата;
Основная масса населения была отстранена от реального участия в решении государственных и общественных дел;
Управленческий аппарат диктовал свою волю хозяйству и политике, определял, чему быть, чему нет;
Громоздкость и неэффективность работы аппарата управления.)
Учитель: Что надо было сделать для того, чтобы экономическая реформа заработала так, как это от нее ожидалось?
(Обучающиеся: Надо было избавиться от недостатков.)
В какой сфере общественной жизни находились эти недостатки?
(Обучающиеся: В политической сфере.)
Что надо было сделать?
(Обучающиеся: Реформировать политическую систему в СССР.)
Это и является темой нашего урока.
4. Первичное усвоение новых знаний
Этапы политической реформы».
Работа с учебником по заполнению таблицы (1 этап)
Этап | Содержание | Итоги |
1. «Кадровая революция» | Массовая замена и омоложение кадров, подбиравшихся на основе критерия – поддерживает ли цели и идеи перестройки. | Осознали, что простой заменой кадров дело не решить. |
2. Реформа 1988 г. | Соединение «социалистических ценностей с политической доктриной либерализма». | Идея о создании парламента в СССР. Идея построения правового государства. Отмена ст. 6 Конституции СССР. Возможность создания многопартийности. Введение института президентства. |
3. Формирование многопартийности | Снят запрет на деятельность политических партий и общественных организаций, не связанных с КПСС. | Появление партий, которые отражали весь спектр политической мысли. Кризис КПСС, массовый выход из нее. |
Работа в группах
1 группа. Прочитайте п.2 и определите какую роль в преобразовании политической системы СССР сыграла XIX конференция КПСС? Раскройте сущность конституционной реформы 1988—1991 гг.
Прочитайте фрагмент из доклада М. С. Горбачёва на XIX Всесоюзной партийной конференции (стр.30) Ответить на вопросы
2 группа. Прочитайте п. 3 параграфа и определите, какие задачи был призван решить I Съезд народных депутатов. Охарактеризуйте процесс становления многопартийности в конце 1980-х —начале 1990-х гг.
Прочитайте фрагмент предвыборной платформы А. Д. Сахарова (1989 г.) (стр.30-31)
Охарактеризуйте основное содержание предвыборной программы одного из признанных лидеров демократического движения. Ответить на вопросы
Дальнейшие политические изменения страны были в основном связаны с деятельностью нового органа власти — Съезда народных депутатов.
Май — июнь 1989 г. — I Съезд народных депутатов СССР:
• на Съезде Горбачёв был избран председателем Верховного Совета СССР;
• съезд был отмечен противостоянием Горбачёва с так называемой Межрегиональной депутатской группой (МДГ) — первой оппозиционной группой во главе с академиком А. Д. Сахаровым и будущим первым президентом России Б. Н. Ельциным. «Межрегионалы» не имели чёткой программы реформ, их объединяло стремление к созданию в стране многопартийности.
Март 1990 г. — III Съезд народных депутатов СССР:
• на Съезде было решено создать президентскую систему власти и перейти многопартийности — для этого из текста Конституции изъяли 6-ю статью о руководящей роли КПСС. Началось формирование политического плюрализма многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти. Президентом СССР избрали М. С. Горбачёва;
• отмена 6-й статьи способствовала формированию многопартийности (появилась Либерально демократическая партия Советского Союза, в мае 1990 г. была создана Коммунистическая партия РСФСР и др.).
Все эти события привели к расколу в КПСС и её кризису. Начался массовый выход из партии её членов.
Политика «перестройки» проявилась и во внешней политике. Внешняя политика этого периода получила название «новое политическое мышление». Её реализовывал министр иностранных дел Э. А. Шеварднадзе. Основными направлениями «нового политического мышления» были:
• нормализация отношений Восток — Запад через разоружение;
• разблокирование региональных конфликтов;
• установление тесных экономических и взаимовыгодных политических контактов
с различными странами без предпочтения странам социалистического лагеря.
Вопрос. Какие принципы стали основой «нового политического мышления»?
Рассмотреть динамику советско-американских отношений со 2 половины 20 века
Советско-американские отношения
Какие выводы мы можем сделать?
Эти шаги способствовали значительному ослаблению международной напряжённости.
5.Закрепление.
Согласны ли вы с мнением, что отмена 6-й статьи Конституции СССР — главный результат общественных изменений второй половины 1980-х гг.? Ответ аргументируйте.
Попытки демократизации с отменой 6-й статьи Конституции СССР привели к кризису всей политической системы и началу распада союзных структур власти. Новых образцов государственности вместо них предложено не было.
6.Домашнее задание: параграф 42, 43
Составь подборку оценочных суждений историков, политологов и публицистов о внешней политике М. С. Горбачёва, её характере и итогах. Какие оценки реализации на рубеже 1990-х гг. «нового политического мышления» преобладают среди ваших родных и близких? Сделай выводы.
7.Рефлексия
«Комплимент»
Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок.