Программа факультатива по обществознанию «Политическая система современной России» в 10 классе
Пояснительная записка.
Программа составлена на основе государственного образовательного стандарта, примерной программы основного и среднего образования.Данная программа рассчитана на учащихся 10 класса, которые планируют сдавать предмет обществознание в качестве экзамена по выбору в 11 классе, а так же для учащихся, которые интересуются общественными науками, принимают участие в школьных и районных олимпиадах по обществознанию, проявляют интерес к политическим событиям, происходящим в стране и мире.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)
Цель: Изучение основ политологии, знакомство с устройством политической системы современной России.
Задачи: 1.Дать базовые знания основ политологии, как одной из наиболее востребованных наук в современном мире.
2.Разъяснить важнейшие понятия современной политологии.
3.Познакомить с особенностями российской политической системы.
4.Прививать интерес к современной политической жизни общества.
5.Воспитывать сознательных и активных граждан своей страны
6.Учить овладевать умением получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;
· 7.Формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области политических отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема |
Элементы содержания |
Часы |
Дата |
Факт |
1 |
Политология |
Основы политологии. Политическая жизнь. |
1 |
||
2,3 |
Понятие и функции политической системы. |
Политическая идеология. Политическая культура. Политические нормы. Традиции, обычаи. Функции политической системы. Классификации политических систем. |
2 |
||
4,5 |
Типы политических систем |
Авторитарная политическая система. Либеральная политическая система. Социал-демократическая политическая система |
2 |
||
6,7 |
Элементы политической системы |
Организационно-институциональная система: политическая организация, политический институт. Коммуникативная подсистема. Культурно-идеологическая подсистема. Государство. Политические партии. Общественно-политические движения. Группы давления или группы интересов. |
2 |
||
8,9,10 |
Понятие политического режима |
Тоталитарный политический режим. Авторитарный политический режим. Демократический политический режим..Признаки демократии. Прямая демократия. Плебисцитарная демократия. Представительная демократия. |
3 |
||
11 |
Средства политического влияния. |
Требования. Поддержка. Функции |
1 |
||
12 |
Происхождение российской политической системы |
Либеральные реформы 1992-1993 гг. Конституция РФ 1993 г. |
1 |
||
13,14 |
Гражданское общество. |
Институты гражданского общества. Современное гражданское общество |
2 |
||
15 |
Государство и гражданское общество: способы взаимодействия |
Общественная палата. Народный фронт. |
1 |
||
16,17,18 |
Правовое государство |
Признаки правового государства. Принципы функционирования правового государства. |
3 |
||
19,20 |
Социальное государство |
Конституционные обязанности Российского государства. |
2 |
||
21,22,23,24 |
Политические партии |
Понятие политической партии. Признаки партии. Внутренние функции. Внешние функции. Типологии политических партий Концепции политической партии. Элементы политической партии. Признаки политической партии. Роль политической партии. Функции политической партии. Классификация политических партий |
4 |
||
25,26 |
Партийная система и ее виды. Типы и типология партийных систем |
Однопартийная система. Двухпартийная система. Двух с половиной партийная система Многопартийная система |
2 |
||
27,28 |
Цивилизационный подход к истории общества. |
Понятие цивилизации. Теория локальных цивилизаций. Теория общечеловеческой цивилизации. Три стадии в общемировом цивилизационном процессе. |
2 |
||
29,30 |
Формационный подход к историческим явлениям |
Базис. Надстройка. Общественное сознание. Социальная революция. |
2 |
||
31 |
Россия-суверенная демократия |
Современное состояние российского общества. "Круглый стол" |
1 |
||
32,33 |
Практические занятия |
Просмотр видеофрагментов. Работа со СМИ |
2 |
||
34 |
Итоговое занятие. |
1 |
В результате прохождения факультативного курса ученик должен:
Знать/понимать
• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также его политической сферы (подсистемы)
. необходимость регулирования общественных отношений, сущность политических норм, механизмы правового регулирования;
• особенности социально-гуманитарного познания в политической сфере.
Уметь:
• характеризовать основные элементы и типы политических систем, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
• анализировать актуальную информацию о политических событиях, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных политических событий и обществоведческими терминами и понятиями;
• объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных политических событий (включая взаимодействия человека и общества, важнейших политических институтов, политики и природной среды, политики и культуры, влияния политической подсистемы на другие подсистемы общественной жизни);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия политологии
• осуществлять поиск политической информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по изучаемым темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную политическую информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по политическим проблемам;
• подготовить устное выступление, творческую работу по политической проблематике;
• применять полученные на занятиях факультатива знания в процессе решения познавательных задач по актуальным политическим проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• успешно выполнять типичные социальные роли в политической сфере общественной жизни; сознательно взаимодействовать с различными социальными институтами;
• совершенствовать собственную познавательную деятельность;
• критически воспринимать информацию, получаемую в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществлять самостоятельный поиск, анализ и использование собранной политической информации.
• решать практические жизненные проблемы, возникающие в политической сфере деятельности;
• ориентироваться в актуальных общественных событиях, уметь определять личную гражданскую позицию;
• предвидеть возможные последствия определенных социальных действий;
• уметь давать оценки происходящих событий и поведения политиков с точки зрения морали и права;
• принимать участие в реализации и защите прав человека и гражданина, осознанно выполнять гражданские обязанности;
• осуществлять конструктивное взаимодействие людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Основные формы и методы занятий: лекция, беседа, работа с источниками (практикум), сообщение, диалог, дискуссия. конференция, деловая игра, ролевая игра, мониторинг, анкетирование.
Ожидаемые результаты:
Высокая активность при участии в школьных, районных и всероссийских олимпиадах, участие в научно-практических конференциях разного уровня, хорошие результаты по итогам выпускных экзаменов.
Информационно – методическое обеспечение
Литература для учителя:
Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В Обществознание Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Москва, 2011г
Бахмутова Л.С Конспекты уроков для учителя истории.10 кл. Обществознание в трех частях. Москва. Изд. центр «Владос». 2004г
Боголюбов Л.Н, Городецкая Н.И и др. Обществознание. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень – М.: Просвещение, 2014г
Боголюбов Л.Н, Городецкая Н.И и др. Обществознание. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень – М.: Просвещение, 2014
Боголюбов Л.Н. Пособие для учителя «Обществознание» 10 класс. Методические рекомендации. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2014г.
Лазебникова А.Ю, Рутковская Е.Л.Практикум по обществознанию.Москва «Экзамен»2012
Махоткин А.В, Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах. Москва 2010г.
Поляков Л.В. Обществознание.Глобальный мир в XXI веке. .М.,2008
Литература для учащихся:
Боголюбов Л.Н, Городецкая Н.И и др.. Обществознание. Учебник для 10класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень – М.: Просвещение, 2014г.
Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко., С.В Обществознание Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Москва, « Астрель» 2011г
Махоткин А.В, Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах. Москва, 2010г
Шилобод М.И.Политика и право. М., 2000
Цифровые – образовательные ресурсы
1. Обществознание. Экспресс-подготовка к экзамену. 9-11 класс. Новая школа. М., 2003г.
2. http://school-collection.edu.ru – Сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
3. http://www.alleng.ru/edu/social2.htm - Образовательные ресурсы Интернета. Обществознание.