12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
БОРИС НИКОЛАЕВИЧ6236
Заслуженный Учитель России с 2007 года. Педагогический стаж - 35 лет. В настоящее время с огромным удовольствием работаю в ЧОУ Санкт-Петербургская Школа Тет-а-Тет.
Россия, Санкт-Петербург
Материал размещён в группе «Преподаватели математики»

ПЕРВУШКИН БОРИС НИКОЛАЕВИЧ

ЧОУ «Санкт-Петербургская Школа «Тет-а-Тет»

Учитель Математики Высшей категории


 

Тема: «Применение основного тригонометрического тождества к преобразованию выражений»

Цели:

  • Повторить основные тождества тригонометрии и закрепить их знания в ходе выполнения упражнений;
  • Развивать навыки самоконтроля, умений работать с компьютерной презентацией.
  • Воспитание ответственного отношения к учебному труду, воли и настойчивости для достижения конечных результатов.

Оборудование: компьютерная презентация.

Ожидаемый результат:

Каждый ученик должен знать формулы тригонометрии и уметь применять их для преобразования тригонометрических выражений на уровне обязательных результатов.

Знать вывод этих формул и уметь применять их для преобразования тригонометрических выражений.

Знать формулы тригонометрии, уметь выводить эти формулы и применять их для более сложных тригонометрических выражений.

Тип урока: Работа по группам.

Основные этапы урока:

Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности.

Устный счёт

Сообщение из истории математики

Повторение формул тригонометрии с помощью компьютерной презентации

Применение тригонометрических формул к преобразованию выражений

Выполнение теста

Подведение итогов урока

Постановка задания на дом

Ход урока

I. Организационный момент.

Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности

 

II. Устная работа (задания заранее распечатаны у каждого учащегося):

Радианная мера двух углов треугольника равна и . Найдите градусную меру каждого из углов треугольника. Ответ60, 30, 90

Найдите радианную меру углов треугольника, если их величины относятся как 2:3:4. Ответ: ,

Может ли косинус быть равным: а) , б) , в), г) , д) -2 ? Ответ: а) да; б) нет; в) нет; г) да; д) да.

Может ли синус быть равным: а) –3, 7 б) , в)Ответ: а) нет; б) да; в) нет.

При каких значения a и b справедливы следующие равенства: а) cos x = ; б)sin x=; в) cos x= ; г) tg x= ; д) sin x = a? Ответ: а) /a/ 7; б) /a/ ; в) 0 г) b – любое число; д) - 

 

III. Сообщение из истории тригонометрии (краткая историческая справка):

Тригонометрия возникла и развивалась в древности как один из разделов астрономии, как её вычислительный аппарат, отвечающий практическим нуждам человека.

Некоторые тригонометрические сведения были известны древним вавилонянам и египтянам, но основы этой науки заложены в Древней Греции.

Греческий астроном Гиппарх во II в. до н. э. составил таблицу числовых значений хорд в зависимости от величин стягиваемых ими дуг. Более полные сведения из тригонометрии содержатся в известном “Альмагесте” Птолемея. Сделанные расчёты позволили Птолемею составить таблицу, которая содержала хорды от 0 до 180 .

Название линий синуса и косинуса впервые были введены индийскими учёными. Они же составили первые таблицы синусов, хотя и менее точные, чем птолемеевы.

В Индии начинается по существу учение о тригонометрических величинах, названное позже гониометрией (от “гониа” - угол и “метрио” - измеряю).

На пороге XVII в. в развитии тригонометрии начинается новое направление – аналитическое.

Тригонометрия даёт необходимый метод развития многих понятий и методы решения реальных задач, возникающих в физике, механике, астрономии, геодозии, картографии и других науках. Кроме этого, тригонометрия является большим помощником в решении стереометрических задач.

 

IV. Работа на компьютерах с презентацией :

Основные формулы тригонометрии” (Приложение1)

Предварительно напомнить технику безопасности .

Основные тригонометрические тождества.

 

V. Применение тригонометрических формул к преобразованию выражений.

Упростить выражение 7 cos - 5.

а) 1+cos; б) 2; в) –12; г) 12

Упростить выражение 5 – 4 si n

а) 1; б) 9; в) 1+8sin; г) 1+cos.

Упростить выражение .

а) ctg; б) 0; в) ctg tg; г) 2tg


 

Упростить выражение cos

а)cos 2x; б) 2 sin; в) cos; г) cos

Ответ: 1) б; 2) а; 3) б; 4) б; 5) в.

б) Тренировочные упражнения

Решить № 383 и № 386 (устно).

Решить №371 ( а, б)

 

VI. Выполнение теста на месте( либо на интерактивной доске)

Тест по теме “Тригонометрические формулы” (Приложение 2)

Запишите cos с помощью наименьшего положительного числа: а) sin ; б) sin ; в) cos ; г) cos .

Сравните с нулём выражения sin , cos 5 и tg 1,6. Выберите правильную серию ответов:

а) - - + ; б) + + - ; в) - + -; г) - + +.

Найдите значение выражения 5 sin -3cos+ tg 

а) 2,5; б) 1, 25; в) 1,75; г) 1, 5

Упростите выражение 

а) cos ; б) -sin; в) sin ; г) cos .

Дано: cos . Найдите sin ()

а) -; б) ; в) ; г) - .

Упростите выражение 

а) 2tg2; б) –2ctg 2; в) 2ctg 2; г) –2 tg 2.

Оцените значение выражения 2 – 3 sin

а) б) в) г) 

Найдите значение выражения , если tg = - 2

а) -; б) – 3; в) ; г) –5.

Преобразуйте sin x – cos x в выражение вида A sin (x+)

а) б) в) г) 

Найдите если cos 51- cos = 2 sin 17sin 68

а) ; б) ; в) ; г) .

 

Подведение итогов, рефлексия.

Продолжите фразу:

Сегодня на уроке я узнал…”;

Сегодня на уроке я научился…”;

Сегодня на уроке я познакомился…”

Сегодня на уроке я повторил…”

Сегодня на уроке я закрепил…”

- А зачем мы учимся преобразовывать выражения с помощью тригонометрических формул?

 

VIII. Домашнее задание: № 282,№283

Самоанализ урока.

Урок цели своей достиг.

На уроке повторили основные тригонометрические тождества,свойства тригонометрических функций,значения углов тригонометрических функций. На применение этих формул и свойств были предложены разноуровневые задания по группам,были даны задания для устного счёта.Каждая группа сообщила сведения из истории тригонометрии.

Ученики умеют работать с интерактивной доской и компьютерной презентацией.

Но следует отметить ,не все ученики смогли принять участие при устных ответах на уроке.

Опубликовано в группе «Преподаватели математики»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.