12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга Нанаева46
стаж работы в ОУ более 30 лет Тоузаковский филиал ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Кинель-Черкассы
Россия, Самарская обл., с.Тоузаково

Урок в 1 классе

Тема:"Символика и символы России"

Нанаева Ольга Васильевна, учитель начальных классов

Тип урока: урок закрепления новых знаний и выработка умений

Цель урока: формирование образовательных компетенций информационных, коммуникативных, рефлексивных; учащимися 2 класса в предметной области «Окружающий мир».

Учебные задачи :

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.

2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):

Регулятивные УУД:

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;

- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

- формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога.

Оснащение урока: компьютер, презентация, матрёшки, веточки берёзы, цветные ленточки, листы с заданиями, лист-раскраска, диск с исполнением гимна России.

 

Ход занятия

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята. Начинаем наше занятие. (Дети называют свои имя и фамилию , возраст).Сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине, о символике и символах России. Будем считать, писать и находить и характеризовать звуки. И конечно будем путешествовать по родному краю.

Родина для Миши это мама,
Старый дом и вишня у забора.
А для Вани – речка и пригорок,
На травинке Божья коровка.
И страна, где мы живем все вместе,
Самая цветущая, красивая,
Самая прекрасная на свете,
Это наша Родина – Россия.

II. Вступительная беседа.

– Ребята, скажите, как называется наше государство?

(Россия)

Приложение 1. Слайд:

Герб России

Флаг России

– Как зовут президента России?

(В.В.Путин)

Слайд:

В.В.Путин

– Как называется столица нашей Родины?

(Москва)

Слайд:

Виды Москвы.

– Как называется наша область?

(Самарская)

– Как называется областной центр?

(Самара)

Слайд:

Виды Самары.

– Как называется наш районный центр?

(Кинель-Черкассы)

Слайд:

Виды Кинель-Черкасс.

– Как называется наше село?

(Тоузаково)

Слайды:

Виды Тоузаково

Мы живём с вами замечательном селе Тоузаково, которое стоит на берегу реки Кинель. Недалеко от села находится лес, в который мы любим ходить.

– Ребята, а вы бываете в нашем лесу?
– Зачем вы туда ходите? Вот а сегодня мы туда отправимся, чтобы поучиться уму-разуму.

III. Волшебная дорожка в лес.

Письмо элементов букв.

Отправляемся по волшебной дорожке, а чтобы не скучно было идти поиграем в считалочку.

Считалочка.

Приготовили счётные палочки.

Посчитайте:

Богатырь стоит богат.
Угощает всех ребят.
Даню – земляникою,
Таню – костяникою,
Катеньку – орешками,
Андрея – сыроежками,
Сашеньку – малиной,
А Васю – хворостиной.


– Скольких ребят угостил лес?
(Запишите)
– Кто из ребят не рад угощению?

IV. Лесная история.

– Какие деревья растут в нашем лесу?
– Молодцы, ребята. Вот видите, как много деревьев растут в нашем лесу, но одно дерево считается самым особенным. Послушайте сказку и ответе на вопрос: о каком дереве говориться в этой сказке?

                    Русская народная сказка “Как коза избушку построила”


Как коза избушку построила

Русская народная сказка Пересказ М. Булатова
 

Жила когда-то старуха-говоруха, и была у неё коза с козлятами.

Утром люди встанут, за работу примутся, а старуха всё на печке полёживает.

Только к обеду подымется, поест, попьёт и давай говорить. Говорит, говорит, говорит - и с соседками, и с прохожими, и сама с собой!
А коза с козлятами в хлеву заперты - ни травки им пощипать, ни водицы попить, ни побегать...

Вот как-то раз и говорит коза своим козлятам:

- Козлятушки-детушки, не житьё нам у старухи-говорухи! Пойдёмте-ка мы в лес, построим себе избушку и будем в ней жить.

Как выпустила старуха-говоруха козу с козлятами из хлева - они и побежали.

Только их старуха и видела!

Прибежали они в лес и стали искать место, где бы избушку построить.

 

Подошла коза к лесной яблоньке и говорит:
- Яблонька,    яблонька!   Можно   мне под твоими  ветками  избушку построить?

- Не   строй   подо   мною   избушку,-отвечает яблонька.- Яблоки с меня упадут - твоих козляток ушибут. Ступай ещё куда-нибудь!

 

Пошла коза к ёлке:

- Ёлка, ёлка! Можно мне под тобою избушку построить?

- Не   строй   подо   мною   избушку,-отвечает ёлка.- Шишки с меня упадут -твоих козляток ушибут. Найди место по лучше!

 

Пошла коза с козлятами дальше. Увидела высокий дуб и говорит ему:

- Дуб,  дуб!  Можно мне  под тобою избушку построить?

- Не   строй   подо   мною   избушку,-отвечает дуб.- По осени жёлуди с меня упадут - твоих    козляток  ушибут.    Сама горевать будешь.

  

Пошла коза к осине:

- Осинка, осинка!  Можно мне под тобою избушку построить?

Затрясла осинка своими ветками, всеми листьями:

- Мои листики днём  и ночью шумят - твоим   козляткам   спать   не  дадут.

Найди местечко получше!

Нечего делать, отправилась коза с козлятками дальше.

 

Пришла к шиповнику:

- Шиповник, шиповник!  Можно мне под тобою избушку построить?

Закачался шиповник:

- Что ты, что ты, коза! Или не видишь? Вон какие на мне колючки острые! Будут твои козлятки прыгать-скакать - всю шёрстку себе повыдерут. Ступай, коза, дальше, ищи местечко получше!

  Пошла коза к берёзе:

- Берёзка, берёзка! Можно мне под тобою избушку построить?

Качнула  берёзка  веточками,  сказала:

- Я твоих козляток от зноя уберегу, от дождика спрячу, от ветра укрою. Строй подо мной твою избушку!

Обрадовалась коза. Построила избушку и стала жить в ней со своими козлятками.

 V. Беседа о берёзе.

Берёза считается символом России.

Рядом с домом, или у дороги, или в поле – где только не растет красавица береза! Береза – дерево удивительное! Можно весь свет обойти – нигде такого дерева не встретишь. У нее единственной в мире белая кора.

Древние славяне почитали березу священным деревом, олицетворяющим свет, чистоту, женственность. В христианские времена береза была связана с весенними церковными праздниками. С приходом теплых дней, в воскресенье на седьмой неделе после Пасхи, праздновалась Троица.

Накануне праздника в лесу рубили зеленые березовые ветки, траву собирали, чтобы на Троицу – в воскресенье – дом и церковь ими украсить. Березовыми ветками украшали горницу и вход в дом, полы посыпали душистой свежескошенной травой.

Троицу считали девичьим праздником. Девушки брали с собой угощение – пироги да ватрушки и шли в лес, где находили нарядную березку. Завязывали на ее ветвях бантики, кланялись ей и просили выполнить их желания.

Стихи о берёзе. Читают дети.

Люблю берёзку русскую…

VI. Звуковой анализ слова “берёза”.

Физминутка.

Мы сейчас бревно распилим.
Пилим-пилим, пилим-пилим.
Раз, два, раз, два!
Получились дрова!

VII. Символ России -матрёшка.

Рассказ о матрёшке.

Деревянную разъемную куклу назвали матрешка. В дореволюционной провинции имя Матрена, Матреша считалось одним из наиболее распространенных русских имен, в основе которого лежит латинское слово "mater", означающее мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой. В последствии оно сделалось нарицательным и стало означать токарное разъемное красочно расписанное деревянное изделие-матрешку. Но и по сей день, матрешка остается символом материнства, плодородием, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры. Первая русская матрешка, выточенная Василием Звездочкиным и расписанная Сергеем Малютиным, была восьмиместной: за девочкой с черным петухом следовал мальчик, затем опять девочка и так далее. Все матрешки отличались друг от друга, а последняя, восьмая изображала спеленатого младенца.

Технологию изготовления матрешки российские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывающиеся друг в друга (например, пасхальные яйца) освоили с легкостью. Принцип изготовления матрешки остается неизменным и до настоящего времени, сохраняя все приемы токарного искусства русских умельцев.

Как правило, матрешки изготавливают из древесины таких лиственных пород деревьев, как липа, береза, ольха, осина. Самым благодатным материалом является липа. Деревья, предназначенные для выделки матрешек, спиливают ранней весной, обычно в апреле, когда древесина в соку. Спиленные деревья очищают, оставляя обязательно в нескольких местах кольца коры. Иначе при сушке древесина потрескается.

Подготовленные таким образом бревна с замазанными торцами, укладывают штабелями, чтобы между ними остался зазор для воздуха. Заготовленную древесину выдерживают на открытом воздухе не менее двух лет. Определить степень готовности материала может только опытный мастер. Бревна, готовые к обработке, распиливают на заготовки для будущей матрешки. До 15 операций проходит заготовка в руках токаря, прежде чем стать готовой матрешкой. Чтобы выточить на токарном станке матрешку, токарю необходимо незаурядное мастерство, умение пользоваться сравнительно небольшим набором казалось бы несложных инструментов – ножом и стамесками разной длины и конфигурации. Обычно первой вытачивают самую маленькую неоткрывающуюся матрешку, потом уже все остальные матрешки. Готовые матрешки грунтуют крахмальным клеем, сушат, теперь матрешка готова к росписи.. Рассматривание деревянной матрёшки.

Показ разновидностей матрёшки.

Физкультминутка “Матрёшки”.

VIII. Работа над составом числа 5.

Приложение 1. Слайд с матрёшками.

IX. Решение задачи

Образно на настоящих матрёшках.

– У Кати было 4 матрёшки. Одну она подарила Тане. Сколько матрёшек у неё осталось?

IX. Раскрашивание матрёшки. по цифрам заданными цветами.

X. Итог урока.

Что же является символикой и символами России. (Красная площадь, берёзы, матрёшки.)

Стихи о Родине. Читают дети.

Заключительное слово учителя о любви к родному краю, к своей Родине.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.