Внутренний мир подростка в произведениях В. Железнякова «Чучело» и Г.Гордиенко «Соперница из 8а»
«Внутренний мир подростка в произведениях В. Железнякова «Чучело» и Г.Гордиенко «Соперница из 8а»
Насколько актуальна проблема воспитания детей говорит тот факт, что ей посвятили свои произведения такие писатели, как Л.Толстой («Отрочество»), Ф. Достоевский («Подросток»), Н.Гарин-Михайловский («Гимназисты»), М.Горький («Детство»). Отрочество- один из самых сложных периодов в жизни человека, это становление его личности. Как воспитать такую личность? Как общество влияет на этот процесс становления? Ответы на эти вопросы можно найти в двух произведениях современной литературы: Владимира Железнякова «Чучело» и Галины Гордиенко «Соперница из 8 а»
Лев Семёнович Выготский пишет: « Критичность переходного возраста нарастает прямо пропорционально росту и поднятию культуры человеческого общества, культуры социальной среды.» (Л. С. Выготский. С 368)
Действительно ли среда влияет на мироощущение подростка? Ответить на этот вопрос помогает литература, давая возможность сравнить два поколения- наших родителей, подростков 20 века, и нашего, детей 21-го. Цель моей работы: определение степени влияния среды на внутренний мир человека в период становления личности на примере героев произведений Владимира Железнякова «Чучело» и Галины Гордиенко «Соперница из 8 а» Поставленная цель диктует решение следующих задач:
Определить психологические типы героев произведений.
Найти соответствия между героями книг Железнякова и Гордиенко.
Проследить, изменился ли внутренний мир подростка в произведениях разного периода. (70-80-ых гг. 20-го века, 2000-е годы и начало 21 века)
Метод: сопоставительный анализ произведений
Объект исследования: образы героев произведений, способы создания этих образов. Предмет исследования: внутренний мир подростков разных поколений
Произведения И В.Железнякова,и Г.Гордиенко мало изучены, поэтому актуальность данного исследования очевидна: разобравшись в судьбах героев произведения, поняв мотивы их поступков, можно избежать извечных конфликтов отцов и детей.
Каждое общество развивается по своим законам. Герои повести В. Железнякова живут в социалистическом обществе, а герои Г. Гордиенко -в капиталистическом государстве. Но проблемы, затронутые авторами, одни и те же: богатства и бедности, правды и лжи, любви и дружбы, темы подростковых комплексов, личностного роста, борьбы за свои интересы, тема воспитания и адаптации в среде. Похожи и герои обоих произведений. Все они находятся в сложном периоде взросления. В каждом можно обнаружить типичные для подростка черты личности. Недовольство внешностью, обострённое чувство справедливости, поиск смысла своего существования, жажда признания при общении со сверстниками, интерес к противоположному полу-все эти черты в той или иной степени присущи каждому герою. В зависимости от доминирующей черты характера мы выделим несколько типов героев.
1.Первый тип- Правдоискательница- представлен образами двух героинь: Железной Кнопки (Мироновой) и Галки Фоминой. На первый взгляд кажется, что это разные люди ,но, присмотревшись пристальнее, понимаешь: цель у них похожа- это желание изменить мир к лучшему.
2.По мироощущению образу правдоискательницы близок ещё один тип героя Условно мы его назвали Положительный герой.
В произведении «Чучело» это Димка Сомов ,которому хочется быть настоящим защитником , а в «Сопернице из 8 а»- Максим Карачёв , вызывающий симпатию настоящими поступками.
3. Есть в произведениях В.Железнякова и Г.Гордиенко ещё один общий тип героя, который мы условно обозначили как Положительная героиня
Образ Лены Бессольцевой, без сомнения, самый обаятельный в произведении «Чучело». Это чистый, честный, искренний человек. Про таких говорят -светлый. Двойник Лены в «Сопернице из 8а»- Мила Ковалёва. . Обе не умеют скрывать свои чувства, только Лена не стесняется их, а Мила боится себя выдать, старается всеми способами избежать этого.
4. Ещё один тип героя условно назван нами Соперница . Этот тип подчёркивает качества главной –положительной -героини.
Шмакова в повести «Чучело» ищет зрелищ. Она не видит ничего зазорного в том, чтобы столкнуть кого-то лбами и смотреть, что из этого выйдет. Нина Пацева – героиня «Соперницы из 8 а» -тоже видит красоту основополагающей успеха в жизни. Поэтому считает себя выше остальных. Считает, что если человек богат и красив, то больше ему ничего не надо. Обе девочки лишены духовного начала, самоутверждаются за счёт других людей. Эти образы как нельзя лучше показывают причину подростковой жестокости. Отсутствие доверительных отношений со взрослыми и чувство постоянного превосходства над другими делают их бесчувственными к чужому горю, бесчувственными до жестокости.
Как показал сопоставительный анализ, данные произведения имеют схожие черты. Прежде всего, сходство отмечено на образном уровне. Внешне можно провести параллели между образами Лены и Милы, Димы и Максима, Мироновой и Фомичёвой, Шмаковой и Пацевой . Однако сходство оказалось неполным, выделенные нами типы претерпевают изменения, а некоторые герои внутри пары становятся антиподами.
Отмечаются сходства и в области проблематики и конфликта. В обеих повестях присутствует внешний (между героем и обществом) и внутренний (столкновение героя с самим собой) конфликт. Основной проблемой обоих произведений является проблема сохранения души в условиях противостояния личности и толпы.
На наш взгляд, общность данных произведений доказывает, что проблема сохранения духовного начала актуальна в любое время. Авторы раскрывают одну и ту же проблему на примере разных исторических отрезков (80–х годов ХХ века и современного периода). Главными героями обоих произведений выбраны подростки. И это не случайно. Подростковый возраст- период формирования личности. В. Железняков и Г.Гордиенко ставят вопросы, волнующие не одно поколение: как воспитать настоящего человека, как дать возможность личности развиваться, как сохранить духовное начало в условиях влияния материальной сферы?
Анализируя образы героев, мы выяснили, что сам по себе подросток не поменялся. Все герои в той или иной мере отмечены чертами, присущими детям в переходном возрасте. Это и внимание к собственной внешности ( Все девочки в обоих произведениях обращают на это внимание), и интерес к противоположному полу ( Влюбленность Ленки, Милы, Галки и игра в любовь Шмаковой и Пацевой), и желание выделиться, совпадающее с желанием быть как все ( Диктатура Железной Кнопки, страх общественного мнения Димки Сомова, написание Милой статей под псевдонимом , наряды Нинки Пацевой) Это и обострённое чувство своей значимости, появления мыслей об устройстве мира и своём месте в этом мире. (Интерес Милы и Галки к определённой специальности, выбор жизненной позиции у Лены и Железной Кнопки). Это и просто жажда общения, выбор приоритетов, желание справедливости.
Чем же обусловлены изменения в образах героев одних и тех же типов? Оба автора отвечают одинаково: социальная среда, отношение в семье и характер человека формируют его отношение к жизни .
Подростки указанных произведений находятся в разной среде: социалистическое общество- капиталистическое государство. Отличительная черта советского общества- идейность. Советские люди способны на многое ради идеологии. Пропаганда патриотизма, преданности своему правительству проводилась с самых ранних лет. Была своего рода лестница: октябрята- пионеры- комсомольцы. Каждый к этому стремился. Именно идейность делала СССР нерушимым, так как люди были сплочены и ведомы идеалами. Как раз в этот промежуток времени и попали герои произведения «Чучело». Ярким представителем советских убеждений является «Железная кнопка». Она олицетворяет собой некоторые лозунги: «Кто не с нами- тот против нас», «Не болтай!», «Не умеешь - научим! Не захочешь - заставим!», «На страже мира». Аморальные поступки в советском обществе считались самым настоящим преступлением. Что же касается произведения «Соперница из 8а», то в нём организация общества совсем другая. В это время СССР уже распался и свойственные ему идеи исчерпали себя. Люди уже не сражаются за эти идеи. Они уже рассуждают о своём будущем с гораздо меньшим патриотизмом и амбициями. Каждый здравомыслящий человек понимает, что для благополучной жизни нужно получить соответствующее образование и найти достойную работу. Конечно, моральные и этические нормы никуда не делись, просто они перестали стоять во главе существования человека.
Тем не менее, оба автора подчёркивают, что окружение делает героев такими, какие они есть. Неважно, в какой семье - богатой или бедной - вырос человек. Важны отношения. В нищей семье Галки Фоминой есть взаимопонимание, с детьми разговаривают, проблемы не скрывают, а решают сообща, младшие понимают и поддерживают старших. В обеспеченной семье Милы обращают внимание девочки на милосердие, настраивают её помогать тем, кто нуждается. Семья Ленки Бессольцевой может жить в достатке, так как владеет богатейшей коллекцией картин, но дедушка ходит в заплатанном пиджаке, потому что считает себя лишь хранителем народного достояния. Он дарит результат дела всей жизни городу, не требуя ничего взамен. Наличие денег и благополучия или отсутствие таковых не влияет на характер ребёнка, если родители примером показывают своё отношение к миру, если учат своего дитятю. Предоставленные сами себе Миронова, Пацева, Димка Сомов не могут сориентироваться во взрослом мире, выбирают ложные ценности. Нина Пацева, отгороженная от проблем любящими родителями, получающая всё самое лучшее, не имеет представления о цене дружбы и любви. Даже беспризорник Максим Карачёв, усвоивший в раннем детстве правила морали своего отца, не так теряется в мире, правильно расставляя приоритеты.
Большое значение для формирования личности оказывает и чувство ответственности. Лена Бессольцева понимает состояние Димки Сомова, поэтому не выдаёт его толпе, чувствует нежность к дедушке, отдавшему свою коллекцию. Взрослым и самостоятельным Максима делает желание обеспечить достойную жизнь сестре. Галка Фомина переживает за мать, которая из сил выбивается, обеспечивая троих детей. Вообще, все положительные герои «Соперницы из 8 а» имеют братьев и сестёр,а значит, умеют жить, заботясь не только о себе.
Социальная среда, окружение тоже создают человека. Недаром говорят: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты». У героев «Чучела» практически нет друзей. В советское время, когда все друг другу товарищи и братья на бумаге, в реальной жизни получается совсем наоборот. Даже учительница, внешне заботящаяся о детях, думает прежде всего о своём благополучии. В «Сопернице из 8 а» есть дружба - настоящая, крепкая у двух девочек разных социальных слоёв. Вообще, у героев Гордиенко острее встаёт тема материального достатка. Большинство людей попадают под влияние материальных ценностей– это серьезная проблема. Но гораздо важнее то, что эти люди не смогут воспитать духовную личность. Значит, с каждым поколением проблема сохранения души будет ставиться все острее.
Таким образом, можно сделать вывод, что вне зависимости от эпохи, человек становится личностью только тогда, когда имеет к этому предпосылки. Чтобы вырастить настоящего человека, не нужно отгораживать его от проблем, надо учить его принимать решения, брать на себя ответственность и просто любить.