Технологическая карта к уроку чтения по теме: Кир Булычев «Путешествие Алисы» характеристика героев повести (4 класс)

3
0
Материал опубликован 8 January 2022 в группе
​​​​​​​
Определение последовательности.
DOC / 24.5 Кб

Урок литературного чтения в 4 «А» классе (УМК «Школа России»)

Тема

Кир Булычев «Путешествие Алисы» характеристика героев повести

Педагогическая цель

Познакомить учащихся с повестью К.Булычева «Путешествие Алисы»

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые результаты (предметные)

Анализируют повесть, составляют характеристику главной героины – Алисы Селезневой, развивают навык чтения вслух и про себя; развивают память, внимание; проявляют интерес к чтению.

Личностные результаты

Воспитывать интерес к литературе и культуре общения, любовь к животным, интерес к чтению, умение слушать и слышать других.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, проявление

инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция.

Познавательные: уметь ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт; осмысленное чтение.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других, вступать в беду на уроке.

Методы и формы обучения

Частично-поисковый, словесный, практический, наглядный; индивидуальная, фронтальная, технология критического мышления.

Основные понятия и термины

Характеристика, главная героиня.

Образовательные ресурсы

Презентация, учебник «Литературное чтение» 2 часть В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова.










Этапы урока

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент.
Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроения у школьников и готовности к сотрудничеству.

1.Приветствие учащихся

2.Эмоциональный настрой учащихся,

3. Проверка готовности


-Здравствуйте, ребята!

Добрый день, добрый час!

Рад я всех увидеть вас.

С вами время не теряем,

Все работать начинаем!


- Проверим, все ли необходимое есть у вас для урока: учебник литературного чтения.

Проверяет готовность класса и оборудования, обеспечивает быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Приветствуют учителя, организуют рабочее место, включаются в деловой ритм.

II.Речевая разминка

Цель: подготовить речевой аппарат к чтению.

1. Работа со скороговоркой.

- Прежде чем начать работу, нужно подготовиться к ней (слайд 1)

Не хочет косой

Косить косой.

Говорит: «Коса, коса».

- Прочитайте скороговорку медленно, в полголоса.

- Прочитайте скороговорку быстрее на выдохе.

- Прочитайте скороговорку с радостным настроением.

- Прочитайте скороговорку, чтобы выразить грусть.

Следит за правильностью произношения.

-Выполняют упражнения на отработку техники чтения: дыхание, голос, дикция.

III.Проверка домашнего задания.
Цель:
 контроль выполнения домашнего задания учащимися.

1. Кир Булычев «Путешествие Алисы»

И так, проверим домашнее задание. Что вам было задано? Проверим, прочтет выразительно, с интонациями… (3-4 человека).



IV. Целеполагание

Цель: подготовить учащихся к восприятию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения.


1. Сообщение темы, целей.



Посмотрите внимательно на доску, на ней представлены герои сказок, рассказов и повестей. Выберем тех героев, которые встретились нам в повести Кира Булычева «Приключения Алисы». Если герой, из другой сказки, то вам необходимо назвать эту сказку, рассказ, повесть.

Чипполино (Приключение Чипполино и его друзей), Баба Яга (Гуси-лебеди), Барбос, Алиса, Жулька, (Барбос и Жулька), Скрип (стриженок Скрип), Профессор Селезнев, Электроник, Профессор Громов, (Приключения Электроника), Зеленый.

- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Герои повести).

- Верно, сегодня на уроке мы с вами составим характеристики для героев повести «Приключения Алисы».

Подводит учащихся к самостоятельной формулировке задач урока.

Самостоятельно формулируют задачи и тему урока.

V.Изучение нового материала.

Цель: усвоение новых знаний и способов действий; первичная проверка понимания.

1. Подготовка к восприятию














2. Чтение повести «Приключения Алисы» по ролям


Ребята, что вы запомнили про автора?

Кир Булычёв (наст. имя Игорь Всеволодович Можейко; 18 октября 1934 — 5 сентября 2003) — один из известнейших советских писателей-фантастов. «Кирилл Булычёв» — псевдоним был скомпонован из имени жены и девичьей фамилии матери писателя. Впоследствии имя «Кирилл» на обложках книг стали писать сокращённо — «Кир», а потом сократили и точку, так и получился известный сейчас «Кир Булычёв». За его годы жизни им было написано более ста рассказов и повестей.

Сегодня мы еще раз обратимся к повести «Приключения Алисы».

В каком разделе мы с вами изучаем эту повесть? (страна фантазий). Что в ней фантастического? (События, происходящие в ней, нереальны на данный момент). А именно?


И так ребята, какие герои нам встретились в этой повести? ( Алиса, профессор Селезнев, Зеленый).

Сейчас мы с вами прочтем повесть Кира Булычева «Приключения Алисы» по ролям. Распределим роли:

Профессор Селезнев –

Алиса _

Зеленый –

Не забываем, что читать нужно с выражением интонациями.

-Рассказывает детям об особенностях произведений автора.


-Контролирует чтение, направляет к формированию правильного толкования слов.

-Воспринимают на слух особенности произведений автора.



- Читают слова, объясняют их значение.

Вспомним, какую цель мы ставили перед собой на уроке? (Составить характеристики для героев повести «Приключения Алисы».

Подумайте ребята, а на какие две группы мы можем поделить вообще все человеческие качества? (положительные отрицательны).

Назовем положительные человеческие качества. (доброта, отзывчивость, человечность, терпеливость, толерантность).

А какие плохие качества вы знаете? (леность, лживость, мелкодушие).

Мнение других людей о нас складывается, исходя из наших поступков, но как говорил римский поэт Публилий, важно не то, кем тебя считают, а кто ты есть на самом деле. 

И сейчас мы с вами будем составлять характеристику героев, исходя из их поступков и слов.

Скажите, а в отрывке нам встретились отрицательные герои?

Как вы думаете, кто главная героиня этой повести? (Алиса Селезнева). Знаете ли вы, что Девочка названа в честь дочери писателя Алисы Божко.

Составим характеристику для главной героини: активная, умная, находчивая, бойкая, добрая, миролюбивая, любопытная, фантазерка.

Молодцы ребята, думаю, что многим из вас эта героиня напомнила самих себя. Мы сейчас не много отдохнем и продолжим работать.

- Обеспечивает осмысление полученной информации.

- Корректирует неправильные ответы детей.

- Обеспечивает правильное усвоение материала.

-Осознанно высказываются.

- Извлекают из текста необходимую информацию.

3.Составление характеристики главной героини – Алисы Селезневой из повести «Приключения Алисы»

4.Физминутка для глаз

- От такого чтения ваши глаза могли устать. Давайте немного отдохнем и расслабим глаза.

1) Посмотреть влево, вправо (2 раза); вверх, вниз (2 раза).

2) Крепко зажмурить глаза (считая до трех), открыть глаза, посмотреть вдаль (считая до пяти).

- Обеспечивает снятие зрительного напряжения.

- Выполняют заданный алгоритм действий.

5. Составление характеристик для Профессора Громова, Зеленого из повести «Приключение Алисы»

Какие герои остались? (Профессор Селезнев и Зеленый). Кто такой профессор Селезнев? (папа Алисы). Составим его характеристику: активный, умный, мужественный, рассудительный.

И так ребята, у нас с вами остался последний герой повести «Приключение Алисы». Кто его назовет? Зеленый.

Каким он нам представился в ситуации с кустами? (он паниковал и боялся).Составим для него характеристику: умный, боязливый.

И так ребята, сделаем вывод о героях повести «Приключения Алисы». Встретились ли нам отрицательные герои?

- Проводит аналитическую беседу по всему прочитанному тексту.

- Корректирует и дополняет ответы детей.

- Ориентируются в тексте произведения.

- Планируют логические высказывания.


VI. Закрепление изученного.

Цель: закрепление знаний и способов действий, контроль и самопроверка знаний.

1. Составление синквейна про Алису Селезневу

Ребята, сейчас мы с вами познакомимся с приемом, который называется синквейн про Алису. Суть этого приема состоит в том, что мы с вами составим небольшое стихотворение.

В первой строке должно быть записано существительное. (Алиса).

Далее идет два прилагательных (Любопытная, сообразительная.)

Затем мы должны выбрать три глагола, которые полностью охарактеризуют то, чем занимается Алиса. (Летает, знакомится, познает.)

Далее мы должны записать то, чем занимается Алиса, в общем. (Алиса исследует космическое пространство.)

Вот такой синквейн у на с вами получился.

- Задает направляющие вопросы для составления плана рассказа.

- Ориентируясь по сюжетным картинкам, пересказывают прочитанный рассказ.

VII. Итог урока.

Цель: обобщение и систематизация знаний, подведение итогов занятия.

1.Обобщающая беседа

Подведем итог урока.

Механик Зелёный посчитал своё путешествие неудачным, а для Алисы оно было удачным – много новых впечатлений и друзей.

А что вы думаете об уроке? Приобрели ли вы новые знания?

Захотелось ли прочитать другие истории о приключениях Алисы?

Какой нам представилась Алиса? Профессор Селезнев? Механик Зеленый?

- Формирует целостную систему ведущих знаний по теме урока.

- Дает анализ и оценку успешности достижения цели.

- Осуществляют активную деятельность по обобщению пройденного на уроке материала.

2. Рефлексия

А теперь, вы самостоятельно оцените свою работу на уроке. Кто считает, что работал на пять и у него все получалось, поднимает треугольник вверх. У кого что то не получалось, поднимает квадрат

- Обеспечивает усвоение принципов саморегуляции.

- Соотносят цель урока и ее результаты.

3.Домашнее задание

Дома вам нужно подготовить иллюстрацию к повести «Приключения Алисы» и прочесть выразительно.

Проводит инструктаж

Запоминают порядок действий



Учитель: ________________



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации