Урок внеклассного чтения в 7 классе на тему «В.П. Астафьев "Записка"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
Г. Канска
Конспект урока внеклассного чтения по литературе в 7 классе
на тему:
«В. П. Астафьев. Затеси («Записка»)»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Кирющенко Анастасия Владимировна
Г. Канск
2020
Тема урока: В. П. Астафьев. Затеси («Записка»)
Тип урока: урок внеклассного чтения (изучение художественного текста)
Форма урока: урок-комментарий ( по И. Д. Ильиной) (или комбинированный урок)
Методы: прогнозирующее и комментирующее чтение.
Цели:
Образовательные: 1) обеспечить условия для формирования представлений обучающихся о жанре «Затесей» в творчестве В. П. Астафьева на примере конкретного произведения; 2) формировать глубокое восприятие художественного текста посредством прогнозирующего и комментирующего чтения.
Развивающая: развитие навыков прогнозирующего и комментирующего чтения с последующим анализом художественного текста.
Воспитательная: воспитание нравственной личности, способной видеть прекрасное и безобразное в поступках человеческих, способной быть отзывчивой на чужую боль.
Задачи:
Продолжить знакомство с «Затесями» В. П. Астафьева;
Прочитать «затесь» «Записка», применяя метод прогнозирующего и комментирующего чтения.
Этапы урока:
Тех. оборудование: классная доска, проектор (для работы с презентацией).
№ | Этап урока. Описание работы на уроке | Время |
Вступительный этап (цель этапа: вызвать у учащихся интерес к изучению творчества В. П. Астафьева; мотивировать учеников к работе на уроке). | | |
А) | Орг. момент (приветствие, эмоциональный настрой, элемент урока-интервью: Учитель: ребята, сегодня к нам на урок пришел писатель, который хотел бы познакомить нас с одним из его небольших произведений. С творчеством этого писателя вы уже неоднократно знакомились. Предлагаю вам провести небольшое интервью для того, чтобы понять, кто же к нам пришел. Задавайте такие вопросы писателю, которые помогут нам отгадать его личность. (примеры вопросов: Какие произведения вы написали? Где вы родились? Какие темы преобладают в ваших произведения? И пр.). В роли писателя выступает заранее подготовленный ученик. | |
Б) | Актуализация знаний Беседа: Учитель: итак, как вы уже поняли, в гостях у нас на уроке Виктор Петрович Астафьев. Я предлагаю вам рассказать ему, что вам, как ученикам седьмого класса, уже известно о самом писателе и о его творчестве. Ученики делятся своими литературными знаниями и читательским опытом, учитель акцентирует внимание на максимально важных высказываниях (например: В. П. Астафьев – известный писатель нашего края, родился в Овсянке; большинство произведений писателя автобиографичны; тематика произведений многогранна: человек и природа, война, быт русской деревни, любовь к родине и др.). | |
В) | Определение темы урока + целеполагание Учитель: сегодня на уроке мы продолжим знакомство с такими произведениями В. П. Астафьева, как «Затеси», а именно с одной из них, которая называется «Записка». Но для начала вспомните, пожалуйста, что обозначает слово «затесь»? Почему Астафьев назвал цикл своих произведений этим словом? С какой затесью из этого цикла вы уже знакомы? Ученики отвечают. (Пример ответа: затесь – это зарубка на дереве, сделанная охотниками или таежниками, чтобы не заблудиться в лесу. «Затеси» Астафьева – это цикл произведений, в которых автор запечатлел важные жизненные моменты, которые «врезались» в его память. Уже известная «затесь» для учащихся, с которой познакомились в 6 классе, называется «Больше жизни»). Учитель: как мы можем сформулировать тему урока? Ученики: «Затесь» В. П. Астафьева – «Записка». Учитель: исходя из темы урока и всего вышесказанного, чему мы сегодня должны научиться, что необходимо понять? Какова будет цель нашего урока? Ученики: примерные варианты: определить, почему «Записка» вошла в цикл «Затесей» Астафьева; понять замысел произведения «Записка», извлечь урок, заложенный автором и т.п. | |
Этап восприятия художественного текста + этап анализа (цель: вызвать эмоциональный отклик учащихся; помочь ученикам понять авторский замысел миниатюры «Записка»). | | |
| Чтение произведения с остановками + прием прогнозирующего чтения (текста произведения у обучающихся нет. Фрагменты текста появляются на слайдах) Учитель: начнём работу с произведением с его названия. Название всегда отражает тему текста. Что такое записка? Кому можно написать записку и по какому поводу? Учащиеся высказывают свое мнение (например: записка – это короткое сообщение о чем-либо; записку можно написать широкому кругу лиц, к примеру, маме – о том, что ты ушел гулять и скоро вернешься). Учитель: как вы думаете, почему данное произведение имеет такое название? Ученики высказывают свои версии. Слайд: "На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна". Учитель: этими словами начинается рассказ. Вот текст некоей записки. Как вы понимаете ее смысл? Про кого может идти речь в записке, и кому она может быть адресована? После высказанных версий читаем следующий фрагмент. Слайд: Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века. Учитель: значит, о каком времени в рассказе идет речь? Слайд: В наши дни, в век, так сказать, энтээра… Учитель: объясните значение слова «энтээра» (НТР – научно-техническая революция). Слайд: В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни, Учитель: остановимся здесь. Предположите, что или кого привёз в город «сынок»? Слайд: …собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и … Учитель: оправдались ваши предположения о том, кото привез сын? Какими слова описывается мать? Что мы можем сказать о ней? Подумайте, каким будет продолжение рассказа? Слайд: …собственную мать, Учитель: как вы прокомментируете такую ситуацию? Как можно оценить поступок сына, который «забыл» свою мать на вокзале? Слайд: …В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту сторожихи, домработницы. Учитель: что такое «рекомендательное письмо»? кому пишут рекомендательные письма и с какой целью? Прочитайте еще раз текст записки, написанной сыном, и соотнесите ее с тем, для кого он данную записку написал. Как автор оценивает поступок сына? Как оцениваете этот поступок вы? Возможно ли, чтобы любящий сын поступил так с матерью? Учитель: рассказ очень маленький, в нем осталось всего два предложения, еще непрочитанных нами. И прежде, чем мы узнаем, как автор его завершил, я предлагаю вам самим придумать вариант концовки данного текста. Несколько учеников читают получившиеся варианты. Слайд: Все же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно. Учитель: этими словами В. П. Астафьев завершает свой небольшой, но очень проницательный рассказ. Так как же все-таки автор оценивает поступок сына? Как вы думаете, что подвигло сына на такой поступок? Что будет с матерью? Точные ответы на эти вопросы мы не знает, можем только предположить. | |
Заключительный этап урока. Осмысление, обобщение, выводы. (цель: подвести урок и сделать вывод; зафиксировать в сознании учеников полученные на уроке знания) Учитель: говоря об авторской оценке, нельзя не обратить внимание на слова, которыми называются и описываются мать и сын в произведении. Давайте выпишем их (мать: из старой русской деревни, неграмотная, изношенная в работе….; сын: родной сынок, привез в город, вложил записку, «забыл» на вокзале и т..д.). мы с вами говорим о том, что произведение «Записка» относится к циклу «Затесей». Скажите, пожалуйста, какую же тему поднимает автор в этой миниатюре, и почему она стала «зарубкой» на душе В. П. Астафьева? Какую мысль автор хотел донести до своего читателя данным произведением? В финале рассказа автор четко выражает свою позицию по отношению к описанной им ситуации. Как вы считаете, справедлива ли такая оценка? Почему? Почему, по-вашему мнению, Астафьева волнует тема отношения к женщине, к матери? Как должен человек относиться к своей маме? Относитесь ли вы к своим родителям так, как следует? Оставит ли этот рассказ «зарубку» на вашей душе? Вернитесь в начало урока, посмотрите на цель урока и скажите, получилось ли у нас достичь поставленной цели? | | |
Рефлексия Учитель: в завершении урока я предлагаю вам поразмыслить над высказыванием В. П. Астафьева: «Помните: земля наша едина и неделима, и человек в любом месте, даже в самой темной тайге должен быть человеком!». Скажите, с какими мыслями вы уйдете сегодня с урока? Есть ли у вас желание и дальше знакомиться с творчеством В. П. Астафьева? | | |
Домашнее задание Напишите приятную записку своей маме/бабушке….. | |