Урок внеклассного чтения в 7 классе на тему «В.П. Астафьев "Записка"»

3
0
Материал опубликован 27 January 2021

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

Г. Канска









Конспект урока внеклассного чтения по литературе в 7 классе
на тему:
«В. П. Астафьев. Затеси («Записка»)»











подготовила

учитель русского языка и литературы

Кирющенко Анастасия Владимировна





Г. Канск
2020

Тема урока: В. П. Астафьев. Затеси («Записка»)

Тип урока: урок внеклассного чтения (изучение художественного текста)

Форма урока: урок-комментарий ( по И. Д. Ильиной) (или комбинированный урок)

Методы: прогнозирующее и комментирующее чтение.

Цели:

Образовательные: 1) обеспечить условия для формирования представлений обучающихся о жанре «Затесей» в творчестве В. П. Астафьева на примере конкретного произведения; 2) формировать глубокое восприятие художественного текста посредством прогнозирующего и комментирующего чтения.

Развивающая: развитие навыков прогнозирующего и комментирующего чтения с последующим анализом художественного текста.

Воспитательная: воспитание нравственной личности, способной видеть прекрасное и безобразное в поступках человеческих, способной быть отзывчивой на чужую боль.

Задачи:

Продолжить знакомство с «Затесями» В. П. Астафьева;

Прочитать «затесь» «Записка», применяя метод прогнозирующего и комментирующего чтения.

Этапы урока:

Тех. оборудование: классная доска, проектор (для работы с презентацией).















План-конспект урока



Этап урока. Описание работы на уроке

Время

Вступительный этап (цель этапа: вызвать у учащихся интерес к изучению творчества В. П. Астафьева; мотивировать учеников к работе на уроке).


А)

Орг. момент (приветствие, эмоциональный настрой, элемент урока-интервью:

Учитель: ребята, сегодня к нам на урок пришел писатель, который хотел бы познакомить нас с одним из его небольших произведений. С творчеством этого писателя вы уже неоднократно знакомились. Предлагаю вам провести небольшое интервью для того, чтобы понять, кто же к нам пришел. Задавайте такие вопросы писателю, которые помогут нам отгадать его личность. (примеры вопросов: Какие произведения вы написали? Где вы родились? Какие темы преобладают в ваших произведения? И пр.).

В роли писателя выступает заранее подготовленный ученик.



Б)

Актуализация знаний

Беседа:

Учитель: итак, как вы уже поняли, в гостях у нас на уроке Виктор Петрович Астафьев. Я предлагаю вам рассказать ему, что вам, как ученикам седьмого класса, уже известно о самом писателе и о его творчестве.

Ученики делятся своими литературными знаниями и читательским опытом, учитель акцентирует внимание на максимально важных высказываниях (например: В. П. Астафьев – известный писатель нашего края, родился в Овсянке; большинство произведений писателя автобиографичны; тематика произведений многогранна: человек и природа, война, быт русской деревни, любовь к родине и др.).


В)

Определение темы урока + целеполагание

Учитель: сегодня на уроке мы продолжим знакомство с такими произведениями В. П. Астафьева, как «Затеси», а именно с одной из них, которая называется «Записка». Но для начала вспомните, пожалуйста, что обозначает слово «затесь»? Почему Астафьев назвал цикл своих произведений этим словом? С какой затесью из этого цикла вы уже знакомы?

Ученики отвечают. (Пример ответа: затесь – это зарубка на дереве, сделанная охотниками или таежниками, чтобы не заблудиться в лесу. «Затеси» Астафьева – это цикл произведений, в которых автор запечатлел важные жизненные моменты, которые «врезались» в его память. Уже известная «затесь» для учащихся, с которой познакомились в 6 классе, называется «Больше жизни»).

Учитель: как мы можем сформулировать тему урока?

Ученики: «Затесь» В. П. Астафьева – «Записка».

Учитель: исходя из темы урока и всего вышесказанного, чему мы сегодня должны научиться, что необходимо понять? Какова будет цель нашего урока?

Ученики: примерные варианты: определить, почему «Записка» вошла в цикл «Затесей» Астафьева; понять замысел произведения «Записка», извлечь урок, заложенный автором и т.п.



Этап восприятия художественного текста + этап анализа (цель: вызвать эмоциональный отклик учащихся; помочь ученикам понять авторский замысел миниатюры «Записка»).


Чтение произведения с остановками + прием прогнозирующего чтения (текста произведения у обучающихся нет. Фрагменты текста появляются на слайдах)

Учитель: начнём работу с произведением с его названия.

Название всегда отражает тему текста. Что такое записка? Кому можно написать записку и по какому поводу?

Учащиеся высказывают свое мнение (например: записка – это короткое сообщение о чем-либо; записку можно написать широкому кругу лиц, к примеру, маме – о том, что ты ушел гулять и скоро вернешься).

Учитель: как вы думаете, почему данное произведение имеет такое название?

Ученики высказывают свои версии.

Слайд: "На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна".

Учитель: этими словами начинается рассказ. Вот текст некоей записки. Как вы понимаете ее смысл? Про кого может идти речь в записке, и кому она может быть адресована?

После высказанных версий читаем следующий фрагмент.

Слайд: Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века.

Учитель: значит, о каком времени в рассказе идет речь?

Слайд: В наши дни, в век, так  сказать, энтээра…

Учитель: объясните значение слова «энтээра» (НТР – научно-техническая революция).

Слайд: В наши  дни,  в век, так  сказать, энтээра,  из старой русской деревни,
подбив  продать  домишко, родной  сынок  привез  в  город…

Учитель: остановимся здесь. Предположите, что или кого привёз в город «сынок»?

Слайд: …собственную  мать, неграмотную, изношенную в работе, и …

Учитель: оправдались ваши предположения о том, кото привез сын? Какими слова описывается мать? Что мы можем сказать о ней? Подумайте, каким будет продолжение рассказа?

Слайд: …собственную  мать,
неграмотную, изношенную в работе, и "забыл" ее на вокзале.

Учитель: как вы прокомментируете такую ситуацию? Как можно оценить поступок сына, который «забыл» свою мать на вокзале?

Слайд: …В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту
самую  записку,   как   рекомендательное   письмо   в   няньки,  

сторожихи, домработницы.

Учитель: что такое «рекомендательное письмо»? кому пишут рекомендательные письма и с какой целью? Прочитайте еще раз текст записки, написанной сыном, и соотнесите ее с тем, для кого он данную записку написал. Как автор оценивает поступок сына? Как оцениваете этот поступок вы? Возможно ли, чтобы любящий сын поступил так с матерью?

Учитель: рассказ очень маленький, в нем осталось всего два предложения, еще непрочитанных нами. И прежде, чем мы узнаем, как автор его завершил, я предлагаю вам самим придумать вариант концовки данного текста.

Несколько учеников читают получившиеся варианты.

Слайд: Все же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно.

Учитель: этими словами В. П. Астафьев завершает свой небольшой, но очень проницательный рассказ. Так как же все-таки автор оценивает поступок сына?

Как вы думаете, что подвигло сына на такой поступок? Что будет с матерью?

Точные ответы на эти вопросы мы не знает, можем только предположить.


Заключительный этап урока.

Осмысление, обобщение, выводы.

(цель: подвести урок и сделать вывод; зафиксировать в сознании учеников полученные на уроке знания)

Учитель:

говоря об авторской оценке, нельзя не обратить внимание на слова, которыми называются и описываются мать и сын в произведении. Давайте выпишем их (мать: из старой русской деревни, неграмотная, изношенная в работе….; сын: родной сынок, привез в город, вложил записку, «забыл» на вокзале и т..д.).

мы с вами говорим о том, что произведение «Записка» относится к циклу «Затесей». Скажите, пожалуйста, какую же тему поднимает автор в этой миниатюре, и почему она стала «зарубкой» на душе В. П. Астафьева? Какую мысль автор хотел донести до своего читателя данным произведением?

В финале рассказа автор четко выражает свою позицию по отношению к описанной им ситуации. Как вы считаете, справедлива ли такая оценка? Почему?

Почему, по-вашему мнению, Астафьева волнует тема отношения к женщине, к матери? Как должен человек относиться к своей маме? Относитесь ли вы к своим родителям так, как следует?

Оставит ли этот рассказ «зарубку» на вашей душе?

Вернитесь в начало урока, посмотрите на цель урока и скажите, получилось ли у нас достичь поставленной цели?


Рефлексия

Учитель: в завершении урока я предлагаю вам поразмыслить над высказыванием В. П. Астафьева: «Помните: земля наша едина и неделима, и человек в любом месте, даже в самой темной тайге должен быть человеком!».

Скажите, с какими мыслями вы уйдете сегодня с урока? Есть ли у вас желание и дальше знакомиться с творчеством В. П. Астафьева?



Домашнее задание

Напишите приятную записку своей маме/бабушке…..












в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.