Урок «Звездное небо» с мультфильмом «Созвездия» (Окружающий мир, 6 класс)

10
5
Материал опубликован 13 December 2018 в группе

Тема: Звездное небо» (6 класс, учебник «физика-химия» автор: Гуревич).

Цель урока Познакомить учащихся с наукой астрономией.

Задачи урока:

  • Сформировать у учеников понятие: звезда это солнце.
  • Познакомить учащихся с созвездиями, которые можно найти  на звездном небе.
  • Формирование научного мировоззрения учащихся.

Оборудование:  проектор, компьютер, колонки, электронный учебник, мультфильм,  фонарики, полоска белой бумаги, конверт, карандаши (белый и простой), бумажный круг

/data/files/a1544714632.avi (мультфильм "Созвездия")

/data/files/b1544714339.doc (Звездное небо)

 

План урока

 

Содержание

 

Методы и приемы

 

Изучение и закрепление нового материала.

 

1. Звезда – небесное тело. Раскаленный газовый шар.

2. Научная лаборатория –обсерватория.

3. Телескоп –прибор для наблюдения за звездами.

4.Экспериментальная работа №1.

5. Созвездия.

6. Экспериментальная работа №2

7. Закрепление

8. Задание на дом.

 

 

Демонстрация страниц электронного учебника, мультфильма.

Рассказ, беседа.

Наблюдение, выдвижение гипотезы, экспериментальная проверка и вывод.

Тест в картинках.

 

Урок начинается с презентации «Звездное небо».

Чудесная картина  звездного неба в безлунную ночь! На темно – синем небе мерцают крупные и мелкие звезды. Невооруженным глазом над горизонтом можно видеть около 3000 звезд.

Звезда – это раскаленное небесное светило, нагретое на многие тысячи градусов и удаленное от нас на огромное расстояние.

Наше Солнце это тоже звезда, а большой она кажется нам потому, что Земля находится от него близко .Некоторые звезды в миллионы и миллиарды раз дальше от нас, чем наше Солнце.)

Учитель. Ребята, а вы смотрите на звездное небо? И когда?

Ученик. Я смотрю всегда, когда гуляю вечером с друзьями.

Ученик. А я смотрю на звездное  небо из окна своей квартиры.

Ученик. А мне нравиться осенью забираться на стог сена и смотреть на звездное небо.

Учитель. Мне тоже очень нравится смотреть туда в высь и когда долго так смотришь, то такое ощущение, словно ты находишься в этом океане звезд. И ничего и никого больше в этот момент времени нет, только ты и звезды.

И сегодня мы с вами на уроке будем узнавать этот звездный мир. Тема нашего урока: «Звездное небо» И начнем его с вопроса: «А куда звезды деваются днем?»

Ученик. Возможно, мы их не видим, так как их днем  закрывает голубое небо.

Ученик. Когда идут дожди и много туч, звезд мы не видим не днем, не ночью.

Учитель. Сейчас мы с вами проведем экспериментальную работу и увидим, что звезды на небосводе светят не только ночью, но и днем.

На столах у вас имеется следующее оборудование: картонка размером с открытку с отверстиями ( сделанными дыроколом), белый конверт, фонарик:

  • вложите картонку в конверт;.
  • возьмите в одну руку конверт с картонкой, а в другую фонарик;
  • поставьте включенный фонарик на расстоянии примерно 5 сантиметров на обращенную к вам сторону конверта;

Что вы заметили?

Ученик. Когда мы посветили фонариком на обращенную к нам сторону конверта, дырки через конверт в картонке мы не увидели.

Учитель. А сейчас этот опыт мы повторим, только фонариком осветим другую сторону конверта. Что вы заметили?

Ученик. Когда свет фонарика мы направили на себя с другой стороны конверта, тогда мы заметили эти дырки.

Учитель. свет в освещенной комнате проходит через дырочки в картонке независимо от того, где находится зажженный фонарик. Но видно их становится только тогда, когда дырки, благодаря проходящему через нее свету, начинают  выделяться на более темном фоне. Со звездами происходит то же самое. А как?

Ученик. Я думаю, что днем Солнце мешает нам видеть звезды.

Учитель. Молодец! Днем звезды светят тоже, но небо становится настолько ярким из – за солнечного света, что свет звезд не видно. А когда солнце садится за горизонт, наступают сумерки и наш глаз воспринимает свет звезд. Сейчас  пауза ,упражнения на глаза.(делаем упражнения на глаза)Ребята, а где наблюдают за звездами?

Ученик. На улице.( презентация, приложение №2)

Учитель. Я с вами согласна, но ученые, которые занимаются наблюдением за  звездами, занимаются в научно – исследовательском учреждении, которое называется астрономической обсерваторией

-Обыкновенно обсерватории стоят вдали от городов, на холмах и на высоких горах

Там меньше туч, воздух прозрачнее и спокойнее, не так колеблется, как на равнине

Рабочий инструмент астронома, который ведет наблюдение и изучение звездного неба, называют телескопом Это слово греческое по- русски можно передать его словом «дальновидец».

Телескоп увеличивает видимость большего количества звезд.  Первый телескоп ( зрительная труба) Галилео Галилея примененный для наблюдения звездного неба в 1609 году .Современные телескопы используемые в обсерваториях для наблюдения за небесными телами. Космический  телескоп Хаббл, названный  в честь американского астронома. Телескопы позволяют наблюдать более слабые  звезды, причем число звезд тем больше, чем более мощный телескоп применяется: можно видеть около 350 тысяч звезд и более.

Учитель. Наблюдать за звездами можно в школьный телескоп и у нас в школе. Только на открытой площадке. Ученики нашей школы вели такую работу. И они заметили, что наблюдаемые ими  звезды меняют свое положение. И они оказались правы. Почему и как это происходит. Давайте проведем небольшой эксперимент. Работать с вами будет Даша.

Даша. Мы с вами сейчас проверим, почему наблюдающим кажется , что звезды движутся по кругу. Для этого у вас на столах имеется карандаш, черный круг диаметром 15 см,(, который вы делали на уроках труда), скотч, белый карандаш или мел.

  1. Нарисуйте мелом или белым карандашом на черном круге 10 -11 маленьких точек.
  2. Проткните круг карандашом по центру и оставьте его там, закрепив снизу клейкой лентой.
  3. Зажмите карандаш между ладоней, быстро крутите его.

Что вы наблюдаете?

Ученик. Вместо точек появились белые круги.

Даша. Почему вместо точек появились круги? Кто, что может сказать?

Ученик. Мы очень быстро вращаем и поэтому не успеваем увидеть точку, а только след.

Ученик Просто при вращении все точки сливаются.

Даша. Наше зрение на некоторое время сохраняет изображение белых точек. Из-за вращения круга их отдельные изображения сливаются в светлые кольца.

– Подобное случается, когда астрономы фотографируют звезды, делая при этом многочасовые выдержки. След от звезд оставляет на фотопленке длинный круговой след , как будто звезды двигались по кругу.

А на самом деле, движется сама Земля, а звезды относительно нее неподвижны. Хотя нам кажется, что движутся звезды, ( слайд, приложение 3)

Презентация (приложение №4)

Для удобства ориентировки среди огромного количества звезд на звездном небе оно разделено на участки разной формы, называемые созвездиями. В каждом созвездии наиболее яркие звезды образуют характерные фигуры, которым присвоены свои собственные названия. По международному соглашению небо разделено на 88 созвездий.

Учитель. Сейчас мы с вами совершим путешествие по звездному небу. Экскурсоводами у нас с вами будут Физикон и Химила.Но перед тем, как отправится в путешествие по звездному небу  проведем физкультминутку.

(Приложение №5 Мультфильм)

После просмотра мультфильма , учитель этого класса беседует с детьми, выясняет, что они узнали нового, что им понравилось на уроке, у кого были затруднения в восприятии  данного материала .Задает домашнее задание.

И проводит проверочный тест. На экране вопросы картинки. (см. приложение)

Комментарии

Галина Николаевна, поздравляю Вас с Победой в номинации "2 место по популярности уроков за месяц"!!!

11 January 2019

Поздравляю со 2 местом! Здорово!

11 January 2019

Спасибо за поздравление.Очень приятно.

11 January 2019

Галина Николаевна, поздравляю Вас с призовым местом за декабрь!!!

12 January 2019

Спасибо.Я очень благодарна за такое внимание.

13 January 2019