Урок-диспут в 5 классе «Детектив – полезное чтение для подростков?»

9
8
Материал опубликован 12 August 2020 в группе

Урок-диспут в 5 классе «Детектив – полезное чтение для подростков?»

Цель урока: знакомство с понятием диспута.

Задачи урока

1. Учить детей дискутировать.

2. Формировать умение правильно излагать свою точку зрения, доказывать ее, выслушивать оппонента.

3. Воспитывать культуру речевого общения во время спора.

Оформление

1. Эпиграф урока: «Спор — это публичное обсуждение проблем, интересующих участников обсуждения, вызванное желанием как можно глубже разобраться в обсуждаемых вопросах».

2. Класс поделен на две большие группы: сторонников и противников детективного жанра. Те ученики, которые не определились со своим мнением, играли роль арбитров. Задача основной части класса была убедить их, читать / не читать книги детективного жанра.

Оборудование: мультимедийная презентация.

Ход урока

I Проверка домашнего задания

1) Как строится произведение детективного жанра?

В любом классическом детективе можно выделить следующие элементы композиции.

1. Яркая завязка действия.

2. Наличие сыщика.

3. Совершенное преступление.

4. Подробное описание работы сыщика:

а) осмотр места преступления;

б) поиск улик;

в) опрос свидетелей;

г) выводы сыщика.

5. Установление личности преступника.

6. Освобождение невиновной жертвы.

2) Каких писателей детективного жанра вы знаете?

А. Конан Дойл, А. Кристи, Э. Блайтон.

3) Какие знаменитые сыщики вам известны?

Эркюль Пуаро, мисс Марпл, Шерлок Холмс.

II Работа по теме урока

1. Вступительное слово учителя

Дома вы прочитали рассказы А. Конан Дойла «Союз рыжих», «Пляшущие человечки», «Камень Мазарини». На прошлом уроке мы обсудили сюжеты детективных рассказов, выделили признаки детективного жанра и остановились на вопросе: «Полезна ли детективная литература подросткам?» Я просила вас поразмыслить над этим вопросом и сегодня мы обсудим его подробно.

Итак, сегодня у нас необычный урок – урок-диспут. Тема нашего диспута: «Детектив – полезное чтение для подростков?»

2. Словарная работа

Сначала давайте определим, что же такое диспут?

Слово «диспут» происходит от латинского рассуждать, спорить. В тех ситуациях, когда речь идет о диспуте, имеется в виду коллективное обсуждение нравственных, политических, литературных, научных, профессиональных и других проблем, которые не имеют общепринятого, однозначного решения. В процессе диспута его участники высказывают различные суждения, точки зрения, оценки на те или иные события, проблемы.

Запишите краткое определение: «Диспут – публичный спор на научную или общественную тему».

Оппонент – лицо, которое выступает с критическим разбором при диспуте, защищая свою точку зрения.

3. Обратите внимание на эпиграф урока:

«Спор — это публичное обсуждение проблем, интересующих участников обсуждения, вызванное желанием как можно глубже разобраться в обсуждаемых вопросах». Ваша задача - убедить оппонента в своей правоте, не обижая его, доказать свою точку зрения.

4. Подготовка к диспуту

Давайте попробуем определить, полезно ли читать детективы детям. Каждый из вас может высказать свою точку зрения, приводя аргументы в ее защиту. У нас есть несколько учеников, которые не определились со своей точкой зрения. Попробуйте убедить их согласиться с именно с вашей точкой зрения.

Обратите внимание на слайд, на котором помещены правила ведения спора.

1. Каждый может высказать свою точку зрения.

2. Необходимо не только высказаться, но и выслушать чужую точку зрения.

3. Нужно спорить аргументировано, подтверждая своё мнение фактами.

4. Необходимо соблюдать правила вежливости, уважать мнение оппонента.

5. Участники дискуссии имеют право изменить свою позицию под воздействием аргументов оппонента.

6. Обсуждение не должно выходить за рамки выбранной темы.

5. Ход диспута

«Детектив – полезное чтение для подростков?»

Группа защитников детективного жанра.

Детектив – полезное чтение для подростков, т.к. он развивает многие качества личности.

Во-первых, детективная литература учит думать. Каждый читатель мечтает опередить сыщика и найти разгадку преступления, еще не дойдя до финала книги. Это заставляет читателя строить логические рассуждения и шевелить мозгами.

Во-вторых, детектив развивает внимание. Чтобы найти преступника, нужно запоминать все улики, детали, которые предлагает нам автор.

В-третьих, детектив расширяет кругозор читателя, потому что преступления могут совершаться в самых разных областях. Описывая работу сыщика, автор вынужден показывать самые разные слои населения и профессиональной деятельности.

В-четвертых, детектив позволяет познакомиться с психологией людей. Люди, которые часто читают детективы, хорошо разбираются в окружающих.

В-пятых, детективы развивают осторожность. Читая о преступлениях, мы в жизни стараемся избегать мошенников, преступников.

В-шестых, читая детективы, мы узнаем о различных уловках преступников, сектах, махинациях. Это помогает нам развивать осмотрительность.

В-седьмых, следует читать детективы, написанные для детей. В них главными героями выступают дети, поэтому серьезных, кровавых событий не происходит. Они всегда написаны легко и с юмором.

Группа противников детективного жанра.

Детектив негативно влияет на детскую психику, поэтому не следует читать детективы.

Во-первых, детектив погружает читателя в мир криминала. Ребенок знакомится с преступниками, преступлениями, а это не то общество, в котором ему нужно хорошо разбираться.

Во-вторых, детективная литература развивает подозрительность. Читая детективы, подросток видит вокруг только преступников и преступления. Особенно это касается «кровавых детективов»

В-третьих, детективы в определенной мере идеализируют преступника и романтизируют преступный мир. Обаятельные преступники могут стать примером для подражания подросткам.

В-четвертых, постоянное чтение детективов способствует тревожности читающего. Ему везде видятся преступники, человек постоянно опасается за свою жизнь.

В-пятых, детектив – это развлекательная литература, которая не решает практически никаких задач. Она легко читается, но не развивает читателя, не заставляет сопереживать, не побуждает к добрым делам.

В-шестых, в детективах зачастую неприглядно изображены взрослые, которые наносят вред своим близким, детям или опасны для окружающих.

Группа учеников, не определившихся со своим отношением к детективному жанру.

Выслушав аргументы двух противоположных групп, мы решили, что нам необходимо составить собственное мнение о детективе. Те произведения, которые мы прочитали, не дали полного представления об этом жанре. Мы согласны с большинством высказываний обеих групп, поэтому хотели бы получить рекомендации сторонников детективов, какие книги стоит прочитать подростку.

Заключение

Детектив, как и любой жанр литературы, может быть вредным и полезным. Уже столетие литературоведы и писатели спорят, стоит ли относить жанр детектива к настоящей литературе. Известный литературовед Ю. Лотман писал, что детективы – это достойное чтение для отдыха не только массового, но и интеллектуального читателя. Итогом нашей дискуссии может стать пожелание читать детективы, которые написаны специально для подростков.

Приложение

(Рекомендации сторонников детективного жанра)

1. Энид Блайтон цикл «Великолепная пятерка».

2. А. Линдгрен цикл о Калле Блюмквисте.

3. Е. Вильмонт «Криминальные каникулы».

4. К. Миллер «Кикки Страйк - девочка – детектив».

5. А. Брэдли цикл книг о Флавии де Люс.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за работу!

12 August 2020

Спасибо за отклик!

12 August 2020

Интересная тема, как-то до 10 класса (до Достоевского) не всплывает в произведениях школьного курса по многим программам. А ведь для детей должна быть наиболее привлекательной. Спасибо за урок, воспользуюсь обязательно в своей практике.

12 August 2020

Спасибо за отзыв. Мне идею урока дали сами дети. Их заинтересовало мнение одноклассницы о том, что детективы для подростков вредны Вот мы и устроили диспут.

12 August 2020

Светлана Сергеевна, спасибо за диспут, я рада за детей, которые у Вас научатся мыслить своей головой, а не чужой... Умничка! Так держать!

13 August 2020

Спасибо за добрые слова, Ирина Михайловна.

13 August 2020

Светлана Сергеевна! Спасибо за очень полезный и интересный урок!

21 August 2020

Спасибо за отклик, Наталья Алексеевна.

16 October 2020