Урок-исследование чтения в 3 классе: М.Пришвин «Моя Родина»

7
0
Материал опубликован 13 December 2020

Тема урока: М. Пришвин «Моя Родина»

Учитель МБОУ гимназии №54 г. Краснодара Руденко Валентина Михайловна

Тип урока: Урок-исследование.

Обобщение по уроку: знакомство с очерком в сравнительном анализе с произведениями других жанров, в очерке автор выражает свои мысли чувства к Родине.

Цель урока: учить детей определять жанры литературных произведений, выделять главную идею литературного произведения, выразительно читать текст, воспитывать чувство любви к Родине.

Материалы к уроку: текст рассказа, портрет М. Пришвина, критерии для определения жанра произведения.

Планируемые результаты

Дети учатся:

определять жанры произведений по критериям;

выделять главную идею литературного произведения, подразумеваемую, невыраженную в тексте информацию;

аргументировать высказывания;

проявлять моральные чувства: чувства гордости, любви к Родине.

Умения, характеризующие достижения этих результатов:

определение жанра произведения, определение главной идеи произведения на основе анализа чувств автора, названия произведения;

выразительно читать текст, передавая чувства автора и читателя.

Ход урока.

Актуализация знаний, мотивация.

Для создания мотивации учитель предлагает ученикам поработать в группах.

Класс разделен на 4 группы. Каждая группа получает тексты разного жанра: научно-популярный текст (энциклопедическая статья), художественный рассказ, сказка, очерк.

Учитель. У вас на столах есть текст и критерии определения жанра произведения, которые необходимо заполнить. Поработайте в группах и определите жанр произведения.

Группа 1

Научно-популярный текст (энциклопедическая статья)

Медведи.

Медведи – самые крупные из хищников, живущих на нашей планете. Их размер и мощь превосходит более знаменитых льва и тигра. Медведи представляют семейство медвежьих. У всех видов этого семейства мощное тело, толстые сильные конечности с когтями. Все медведи стопоходящие, то есть при ходьбе опираются о землю всей плоскостью стопы. Из-за этого у них косолапая походка.

Группа 2

Художественный рассказ

В. Бианки «Музыкант» (отрывок)

Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке. Он очень любил музыку и старался сам научиться играть. Плохо у него выходило, но старик и тем был доволен, что у него своя музыка. Мимо проходил знакомый колхозник и говорит старику:
- Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружьё. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу.
Старик отложил скрипку, расспросил колхозника, где он видел медведя. Взял ружьё и пошёл в лес.
В лесу старик долго искал медведя, но не нашёл даже и следа его.
Устал старик и присел на пенёк отдохнуть.
Тихо-тихо было в лесу. Ни сучок нигде не треснет, ни птица голосу не подаст. Вдруг старик услыхал: «Дзенн!..» Красивый такой звук, как струна пропела.
Старик встал с пенька и осторожно пошёл туда, откуда слышался звук. Звук слышался с опушки.

Группа 3

Русская народная сказка

«Мужик и медведь» (отрывок)

Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему медведь:

Мужик, я тебя сломаю.

Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.

Быть так,— сказал медведь.— А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди.

Сказал и ушел в дуброву.

Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубровы вылезает:

Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.

Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки. Отдал мужик медведю всю ботву. А репу наклал на воз и повез в город продавать.

Группа 4

Очерк

О белых медведях (отрывок).

Белый медведь... За девять лет полевой работы на Чукотке мне неоднократно приходилось встречаться с этим крупнейшим хищником. Но на материковом побережье наши встречи были мимолетны. Приходилось довольствоваться рассказами чукотских и эскимосских охотников, чтением книг и статей С.М. Успенского, С.Е. Беликова, В.Я. Паровщикова.

По крохам собирая информацию, я вдруг обнаружил, что цельного представления о белом медведе у меня не складывается. Никто из наблюдателей и исследователей не пытался проникнуть в психологию зверя, ограничиваясь внешней стороной его жизни.


(Обсуждение в группах, дальнейшее коллективное обсуждение. Составление таблиц по жанрам с их критериями. Приходим к выводу, что в одной из групп нельзя по критериям определить жанр произведения)


Жанр

Критерии

Научно-популярный текст (энциклопедическая статья)

1.Представлены достоверные факты о предмете, явлении или личности

2.Используется только научный жанр текста

3. Краткая форма подачи материала по определенному плану

4. Представлены разные точки зрения


Жанр

Критерии

Художественный рассказ

1. Небольшое произведение

2. Описывается событие, произошедшее с героями.

3. Имеет структуру: завязку, кульминацию, развязку.

4. Автор при описании событий использует выразительные средства языка.


Жанр

Критерии

Сказка

1.Вид: бытовая, волшебная, о животных.

2. Есть зачин

3. Присутствуют сказочные, волшебные предметы и явления

4. Троекратный повтор.

5. Добро всегда побеждает зло.


Учитель. Какую проблему мы будем решать на уроке?

Дети высказывают свои предположения: познакомимся с новым жанром произведения, определим критерии данного жанра.

Формулируем цель исследования: выделить критерии, по которым можно определить жанр произведения, познакомимся с произведением нового жанра, а также определяем задачу предстоящей работы: познакомиться с новым произведением.


2. Фронтальное исследование.

Учитель. Прочитайте текст, жанр, которого вы не смогли определить. Какие критерии (особенности) вы можете выделить?

(Повествование ведется от лица автора, описываются реальные события).

Учитель. Тексты такого жанра называются очерком. Давайте в словаре «Книгочей» найдем определение такого жанра:

Очерк – небольшое прозаическое повествовательное произведение, в котором точно и достоверно рассказывается о событиях (фактах), происходящих в реальной жизни.

Заполняем таблицу критериев.

Жанр

Характеристика жанра

Критерии

Очерк

небольшое прозаическое повествовательное произведение, в котором точно и достоверно рассказывается о событиях (фактах), происходящих в реальной жизни.

1. Повествование ведется от лица автора

2. Излагает и анализирует реальные факты и явления

3. Научное изложение материала.

4. Описываются личные переживания автора.


Учитель. Писатели, которые пишут очерки, называют очеркисты (ударение на третий слог –и–). Это Соколов-Микитов, И.А. Куприн, К И. Чуковский, К.Г. Паустовский, М.М. Пришвин.

Сегодня мы прочитаем произведение М.М. Пришвина «Моя Родина».

Определяем этапы работы:

Рассказать о жизни т творчестве М.М. Пришвина.

Прочитать произведение.

Определить по критериям является ли это произведение очерком.

Проведем анализ произведения.

Уt1607851738aa.jpg читель. Расскажите, что вы знаете о жизни и творчестве М.М. Пришвина.


(подготовленные ученики рассказывают о М.М. Пришвине)

1) Михаил Михайлович Пришвин родился 4февраля в 1873 году в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии (теперь Орловская область), провел здесь свое детство.

2) К 30 годам решил Михаил Михайлович стать писателем. Его первая книга вышла в 1905 году и называлась «В краю непуганых птиц».

3) Всё творчество писателя пронизано любовью к природе и восхищением ею. Самые известные произведения Пришвина – «Кладовая солнца», «Лисичкин хлеб», «Зверь-бурундук», а также его достоянием стали дневники, которые он вел в своих многочисленных путешествиях.

4) Помимо писательской деятельности некоторое время работал корреспондентом и агрономом.


Чтение произведения М.М. Пришвина. Читает учитель с остановками, обращая внимание на незнакомые слова.

Словарная работа.

Учитель. В тексте нам встретятся следующие слова (силки на перепелок, глиняный горшочек, угощение, горлинки, кладовая солнца), давайте обратимся к словарю и найдем их значение (см. Приложение)

Учитель. Пользуясь нашими таблицами по критериям определите жанр произведения М.М. Пришвина «Моя Родина». (Повествование ведется автором, М.М. Пришвин рассказывает о своих чувствах, переживаниях, нет структуры рассказа – завязки, кульминации, развязки, значит это очерк).

Учитель. Назовите тему произведения (о чем очерк?). (О Родине, о природе, которую описывает Пришвин.)

Учитель записывает на доске:

Тема: очерк о том, как автор описывает особую любовь к природе и своей Родине, очень бережное к ней отношение.

Учитель. Какова идея этого очерка? Для этого подумайте, чему хочет научить нас автор, какую главную мысль донести.

Выслушиваются предложения детей, записываются на доске. Обратить внимание на несовпадение предложенных идей, возникновение разногласий.

Учитель. Найдите главное предложение (призыв) в это произведении. (И охранять природу — значит охранять родину.) Как думаете в прямом значении Пришвин использует слово «охранять»? (Нет, в переносном) Обратитесь к словарю и подтвердите свои предположения. (Охранять – оборонять, ограждать от враждебных, неприязненных действий, от неприятеля.) Подберите синонимы к этому слову. (Заботиться, охранять, беречь, любить, оберегать, наблюдать, беречь, заботиться, помогать, обогащать, любить.)

Выслушать детей, сформулировать идею произведения: Человек должен ощущать себя частью природы, он един с ней и готов сделать для ее охраны все. Надо помнить, природа, это по сути огромная составляющая всей нашей Родины, о которой мы думаем и вспоминаем, не разделяя на отдельные составляющие. Способность найти в природе то, что скрыто, проникнуться любовью к ней и своей Родине, сберечь эти сокровища – ценные качества каждого человека.


Формулируем цель исследования: доказать идею рассказа М.М. Пришвина «Моя Родина», а также определить задачу предстоящей работы: пережить вместе с героем те события, которые описывает автор в очерке.

Учитель. Как можно пережить вместе с героем события рассказа?

(Надо поставить себя на место героя, посмотреть на произошедшую историю его глазами)

Учитель. С чего начнем работу? Какие факты в тексте выделим? Подумайте, какие чувства испытывал автор? В этом нам поможет таблица событий, которую мы с вами заполним.

Заполнить таблицу.

События

Чувства автора

Слова-доказательства из текста

Чувства читателя

1.Утро с мамой

Нежность, благодарность к маме, детские воспоминания

Угостила меня чаем с молоком; угощение решило мою жизнь в хорошую сторону; начал вставать до солнца, чтобы напиться с мамой вкусного чаю.


2.Подъем с солнцем

Радость, воодушевление, детские воспоминания, восторг

И в городе вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда весь животный и растительный мир пробуждается и тоже начинает по-своему работать; если бы мы поднимались с солнцем, тогда прибыло здоровья, радости, жизни и счастья.


3.Охота за «находками»

Упоение, счастье, умиление, интерес

Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и, может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался.


4.Кладовая солнца

Гордость, призыв, восторг

Мы хозяева нашей природы; сокровища эти охранять — их надо открывать и показывать.


5.Охрана природы

Любовь, доброта, привязанность

Будем охранять наши водоемы; будем охранять наши леса, степи, горы; охранять природу – значит охранять родину.







3. Работа в группах.


Учитель. Теперь в группах попробуйте прочитать отрывки из текста, голосом и интонацией передавая чувства автора, которые мы с вами выделили.


4. Обмен информацией.

Дать возможность каждой группе выступить. Представить классу выразительное чтение.

После выступления детей организовать обсуждение.

Учитель. Писатель призывает нас внимательно изучать природу и беречь все живое. Оберегая природу, мы сберегаем свою Родину. Что же для М. Пришвина значило слово «родина»? (природа, кладовая солнца). А что для вас значит Родина? (Родной город, семья, мама, дом, страна). Если затрудняетесь ответить, можете заглянуть в толковый словарь. (Родина – это место рождения человека, его происхождения; родная страна, Отечество; страна, в которой человек родился и гражданином которой является).

Учитель. Подумайте, как мы можем сберечь Родину, как мы ее охраняем, что можем для этого сделать? (Сажаем деревья, очищаем водоемы, убираем мусор). Почему это так важно? (Человек сам является частью природы, оберегая ее, он сохраняет свою Родину.)

5. Связывание информации. Обобщение.

Учитель. Вернемся к призыву автора. Что входит в понятие охранять Родину? (Приводят аргументы). Мы видели в очерке чувства самого автора, а какие чувства отозвались у вас? Нашли ли чувства автора в каждом эпизоде отклик в вашей душе? (Ответы детей, возвращаются к таблице событий и отмечают +/- чувства читателя).

6. Подведение итогов, рефлексия.

Учитель. Автор призывает нас сберечь все богатство нашей Родины. Подумайте, что мы можем для этого сделать? Каждая группа запишет свои предположения и выполнит свое задание: группа 1 – создание листовки «Что нужно для охраны леса?»; группа 2 – создание листовки «Что нужно для охраны водоема?»; группа 3 - создание листовки «Что нужно для охраны воздуха?»; а 4 группа – создание рисунка-плаката «Мы сбережем природу».


Домашнее задание: нарисовать любимый уголок своей Родины (например, пейзаж).








Приложение к уроку.

Словарная работа.

Слово

Значение слова

Силки на перепелок

это приспособление для ловли птиц и мелких животных. Это веревочная петля, привязанная или прикрепленная к дереву или колу.

Глиняный горшочек

это керамический сосуд или сосуд из глины с широким горлом, главным образом кухонный.

Угощение

это пища, питье, которыми угощают

Горлинки

или горлица, это птица семейства голубиных


Кладовая солнца

(здесь) это природа, в единении с которой человек обретает душевное равновесие, гармонию и образец для самосовершенствования.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.