12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Петрова Гуля Анатольевна116
Россия, Саха (Якутия) респ., Бясь-Кюель
Материал размещён в группе « Наши интересные уроки»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Маганинская средняя общеобразовательная школа им. С. И. Тимофеева-Кустуктаанап»

Муниципальный район «Горный улус»

Республика Саха (Якутия)













Методическая разработка урока-исследования

«Двойная роль букв е, ё, ю, я»



Учитель русского языка и литературы

Петрова Гуля Анатольевна














2021 г.

Урок-исследование по русскому языку в 5 классе

Тема: Двойная роль букв е, ё, ю, я

Дидактическая цель: научить правильно определять роль букв е, ё, ю, я; формировать навыки грамотного фонетического разбора слов, имеющих в своём составе буквы е, ё, ю, я; формировать интеллектуальные умения: анализировать, сравнивать, обобщать.

Педагогическая цель: познакомить с алгоритмом исследовательской деятельности, создать условия для работы обучающихся в ситуации процесса познания с особенностями исследовательской деятельности (начальный этап).

Тип урока по дидактическим особенностям: изучение нового материала.

Тип урока по объему осваиваемой методики научного исследования: урок с элементами исследовательской деятельности.

Задачи урока: приобретение метапредметных компетентностей (работа с учебником, составление таблиц, проведение самоанализа, осуществление самоконтроля); знакомство со спецификой и особенностями процесса научного познания, алгоритмом исследовательской деятельности; приобретение предметных компетентностей: усвоить правило определения роли букв е, ё, ю, я.

Оборудование: толковые словари, рабочие карточки для повторения, карточки для самостоятельной работы учащихся, словарь терминов для данного урока, раздаточный материал, схема «Двойная роль букв е, ё, ю, я».


Ход урока

I.Организационный момент: проверка готовности обучающихся к уроку.

Ребята, вам тепло? (да)
В классе нам светло? (да)
Прозвенел звонок? (да)
Начался урок? (да)
Хотите учиться? (да)
Тогда можно садиться. (да)
Все расселись по местам.
Никому не тесно? (да)
По секрету скажу вам: «Будет интересно»!

II. Проверка домашнего задания.

1) Страница 139 (правило о правописании сочетаний ч, щ с другими согласными) (работа в парах – взаимопроверка).

2) Упражнение 305 на странице 140:

а) найдите в данных словах мягкий согласный, стоящий перед другим согласным. Надо ли обозначать его мягкость буквой ь? Проверьте себя по орфографическому словарю.

б) запишите существительные в форме предложного падежа единственного числа, а глаголы в форме 1-го лица множественного числа (о госте, о мысли, о вести, о скорости, о крепости, о гвозде, о лентяе, о болезни, о песне, о ветви; чистим, помещаем, грустим, прости);

в) назовите глаголы в неопределённой форме. Чего в них больше – звуков или букв? Почему? (чистить, поместить, грустить, простить. В них больше звуков, так как мягкий знак не обозначает звука).

III. Сопутствующее повторение.

(на столе у каждого ученика рабочие карточки (приложение 1) для повторения: распределите слова на три группы: 1) с ь для обозначения мягкости согласного; 2) с ь в неопределённой форме глагола; 3) с разделительным ь. Учащиеся работают самостоятельно.

IV. Работа по теме.

1. Вступительное слово учителя.

Ребята, 2021 год – Год науки и технологии. Кому посвящён этот год? Назовите науки, которые вы знаете? А что такие технологии?

Исследование – это научный труд. Как называют человека, который занимается научным трудом? Вот и мы сегодня на уроке станем исследователями, проведём исследование.

Сегодня на уроке мы попробуем исследовать, постараемся запомнить алгоритм исследования. А что мы будем исследовать на уроке? Посмотрим на доску (на доске написаны три слова: мёд – ёж – поём). Что объединяет эти слова? (Буква ё.) Чтобы понять, что мы будем исследовать на уроке, напишем их транскрипцию: [м’от], [йош], [пайом]. Что произошло с буквой ё в транскрипции? ( В первом слове она обозначила звук [о], во втором и третьем словах – [йо].) Какой вывод можно сделать? (Буква ё может иметь 1 звук, может иметь и два звука.)

Мы будем открывать для себя таинственный мир букв, имеющих разное количество звуков: е, ё, ю, я. Для этого мы разделимся на две группы. В каждой группе нужно выбрать научного руководителя.

2. Определение задач урока.

Мы на уроке должны решить задачи двух направлений:

1) усвоить алгоритм исследовательской деятельности – это вам пригодится во взрослой жизни (педагогическая цель);

2) научиться определять роль букв е, ё, ю, я (данную задачу поставили научные руководители групп).

3. Постановка проблемы.

1) Работа в каждой группе с раздаточным материалом (приложение 2): записать слова в тетрадь, подчеркнуть букв е, ё, ю, я, где они обозначают два звука, и попытаться сформулировать вывод.

1 группа лето – ель – поел

каюта – Люба – юбка

яма – маяк – мясо

2 группа мел – енот – лает

поют – юла – люк

яркий – пять – стая

Выводы озвучивают научные руководители групп.

Предполагаемый ответ учащихся: если чётко слышится звук [й], тогда пишем два звука, то есть сперва звук [й], потом необходимый гласный звук.

Сейчас узнаем, что такое проблема, гипотеза и вывод. Это термины исследовательской деятельности.

Сильные учащиеся работают с толковыми словарями, остальные знакомятся со значением этих слов с доски (определения этих слов записаны на доске), также есть словари терминов для данного урока (приложение 3).

Чтобы закрепить значение словарных слов, проводится самостоятельная работа с перфокартами в каждой группе (приложение 4).

Мы узнали новые слова, какое из них подходит к нашей ситуации?

Предполагаемый ответ юных исследователей: у нас проблема – мы не знаем условий, когда буквы е, ё, ю, я имеют один звук, а когда – два звука.

Проблема у нас выделена. Для ее решения нужно проводить исследование.

4. Определение темы и цели исследования.

Давайте ещё раз обратимся к словам мёд – ёж – поём (под каждым словом записаны их транскрипции [м’от], [йош], [пайом]) и к карточкам, по заданию которых мы выделили проблему и попробуем определить тему и задачу исследования.

Юные исследователи. Тема урока (Тема исследования): Двойная роль букв е, ё, ю, я.

А какова будет исследовательская цель? То есть, что нужно делать, проводя исследования, чтобы узнать условия, когда буквы е, ё, ю, я имеют один звук, а когда могут обозначать сочетание двух звуков?

Юные исследователи. Написать транскрипцию слов, наблюдать за буквами-соседями.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу, цель – определить условия обозначения одной и той же буквы одним звуком или сочетанием звуков.

1 группа лето [л’эта], Люба [л’уба], мясо [м’аса] – буквы е, ю, я после согласных обозначают 1 звук и смягчают согласный;

ель [йэл’], юбка [йупка], яма [йама] – буквы е, ю, я в начале слова обозначают 2 звука;

поел [пайэл], каюта [кайута], маяк [майак] – буквы е, ю, я стоят после гласных букв и обозначают 2 звука.

2 группа мел [м’эл], люк [л’ук], пять [п’ат’] – буквы е, ю, я после согласных обозначают 1 звук и смягчают согласный;

енот [йэнот], юла [йула], яркий [йаркий] – буквы е, ю, я в начале слова обозначают 2 звука;

лает [лайэт], поют [пайут], стая [стайа] – буквы е, ю, я стоят после гласных букв и обозначают 2 звука.

5. Выдвижение рабочей гипотезы.

Юные учёные, можете высказать какое-нибудь предположение по двойной роли букв е, ё, ю, я?

Предполагаемый ответ детей: Да, мы можем сказать, что буквы е, ё, ю, я обозначают 1 звук в том, случае, если они стоят между согласными. А также они смягчают согласный звук, который стоит перед ними. Буквы е, ё, ю, я обозначают сочетание двух звуков, когда они стоят в начале слова и когда они идут за другой гласной буквой.

У нас есть предположение. Хорошо. А как мы, учёные, исследователи, называем предположение по-другому, по-научному?

Ответ учащихся. Научное предположение – это гипотеза.

Таким образом, работая над группой слов, мы выдвинули рабочую гипотезу.

6. Проверка рабочей гипотезы.

Гипотеза: после согласного звука буквы е, ё, ю, я обозначают один звук [э], [о], [у], [а], в начале слова и после других гласных букв они могут обозначать сочетание двух звуков [йэ], [йо], [йу], [йа].

Мы с вами не можем еще проанализировать языковые явления для подтверждения истины нашей рабочей гипотезы, но мы можем за помощью обратиться к учебнику и познакомиться с правилом. По данной теме мне нужно добавить ещё один момент. Я не могла дать слишком много материала для выявления проблемы и выдвижения гипотезы.

Буквы е, ё, ю, я могут обозначать сочетание двух звуков ещё и в третьем моменте: когда они стоят после разделительного ъ и ь, например: отЪЕзд [атйэст], сЪЁмка [сйомка], вЬЮга [вйуга], друзья [друз’йа].

1) работа учащихся с учебником – знакомство с правилом – подтверждение рабочей гипотезы: § 61 на странице 141;

2) работа по формированию предметных компетентностей: навыков правописания слов с сочетанием гласных букв, слов с разделительным ъ и ь; навыков написания звукового звучания слов (транскрипции) и фонетического разбора слов.

а) упражнение 310 на странице 142:

Назовите слова, в которых буквы е, ё, ю, я стоят: 1) в начале слова; 2) после гласной; 3) после разделительного ъ и ь. Что обозначают буквы е, ё, ю, я в этих случаях? В каких словах названныебуквы стоят после согласных? Что обозначают в этом случае буквы е, ё, ю, я?

б) упражнение 311 на странице 142:

Определите количество звуков и букв в словах (Письмо, мысль, возьмём, восьмой, кабина, баян, юг, еда, ёлка, честный, праздник, малина, ручьи)

Формирование вывода по результатам исследования: Когда буквы е, ё, ю, я могут обозначать сочетание двух звуков?

Дети формулируют ответ, созвучный с правилом. Составление схемы «Двойная роль букв е, ё, ю, я».

7. Уточнение алгоритма исследовательской деятельности.

Учитель вместе с учащимися формирует на доске алгоритм исследовательской деятельности (приложение 5):

1) выдвижение проблемы;

2) накопление информации по выдвигаемой проблеме;

3) определение темы исследования;

4) формирование задач исследования;

5) решение поставленных задач – собственно исследование;

6) выдвижение гипотезы;

7) проверка рабочей гипотезы (проверка эксперимента, лабораторной работы, чтение литературы и т.д.);

8) интерпретация полученных знаний (раскрытие смысла, содержание чего-нибудь);

9) вывод по результатам исследовательской работы;

10) применение новых знаний.


V. Итог урока:

Повторение правила о двойной роли букв е, ё, ю, я.

Повторение алгоритма исследовательской деятельности.

Повторение схемы «Двойная роль букв е, ё, ю, я».

4. Оценка работы юных исследователей на уроке.

VI. Домашнее задание.

а) Упражнение 312 на странице 142 (письменно):

Выпишите слова, распределяя их на группы по способу обозначения мягкости согласных: 1) с мягким знаком; 2) с буквами е, ё, ю, я, и. В каких словах и, ю, я не обохначают мягкости предшествующего согласного?

б) Упражнение 314 на странице 143 (письменно):

Спишите, оформляя разговор двух мальчиков как диалог и расставляя знаки препинания. Подчеркните разделительный ъ двумя чертами, а разделительный ь – одной. Как вы думаете, сбудутся ли Павкины мечты? Почему?






















Приложение 1


Рабочая карточка для повторения


Задание: распределите слова на три группы: 1) с ь для обозначения мягкости согласного; 2) с ь в неопределённой форме глагола; 3) с разделительным ь.


1) с ь для обозначения мягкости согласного

2) с ь в неопределённой форме глагола

3) с разделительным ь









Затишье, тоньше, вьётся, косьба, соловьиный, деньги, сыновья, молотьба, ручьи, беречься, пью, сельдь, перья, меньше, зажечь, серьёзный, просьба, письменный, помощью, вскользь.



















Приложение 2



Раздаточный материал для I группы исследователей


Запишите слова в тетрадь.

Подчеркните буквы е, ё, ю, я, где они обозначают два звука.

Сформулируйте вывод.


лето – ель – поел

каюта – Люба – юбка

яма – маяк – мясо




Раздаточный материал для II группы исследователей


Запишите слова в тетрадь.

Подчеркните буквы е, ё, ю, я, где они обозначают два звука.

Сформулируйте вывод.


мел – енот – лает

поют – юла – люк

яркий – пять – стая












Приложение 3


Словарь терминов


Исследование – научный труд по решению какой-либо проблемы.


Исследователь – человек, занимающийся научным исследованием.


Проблема – сложный вопрос, задача, требующая решения, исследования


Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений


Вывод – умозаключение, то, что выведено.






















Приложение 4


Карточка для самостоятельной работы


Проведите стрелочки от термина к правильному определению.


Исследование


сложный вопрос, задача, требующая решения, исследования


Исследователь


умозаключение, то, что выведено


Проблема


научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений


Гипотеза


научный труд по решению какой-либо проблемы


Вывод


человек, занимающийся научным исследованием

















Приложение 5


Алгоритм исследовательской деятельности.


Выдвижение проблемы.

Накопление информации по выдвигаемой проблеме.

Определение темы исследования.

Формирование задач исследования.

Решение поставленных задач – собственное исследование.

Выдвижение рабочей гипотезы.

Проверка рабочей гипотезы.

Интерпретация полученных знаний.

Вывод по результатам исследовательской деятельности.

Применение новых знаний.

Опубликовано в группе « Наши интересные уроки»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.