Урок-исследование по биологии 8 класс на тему: «Осанка. Предупреждение плоскостопия»
Урок-исследование по теме:
Осанка. Предупреждение плоскостопия.
Предмет: Биология
Класс: 8
Тип урока: урок-исследование
Цель: создать условия учащимся для эффективного усвоения знаний об осанке, предупреждении плоскостопия.
Задачи урока:
дать понятия “осанка”, “плоскостопие”, познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки, нарушения свода стопы;
разъяснить их отрицательные последствия; развивать способности к анализу и синтезу, отрабатывать умения вести диалог, обосновывать правила гигиены;
воспитывать потребности в гигиенических знаниях.
УУД:
Личностные: овладение основными навыками нахождения и использования информации; формирование культуры здорового образа жизни; учиться самостоятельно выбирать привычки, обеспечивающие сохранение здоровья
Познавательные: На основе наблюдения определять нарушения осанки и наличие плоскостопия; приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушения осанки и развития плоскостопия; умение определять понятие, обобщать, классифицировать, формулировать выводы;
Регулятивные: Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование;
Коммуникативные: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать в группе; осознанно использовать речевые средства для представления результата.
Оборудование: скелет человека, отчетный лист для лабораторной работы (Приложение №1), карточки с видами искривлений позвоночника, профилактикой нарушений (Приложение №2), раздаточный материал «Проверь себя» (Приложение №3).
Ход урока:
1. Организационный момент (2-3 минуты). Приветствие учителя, проверка посещаемости.
2. Актуализация знаний (7 минут):
Учитель: Давайте вспомним, что мы изучали с вами на прошедших занятиях. (Ответ учащихся: опорно-двигательную систему, скелет, мышцы)
Учитель: Какую функцию выполняет опорно-двигательная система в организме человека? (Ответ: защитную, двигательную, опорную)
Учитель: Вы правы, молодцы. А могут ли возникать проблемы с функционированием этой системы? Если да, то какие по вашему мнению? (Ответы: переломы, растяжения)
Учитель: И это верно, но иногда нарушения в строении и функционировании ОДС могут возникать не только из-за столь радикальных причин, а из-за нарушений осанки или плоскостопия.
Учитель применяет метод «Мозговой штурм»: Что вы знаете об осанке и плоскостопии? Что вы хотите узнать по этой теме? В чем заключается цель нашего урока? (учащиеся обобщают знания, имеющиеся по данной теме, формулируют цель и задачи урока; учитель фиксирует основные моменты на доске)
Учитель: Итак, цели и задачи сформулированы, чтобы их решить необходимо работа в группах (опережающее задание: разбиться на группы и подготовить необходимый материал): 1 - информаторы (сбор информации по теме осанка, плоскостопие), 2- исследователи (изучить методику исследования нарушения осанки и выявления плоскостопия), 3 – испытуемые (подготовить отпечатки стоп и другое оборудование), 4 – аналитики (подготовить информацию о профилактики нарушений позвоночника и плоскостопия).
3. Работа в группах. (10 минут)
Деятельность учащихся:
Группа №1 получает задание: На основе собранных ей материалов составить схемы «Осанка» и «Плоскостопие».
Группа №2 получает задание: Используя текст учебника с.75 и отчетный лист, выполните лабораторную работу «Осанка и плоскостопие» используя в качестве испытуемых – участников группы №3.
Группа №3 выступает в роли испытуемых, при этом готовят справку о выявленных или отсутствующих нарушениях вместе с группой №2.
Группа №4 выполняет задание: Проанализировать собранную информацию о нарушениях осанки и возникновении плоскостопия. Используя выданные иллюстрации, составить коллаж о методах профилактики этих нарушений.
Деятельность учителя: наблюдает, координирует и корректирует деятельность учащихся.
4. Выступление групп. (12-15 минут)
Деятельность учащихся:
Группа №1 рассказывает о понятиях «Осанка» и «Плоскостопие», используя получившиеся схемы.
Группа №2 и №3 докладывают о получившихся результатах исследования.
Группа №4 рассказывает о видах нарушений осанки и причинах плоскостопия, защищают получившийся коллаж о профилактики этих заболеваний.
Деятельность учителя: направляет учащихся, помогает обобщить полученные знания и результаты, если у них возникают проблемы.
5. Рефлексия (5 минут).
Устная работа с рисунками из раздаточного материала.
Учитель: Ознакомьтесь с рисунком №1, на нем изображены разные виды нарушений осанки, назовите их, есть ли среди предложенных изображение с нормальной осанкой?
Учащиеся работают с изображением, отвечают на вопросы. Учитель контролирует и корректирует ответы.
Учитель: Обратите внимание на рисунок №2, какое изображение правильно характеризует положение ребенка за письменным столом?
Учащиеся работают с изображением, отвечают на вопросы. Учитель контролирует и корректирует ответы.
Учитель: Посмотрите на рисунок №3, что вы можете сказать о мерах профилактики нарушений осанки и возникновения плоскостопия?
Учащиеся работают с изображением, отвечают на вопросы. Учитель контролирует и корректирует ответы.
6. Домашнее задание
§ 15 читать, устно ответить на вопросы после параграфа
Творческое задание: привести примеры (не менее 3), как в литературных произведениях воспевается красивая осанка (Н-р, «Сказка о царе Салтане» - «выступает будто пава»).
Приложение №1.
Отчетный лист к лабораторной работе:
Осанка и плоскостопие.
Цель: научиться выявлять нарушения осанки и плоскостопие.
Оборудование: сантиметровая лента, линейка, отпечаток стопы.
Ход работы:
1. Измерьте расстояние между самыми отдаленными точками левого и правого плеча, отступая 3-5 см вниз от плечевого сустава, со стороны груди и со стороны спины Первый результат поделите на второй. Получившиеся результаты внесите в таблицу, сделайте вывод о наличии или отсутствии нарушений.
Расстояние между точками плеча, см. |
|
со стороны груди (А) |
со стороны спины (Б) |
А/Б=______________________________
Выыод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Встаньте спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте между стеной и поясницей просунуть кулак.
Наблюдения:_________________________________________________________________________________________________________________________
Выводы:_____________________________________________________________________________________________________________________________
3. Выявление плоскостопия: используйте отпечаток стопы. Найдите центр пятки и центр третьего пальца. Соедините найденные точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию – плоскостопия нет.
Наблюдение:________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение №2.
Приложение №3
№1
№2