12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Костарева Елена163
Учитель химии, биологии и географии
Россия, Челябинская обл., Вишневогорск
Материал размещён в группе «Сообщество учителей биологии и химии»

Урок-исследование по теме:

Осанка. Предупреждение плоскостопия.

Предмет: Биология

Класс: 8

Тип урока: урок-исследование

Цель: создать условия учащимся для эффективного усвоения знаний об осанке, предупреждении плоскостопия.

Задачи урока:

дать понятия “осанка”, “плоскостопие”, познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки, нарушения свода стопы;

разъяснить их отрицательные последствия; развивать способности к анализу и синтезу, отрабатывать умения вести диалог, обосновывать правила гигиены;

воспитывать потребности в гигиенических знаниях.

УУД:

Личностные:  овладение основными навыками нахождения и использования информации; формирование культуры здорового образа жизни; учиться самостоятельно выбирать привычки, обеспечивающие сохранение здоровья

Познавательные: На основе наблюдения определять нарушения осанки и наличие плоскостопия; приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушения осанки и развития плоскостопия; умение определять понятие, обобщать, классифицировать, формулировать выводы;

Регулятивные: Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование;

Коммуникативные: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать в группе; осознанно использовать речевые средства для представления результата.

Оборудование: скелет человека, отчетный лист для лабораторной работы (Приложение №1), карточки с видами искривлений позвоночника, профилактикой нарушений (Приложение №2), раздаточный материал «Проверь себя» (Приложение №3).

Ход урока:

1. Организационный момент (2-3 минуты). Приветствие учителя, проверка посещаемости.

2. Актуализация знаний (7 минут):

Учитель: Давайте вспомним, что мы изучали с вами на прошедших занятиях. (Ответ учащихся: опорно-двигательную систему, скелет, мышцы)

Учитель: Какую функцию выполняет опорно-двигательная система в организме человека? (Ответ: защитную, двигательную, опорную)

Учитель: Вы правы, молодцы. А могут ли возникать проблемы с функционированием этой системы? Если да, то какие по вашему мнению? (Ответы: переломы, растяжения)

Учитель: И это верно, но иногда нарушения в строении и функционировании ОДС могут возникать не только из-за столь радикальных причин, а из-за нарушений осанки или плоскостопия.

Учитель применяет метод «Мозговой штурм»: Что вы знаете об осанке и плоскостопии? Что вы хотите узнать по этой теме? В чем заключается цель нашего урока? (учащиеся обобщают знания, имеющиеся по данной теме, формулируют цель и задачи урока; учитель фиксирует основные моменты на доске)

Учитель: Итак, цели и задачи сформулированы, чтобы их решить необходимо работа в группах (опережающее задание: разбиться на группы и подготовить необходимый материал): 1 - информаторы (сбор информации по теме осанка, плоскостопие), 2- исследователи (изучить методику исследования нарушения осанки и выявления плоскостопия), 3 – испытуемые (подготовить отпечатки стоп и другое оборудование), 4 – аналитики (подготовить информацию о профилактики нарушений позвоночника и плоскостопия).

3. Работа в группах. (10 минут)

Деятельность учащихся:

Группа №1 получает задание: На основе собранных ей материалов составить схемы «Осанка» и «Плоскостопие».

Группа №2 получает задание: Используя текст учебника с.75 и отчетный лист, выполните лабораторную работу «Осанка и плоскостопие» используя в качестве испытуемых – участников группы №3.

Группа №3 выступает в роли испытуемых, при этом готовят справку о выявленных или отсутствующих нарушениях вместе с группой №2.

Группа №4 выполняет задание: Проанализировать собранную информацию о нарушениях осанки и возникновении плоскостопия. Используя выданные иллюстрации, составить коллаж о методах профилактики этих нарушений.

Деятельность учителя: наблюдает, координирует и корректирует деятельность учащихся.

4. Выступление групп. (12-15 минут)

Деятельность учащихся:

Группа №1 рассказывает о понятиях «Осанка» и «Плоскостопие», используя получившиеся схемы.

Группа №2 и №3 докладывают о получившихся результатах исследования.

Группа №4 рассказывает о видах нарушений осанки и причинах плоскостопия, защищают получившийся коллаж о профилактики этих заболеваний.

Деятельность учителя: направляет учащихся, помогает обобщить полученные знания и результаты, если у них возникают проблемы.

5. Рефлексия (5 минут).

Устная работа с рисунками из раздаточного материала.

Учитель: Ознакомьтесь с рисунком №1, на нем изображены разные виды нарушений осанки, назовите их, есть ли среди предложенных изображение с нормальной осанкой?

Учащиеся работают с изображением, отвечают на вопросы. Учитель контролирует и корректирует ответы.

Учитель: Обратите внимание на рисунок №2, какое изображение правильно характеризует положение ребенка за письменным столом?

Учащиеся работают с изображением, отвечают на вопросы. Учитель контролирует и корректирует ответы.

Учитель: Посмотрите на рисунок №3, что вы можете сказать о мерах профилактики нарушений осанки и возникновения плоскостопия?

Учащиеся работают с изображением, отвечают на вопросы. Учитель контролирует и корректирует ответы.

6. Домашнее задание

§ 15 читать, устно ответить на вопросы после параграфа

Творческое задание: привести примеры (не менее 3), как в литературных произведениях воспевается красивая осанка (Н-р, «Сказка о царе Салтане» - «выступает будто пава»).

 

Приложение №1.

Отчетный лист к лабораторной работе:

Осанка и плоскостопие.

Цель: научиться выявлять нарушения осанки и плоскостопие.

Оборудование: сантиметровая лента, линейка, отпечаток стопы.

Ход работы:

1. Измерьте расстояние между самыми отдаленными точками левого и правого плеча, отступая 3-5 см вниз от плечевого сустава, со стороны груди и со стороны спины Первый результат поделите на второй. Получившиеся результаты внесите в таблицу, сделайте вывод о наличии или отсутствии нарушений.

Расстояние между точками плеча, см.

со стороны груди (А)

со стороны спины (Б)

   

А/Б=______________________________

Выыод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Встаньте спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте между стеной и поясницей просунуть кулак.

Наблюдения:_________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы:_____________________________________________________________________________________________________________________________

3. Выявление плоскостопия: используйте отпечаток стопы. Найдите центр пятки и центр третьего пальца. Соедините найденные точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию – плоскостопия нет.

Наблюдение:________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение №2.

Приложение №3

№1

№2

 

Опубликовано в группе «Сообщество учителей биологии и химии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.