12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72112
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи

Полная версия 46 (час) лабораторных работ с видеоматериалами

Тип урока комплексное применение ЗУН учащихся

Метод обучения - основаны на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, исследований и выдвижение гипотезы. Определение путей ее реализации, подбор необходимых приборов и материалов самими учащимися.

Формы организации деятельности учащихся

Форма организации работы

Особенности,

признаки

В каком случае выбираем ту или иную форму на теоретическом обучении

В каком случае выбираем ту или иную форму на практическому обучении

Парная

Когда преподаватель организует выполнение работы парами: сильный учащийся – слабый учащийся. Или два равных по успеваемости.

1.В ходе актуализации опорных знаний, когда предстоящая работа требует серьезного предварительного осмысления. Пары учащихся обсуждают предстоящее задание.

2.В ходе лабораторно-практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи.

Во время проведения итогов возможна организация взаимной оценки работ.

1.В ходе вводного инструктажа, когда предстоящая практическая работа требует серьезного осмысления, пары учащихся обсуждают предстоящее задание.

2.В ходе практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи.

3.В ходе заключительного инструктажа возможна организация оценки работы

Закономерности взаимодействия организмов и экологиче­ских факторов.

Любой организм в среде своего обитания подвергается воздей­ствию самых разнообразных экологических факторов: климати­ческих, эдафических и биотических.

Несмотря на очень большое разнообразие экологических фак­торов в природе можно выявить общие закономерности их воз­действия на организм и ответных реакций организма на них.

Эффект воздействия экологических факторов среды зависит от их характера, дозы, воспринимаемой организмом (высокая или низкая температура, яркий свет или темнота, дефицит или избы­ток влаги), его физиологического состояния и возраста.

Для каждого организма существуют наиболее благоприятные конкретные значения факторов, при которых все процессы его жизнедеятельности осуществляются наиболее активно. Наиболее благоприятное значение факторов для жизнедеятельности полу­чило название точки оптимума. При изменении экологического фактора как в сторону снижения от точки оптимума, так и увели­чения жизнедеятельность организм будет угнетаться.

Способ оценки абиотических и биотических факторов место­обитания при помощи биологических систем называют биоинди­кацией.

Организмы или сообщества организмов, жизненные функции которых тесно коррелируют с определенными факторами среды и могут применяться для их оценки, называются биоиндикаторами.

Обнаружение нитратов в растениях

Интенсификация земледелия в XX в. породила нитратную проблему. Азотные удобрения, вносимые без соблюдения дозы и правил, привели к увеличению содержания нитратов в расти­тельных продуктах до размеров, угрожающих здоровью человека.

Попадание большой дозы нитратов в организм грозит острым отравлением. Нередки отравления дынями, арбузами и другими продуктами с повышенным содержанием нитратов; возможно от­равление питьевой водой за счет попадания повышенного коли­чества удобрений в водные источники.

По данным Министерства здравоохранения РФ, предельно до­пустимая доза нитратов для взрослого человека в сутки составля­ет 500 мг, токсичная — 600 мг, для грудного ребенка доза в 10 мг может быть смертельной. Сведения о содержании нитратов в овощах, их распределении по органам и тканям даны в таблицах.

Соли азотной и азотистой кислот, поглощаемые корнями из почвы, восстанавливаются в растении до аммиака, который ис­пользуется для синтеза аминокислот и других соединений. Для восстановления нитратов требуется АТФ, образующаяся в процес­се окислительного или фотосинтетического фосфорилирования.

При достаточном содержании растворимых углеводов и высо­кой активности соответствующих ферментов перечисленные био­химические процессы происходят в клетках корня. Однако при неблагоприятных условиях часть нитратов (нередко весьма зна­чительная) может пройти через паренхиму коры корня в неизме­ненном виде. В этом случае нитраты попадают в сосуды ксилемы и поднимаются с восходящим током к листьям, где и происходит их восстановление.

Определение содержания нитратов в соке, отжатом из стеблей, черешков и пластинок листа, позволяет судить о восстановлении нитратов в корнях: чем меньше в них обнаруживается нитрат- ионов, тем активнее происходит этот процесс в клетках корня. Сопоставление содержания нитратов в различных органах расте­ния, например, в черешках, пластинках листа, корнях, дает пред­ставление о нитратредуктазной активности этих органов.

Для обнаружения нитратов можно использовать реактив с ди­фениламином, который в присутствии иона NО3 дает синюю ок­раску. По интенсивности посинения можно судить о количестве нитратов в исследуемом объекте.

Данные таблицы позволяют с помощью этого реактива оце­нить количество нитратов в растении на разных стадиях развития и сделать вывод о необходимости азотной подкормки. Малое ко­личество нитратов в начале вегетации растений означает недоста­ток азотного питания. Такое же малое количество их в фазе цве­тения является нормой и не требует подкормки растений.

Шкала для определения нитратов в срезах и соке растений (по Церлинг)

Балл

Окраска среза или сока

Необходимость в азотных удобрениях

в начале вегетации

в фазу цветения

0

Нет окраски

Очень сильная

(60 кг/га)

Средняя

(30кг/га)

1

Бледно-голубая, быстро исчезает

Сильная (60 кг/га)

Слабая (30 кг/га)

2

Голубая проводящих сосудов

Средняя (30 кг/га)

Не нуждаются

3

Голубая, исчезает через 2—3 мин

Слабая (30 кг/га)

 

4

Синяя, сохраняется несколько минут

   

5

Темно-синяя, сохраняется некоторое время

Не нуждаются

 

6

Темно-синяя, устойчивая

Избыток нитратов

В связи с опасностью, которую представляют нитраты для здоровья человека, приводим сведения о границах содержания их в овощах и бахчевых культурах, а также данные о распределении нитратов по тканям и органам зеленых растений. Эти сведения позволят избежать токсичных доз нитратов.

У столовой свеклы и редиса необходимо удалять верхнюю и нижнюю части корнеплода. Использовать в пищу лучше редис традиционных круглых сортов, так как в них нитратов значительно меньше, чем у сортов типа «Красный великан». В капусте наи­большее количество нитратов сосредоточено в верхних кроющих

листьях и кочерыжке. Кабачки, огурцы и патиссоны накапливают нитраты в кожице и в части, прилегающей к плодоножке. Их необходимо чистить и срезать 2—3 см вместе с плодоножкой.

В картофеле нитратов накапливается меньше, однако его упот­ребляют чаще других овощей и в большом количестве. Для сни­жения нитратов в картофеле его следует замачивать на ночь в рас­творе НаС1.

Цель работы: познакомиться с простым и доступным спосо­бом определения нитратов в растительном сырье и грамотно оце­нить их количество. Это необходимо для определения дозы вне­сения азотных удобрений в период вегетации растений, а также для изучения того, как локализованы нитраты в различных частях и органах растения, и оценки их количества в пищевых продуктах.

Материалы и оборудование: плоские белые фарфоровые та­релки; кусок стекла; фломастер; цветные карандаши; фильтро­вальная бумага; ножницы; нож; скальпель; бритва.

Реактивы: раствор КNО3 или NN03 в концентрациях, мг/л: 1000, 900, 800, 700, 600, 500, 400, 300, 200, 100, 50, 10 в неболь­ших склянках; 1%-ный раствор дифениламина в концентрирован­ной Н2804 в капельнице (хранить в темноте на подставке).

Растения: любые дикорастущие растения, произрастающие в разных экологических условиях; культурные растения, выращен­ные на разных питательных средах, любые овощи, фрукты, зелень.

Нормы содержания нитратов в продуктах

Министерством здравоохранения РФ установлены следующие нормативы по содержанию нитратов в сельскохозяйственной про­дукции (в мг/кг по нитрат-иону). В числителе приводятся нормы для ранних и тепличных овощей, в знаменателе — для поздней продукции открытого грунта:

картофель — 250                 капуста — 900/500                морковь — 400/250

томаты — 300/150               лук репчатый — 80                 лук-перо — 800/600

огурцы — 400/150                арбузы — 60                         дыни — 90

перец сладкий — 200             кабачки — 400

 

Ход работы. На белую фарфоровую поверхность тарелки или стеклянной пластинки нанесите капли контрольных растворов КОН или каплю дифениламина. Заполни­те концентрационную шкалу окраски, соответствующую опреде­ленному содержанию нитратов.

 

Содержание нитратов в различных органах зеленых овощей, мг/кг

 

Орган

Культура

Шпинат

Кориандр

Укроп

Корень

74

90

384

Стебель

833

163

487

Черешок листа

814

165

441

Пластинка листа

213

14

95

 

 

Концентрационная шкала окраски на нитраты

 

Концентрация NаN03, мг/л

Изображение цвета

Описание цвета

10

   

50

   

100

   

200

   

300

   

400

   

500

   

600

   

700

   

800

   

900

   

1000

   
С помощью этой шкалы количественно оцените содержание нитратов в растительном материале, сравнивая с ней по цвету опытную пробу.

 

Взятые для исследования плоды, клубни, корнеплоды, лукови­цы и т.д. разложите на столе, отделите ткани и части органов для анализа. Сок отожмите на поверхность стекла, под которым ле­жит лист белой бумаги, или на поверхность тарелки с помощью пинцета или стеклянной палочки. Образцы подпишите фломасте­ром. Одновременно острой бритвой сделайте срезы изучаемой ткани, органа. На срез и выжатую порцию сока перенесите каплю дифениламина. Оцените количество нитратов согласно данным концентрационной шкалы окраски, занесите результаты по их содержанию в таблицу. Смывая по окончании работы ткани и сок, необходимо помнить о свойствах концентрированной серной кисло­ты оставлять ожоги при попадании на кожу.

В таблицу, оформленную по вышеприведенному образцу, за­пишите результаты анализа тканей и органов исследуемых расте­ний с учетом условий их произрастания. Сделайте вывод о воз­можности употребления этих растений в пищу и о необходимости внесения азотных удобрений в фазе вегетации.

Содержание нитратов в растениях

Вид

растения

Условия

выращи­

вания

Окраска

Количество N03,

мг/кг

Допустимое кол-во про­дукта, г

в сутки для человека

Необходи­мость вне­сения азот­ных удоб­рений до цветения

среза

сока

в срезе

в соке

               

Контрольные вопросы

1Почему происходит увеличение нитратов в продуктах питания?

2.Какое негативное влияние на здоровье человека оказывает высо­кое содержание нитратов у растений при употреблении их в пищу?

3.На чем основан метод обнаружения нитратов в растениях, исполь­зуемый в данной работе?

Определение нитратов в воде в домашних условиях

 

 

 

Нитрат-тестеры

 

 

 

Бытовые приборы для измерения нитратов

 

 

Ресурсы:

ПРАКТИКУМ ПО ЭКОЛОГИИ Н.А. Иванова, Т. В. Сторчак, Э.Р. Юмагулова

(Учебно-методическое пособие)

Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

Хостинг презентаций


 

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.