Лабораторная работа по экологии «Обнаружение нитратов в растениях» (8–10 классы)
Полная версия 46 (час) лабораторных работ с видеоматериалами
Тип урока – комплексное применение ЗУН учащихся
Метод обучения - основаны на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, исследований и выдвижение гипотезы. Определение путей ее реализации, подбор необходимых приборов и материалов самими учащимися.
Формы организации деятельности учащихся
Форма организации работы |
Особенности, признаки |
В каком случае выбираем ту или иную форму на теоретическом обучении |
В каком случае выбираем ту или иную форму на практическому обучении |
Парная |
Когда преподаватель организует выполнение работы парами: сильный учащийся – слабый учащийся. Или два равных по успеваемости. |
1.В ходе актуализации опорных знаний, когда предстоящая работа требует серьезного предварительного осмысления. Пары учащихся обсуждают предстоящее задание. 2.В ходе лабораторно-практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи. Во время проведения итогов возможна организация взаимной оценки работ. |
1.В ходе вводного инструктажа, когда предстоящая практическая работа требует серьезного осмысления, пары учащихся обсуждают предстоящее задание. 2.В ходе практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи. 3.В ходе заключительного инструктажа возможна организация оценки работы |
Закономерности взаимодействия организмов и экологических факторов.
Любой организм в среде своего обитания подвергается воздействию самых разнообразных экологических факторов: климатических, эдафических и биотических.
Несмотря на очень большое разнообразие экологических факторов в природе можно выявить общие закономерности их воздействия на организм и ответных реакций организма на них.
Эффект воздействия экологических факторов среды зависит от их характера, дозы, воспринимаемой организмом (высокая или низкая температура, яркий свет или темнота, дефицит или избыток влаги), его физиологического состояния и возраста.
Для каждого организма существуют наиболее благоприятные конкретные значения факторов, при которых все процессы его жизнедеятельности осуществляются наиболее активно. Наиболее благоприятное значение факторов для жизнедеятельности получило название точки оптимума. При изменении экологического фактора как в сторону снижения от точки оптимума, так и увеличения жизнедеятельность организм будет угнетаться.
Способ оценки абиотических и биотических факторов местообитания при помощи биологических систем называют биоиндикацией.
Организмы или сообщества организмов, жизненные функции которых тесно коррелируют с определенными факторами среды и могут применяться для их оценки, называются биоиндикаторами.
Обнаружение нитратов в растениях
Интенсификация земледелия в XX в. породила нитратную проблему. Азотные удобрения, вносимые без соблюдения дозы и правил, привели к увеличению содержания нитратов в растительных продуктах до размеров, угрожающих здоровью человека.
Попадание большой дозы нитратов в организм грозит острым отравлением. Нередки отравления дынями, арбузами и другими продуктами с повышенным содержанием нитратов; возможно отравление питьевой водой за счет попадания повышенного количества удобрений в водные источники.
По данным Министерства здравоохранения РФ, предельно допустимая доза нитратов для взрослого человека в сутки составляет 500 мг, токсичная — 600 мг, для грудного ребенка доза в 10 мг может быть смертельной. Сведения о содержании нитратов в овощах, их распределении по органам и тканям даны в таблицах.
Соли азотной и азотистой кислот, поглощаемые корнями из почвы, восстанавливаются в растении до аммиака, который используется для синтеза аминокислот и других соединений. Для восстановления нитратов требуется АТФ, образующаяся в процессе окислительного или фотосинтетического фосфорилирования.
При достаточном содержании растворимых углеводов и высокой активности соответствующих ферментов перечисленные биохимические процессы происходят в клетках корня. Однако при неблагоприятных условиях часть нитратов (нередко весьма значительная) может пройти через паренхиму коры корня в неизмененном виде. В этом случае нитраты попадают в сосуды ксилемы и поднимаются с восходящим током к листьям, где и происходит их восстановление.
Определение содержания нитратов в соке, отжатом из стеблей, черешков и пластинок листа, позволяет судить о восстановлении нитратов в корнях: чем меньше в них обнаруживается нитрат- ионов, тем активнее происходит этот процесс в клетках корня. Сопоставление содержания нитратов в различных органах растения, например, в черешках, пластинках листа, корнях, дает представление о нитратредуктазной активности этих органов.
Для обнаружения нитратов можно использовать реактив с дифениламином, который в присутствии иона NО3 дает синюю окраску. По интенсивности посинения можно судить о количестве нитратов в исследуемом объекте.
Данные таблицы позволяют с помощью этого реактива оценить количество нитратов в растении на разных стадиях развития и сделать вывод о необходимости азотной подкормки. Малое количество нитратов в начале вегетации растений означает недостаток азотного питания. Такое же малое количество их в фазе цветения является нормой и не требует подкормки растений.
Шкала для определения нитратов в срезах и соке растений (по Церлинг)
Балл |
Окраска среза или сока |
Необходимость в азотных удобрениях |
|
в начале вегетации |
в фазу цветения |
||
0 |
Нет окраски |
Очень сильная (60 кг/га) |
Средняя (30кг/га) |
1 |
Бледно-голубая, быстро исчезает |
Сильная (60 кг/га) |
Слабая (30 кг/га) |
2 |
Голубая проводящих сосудов |
Средняя (30 кг/га) |
Не нуждаются |
3 |
Голубая, исчезает через 2—3 мин |
Слабая (30 кг/га) |
|
4 |
Синяя, сохраняется несколько минут |
||
5 |
Темно-синяя, сохраняется некоторое время |
Не нуждаются |
|
6 |
Темно-синяя, устойчивая |
Избыток нитратов |
В связи с опасностью, которую представляют нитраты для здоровья человека, приводим сведения о границах содержания их в овощах и бахчевых культурах, а также данные о распределении нитратов по тканям и органам зеленых растений. Эти сведения позволят избежать токсичных доз нитратов.
У столовой свеклы и редиса необходимо удалять верхнюю и нижнюю части корнеплода. Использовать в пищу лучше редис традиционных круглых сортов, так как в них нитратов значительно меньше, чем у сортов типа «Красный великан». В капусте наибольшее количество нитратов сосредоточено в верхних кроющих
листьях и кочерыжке. Кабачки, огурцы и патиссоны накапливают нитраты в кожице и в части, прилегающей к плодоножке. Их необходимо чистить и срезать 2—3 см вместе с плодоножкой.
В картофеле нитратов накапливается меньше, однако его употребляют чаще других овощей и в большом количестве. Для снижения нитратов в картофеле его следует замачивать на ночь в растворе НаС1.
Цель работы: познакомиться с простым и доступным способом определения нитратов в растительном сырье и грамотно оценить их количество. Это необходимо для определения дозы внесения азотных удобрений в период вегетации растений, а также для изучения того, как локализованы нитраты в различных частях и органах растения, и оценки их количества в пищевых продуктах.
Материалы и оборудование: плоские белые фарфоровые тарелки; кусок стекла; фломастер; цветные карандаши; фильтровальная бумага; ножницы; нож; скальпель; бритва.
Реактивы: раствор КNО3 или NN03 в концентрациях, мг/л: 1000, 900, 800, 700, 600, 500, 400, 300, 200, 100, 50, 10 в небольших склянках; 1%-ный раствор дифениламина в концентрированной Н2804 в капельнице (хранить в темноте на подставке).
Растения: любые дикорастущие растения, произрастающие в разных экологических условиях; культурные растения, выращенные на разных питательных средах, любые овощи, фрукты, зелень.
Нормы содержания нитратов в продуктах
Министерством здравоохранения РФ установлены следующие нормативы по содержанию нитратов в сельскохозяйственной продукции (в мг/кг по нитрат-иону). В числителе приводятся нормы для ранних и тепличных овощей, в знаменателе — для поздней продукции открытого грунта:
картофель — 250 капуста — 900/500 морковь — 400/250
томаты — 300/150 лук репчатый — 80 лук-перо — 800/600
огурцы — 400/150 арбузы — 60 дыни — 90
перец сладкий — 200 кабачки — 400
Ход работы. На белую фарфоровую поверхность тарелки или стеклянной пластинки нанесите капли контрольных растворов КОН или каплю дифениламина. Заполните концентрационную шкалу окраски, соответствующую определенному содержанию нитратов.
Содержание нитратов в различных органах зеленых овощей, мг/кг
Орган |
Культура |
||
Шпинат |
Кориандр |
Укроп |
|
Корень |
74 |
90 |
384 |
Стебель |
833 |
163 |
487 |
Черешок листа |
814 |
165 |
441 |
Пластинка листа |
213 |
14 |
95 |
Концентрационная шкала окраски на нитраты
Концентрация NаN03, мг/л |
Изображение цвета |
Описание цвета |
10 |
||
50 |
||
100 |
||
200 |
||
300 |
||
400 |
||
500 |
||
600 |
||
700 |
||
800 |
||
900 |
||
1000 |
Взятые для исследования плоды, клубни, корнеплоды, луковицы и т.д. разложите на столе, отделите ткани и части органов для анализа. Сок отожмите на поверхность стекла, под которым лежит лист белой бумаги, или на поверхность тарелки с помощью пинцета или стеклянной палочки. Образцы подпишите фломастером. Одновременно острой бритвой сделайте срезы изучаемой ткани, органа. На срез и выжатую порцию сока перенесите каплю дифениламина. Оцените количество нитратов согласно данным концентрационной шкалы окраски, занесите результаты по их содержанию в таблицу. Смывая по окончании работы ткани и сок, необходимо помнить о свойствах концентрированной серной кислоты оставлять ожоги при попадании на кожу.
В таблицу, оформленную по вышеприведенному образцу, запишите результаты анализа тканей и органов исследуемых растений с учетом условий их произрастания. Сделайте вывод о возможности употребления этих растений в пищу и о необходимости внесения азотных удобрений в фазе вегетации.
Содержание нитратов в растениях
Вид растения |
Условия выращи вания |
Окраска |
Количество N03, мг/кг |
Допустимое кол-во продукта, г в сутки для человека |
Необходимость внесения азотных удобрений до цветения |
||||
среза |
сока |
в срезе |
в соке |
||||||
Контрольные вопросы
1Почему происходит увеличение нитратов в продуктах питания?
2.Какое негативное влияние на здоровье человека оказывает высокое содержание нитратов у растений при употреблении их в пищу?
3.На чем основан метод обнаружения нитратов в растениях, используемый в данной работе?
Определение нитратов в воде в домашних условиях
Нитрат-тестеры
Бытовые приборы для измерения нитратов
ПРАКТИКУМ ПО ЭКОЛОГИИ Н.А. Иванова, Т. В. Сторчак, Э.Р. Юмагулова
(Учебно-методическое пособие)
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций