УРОК-МАСТЕРСКАЯ ПО РАССКАЗУ А.П.ПЛАТОНОВА «ЮШКА» Тема урока: Твори добро (по рассказу А.Платонова «Юшка»)

1
3
Материал опубликован 29 October в группе

УРОК-МАСТЕРСКАЯ ПО РАССКАЗУ А.П.ПЛАТОНОВА «ЮШКА»


Тема урока: Твори добро (по рассказу А.Платонова «Юшка»)


Идея мастерской: Каждый должен раскрыть свои способности, а не копировать кого-либо.

Девиз мастерской: Делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и жизненного опыта, корректируя себя сам.

Цели урока:

- Совершенствовать умения анализа художественного произведения, повторить и закрепить способы создания образа литературного героя, продолжить работу над формированием навыков вдумчивого чтения художественного произведения;

- Развивать речь, совершенствовать навыки работы с текстом, умения анализировать, сопоставлять, видеть художественную деталь;

-Воспитывать любовь и уважение к человеку, способствовать формированию положительных нравственных качеств личности: ответственности за поступки, уважения к чужому мнению, образу жизни, любовь к ближнему.

Оборудование: Карточки с дидактическим материалом, презентация.

Ход урока:

1. Орг.момент.

Сегодня на уроке литературы я приглашаю вас в мастерскую, но не обычную, а мастерскую слова. Тему урока я не озвучиваю, она у нас не записана, но я хочу, чтобы мы с вами в ходе нашего диалога сами сформулировали её.

А дверь в нашу мастерскую открываем словами писателя Е.Осокиной «Как много в мире зла». (читаю наизусть под тихую классическую музыку) (Сл. 2)

Как много в мире зла, и как оно нас ранит,

Как трудно раны нам бывает залечить.

И мы в том зле, что сами причиняем,

Пытаемся кого-то обличить.

Эх, люди, люди, век ваш так недолог

Зачем же нам друг друга обижать?

Ведь не жестокости, - любви с пелёнок

Учила каждого ребёнка мать.

А мы взрослеем и становимся жестоки,

И больно раним, колем, обижаем –

Как будто матери уроки

С годами напрочь забываем.

Исчезла в душах наших чувство милосердия

И не хватает доброты и понимания,

Давайте же приложим все усердия

Для возрожденья соучастья и внимания.


- Сегодня я приглашаю вас к серьёзному разговору о добре и зле, нравственном и безнравственном, о плохом и хорошем в людях. И поможет нам в этом книга Андрея Платоновича Платонова с негромким и коротким названием «Юшка».

Говорят, человек появляется на свет из чрева матери чистейшим душой и телом. Откуда же в нем потом появляются злость, черствость, бездушие?

Так вот я приглашаю вас к серьезному разговору в мастерской слова, где мы поразмышляем о любви к ближнему, о добре и зле.

- Для чего рождается человек на земле? Вы как считаете?

Над этим вопросом стоит поразмышлять.

Да, сколько людей – столько и мнений. А вот мнение современного поэта Дмитрия Голубкова. Он размышляет о назначении человека на Земле:

Человек, как звезда, рождается

Средь неясной, тревожной млечности,

В бесконечности начинается

И кончается в бесконечности.

Поколеньями созидается

Век за веком земля нетленная.

Человек, как звезда, рождается,

Чтоб светлее стала вселенная.


- Вот так много лет назад на небосклоне зажглась новая звезда… родился человек, чтобы жить, герой одноимённого рассказа «Юшка», т. е. имя его — Юшка.

Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?... Верно, о людской доброте. Теперь вы, конечно, догадались о теме урока «Твори добро» и интонация урока будет скорее грустной, чем весёлой. Речь пойдёт о том, что не все люди умеют любить, а там, где царит “нелюбовь”, всегда возникает чувство грусти. 


Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

Учитель. Дома, используя метод чтения с пометами, вы познакомились с произведением  Платонова “Юшка”.  Выбрали для себя эпиграф, который, по вашему мнению, более точно передаёт основную мысль изучаемого произведения.

1. “До конца, до тихого креста пусть душа останется чиста!” Н. Рубцов.

2. “Так всякое добро приносит и плоды добрые”. Евангелие от Матфея.

3. “А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой”. М.Ю. Лермонтов.

4. “Я счастлив счастием, мне чуждым, И грустен горестью чужой; Чужим несчастиям и нуждам Готов помочь я всей душой”. И. Суриков.

5. “Досадно мне, когда невинных бьют”. В. Высоцкий.

- Как вы считаете, какое из высказываний не имеет отношение к нашему уроку?

- Почему вы так решили? (Дети отвечают на поставленные вопросы.)

- Попробуйте по данным цитатам сформулировать цель нашего урока. (Выяснить: всегда ли в нашей жизни добро побеждается злом.)

- Теперь я предлагаю внимательно послушать ещё один, музыкальный, эпиграф к уроку: фрагмент песни “Сон мне приснился...”, написанной иеромонахом Романом, нашим современником, в исполнении Жанны Бичевской. (У каждого ученика на учебной парте находится текст с “музыкальным” эпиграфом.) (Сл. 3)

ЖАННА БИЧЕВСКАЯ - СОН МНЕ ПРИСНИЛСЯ

Сон мне приснился, Очень странный сон:

Будто я слышу погребальный звон...

Виделась в черном моя Родина.

Виделось диво – я юродивый.

Припев:

Тихо иду в белой рубахе по полю,
И журавли – Словно кресты колоколен!

Иеромонах Роман (Матюшин).

(1978 г.) 


- В тексте песни прозвучало слово юродивый. Как вы понимаете его? Кто такие юродивые? (Дети отвечают.)

Учитель. (Сл. 4)По словарю С.Ожегова “Юродивый” - чудаковатый, помешанный. Безумец, обладающий даром прорицания. Юрод – Блаженный (1) в высшей степени счастливый; 2) не совсем нормальный (первоначально юродивый (разг.); 3) то же, что святой). 

Этимологически слово ЮРОДИВЫЙ, ЮРОД восходит к слову уродивый, урод. В церковной традиции святых, которые прославились похожими подвигами, называют ликом. Есть лики мучеников, преподобных, праведных. Всем вам известны имена Преподобного Сергия Радонежского, Преподобного Серафима Саровского, Блаженной Праведной Матроны Московской. БЛАЖЕННЫЕ, или ЮРОДИВЫЕ ХРИСТА РАДИ – это особый лик святых. Их так называют, потому что они добровольно, ради Бога, отказались от дома, имущества, обрекая себя на жизнь в лишениях. Эти люди отвергли в себе гордыню, приняли на себя подвиг смирения перед другими людьми, исполняя Первую Заповедь Блаженств: “Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное”. Именно русский народ особо почитает “блаженных”, считается, что это чисто русский тип святости. Люди видели в действиях юродивых какой-то тайный смысл. Их изречения становились пророческими – и поэтому блаженных побаивались, боясь в их лице прогневить Господа. Имена таких БЛАЖЕННЫХ чтит ПРАВОСЛАВНАЯ РУСЬ.

- Какие эпизоды, связанные с Юшкой, произвели на вас особенно сильное впечатление? (“Отношение детей к Юшке”, “Отношение взрослых к Юшке”, “Минуты, проведённые Юшкой на природе”, “Похороны Юшки”.)


Динамическая пауза.

Учитель. Ребята, когда Юшка чувствует себя по-настоящему счастливым? (Дети отвечают.) (Сл. 5)

Создаётся эмоциональный настрой для восприятия текста, в котором изображена гармония человека и природы – проводится динамическая пауза 

Учитель. Попробуем и мы с вами представить себя на природе.  Встаньте, закройте глаза и вспомните теплое лето, цветущий луг, аромат лесного дыхания. Откройте глаза и опустите их вниз, чтобы лучше рассмотреть цветы. Протяните руки вперед, вот на них на секунду присела легкая бабочка и вновь вспорхнула. Поднимите руки вверх, чтобы ощутить воздушное прикосновение облачка и ласку солнечных лучей. Посмотрите направо – там чудесно поющая птичка, а теперь налево – видите, издалека смотрит на вас румяная земляника...


Учитель. У каждого из вас на парте лежат конверты с карточками и заданиями. Ознакомьтесь с ними и постарайтесь выполнить предлагаемую работу в парах как можно старательнее. (Конверты с названиями: “Череда ярких эпизодов”, “Чудесный конверт”, “Детальный подход”).


Этап самостоятельной работы (с последующей самопроверкой по эталону).

Учитель. А сейчас мы приступаем к работе в парах и индивидуально.

Виды самостоятельной работы с текстом:

- Ребята с конвертом Череда ярких эпизодов составляют композиционный план рассказа.

- Ребята, которым достался Чудесный конвертработают над выразительными средствами языка.

- Ребята с конвертом “Детальный подход” составляют сравнительные характеристики эпизода “Природа и Юшка”

Этап реализации построенного проекта деятельности.


1. Конверт “Череда ярких эпизодов”

Учитель (задаёт вопрос ребятам с конвертом “Череда ярких эпизодов”). Какой композиционный план вы построили? (Сл. 6)

1). Портрет Юшки.

2). Дети и Юшка.

3). Юшка и взрослые.

4). Юшка и природа.

5). Юшка и весёлый прохожий.

6).Похороны Юшки.

7). Приезд незнакомки.

8). Твори добро.. (Сравниваем с готовым планом на слайде.)


2. “Чудесный конверт”

(Работа с выразительными средствами языка.)

Учитель. В “Чудесном конверте” ребята должны были распутать цепочку с выразительными средствами языка и вспомнить некоторые термины. Давайте проверим, как это у них получилось (Сл. 7)


ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

Будешь, как Юшка...

СРАВНЕНИЕ

Реки, бормочущие на каменных перекатах.

МЕТАФОРА

Воздушная теплота, сладкий воздух.

ЭПИТЕТ

Сила злобы, свет любви, голос рек.


- Подберите эпитеты, при помощи которых можно охарактеризовать заглавного героя. (Слабый, жалкий, неказистый, невзрачный, тихий, скромный, незаметный, милосердный, кроткий, смирный и т. д.)

- Что такое АНТИТЕЗА? (Антитеза - противопоставление образов, картин, слов, понятий). 

Подберём противоположные по значению слова:

Добро - Зло

Любовь - Жестокость

Терпение - Насилие

Сострадание - Чёрствость

- На основании слов, подобранных к теме, скажите, каков, на ваш взгляд, основной приём построения рассказа? (Антитеза.)

- Где просматривается этот приём в произведении? (Этот приём просматривается в поведении героев.)


3. Конверт Детальный подход”

Учитель. Теперь проанализируем эпизод “Природа и Юшка”. (Сл. 8)


ЮШКА

ПРИРОДА

- Дышал

- Смотрел

- Слушал голос рек

- Склонялся к земле

- Целовал цветы, стараясь не дышать на них...

- Благоухание трав и лесов

- Живые птицы пели в небе

- Стрекозы, жуки и работающие кузнечики издавали в траве весёлые звуки

- Воздух цветов, пахнущий влагой и солнечным светом


Здесь, на лоне природы, мы видим полную гармонию человека и природы.

- Как проявляется герой через речь? (Часто повторяет слова “любовь” и “любить”) Как все живущие, он хочет любви и сочувствия, но находит их только в мире природы, а не среди людей, которые терзают его.

- Где живёт любовь Юшки? (В его сердце). 


Творческая работа

(Домашняя или в классе по времени)

Давайте пофантазируем. Подумайте и нарисуйте, как будет выглядеть сердце Юшки. Подберите ассоциации. (учащиеся подбирают ассоциации, у кого-то сердце в виде цветка, у кого-то в виде звёздочки и т. д.) обсудите в группе.

Теперь давайте подберём цвет, в который вы окрасили бы сердце Юшки.

Например:

любовь к природе – зелёный;

любовь к родине – красный;

любовь к живому – жёлтый;

любовь к людям – оранжевый.

Постарайтесь изобразить сердце Юшки, наполнив его выбранными разными цветами. Главное в этой работе не красиво нарисовать, а постараться изобразить собственное представление.


Этап рефлексии учебной деятельности.


Учитель. Теперь отвечаем на главный вопрос, поставленный в начале урока: “Побеждается ли зло добром?” (Да. В “Юшке” Платонов воспевает добро, подчёркивая, что оно всегда побеждает зло.)

- Вспомните начальную и финальную сцены. Перекликаются ли они? (Перекликаются: в начале произведения автор говорит о Юшке, о его доброте и трудолюбии, а в заключительной сцене – о доброте девушки-врача, которая бесплатно лечит людей от туберкулёза. Её все знают, как дочь доброго Юшки.)

- Такой приём, ребята, называется обрамлением (композиционная часть литературного произведения, включающая в себя, как в рамку, другие части повествования). Запишите это определение в тетрадь.

- Этот приём помогает Платонову полнее раскрыть сущность нравственной связи между людьми: добро Юшки продолжила девушка, которой он помог получить образование.

Мы с вами тоже сейчас используем приём обрамления в своей работе: начали урок со знакомства с высказываниями великих людей – и вернёмся к ним, чтобы завершить беседу о добре и зле. 

- Правы ли мы были, исключив из эпиграфов слова Лермонтова?

Почему вы так считаете?


Итоги урока. Домашнее задание.

Учитель. Подведём итоги урока.

- Ребята, ваши души соприкоснулись сегодня с сердцем прекрасного человека, умеющего прощать, любить, проявлять милосердие и сострадание. Да, Юшка много страдал от жестокости людей, но он оказался выше этого зла . Я думаю, этот рассказ никого не оставил равнодушным , и каждый из нас получил свой урок нравственности, свой урок жизни. Автор наделил своего героя мудростью наивности и силой слабости, заставив читателя верить ему, переживать за него. Надеюсь, что вы после этого урока станете ещё более внимательны друг к другу и к своим родным.

- А сейчас я каждому из вас раздам карточки с домашним заданием и сердечки, на которых вы напишете, что вам больше всего понравилось на уроке, а также поставите себе отметку, которую, вы считаете, сегодня заслужили. На карточках предлагается разноуровневое домашнее задание по выбору учащихся: 

1) Сочинение – размышление “Что значит сотворить добро в душе своей?”

2) Рассказать о другом произведении, где одним из героев является юродивый.

3) Составить 10 вопросов по содержанию рассказа “Юшка”. (Сл. 9)

ПрезентацияPPTX / 30.75 МбПрезентацияPPTX / 30.75 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

А где слайды?

30 October

Спасибо, очень интересная, глубокая работа. Презентация открылась

30 October

Спасибо, вам Ирина Владимировна!!!

30 October