Урок-практикум по основам экономики в 8 классе по теме «Деньги»
Урок-практикум по теме: «Деньги»
8 класс
Тип урока: повторительно-обобщающий (практикум)
Цель: систематизация теоретических знаний по теме «Деньги».
Задачи:
проверить теоретические знания по теме
закрепить изученный материал
расширить знания учащихся
Планируемые образовательные результаты:
1. Предметные: в результате занятия, учащиеся смогут:
систематизировать знания по теме «Деньги»;
повторить основные функции денег;
совершенствовать навыки анализа предлагаемой информации.
2. Метапредметные:
продолжить формирование регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания учебной деятельности, самоконтроля и самооценки;
продолжить формирование коммуникативных универсальных учебных действий: формулирования и аргументации собственного мнения, умения вести диалог с учителем и учащимися;
продолжить формирование познавательных универсальных учебных действий: анализа экономической информации, построения логических рассуждений, умения делать выводы.
3. Личностные:
формирование умения сотрудничать в коллективном обсуждении;
поддержание познавательного интереса к предмету.
4. Ресурсы:
экран, проектор
карточки-задания для групп;
индивидуальные карточки для учащихся;
таблица подсчёта баллов.
Этап урока | Основное содержание этапа | Основные виды деятельности учащихся | ||||||||||||
Организационный этап (1 мин.) | Проверка готовности класса к уроку, мобилизация внимания (класс поделен на группы по 4-5 человек) | Осознанное включение в учебную деятельность | ||||||||||||
Мотивация (2 мин.) | Тему сегодняшнего урока, вы узнаете, отгадав шараду: И что за слово вышло тут? Правильно, тема: «Деньги» | Разгадывание шарады и формулировка темы урока. | ||||||||||||
Целеполагание (1 мин.) | Сформулируем цели нашего урока-практикума: Систематизировать, закрепить и расширить знания по теме | Формулирование цели учебной деятельности | ||||||||||||
Повторение и систематизация теоретического материала по теме «Деньги» (30 мин.) | Творческие групповые задания. Ученики из каждой команды по-очереди выбирают карточку с вопросом, зачитывают вопрос и дают на него ответ. Если ответ неполный, то команда может дополнить его. Если ответ неправильный, то на этот же вопрос отвечает другая команда и ей засчитываются баллы. 1 тур. Вопросы – ответы (3 балла) 1. Почему в данных странах именно этот товар стал деньгами: в Америке – вампум (ракушки), на Аляске – золотой песок, у кочевых народов – скот? Ответ: этот товар высоко ценился, а его количества было достаточно для того, чтобы обеспечить товарообмен. 2. Могли бы ледяные кубики стать денежной единицей в Америке, а страусовые перья – деньгами на Руси? Ответ: нет, так как ледяные кубики недолговечны, а страусы на Руси не водятся, этот товар слишком редкий для денег на Руси. 3. Шары кегельбана могут стать деньгами? Ответ: нет, они не удобны в обращении, слишком тяжелые. 4. Почему металлические деньги вытеснили примитивные формы денег? Ответ: все металлы обладают важными свойствами: однородность, портативность, делимость, долговечность, относительная стабильность предложения, а многие примитивные формы денег такими свойствами не обладают. Например, скот – неделим, соль неустойчива к окружающей среде. 5. Почему все прочие металлы были вытеснены благородными металлами? Ответ: не все металлы обладают умеренной ограниченностью, а это приводит к тому, что собственная стоимость металла невысока. Золото и серебро – довольно редки в природе, поэтому обладают высокой стоимостью. Кроме того, золото и серебро не ржавеют, т.е. более долговечны. 6. Почему бриллианты не стали деньгами? Ответ: бриллианты обладают слишком высокой стоимостью, слишком прочны и слишком редки. Но главное заключается в том, что сумма частей не равна целому. Ценность бриллиантов зависит от их размера, поэтому 10 мелких бриллиантов, равных по весу 1 большому, не равны ему по цене. Крупный бриллиант стоит гораздо дороже, чем 10 мелких в совокупности. 2 тур. Определите функции денег (2 балла) 1. Единственное их занятие – торговля соболями, белками и прочими мехами, которые они продают покупателям, получают назначенную цену деньгами. А покупают в основном восточное монетное серебро и рабов. (средство обращения) 2. Если в Скандинавии средняя цена за рабыню составила 1 марку серебра, то на рынках Византии она была в несколько раз выше. За 3 марки серебра можно было купить рабыню или хорошего скакуна. (мера стоимости) 3. В руках воинов – купцов, разбогатевших за счет выгодных торговых операций, постепенно накапливались значительные сокровища. (средство накопления) 4. Гражданин Петраков занимался тем, что вкладывал свое жалование в покупку картин русских художников (Репина, Врубеля, Серова), в то время, как его друг просто вносил деньги в банк. (средство накопления) 5. Седаков решил приобрести спальный гарнитур, но так как денег ему не хватало, он оформил покупку мебели в кредит. (средство платежа) 6. Войдя в магазин, Алиса была поражена: платье, которое еще вчера стоило 20 динаров, подорожало в 3 раза, туфли уже имели цену 80 динаров, а белая шляпка – 40 динаров. (мера стоимости) 3 тур. Объясните смысл фраз (3 балла) 1. «Сумасшедшие деньги» - очень большие деньги. 2. «Бешеные деньги» - крупные суммы денег, легко доставшиеся и расходуемые небережливо. 3. «Он не при деньгах» - не имеет к ним доступа; отсутствие необходимых, достаточных средств. 4. «Плакали мои денежки» - бестолково растрачиваются, пропали безвозвратно. 5. «Деньги не пахнут» - у человека главное – деньги, а каким способом они добываются – неважно, т.е. для получения прибыли хороши любые средства. 6. «Время – деньги». Не трать зря время, за которое можно заработать деньги. Чем больше времени ты потратишь на бесполезное дело, тем меньше денег у тебя будет в будущем. 4 тур. Определите единое название валюты в странах. (3 балла) 1. Кения, Сомали, Танзания, Уганда, Австрия (до 31.12.2001 г.) (шиллинг) 2. Либерия, Багамские острова, Тайвань, Ямайка, Австралия (доллар) 3. Ливия, Кувейт, Тунис, Сербия, Алжир (динар) 4. Колумбия, Уругвай, Аргентина, Куба, Мексика (песо) 5. Габон, Камерун, Того, Руанда, Швейцария (франк) 6. Норвегия, Швеция, Исландия, Чехия, Дания (крона) 7. Пакистан, Непал, Индонезия, Шри-Ланка, Индия (рупия) 5 тур. Определите валюты бывших союзных республик СССР (по 1 баллу за верный ответ) № 1.
Ответ: 1г 2д 3б 4а 5в № 2.
Ответ: 1б 2г 3а 4д 5в № 3
Ответ: 1в 2а 3д 4б 5г Проверка и подсчёт баллов по каждой команде. | Аргументированные ответы на вопросы. Читают текст и определяют функции денег. Высказывают свои предположения. Анализируют и определяют название валюты. Сопоставляют информацию в двух колонках. | ||||||||||||
Проверка знаний учащихся (5 мин.) | Индивидуальные задания Каждому ученику выдается карточка с тестами для самостоятельной работы. За 5 минут учащийся должен выбрать правильные ответы на вопросы теста. (За каждый правильный ответ - 1балл) ВАРИАНТ 1 (выберите один верный ответ) 1. Первые монеты начали чеканить: а) в Древней Индии б) в Древнем Китае в) в Древней Греции г) в Европе 2. Чем из перечисленного не могут служить деньги: а) средством обмена б) средством измерения в) мерой веса г) средством платежа 3. Ликвидность актива показывает степень а) надежности актива б) легкости перевода денег в активы в) ветхости денег г) легкости перевода актива в деньги 4. Бартер возникает, когда: а) крестьянин и ремесленник обменива-ются благами с помощью денег б) крестьянин и ремесленник обменива-ются благами по указанию барина в) крестьянин и ремесленник по обоюд- ному согласию обмениваются благами г) все ответы верны 5. К наличным денежным средствам относятся: а) банкноты б) деньги на счете в банке в) чеки г) электронные деньги ВАРИАНТ 2 (выберите один верный ответ) 1. Какой стоимостью обладают деньги: а) меновой б) стоимостью затрат на их изготовление в) потребительной г) меновой и потребительной. 2. Что называется эмиссией денег: а) изъятие их из оборота страны б) обмен их на товар в) выпуск в обращение г) обмен на иностранную валюту 3. Выберите верное утверждение: а) деньги – это такой же товар, как и любое благо б) деньги усложняют обмен товарами в) деньги удлиняют процесс обмена благами г) все ответы верны. 4. Что обладает более высокой ликвидностью а) акция Газпрома б) срочный вклад в банке в) автомобиль «BMW». г) купюра в 100 рублей 5. В первобытном обществе роль денег играли: а) любые товары б) шкуры в) золото г) соль ВАРИАНТ 3 (выберите один верный ответ) 1. В истории человечества в качестве денег никогда не использовали: а) медь б) рис в) соль г) ветер 2. Использование рубля как средства измерения подразумевает, что а) рубли можно класть на счет в банк б) любой товар имеет цену, выраженную в рублях в) с помощью рублей можно купить любой товар г) только рубли можно использовать при денежных расчетах 3. Какого качества прежде всего не хватает баскетбольному мячу, чтобы он мог выполнять функции денег: а) узнаваемости б) портативности в) долговечности г) относительной стабильности предло-жения 4. Существуют ли вещи, обладающие абсолютной неизменной стоимостью: а) не существуют б) да, это валюта развитых стран в) да, это недвижимость г) да, это драгоценные металлы 5. Национальная денежная единица на Руси появилась: а) при Владимире Красное Солнышко б) при Петре I в) при царствовании Ивана III г) у Дмитрия Донского ВАРИАНТ 4 (выберите один верный ответ) 1. Первые монеты изготавливались из: а) меди б) электрума в) железа г) олова 2. Бартер возникает, когда: а) на деньги перестают обменивать товар б) в стране нет бумажных денег в) в стране нет безналичных денег г) золото не является деньгами 3. Что не является функцией денег: а) средство измерения б) средство платежа в) средство производства г) средство сбережения 4.Что обладает наименьшей ликвидностью а) купюра в 100 долларов б) рояль в) автомобиль «BMW» г) купюра в 50 рублей 5. От чего зависит стоимость денег: а) от затрат на их изготовление б) от материала, из которого они сделаны в) от возможности обменять их на какой-либо товар г) нет верного ответа. Ответы: Вариант 1 1б 2в 3г 4в 5а Вариант 2 1а 2в 3а 4г 5б Вариант 3 1г 2б 3б 4а 5в Вариант 4 1б 2а 3в 4б 5в | Выполняют задания по карточкам | ||||||||||||
Рефлексия. Оценивание. (5 мин.) | Подведение окончательных итогов. Вспомните, какую цель занятия мы ставили? Достигли ли мы поставленной цели? В листах самооценки поставьте баллы за групповой и индивидуальный этапы. С чем связаны ваши затруднения? Оцените сегодняшний урок по 3-балльной системе: 1 – понравился 2 – не совсем понравился 3 – не понравился | Обобщение содержания урока на системном уровне. Анализ собственной учебной деятельности и самооценка. | ||||||||||||
Задание на дом (1 мин.) | Повторить гл. 11 и 12, написать мини-сочинение «Зачем людям понадобились деньги?» или «Деньги на Руси» | |