Урок-презентация "Способы измерения физических величин"
2025-2026 уч. год УРОК № 4 ФИЗИКА, 10 класс, профиль
Методические комментарии учителя к уроку-презентации по теме
«Способы измерения физических величин»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Базовые основы учебного материала по данной теме не только изучались на ступени основного общего образования, но имели практическое применение в ходе выполнения обучающимися лабораторных работ и составления отчетов по ним.
Переход на ступень профильного образования требует от старшеклассников не только расширенных теоретических знаний по теме, но и практических умений применять их для качественной оценки результатов учебных исследований, экспериментов. Практическая значимость данного учебного материала связана также с наличием определенного типа заданий ЕГЭ по физике.
Слайды урока-презентации содержат, казалось бы, много текста. Чтобы не допустить визуально-графической перегрузки школьников на уроке, информация выводится на слайды порционно - по щелчку компьютерной мыши.
Обозначенные выше особенности тематического материала позволяют мне разработать и провести урок-презентацию, послайдовые пояснения и планируемое время этапа урока к которому привожу ниже! (Планируемое время урока 45 минут)
Слайд 1. Титульный слайд, появление которого позволяет провести блиц-повторение базовых терминов и определений. До 5 минут
- Можно ли, осваивая физику, не измерять? Почему?
- Признаки измерительного прибора назовите:
- Как определить цену деления шкалы?
- Могут ли измерительные приборы иметь две или несколько шкал?
- Когда физики используют двух(много)шкальные измерительные приборы?
Слайд 2. Приводятся цель и задачи урока, что определяет вектор деятельности каждого ученика на уроке. До 3 минут
Слайд 3. Название слайда и предлагаемые фразы определяют проблему, решение которой требует систематизации уже известных понятий и формулирование ключевой фразы о необходимости количественного описания физических явлений или процессов.
Затем школьникам предлагается распределить физические величины по категориям, провести проверку качества выполнения задания. До 6 минут
Слайд 4. Приведена подробная характеристика физической величины. Текстовый материал слайда анализируется и присваивается каждым учеником, конспектируется в рабочую тетрадь. До 3 минут
Слайд 5. После краткого обсуждения необходимости систематизации разрозненных, существовавших в разных странах, единиц измерения физических величин, приведена информация о появлении международной системы измерений СИ. Школьникам предложено соотнести основные физические величины с единицами их измерения.
Предлагается новый термин: экспоненциальная запись результата измерения. После обсуждения, конспектирование в рабочую тетрадь.
Повторение уже известных школьникам множителей и приставок, чаще всего используемых для представления результата. До 4 минут
Слайд 6. Закрепление умений перевода физических величин в систему СИ в формате игры «Дальше…Дальше». Работают две команды. Представители команд, выходя поочередно к доске, выполняют перевод величин из одной системы в другую (проверка правильности выполнения задания). Побеждает команда, быстрее выполнившая все переводы. До 5 минут
Слайд 7. Знаете ли вы, что… Информационно-познавательный материал, позволяющий углубить знания школьников о системе измерений физических величин. До 3 минут
Слайд 8. Расширяем знания об ошибках измерения: информация на слайде изучается, присваивается, конспектируется. Необходимо акцентировать внимание школьников на правилах записи результатов измерения с погрешностью! До 4 минут
Слайд 9. Посвящён глубокому освоению правил прямого измерения и расчета возникающей при этом ошибки (погрешности). Предложены формулы для расчета. Сделан акцент на освоение понятия «класс точности прибора». В качестве рефлексии – индивидуальное выполнение задания. До 5 минут
Слайд 10. Новым элементом познания, на мой взгляд, станет знакомство с графической обработкой результатов измерений. На слайде – таблица результатов измерений и алгоритм деятельности школьников по оформлению графика результатов с учетом погрешностей. Новым знанием станет понимание сущности термина «бары». Минутка рефлексии «На уроке я узнал…» До 6 минут
Слайд 11. Озвучивается домашнее задание, состоящее из обязательной части и дополнительной (по желанию учеников). Инструктаж по выполнению. До 2 минут
Слайд 12. Список источников информации.


Как измеряют физические величиныPPSX / 1.48 Мб