Урок биологии в 6-м классе по теме «Осенние изменения в жизни растений, листопад»
Пояснительная записка к презентации
Урок биологии в 6-м классе по теме «Осенние изменения в жизни растений,листопад". учитель ХрящеваТ. А.
Тема: «Осенние изменения в жизни растений, листопад»
Цель урока: расширение и углубление знаний учащихся о процессах протекающих с наступлением осени у растений; о листопаде как приспособлении растений к неблагоприятным условиям.
Задачи урока:
- Расширение знаний о листопаде как процессе выделения у растений.
- Развитие коммуникативных умений и умений работать в группе.
- Воспитание любви к окружающей природе.
- Отработка навыков составления японского стиха синквейн.
Оборудование: репродукции картин осени, работы обучающихся, листья из бумаги.
ТСО: гербарии листьев, репродукции осени, бумага, учебники, видеофильм «Жизнь растений», презентация по теме «Листопад», мультимедийный проектор.
Задачи урока:
- расширение знаний о листопаде;
- систематизирование творческой активности, создание условий для ее проявления
- развитие коммуникативных умений;
- формирование рефлексивных качеств (самоанализ, самокоррекция);
- формирование умений выделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать;
- формирование навыков работы в группе.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы проводим необычное занятие. Давайте вспомним, как выглядит природа
в период ,многими любимый.
(Звучит музыка. На экране кадры фильма «Входим в осень»
Кто скажет в какое время года сняли фильм?
А какое время года сейчас на дворе?Эта тема часто звучит в песнях стихах прозе
Как описывают поэты это время года?
Учащиеся читают стихи:
А. С. Пушкин
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Алексей Плещеев
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца...
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!....
Славная осень
Николай Некрасов
Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно - покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.
Последний лист на ветке голой
Серьгою бронзовой повис
И ждет, когда зимой суровой
Его сорвет и бросит вниз
Упрямый лист, и над тобою
Закон суровый в мире есть:
Что отцвело своей весною,
Тому еще не раз зацвесть.
(М. Ковалевский)
Учитель: Такими словами поэты воспевают осень: рябины пламень, пламенеющие осины, бронзовые серьги, желтая резьба. Уже в конце августа наступает расцвечивание листьев, в сентябре оно нарастает, а к концу сентября достигает максимума – начало осени переходит в золотую осень.(cлайды на тему осени).
А какие у вас возникают ассоциации со словом осень (листопад,дожди,тучи)?
А знаете ли вы,что деревья имеют разную окраску осенью
Демонстрация гербариев для показа
Каждая порода деревьев имеет свою осеннюю раскраску листьев: светло-желтую – клены, грабы и березы; буровато-желтую – дубы; пунцово-красную – вишня, рябина, барбарис; пурпуровую – черемуха; фиолетовую – бирючина, бересклет; оранжевую – осина; мутно-буро-зеленую – ольха.
К 30 сентября отмечается полная осенняя раскраска листьев клена остролистного, у черемухи обыкновенной, липы, осины. Спустя 5–10 дней осеннюю окраску принимают березы, рябина обыкновенная, дуб черешчатый. Еще через день-два полностью окрашивается в желтый цвет хвоя лиственницы сибирской, затем примерно через 2 недели – лиственницы европейской. Травянистые растения также приобретают красные, фиолетовые и желтые тона и оттенки – всюду виден яркий прощальный наряд. На багряном фоне листопадных растений ярко выделяются зеленые сосны, ели, пихты, можжевельники.
В октябре проходит листопад у березы бородавчатой, сбрасывают последние листья липа мелколистная и клен остролистный. Через 3–7 дней после конца листопада у березы бородавчатой это явление наступает у рябины обыкновенной и заканчивается хвоепад у лиственницы сибирской. Несколько позже сбрасывает хвою лиственница европейская.
Как вы думаете:о каком явлении мы сейчас говорим? (листопад )
II. Тма нашего урока: листопад.
1. Существует ряд примет, связанных с листопадом. Назовем их.
Если листья березы осенью начнут желтеть с верхушки, то следующая весна будет ранняя, а если снизу – то поздняя. (слайды)
Листья осины лежат на земле кверху лицом – зима будет холодная, кверху изнанкой – теплая.
Прежде времени лист опадает – к долгой зиме.
Пока лист с вишневых деревьев не опал, сколько бы снегу не выпало, оттепель его сгонит.
Запишем на доске ваши ассоциации, связанные с осенью и листопадом: холод, ветер, грусть, Пушкин, желтый и т.д. Систематизируем собранный материал, составим схему – кластер:
погода |
люди |
лист |
Листопад деревья |
чувства |
2. Почему листья меняют цвет? Самостоятельная работа с текстом.
Работа с текстом параграфа. Прочитайте текст и найдите ответ на вопросы
Ученик: При понижении температуры воздуха и уменьшении световой части дня начинается разрушение хлорофилла. При этом проявляются другие пигмента (желтого и оранжевого цвета) – ксантофилл и каротин. В клеточном соке некоторых растений накапливается антоциан, который является признаком прекращения поступления веществ в лист и его отмирание. Этот пигмент меняет свой цвет в зависимости от реакции клеточного сока: кислая среда определяет красную и малиновую окраски, нейтральная – фиолетовую, щелочная – синюю. При этом возможны и все оттенки переходов.
Учитель: Почему листья падают?
Между листом и стеблем образуется особый отделяющий слой (пробковый). Клетки этого слоя легко теряют между собой связь и лист отрываетсяУчитель: Назовем и запишем те процессы, которые сопровождают листопад. Ученики:
– Лист накапливает ненужные вещества.
– Лист меняет цвет.
– Лист падает.
– Между листом и стеблем образуется пробковый слой.
– Лист отрывается.
– В листьях разрушается хлорофилл.
– Лист становится бурым.
III. Закрепление материала
1. Учитель: разместите в данном перечне элементы в порядке протекания процессов. Проверим– В листьях разрушается хлорофилл.
– Лист меняет цвет.
– Лист накапливает ненужные вещества.
– Между листом и стеблем образуется пробковый слой.
– Лист становится бурым.
– Лист отрывается.
– Лист падает.
2. Работа с материалом.
Учитель: Мы проговорили, что мы уже знаем. А все ли мы узнали? Переходим к фразе: “Я хочу узнать…”. Работаем с учебником ( “Биология: бактерии, грибы, растения”, 6-й класс,В,С, Кучменко 2014.). Прочитайте текст параграфа
Беседа по поставленным знакам.
Учитель: Ответьте на вопрос – какое значение имеет листопад для растений?
Ученик: Листопад позволяет растению экономить воду, растение использует листья в качестве контейнера для удаления ненужных веществ, предотвращается обламывание ветвей зимой под тяжестью снега.
Учитель: Заключением этого этапа станет знакомство с вашими проектами. При защите работы можно задавать вопросы.
IV. Защита проектов.
Творческое задание
Учитель: А сейчас составим синквейн на предложенных резных листочках, которые прикрепим к изображенному на листе ватмана дереву на доске. Правила составления синквейна. (учитель раздает каждому )
На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это тема синквейна - листопад.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого высказывается свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная фраза в контексте с темы.
Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
Листопад
Прекрасный, оберегающий.
Отрывается, кружится, падает,
Растение готовится к зиме.
Лист(слайд )
Выполнение работы: составление синквейна и запись его на нарезанной в форме листьев клена бумаге.(слайд)
Учащиеся зачитывают составленные синквейны и прикрепляют листочки на рисунок дерева на доске. Во время выполнения работы звучит музыка Шопен «Осень»
Заключительное слово учителя: Сегодня мы обратили внимание на осеннее явление природы – листопад. Рассмотрели его физиологические основы и определили биологическое значение
Теме листопад и осени посвящали свои работы выдающиеся художники и композиторы,поэты предлагаю вашему вниманию картины известных художников,основная тема-осень.(слайд презент)
Просмотр водеофильма и картин об осени(слайды презентации)
V. Итог урока:учитель благодарит ребят за урок и подготовку,оценивание работ учеников,задание д/з,выставление оценок.