12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72114
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи

Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

УУД

Личностные:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные:.

Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: сформировать понятие о природном сообществе, по­знакомить со структурой природного сообщества, дать представ­ление о компонентах природного сообщества и их взаимосвязях; формировать понятие о биогеоценозе как о совокупности биоти­ческих организмов и абиотических условий среды на конкретной территории; познакомить с многообразием природных сообществ.

Оборудование и материалы: таблицы: «Природное сообще­ство», «Растения елового леса», «Растения соснового леса», «Ра­стения широколиственного леса», «Растения луга», «Растения болота», «Ярусность в растительном сообществе», гербарии ра­стений, характерных для различных растительных сообществ.

Ключевые слова и понятия: растительное сообщество, фитоце­ноз, преобладающие виды (виды-эдификаторы), сопутствующие виды; биогеоценоз, экосистема; природные и искусственные эко­системы.

Ход урока

Актуализация знаний

1.Объясните, по какой причине в природном сообществе совместно существуют различные группы гетеротрофных организмов.

2.Назовите организмы, составляющие лесной биогеоценоз, которые являются автотрофами.

3.Охарактеризуйте структуру природного сообщества.

4.Как вы думаете, меняется ли состав природного сообщества
в зависимости от времени года?

5.Найдите в Интернете сведения о том, какие природные со-
общества имеются в вашем регионе.

6.Отметьте, каких биогеоценозов там больше — лесных, луговых или степных, из каких пород древесных растений состоят леса

Изучение нового материала

Рассказ учителя

Своеобразие природного сообщества зависит от состава живых организмов, которые его населяют, и от количества их видов. На­пример, если в природном сообществе в большом количестве пред­ставлена ель, то это будет еловый лес. Но если в нём приблизитель­но одинаковое количество елей и берёз, то это будет уже иное рас­тительное сообщество — смешанный лес (например, березняк с подростом ели). Дубрава — природное сообщество, в котором дре­весные породы представлены в основном дубом.

 

 

Сообщества живых организмов

 
 

 

Видовое население в биогеоценозе формируется постепенно в те­чение ряда лет путём притока видов из соседних территорий. В итоге со временем здесь поселяются виды, взаимно дополняющие друг друга: по использованию имеющихся природных условий, по биоло­гическим потребностям видов и по их жизненным формам. Это по­зволяет на одной и той же территории разместиться очень большому количеству разных видов растений, грибов и животных.

Влажный тропический лес — самое богатое видами природное со­общество. Благодаря его сложному ярусному строению плотность его населения — животных, растений, грибов и бактерий — чрезвычай­но велика. Поэтому искусственно восстановить тропический лес практически невозможно.

Влажный тропический лес 1

 

 

 

Все организмы природного сооб­щества размещаются в нём в соответствии с особенностями строения своего тела и потребностями для жизни. Так, растения леса определя­ют строение этого природного сообщества. Оно представлено в виде ярусов (этажей), возвышающихся один над другим. В том или ином ярусе размещаются органы растений — листья, цветки и пло­ды (надземные ярусы).

Ярусы лесного биогеоценоза (дубравы)

 

 

 

 


 

В дубраве наиболее высокие растения — дуб, липа, клён, ясень. Их кроны находятся в наилучших условиях освещённости. Они образуют самый высокий — верхний, или первый, — ярус. Второй ярус состав­ляют низкорослые деревья: рябина, черёмуха, яблоня, боярышник. Третий — более низкий — ярус образуют кустарники: орешник, кру­шина, калина. Ещё ниже располагается четвёртый ярус, его составля­ют травы: медуница, купена, вороний глаз, ветреница, а у самой по­чвы — пятый ярус, занятый мхами и лишайниками. Почву выстилает «подстилка» из перепревших остатков опавших листьев, отмерших по­бегов и веток. В каждый ярус леса входит большое количество видов. Названные ярусы отражают надземную ярусность леса.

Количество ярусов — надземных и подземных — в разных природ­ных сообществах неодинаково. Чем более благоприятными оказываются условия биотопа, тем большим числом ярусов он отличается. Если в ду­браве можно выделить 5~6 надземных ярусов, то в ельнике их не более трёх. В тропических лесах насчитывают более 15 надземных ярусов.

По ярусам размещаются не только растения, но и все другие обита­тели природного сообщества: бактерии, грибы, водоросли и животные.

Сочетанием разных жизненных форм растений (деревьев, кустар­ников, трав, водорослей) и других обитателей биогеоценоза (бактерий, грибов, лишайников, животных) обеспечивается наиболее полное ис­пользование живым населением абиотических условий на данной тер­ритории.

Условия обитания в природном сообществе. В пределах разных ярусов наблюдаются неодинаковые условия обитания. Так, в верхнем ярусе сказывается яркое солнечное освещение и сильное влияние ве­тра. Поэтому в этом ярусе располагаются светолюбивые виды растений и те, у которых ветер переносит пыльцу, осуществляет распростране­ние семян (ель, сосна, берёза).

В более низких ярусах значительно меньше света, так как его по­глощают кроны деревьев, но зато в воздухе больше влаги и нет ветра. В этом ярусе леса встречаются лишь сравнительно теневыносливые растения с насекомоопыляемыми цветками, имеющие плоды или семе­на, распространяемые животными. Поэтому именно здесь многие жи­вотные (дрозды, иволги, сойки, белки) размещают свои гнёзда.

У самой поверхности почвы, где много перегноя и теплее, чем в дру­гих ярусах, скапливаются углекислый газ и влага, но там мало света. Поэтому в самых нижних ярусах поселяются тенелюбивые виды расте­ний (кислица, ландыш, майник). Для них характерны широкие тёмно­зелёные листья, пахучие цветки, имеющие белую окраску. Многие рас­тения самоопыляемые, семена распространяются с помощью Муравьёв, птиц, конечностями крупных животных или путём саморазбрасывания.

У большого количества растений, входящих в биогеоценоз и раз­личающихся по своим биологическим свойствам, органы питания раз­мещаются в разных ярусах. Поэтому все виды организмов природно­го сообщества, обитая на одной и той же территории, не конкурируют, а дополняют друг друга при использовании условий окружающей среды.

Природное сообщество — это комплекс разнообразных живых
организмов, приспособленных к совместной жизни в данных при-
родно-климатических условиях.

Размещение живых организмов по ярусам обеспечивает возможность существования на небольшой территории земной поверхности необы­чайно большого количества видов из разных царств живой природы.

этажи леса

 

 

 

 

Именно совместная жизнь в природных сообществах обусловила появление в процессе эволюции большого разнообразия форм жи­вых организмов. Это проявляется в их строении, характере пита­ния, сроках размножения и способах распространения по земной поверхности.

Все организмы, входящие в природное сообщество, приспособле­ны к совместной жизни. Биогеоценоз (экосистема) — это совокуп­ность большого количества видов, которые взаимодействуют между собой и приспособились к совместной жизни, а также к определён­ным условиям среды обитания.

Закрепление знаний и умений

1.Объясните, почему у лесных растений: черёмухи, боярышни­ка, ландыша — цветки белые и имеют сильный запах.

2.Охарактеризуйте значение для зелёных растений лесного биогеоценоза населяющих его организмов-гетеротрофов.

3.Выявите черты сходства и различия между понятиями «над­земный ярус» и «подземный ярус».

4.Как вы думаете, какие листья пожелтеют раньше: те, которые появились весной, или те, которые образовались летом? Объяс­ните своё предположение.

5.Подготовьте сообщение о разнообразии видов природных со­обществ на территории вашего региона.

Ресурсы:

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс


 

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html


 

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.