Урок по биологии в 6 классе «Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе»
Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни
УУД
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Формирование ответственного отношения к учению;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные:.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Формирование навыка смыслового чтения.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Цели: сформировать понятие о природном сообществе, познакомить со структурой природного сообщества, дать представление о компонентах природного сообщества и их взаимосвязях; формировать понятие о биогеоценозе как о совокупности биотических организмов и абиотических условий среды на конкретной территории; познакомить с многообразием природных сообществ.
Оборудование и материалы: таблицы: «Природное сообщество», «Растения елового леса», «Растения соснового леса», «Растения широколиственного леса», «Растения луга», «Растения болота», «Ярусность в растительном сообществе», гербарии растений, характерных для различных растительных сообществ.
Ключевые слова и понятия: растительное сообщество, фитоценоз, преобладающие виды (виды-эдификаторы), сопутствующие виды; биогеоценоз, экосистема; природные и искусственные экосистемы.
1.Объясните, по какой причине в природном сообществе совместно существуют различные группы гетеротрофных организмов.
2.Назовите организмы, составляющие лесной биогеоценоз, которые являются автотрофами.
3.Охарактеризуйте структуру природного сообщества.
4.Как вы думаете, меняется ли состав природного сообщества
в зависимости от времени года?
5.Найдите в Интернете сведения о том, какие природные со-
общества имеются в вашем регионе.
6.Отметьте, каких биогеоценозов там больше — лесных, луговых или степных, из каких пород древесных растений состоят леса
Рассказ учителя
Своеобразие природного сообщества зависит от состава живых организмов, которые его населяют, и от количества их видов. Например, если в природном сообществе в большом количестве представлена ель, то это будет еловый лес. Но если в нём приблизительно одинаковое количество елей и берёз, то это будет уже иное растительное сообщество — смешанный лес (например, березняк с подростом ели). Дубрава — природное сообщество, в котором древесные породы представлены в основном дубом.
Сообщества живых организмов
Видовое население в биогеоценозе формируется постепенно в течение ряда лет путём притока видов из соседних территорий. В итоге со временем здесь поселяются виды, взаимно дополняющие друг друга: по использованию имеющихся природных условий, по биологическим потребностям видов и по их жизненным формам. Это позволяет на одной и той же территории разместиться очень большому количеству разных видов растений, грибов и животных.
Влажный тропический лес — самое богатое видами природное сообщество. Благодаря его сложному ярусному строению плотность его населения — животных, растений, грибов и бактерий — чрезвычайно велика. Поэтому искусственно восстановить тропический лес практически невозможно.
Влажный тропический лес 1
Все организмы природного сообщества размещаются в нём в соответствии с особенностями строения своего тела и потребностями для жизни. Так, растения леса определяют строение этого природного сообщества. Оно представлено в виде ярусов (этажей), возвышающихся один над другим. В том или ином ярусе размещаются органы растений — листья, цветки и плоды (надземные ярусы).
Ярусы лесного биогеоценоза (дубравы)
В дубраве наиболее высокие растения — дуб, липа, клён, ясень. Их кроны находятся в наилучших условиях освещённости. Они образуют самый высокий — верхний, или первый, — ярус. Второй ярус составляют низкорослые деревья: рябина, черёмуха, яблоня, боярышник. Третий — более низкий — ярус образуют кустарники: орешник, крушина, калина. Ещё ниже располагается четвёртый ярус, его составляют травы: медуница, купена, вороний глаз, ветреница, а у самой почвы — пятый ярус, занятый мхами и лишайниками. Почву выстилает «подстилка» из перепревших остатков опавших листьев, отмерших побегов и веток. В каждый ярус леса входит большое количество видов. Названные ярусы отражают надземную ярусность леса.
Количество ярусов — надземных и подземных — в разных природных сообществах неодинаково. Чем более благоприятными оказываются условия биотопа, тем большим числом ярусов он отличается. Если в дубраве можно выделить 5~6 надземных ярусов, то в ельнике их не более трёх. В тропических лесах насчитывают более 15 надземных ярусов.
По ярусам размещаются не только растения, но и все другие обитатели природного сообщества: бактерии, грибы, водоросли и животные.
Сочетанием разных жизненных форм растений (деревьев, кустарников, трав, водорослей) и других обитателей биогеоценоза (бактерий, грибов, лишайников, животных) обеспечивается наиболее полное использование живым населением абиотических условий на данной территории.
Условия обитания в природном сообществе. В пределах разных ярусов наблюдаются неодинаковые условия обитания. Так, в верхнем ярусе сказывается яркое солнечное освещение и сильное влияние ветра. Поэтому в этом ярусе располагаются светолюбивые виды растений и те, у которых ветер переносит пыльцу, осуществляет распространение семян (ель, сосна, берёза).
В более низких ярусах значительно меньше света, так как его поглощают кроны деревьев, но зато в воздухе больше влаги и нет ветра. В этом ярусе леса встречаются лишь сравнительно теневыносливые растения с насекомоопыляемыми цветками, имеющие плоды или семена, распространяемые животными. Поэтому именно здесь многие животные (дрозды, иволги, сойки, белки) размещают свои гнёзда.
У самой поверхности почвы, где много перегноя и теплее, чем в других ярусах, скапливаются углекислый газ и влага, но там мало света. Поэтому в самых нижних ярусах поселяются тенелюбивые виды растений (кислица, ландыш, майник). Для них характерны широкие тёмнозелёные листья, пахучие цветки, имеющие белую окраску. Многие растения самоопыляемые, семена распространяются с помощью Муравьёв, птиц, конечностями крупных животных или путём саморазбрасывания.
У большого количества растений, входящих в биогеоценоз и различающихся по своим биологическим свойствам, органы питания размещаются в разных ярусах. Поэтому все виды организмов природного сообщества, обитая на одной и той же территории, не конкурируют, а дополняют друг друга при использовании условий окружающей среды.
Природное сообщество — это комплекс разнообразных живых
организмов, приспособленных к совместной жизни в данных при-
родно-климатических условиях.
Размещение живых организмов по ярусам обеспечивает возможность существования на небольшой территории земной поверхности необычайно большого количества видов из разных царств живой природы.
этажи леса
Именно совместная жизнь в природных сообществах обусловила появление в процессе эволюции большого разнообразия форм живых организмов. Это проявляется в их строении, характере питания, сроках размножения и способах распространения по земной поверхности.
Все организмы, входящие в природное сообщество, приспособлены к совместной жизни. Биогеоценоз (экосистема) — это совокупность большого количества видов, которые взаимодействуют между собой и приспособились к совместной жизни, а также к определённым условиям среды обитания.
Закрепление знаний и умений
1.Объясните, почему у лесных растений: черёмухи, боярышника, ландыша — цветки белые и имеют сильный запах.
2.Охарактеризуйте значение для зелёных растений лесного биогеоценоза населяющих его организмов-гетеротрофов.
3.Выявите черты сходства и различия между понятиями «надземный ярус» и «подземный ярус».
4.Как вы думаете, какие листья пожелтеют раньше: те, которые появились весной, или те, которые образовались летом? Объясните своё предположение.
5.Подготовьте сообщение о разнообразии видов природных сообществ на территории вашего региона.
Ресурсы:
И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы
Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»
В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс
Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к
учебник «Биология», 6-й класс
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций