12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лысак Татьяна Петровна163
Работаю в школе с 1985 года. С 1993 года - учителем русского языка и литературы.
Украина, Луганская область, г. Луганск

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ И ЦИТАТАХ

(Создание презентации по теме)


Урок русского языка в 11-м классе

учителя высшей категории

Лысак Татьяны Петровны

Цель: закрепление теоретических понятий о прямой речи и цитатах, как разновидности прямой речи; основных признаках и функциях предложений с прямой речью; развитие навыков исследовательской, сопоставительной деятельности, умения систематизировать материал; акцентуализация внимания на основных нормах языка: орфоэпической и орфографической; контроль знаний, умений и навыков учащихся по теме; формирование коммуникативных умений, понимания значения соблюдения пунктуационных норм в устной и письменной речи

Тип урока: урок-практикум

Оборудование: 1. Эпиграф на слайде:

Если я цитирую других, то лишь для того,
чтобы лучше высказать свою собственную мысль. 
                                                         
М. Монтень

2. Орфоэпический словарь.

3. Компьютер или ноутбук для заполнения текстового поля презентации «Знаки препинания при прямой речи и цитатах» и показа Орфоэпической галереи.

4. Мультимедийный экран для просмотра результата работы над презентацией.

5. Индивидуальные задания по теме (Приложения 1- 6)

6. Слайдовая презентация, частично выполненная учителем для совместной работы на уроке.

Ход урока

І. Организационный момент: совместное определение темы урока и его целей при помощи работы в парах: «Вопрос – ответ» (Приложение 1)

Слово учителя: Вы обратили внимание, что каждый отвечающий в паре использовал прямую речь? Какой будет тема урока? Тему записывают в тетрадь.

(Тема обозначена на мультимедийном экране (Слайд 1)

Мы знакомимся с понятиями «Прямая речь», «Цитаты» начиная с 5 класса, знаем и используем пунктуационные нормы в устной и письменной речи, попробуйте определить цели нашего урока.

(Учащиеся определяют цели, учитель корректирует, если нужно и доводит до сведения учащихся цели, которые поставил сам).

ІІ. Мотивация учебной деятельности. Посмотрите на эпиграф к уроку (Слайд2).

А часто ли мы используем прямую речь? Цитаты?

ІІІ. Актуализация опорных знаний.

Учитель определяет задачу:

- запишите предложения с прямой речью (прямою мовою)«Счастье внутри тебя»,— учат мудрецы. Мудрецы учат: «Счастье внутри тебя». «Счастье, - учат мудрецы, - внутри тебя».
2)
предложения с косвенной речью (непрямою мовою): Мудрецы тысячи лет учили, что счастье — в нашем внутреннем состоянии.
З)
предложения с вводными словами или предложениями, которые указывают на чужую речь: По мнению мудрецов, «счастье внутри тебя».;
4)
предложения, которые включают дополнения с предлогом о, указывающим на чужую речь: Мудрецы говорят о счастье, как о внутреннем состоянии.

Один ученик у доски составляет схемы предложений с прямой речью,

с остальными учитель заполняет Слайд 3

IV. Систематизация знаний

- Определите, как можно передать чужую речь?

Проверяются знаки препинания по составленным на доске схемам.

Предложение с прямой речью состоит из двух частей:
1)
слова автора (А, а), указывающие на того, кто произнёс речь (авторское введение): Мудрецы учат...;
2)
прямая речь (П, п) — точно воспроизведённая чужая речь: «Счастье внутри тебя».



- Пришло время вспомнить и само определение прямой речи.

Прямая речь — это точно воспроизведённая чужая речь, которая передаётся от лица того, кто говорит.

Заполняется Слайд 4


- Работа с текстом (Приложение 2)

Прочитайте текст, дополните его словами из «справки», работайте карандашом, подготовьтесь к выразительному чтению.

И был день, когда папа взял мальчика Диму в зоопарк и показал ему тигра. У тигра были глаза с вертикальными зрачками. Вокруг чёрного кожаного носа расходились чёрные круги. Уши торчали на голове, как два равнобедренных треугольника.
«Папа, я хочу тигра», — ... Дима, когда они отошли от клетки. Папа шёл и думал о своём. Дима ... : «Ну, папа...». — «Ну что, что?» —
раздражённо ... папа.
Если бы Дима был постарше, он бы понимал, что в такие минуты о делах говорить не следует. Но Диме было только шесть лет, и он ... : «Я хочу, чтобы тигр жил у меня в доме». — «Дома живут кошки и собаки, а тигры дома не живут», — ... папа.
 
                                                                                                                                                                      
(В. Токарева)

С п р а в к а. 1) Попросил, 2)настаивал, 3)возражал, 4)ответил, 5)упорствовал.

Выпишите выделенные слова в тетрадь.

- Конечно же, справочный материал к этому заданию был вам подсказкой, но я уверена, что каждый из вас назовет по одному слову, которые могут быть использованы для оформления прямой речи в словах автора.

Заполняется Слайд 5

Выполняем задание «Найди соответствия»

А. Гуров, глядя на неё теперь, думал: "Каких

только не бывает в жизни встреч!"

1)"П,—а.—П".

Б. "Они на обрыв полезли, — быстро
и тихо сказал мальчик. — Те
рентий их повёл на катакомбы".

2) « П,»- а.

В. "Возле города, — вспоминает один из моих товарищей, — тогда была берёзовая роща".

3)"П?"-а.

Г. «А в самом деле, где теперь мои друзья?» думал лейтенант.

4) «П, -а,- п.»

Д. "Нам необходимо встретиться", — сказал он.

5) А: "П!"

Запишите в тетрадь

Проверьте свои знания на практике: карточки с заданиями разного уровня сложности (курсивом выделены правильные ответы)

1 вариант

2 вариант

3 вариант

Задание: поставьте знаки препинания

1. Нет ничего здоровее говорил отец как просыпаться на заре.

1. Кто тебя научил этой премудрости спросил Алексей.

1. Лиза воскликнула Что вы говорите

«Нет ничего здоровее, - говорил отец, - как просыпаться на заре».

«Кто научил тебя этой премудрости?» - спросил Алексей.

Лиза воскликнула:«Что вы говорите!»




2. Ты не обманешь меня спросил Алексей.

2. Дай мне слово сказала она наконец что ты никогда не будешь искать меня в деревне.

2. Мне не нужны клятвы сказала Лиза довольно одного твоего обещания.

«Ты не обманешь меня?» - спросил Алексей.

«Дай мне слово, - сказала она наконец, - что ты никогда не будешь искать меня в деревне».

«Мне не нужны клятвы, - сказала Лиза, - довольно одного твоего обещания».

Карточки сдаются на проверку.

- После работы, которую вы выполнили, мы можем продолжить работу над презентацией и заполнить следующий слайд 6, для чего ответим на вопросы:

Вопросы

Ответы учащихся

1) Для чего нужна прямая речь?

Передать дословно чужую речь.

2) Какие знаки препинания используются при прямой речи?

Кавычки, двоеточие, тире, запятая, точка, восклицательный и вопросительный знаки.

3) Из каких частей состоит прямая речь?

Слова автора и прямая речь.

4) Когда между авторскими словами и прямой речью ставится тире?

Когда сначала стоит прямая речь, а потом слова автора.

5) Когда между авторскими словами и прямой речью ставится двоеточие?

Когда сначала стоят слова автора, а потом прямая речь.

6) Расскажите об особенностях постановки знаков завершения в прямой речи.

Вопросительный и восклицательный знаки ставятся внутри кавычек, а точка – после кавычек.



Орфоэпическая минутка (Приложение 6): назовите то, что видите на слайде, правильно поставьте ударение (проверка по словарю) .

А теперь вернемся к теме урока: с какими знаниями связано задание упр.125?

Вспомним, что такое цитата и заполним Слайд 7.

Получим подсказку Слайда 8 и выполним упражнение 125, достаточно одной-двух цитат.

Ролевая игра: вы - студент вуза, успешно прошедший год назад Внешнее независимое оценивание. Вас (учитель выбирает руководителей групп) пригласили в Вашу школу для выступления перед выпускниками, которым предстоит этот экзамен. Они не уверены в себе, боятся, что не справятся, вы же обратились за помощью к своим бывшим одноклассникам, – одно мнение хорошо – два – уже соцопрос. Работаем в группах: подберите цитату к выступлению (Приложение 5), начните работу с определения того, какой смысл должен быть у цитаты. Работа в карточках (анализ дается письменно). Отбор цитат, объяснение. Выступление.

Цитата

Анализ

(работа учащихся)

1) «Разумное понимание своеволия есть высшее понятие человека». Герцен

Цитата не подходит, так как она относится к другой теме.

2) «Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать».

И.С. Тургенев

Цитата не подходит, так как она относится к другой теме.

3) «Ты можешь, потому что ты должен». Кант

Цитата подходит, так как напоминает об ответственности, долге, а также придает веры в свои силы : «Ты можешь…»

4) «Порой и мудрецу расчет глупцом прикинуться». Эсхил

Цитата не подходит, так как она относится к другой теме.

5) «Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет». Пословица

Эта цитата скорее навредит, так как может быть понята как призыв к поиску возможности избежать испытания.

6) «Будь жесток к себе, если не хочешь, чтобы другие были к тебе жестоки» Лессинг

Цитата слишком жесткая, но может быть использована с объяснением ее смысла.

Проблемный вопрос: Каким требованиям должна соответствовать цитата для данной темы?

У цитаты, необходимой для указанной темы, должен быть акцент на долг, мобилизацию всех сил и возможностей.


Делаем выводы, заполняем Слайд 9.

V. Домашнее задание: повторить орфограммы, опираясь на выписанные из текста слова, проанализируйте упр.127, устное сочинение о своих детских мироощущениях, использовать прямую речь (не менее 3-х предложений).

VI. Итог:

- смотрим презентацию;

- рефлексия: Сегодня на уроке я вспомнил…

Думаю, что я работал…

Мне понравилось/не понравилось сегодня на уроке, потому что…

А у меня появилась идея: …

Эпилог: Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. 

Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций. 

Затем он потерял знак вопросительный перестал задавать всякие вопросы, никакие события не вызывали его любопытства.

Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки. 

К концу жизни остались у него одни кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он всё время кого-нибудь цитировал – так он разучился мыслить и дошёл до точки.

Помните, что цитирование должно быть уместным и строго нормированным.

Приложение 1



1.Скажи своему однокласснику (однокласснице): «Я сегодня настроен (а) на серьезную работу».



2.Спроси у своего одноклассника (одноклассницы): «Знаешь ли ты тему урока?»



3.Сообщи своему однокласснику (однокласснице): «У нас сегодня гости, но я чувствую себя комфортно».



4. Задай вопрос однокласснику (однокласснице): «Ты готов (а) к уроку?»



5. Свой ответ на вопрос «Что тебе сказал одноклассник?» построй в виде прямой речи по схеме: «П,» - а.



6. Свой ответ на вопрос «Что тебе сказал одноклассник?» построй в виде прямой речи по схеме: «П,» - а.



7. Свой ответ на вопрос «Что тебе сказал одноклассник?» построй в виде прямой речи по схеме: «П,» - а.



8. Свой ответ на вопрос «Что тебе сказал одноклассник?» построй в виде прямой речи по схеме: «П,» - а.

Приложение 2



Прочитайте текст, дополните его словами из «справки», работайте карандашом, подготовьтесь к выразительному чтению.

И был день, когда папа взял мальчика Диму в зоопарк и показал ему тигра. У тигра были глаза с вертикальными зрачками. Вокруг чёрного кожаного носа расходились чёрные круги. Уши торчали на голове, как два равнобедренных треугольника.

«Папа, я хочу тигра», — ... Дима, когда они отошли от клетки. Папа шёл и думал о своём. Дима ... : «Ну, папа...». — «Ну что, что?» — раздражённо ... папа.

Если бы Дима был постарше, он бы понимал, что в такие минуты о делах говорить не следует. Но Диме было только шесть лет, и он ... : «Я хочу, чтобы тигр жил у меня в доме». — «Дома живут кошки и собаки, а тигры дома не живут», — ... папа.

(В. Токарева)

С п р а в к а. 1) Попросил, 2)настаивал, 3)возражал, 4)ответил, 5)упорствовал.



Приложение 3

«Найди соответствия», результат запиши в тетрадь.



А. Гуров, глядя на неё теперь, думал: "Каких

только не бывает в жизни встреч!"

1)"П,—а.—П".

Б. "Они на обрыв полезли, — быстро
и тихо сказал мальчик. — Те
рентий их повёл на катакомбы".

2) « П,»- а.

В. "Возле города, — вспоминает один из моих товарищей, — тогда была берёзовая роща".

3)"П?"-а.

Г. «А в самом деле, где теперь мои друзья?» думал лейтенант.

4) «П, -а,- п.»

Д. "Нам необходимо встретиться", — сказал он.

5) А: "П!"




Приложение 4

1 вариант

2 вариант

3 вариант

Задание: поставьте знаки препинания

1. Нет ничего здоровее говорил отец как просыпаться на заре.

1. Кто тебя научил этой премудрости спросил Алексей.

1. Лиза воскликнула Что вы говорите.




2. Ты не обманешь меня спросил Алексей.

2. Дай мне слово сказала она наконец что ты никогда не будешь искать меня в деревне.

2. Мне не нужны клятвы сказала Лиза довольно одного твоего обещания.





Приложение 5

ЦИТАТА

АНАЛИЗ


1) «Разумное понимание своеволия есть высшее понятие человека». (Герцен)


2) «Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать».

(И.С. Тургенев)


3) «Ты можешь, потому что ты должен». ( Кант)






4) «Порой и мудрецу расчет глупцом прикинуться». (Эсхил)






5) «Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет». (Пословица )






6) «Будь жесток к себе, если не хочешь, чтобы другие были к тебе жестоки». ( Лессинг)






Проблемный вопрос: Каким требованиям должна соответствовать цитата для данной темы?






Приложение 6



ПРОИЗНОСИ ПРАВИЛЬНО!


БИЖУТЕРИЯ


РАКУШКА


БИТА


СВЁКЛА


БРЕЛОКИ


СВИТЕР


ВЕРБА


ИРИС


ГАЗИРОВАННАЯ ВОДА


ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ


ЖАЛЮЗИ


ТОРТЫ


ЗВОНИТ


ТУФЛЯ


ИРИС


ХЛЕБЦЫ


КАТАЛОГ


ЩАВЕЛЬ


КРЕМЕНЬ








Опубликовано


Комментарии (1)

Горбачёва Марина Юрьевна, 18.01.21 в 15:36 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за полезный ресурс!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.