12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Губенко Надежда Алексеевна124
Россия, Новосибирская обл., Татарский район, с Успенка

Тема: Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.

Класс: 8.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: презентация, книги для выставки, раздаточный материал

Задачи:

закрепить материал об основных понятиях синтаксиса и пунктуации; активизировать знания о деепричастных оборотах, особенностях обособления деепричастных оборотов и одиночных деепричастий на письме;

совершенствовать умения, связанные с опознаванием основных синтаксических и пунктуационных явлений, применяя полученные знания; развивать ассоциативное мышление, воображение, письменную и устную речь;

воспитывать интерес к предмету, интерес к различным видам искусства, любовь к родине.

Ход урока:

Организационный момент(слайд№1)

Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех приветствовать в этот замечательный день. Скоро весна – пожалуй, самое прекрасное время года, когда всё оживает, преображается, хочется жить и радоваться жизни, восхищаться яркими лучами солнца. И чтобы поднять настроение я решила наш урок начать с музыки. Прослушайте отрывки из муз, композиций и ответьте на вопрос: Что общего вы услышали во всех отрывках? Кто любит петь, можно подпевать. (песня о хорошем настроении, К. Орбакайте «Ты», «Крылатые качели») (слайд №2)

Да, правильно, здесь есть деепричастия во всех песнях.

Если вы не догадались вам поможет

Викторина «Знаешь ли ты стихотворения, сказки и басни?» (слайд №4)

1. «Под голубыми небесами, великолепными коврами…

(блестя на солнце, снег лежит) -А.Пушкин «Зим. утро»
2. «Кто штык точил……….(ворча сердито, кусая длинный ус)»- М.Лермонтов «Бородино»

3. «Волк ночью……………попал на псарню»

(думая залезть в овчарню) - И.Крылов «Волк на псарне»
4. «………….., друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня….»

(скользя по утреннему снегу)- А.Пушкин «Зим. Утро

5 «Буря мглою небо кроет…» (вихри снежные крутя) -А.Пушкин «Зим. вечер»

6 «Люблю грозу в начале мая, когда весенний первый гром……………..грохочет в 7.небе голубом. (как бы резвяся и играя) –Ф.Тютчев «Вес. гроза»

7. ……………………в спокойствии чинном

Лошадку ведет под уздцы мужичок

(и шествуя важно) - Н Некрасов «Крестьянские дети»

Поднимают руки. Выводится на экран и на листочках. (слайд № 5)

Итак, сегодня мы закрепляем тему: «Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них.». (слайд №6)

Влияет ли время года на настроение человека? –Каким оно должно быть весной? – Какими бы красками обозначили свое настроение?

(предполагаемые ответы учащихся)

настроение по-весеннему прекрасное, природа возрождается в это время года.

происходят обновления в природе.

новые чувства, переживания, надежды.

II. Повторительно-обучающая работа

Работа по картине (Слайд 7) (на экране репродукция картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода») Как вы думаете, какое время года изображено на этой репродукции картины?

(Предполагаемые ответы)

думаю, что весна, потому что река вышла из своих берегов.

согласна, по-весеннему светит солнце, тени на берегу, …, почему-то чувствуется влажный свежий воздух…

Вы правы. Картина называется «Весна. Большая вода» – вершина весенней лирики Левитана. Весна – любимое время года художника. Исаак Ильич Левитан окончил Московское училище живописи ваяния и зодчества. В жизни Исаака были такие дни, когда ему просто было некуда идти после учебы. Он прятался в классе за портьеру или мольберты, чтобы не попасться на глаза сторожу и иметь возможность переночевать в тепле.

Работа в парах «Соберите пазлы» (слайд № 8)

На ваших столах лежат конверты, в них вы найдете предложения, разрезанные на части (с деепричастными оборотами), ваша задача правильно собрать эти предложения и записать в тетради. (по предложению на парты)

1) Деревца на берегу стоят, прижавшись друг к другу.

2) Отражаясь в воде, тонкие деревья кажутся длинными-длинными.

3) Разлившись вокруг, «большая» вода говорит о начинающейся работе природы.

4) Легкие светлые облака тихо плывут по небу, придавая пейзажу еще больше прелести, воздушности и поэтичности.

5) Широко вокруг разлилась весенняя вода, затопив берёзовую рощу

Оцените свою работу.

В чем особенность этих предложений? (предполагаемые ответы) …Эти предложения о природе. …В них говорится о том, что мы видим на картине. …В них есть деепричастный оборот.

Вспомним определение, что называется деепричастным оборотом. А каким членом предложения является деепричастный оборот? (предполагаемые ответы) (слайд №9) Деепричастный оборот – деепричастие с зависимыми словами. Деепричастие – часть речи, образованная от глагола, отвечает на вопросы что делая? что сделав? не изменяется. Деепричастие и деепричастный оборот в предложениях являются обстоятельством.

Как вы думаете, что мы должны закрепить и для чего нам пригодится изучение обособленных обстоятельств? (Для того, чтобы не допускать грамматические ошибки, для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ)

Проблемная ситуация Запишите в тетрадь предложение. (Слайд 10)

Старая утка выбралась на чистую воду, испуганно оглядываясь и тревожными криками подзывая к себе утят.

Сколько, по-вашему, здесь деепричастных оборотов? Назовите их. (2)

Почему же после первого и перед вторым нет запятых? (Они однородны и поэтому подчиняются общему правилу постановки знаков препинания при однородных членах. Эти однородные деепричастные обороты соединены одиночным союзом и, поэтому между ними запятая не ставится.) слайд № 11


 

Рассмотрим другой пример (на экране появляется второе предложение )

Старая утка выбралась на чистую воду, тревожными криками подзывая к себе утят, и, испуганно оглядываясь, поплыла вдоль залива. (слайд № 12)

Сколько в этом предложении деепричастных оборотов? (2)

Почему же знаки препинания поставлены по-другому? (Проблемный вопрос)

(Деепричастные обороты относятся к разным сказуемым: первый – к сказуемому…, а второй – к сказуемому …. Они неоднородны – следовательно, обособить нужно каждый в отдельности, союз и здесь оказался «в окружении». (слайд № 13)

3. Закрепление материала

Опираясь на данное правило Расставьте знаки препинания в тексте, который у вас на столах. (предложения с деепричастными оборотами)

(на экране два варианта одного и того же предложения) (Слайд 14)

Осветив берег, воду и крыши Осветив берег, воду и крыши, И согрев древесину сосны, И, согрев древесину сосны, Поднимается выше и выше Поднимается выше и выше Запоздалое солнце весны. Запоздалое солнце весны.

Оценивание себя (Слайд 15)

Левитан работал не покладая рук. (слайд №16)

Как вы понимаете слова не покладая рук? Чем является это словосочетание? (предполагаемые ответы) …много, плодотворно работал, работал без отдыха. …это устойчивое словосочетание, фразеологизм.

НЕ ПОКЛАДАЯ РУК. Усердно, без устали, не переставая (делать что-либо) (Фразеологический словарь А. И. Молотков)

Приведите примеры подобных словосочетаний. …скрепя сердце, положа руку на сердце, не моргнув глазом, сломя голову, не находя себе места, повесив нос, засучив рукава и др.

Нужно ли выделять запятыми деепричастные обороты, которые являются фразеологизмами?

Нет, деепричастные обороты, являющиеся фразеологизмами, запятыми не выделяются. (слайд №17)

А когда обстоятельства выделяются, а когда нет. Создайте в группах схемы или таблички (проверка на слайде № 18)

4.Физминутка для глаз (слайд №19)

Теперь поиграем в парах в игру «Крестики-нолики». Перед вами таблички. Ниже даны предложения. Ваша задача: читаете предложения и отмечаете буквы о-обособляется и н не обособляется (по очереди) (слайд №20)

Проверка (слайд 21)

На ОгЭ задания по обособленным членам идёт под номером 9. Вот как оно может выглядеть.  Среди предложений 1 – 4 найдите предложения с обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номера этих предложений. (слайд №22)

(слайд №23) -проверка

5.Работа по развитию речи учащихся

Прочитайте предложение с деепричастным оборотом из рассказа А. П. Чехова «Жалобная книга». (Слайд 24)

Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа.

Из-за чего фраза выглядит смешной? (предполагаемый ответ)

Шляпа, конечно же, не могла сама подъезжать к станции и глядеть в окно. Подъезжал и глядел кто-то, у кого слетела шляпа. …А. П. Чехов этой фразой дает понять, что запись сделал человек необразованный, плохо знающий русский язык.

Герой Чехова, сочинивший нелепое предложение про шляпу, подъезжавшую к станции, не учел одного очень важного правила. Какого? (на экране схема Слайд 25)

Весенняя вода разлилась, затопив березовую рощу.

↓ ↓

основное действие добавочное действие

должно совершать одно лицо

(т.е. один субъект действия)

(вода разлилась, и она же затопила)

Прочитайте предложения с речевыми ошибками из сочинений ваших сверстников, исправьте ошибки. (Слайд 26)

Открыв окно, в мою комнату ворвался запах прелой листвы.

Смотря на эту картину, в душе моей появляется спокойствие и радость.

(Слайд 27) проверка

Не допускайте подобных ошибок в своей речи, соблюдайте литературные нормы. Кстати, скажите: ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК и ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – это одно и то же? Это синонимичные понятия? (предполагаемый ответ)

Нет. Литературный язык – норма, а в художественной литературе могут встречаться просторечные слова и выражения, отклонение от нормы, как в приведенном выше примере из рассказа Чехова.

А как вы думаете, с какой целью подобные предложения употребляют писатели в произведениях? (предполагаемый ответ)

для комического эффекта. …для того, чтобы высмеять кого-либо. …чтобы дать определенную характеристику персонажу, на то он и художник слова.

Верно. И если художник Левитан искусно владеет кистью, то художник Чехов искусно владеет словом. И это не единственное, что их объединяет. Они были очень хорошими друзьями. В 1891г. Чехов писал из Парижа сестре Марии Павловне, художнице, кстати, ученице Левитана: «Был на картинной выставке…русские художники гораздо серьезнее французских. В сравнении со здешними пейзажистами…Левитан – Король!» Ребята, а также И. И. Левитан родился в 1860г., как и А. П. Чехов, и у них обоих в 2015 году 155-летний юбилей. (слайд №28)

6. Подведение итога урока

Ребята, что мы повторили сегодня на уроке? При каких условиях необходимо выделять/не выделять знаками препинания деепричастные обороты? Что вам было интересно? Какие выводы вы сделали для себя?

(предполагаемые ответы)

На уроке мы говорили о том, что обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами необходимо выделять знаками препинания. … Деепричастные обороты, являющиеся фразеологизмами запятыми не выделяют. … Если деепричастные обороты относятся к одному и тому же сказуемому, соединены союзом и, между ними запятые не ставятся. … Интересно было работать над речевыми ошибками наших сверстников. … Интересно работать в команде. … Интересно было узнать, что художник Левитан, писатель Чехов и композитор Чайковский были друзьями…

Ребята я хочу вам рассказать на прощание одну притчу

Жил замечательный учитель, у него были великолепные ученики. Но однажды один ученик засомневался, что их учитель все знает. Он решил найти вопрос, на который учитель не сможет ответить. Пошел ученик в поле, поймал бабочку, зажал ее между ладонями, готовый в любой момент плотно сжать ладони, и пришел к учителю.

-Скажите, учитель, - спросил он, - у меня между ладонями живая или мертвая бабочка?

Учитель внимательно посмотрел на ученика и сказал:

-Все в твоих руках!

-Ребята, скажите, как поступил ученик?

-Он выпустил бабочку.

-Вот и я хочу, чтобы вы верили, что способны на большее, преодолеть любые трудности. Это в ваших руках!

7. Домашнее задание. (Слайд 30)

Творческое задание (по желанию): письменно пересказать басню Михалкова «Слон – живописец», употребляя деепричастия и деепричастные обороты. (Приложение 3)

Остальным найти и выписать из художественных текстов предложения с обстоятельствами, выраженными деепричастиями и деепричастными оборотами. Объяснить постановку знаков препинания.

Литература:

Великие художники. Том 15 «Исаак Ильич Левитан». – М.: «Директ-Медиа», 2009. – 48с.

Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы авт.-сост. В. Н. Пташкина и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 238с.

Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык. – М.: Рольф; Айрис-пресс, 1999. – 448с.

Русский язык. 8 класс. В 2 ч. Ч 1: учебник для общеобразовательных учреждений / С. И. Львова, В. В. Львов. – М.:Мнемозина, 2011. – 304с.

«Русский язык» Приложение к газете «1 сентября»: «Обособление деепричастий и деепричастных оборотов» , 2004 – №39, №40, №42.

«Русский язык» Приложение к газете «1 сентября». Материалы к уроку: «Увлекательная работа с дее4причастиями», 1999 – №39.

Фразеологический словарь под редакцией Молоткова А. И. М.: «Советская энциклопедия», 1968. – 543 http://ibasni.ru/basnya-629.html

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Сафонова Елена Валерьевна, 23.03.18 в 06:00 0Ответить Пожаловаться
Ваша разработка более чем на 70 процентов совпадает с этой http://globuss24.ru/doc/konspekt-otkritogo-uroka-po-russkomu-yaziku-v-8-klasse-obosoblennie-obstoyatelystva-virazhennie-deeprichastnimi-oborotami-i-odinochnimi-deeprichastiyami
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.