Урок-викторина «Кулинарный поединок» для 8 класса
Пояснительная записка к презентации
Цель: систематизация и закрепление знаний обучающихся по разделу «Питание».
Задачи:
Образовательные:
- закрепление знаний учащихся о кухонных приборах, правильном питании и сервировке стола;
Коррекционно-развивающие:
- развитие внимания, памяти, логического мышления, речи;
- содействие развитию воображения, сообразительности;
- расширение кругозора детей.
Воспитательные:
- воспитание у детей стремления к победе, активности среди ровесников, чувства взаимовыручки, коллективизма.
Оборудование:
· 10 предметов кухонного инвентаря;
· яблоки, разделочные доски, ножи;
· посуда для сервировки стола для завтрака.
· Тесты, карточки с пословицами, клей, ручки, интерактивная доска.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Приветствие. Психологический настрой (релаксационная минутка).
2. Проверка готовности к уроку.
II. Вступление.
1. Введение в тему.
-- Какой большой раздел социально-бытовой ориентировки мы с вами закончили изучать? Правильно – «Питание».
Сегодня мы проведем с вами урок-викторину под названием «Кулинарный поединок». (слайд 1) Проверим уровень ваших знаний, пополним их запас и узнаем, на что способны наши участники. Вы разделились на команды. А теперь попросим гостей выбрать жюри.
Капитаны команд озвучивают девизы:
1 команда:
Человеку нужно есть.
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться,
2 команда:
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.
2. Разминка.
А начнём с разминки, отгадаем загадки:
* вся дырявая и злая и кусачая такая, только бабушка с ней ладит, ей бока и трет и
гладит? – терка
* всех кормлю с охотой, а сама безротая? – ложка
*чем больше ешь, тем больше остается? – орехи, семечки.
*хоть головы я не имею, но шляпу с гордостью ношу? – гриб
*колковат и ноздреват, и мягко, и ломко, а всех милей? – хлеб
* в воде родится, а воды боится? – соль
*утка в море, а хвост на заборе? – ковш
*дыр много, а выскочить некуда? – дуршлаг
III. Теоретическая часть (работа в командах).
Для того, чтобы проверить ваши знания по пройденному материалу я дам вам тесты.
Первое задание (Тест). Отметить галочками правильные ответы.
Вопросы |
Ответы
|
1. Что входит в минимальный набор кухонного оборудования? |
плита телевизор холодильник |
2. Какие предметы относятся к приспособлениям? |
тёрка венчик вилка |
3. Указать цифрами порядок пользования газовой плитой: |
проветрить помещение зажечь газ открыть газовый кран |
4. Какой срок хранения колбасных изделий в холодильнике? |
1 неделя 2 суток 1 месяц |
5. С какой стороны от тарелки кладут вилку? |
справа слева за тарелкой |
6. Перед приготовлением каши пшенную крупу: |
промывают просеивают перебирают |
7. К видам первичной обработки овощей относятся: |
нарезка промывание чистка |
(За каждый правильный ответ по 1 баллу, проверяют соперники). (слайд 2)
Второе задание. «Найди пару».
Если про кашу не забудешь |
– здоровым будешь |
Чем сильнее пожуёшь |
– тем подольше поживёшь |
Без печки холодно |
– без каши голодно |
Кашу маслом |
– не испортишь |
Сам кашу заварил |
– сам и расхлёбывай |
Выпей чайку |
– позабудешь про тоску |
Щи да каша |
– пища наша |
Когда я ем |
- я глух и нем |
(Обучающиеся составляют разрезанные карточки и называют пословицы и поговорки.) Проверяем правильность выполнения задания.
Третье задание. Конкурс капитанов «Эрудит».
Ребята, кого называют эрудитом?
1. Продукт, от которого не становится сладко во рту, сколько ни повторяй. (халва)
2. Что, по народным представлениям, означало начало всего живого (яйцо).
1. В средние века рыцари этот овощ носили на груди как талисман (лук).
2. Продукт, простудивший старика Хоттабыча (Мороженое).
1. Исходное сырье, используемое при изготовлении кареты Золушки ( тыква).
2. Что на сковороду наливают, да вчетверо сгибают? (блины).
1. Какой напиток пришел к нам из Китая? (чай)
2. Какой овощ привез в Россию Петр I? (картофель).
1. Какой продукт можно получить из свёклы или тростника? (Сахар.)
2. Самый ценный продукт питания для новорождённых. (Молоко.)
(За каждый правильный ответ по 1 баллу).
Четвертое задание. Конкурс «Вершки и корешки».
Назовите овощи, у которых люди употребляют в пищу клубни. (картофель, репа…)
Назовите растения у которых употребляют в пищу листья. ( капуста, салат, щавель.)
Назовите растения у которых употребляют в пищу семена. (фасоль, подсолнух.) (За каждый правильный ответ по 1 баллу).
Пятое задание. Конкурс «Кулинарный».
Вам необходимо выбрать продукты , которые нужны для приготовления винегрета и выписать их номера. ( слайд 3) (За каждый правильный ответ по 1 баллу).
Физминутка.
1. «Камыш». Произносим на выдохе звук «Ш-Ш-Ш». Зашептал в воде камыш, «Ш-Ш-Ш» (произносим громко). И опять настала тишь, «Ш-Ш-Ш» (произносим тихо).
2. Я буду называть овощи. Если едим подземные части этих продуктов, надо присесть, если наземные – встать во весь рост и вытянуть руки вверх.
(Картофель, фасоль, морковь, помидор, свёкла, огурец, репа, тыква)
IV. Практическая работа.
Конкурс на внимательность «Запомни предметы».
На столе разложены 10 предметов кухонного инвентаря.
Представители от команды за 10 секунд должны запомнить как можно больше предметов. Предметы закрываются.
( Сколько предметов назовет участник, столько жюри присуждает игроку баллов).
Конкурс на быстроту «Яблоко».
Повторение правил безопасной работы кухонным ножом. (слайд 4)
Гигиенические правила (вымыть руки, надеть фартук).
Представители от команд должны быстро и качественно нарезать яблоко тонкими кружочками. (слайд 5)
(Победитель в этом конкурсе приносит своей команде очки по 5 бальной системе).
Сервировка стола к ужину.
В процессе изучения тем по разделу «Питание» вы узнавали новые слова. Одно из них: сервировка. Давайте вспомним определение: сервировка – это… (слайд 6)
Учащиеся сервируют стол к ужину. (вымыть руки)
Дополнительные вопросы:
1. С помощью какого прибора следует есть котлету?
2. В какой последовательности кладут приборы для нескольких блюд?
3. Куда нужно положить салфетку?
4. Какие приборы нужны для запеканки?
5. Каким прибором можно взять салат из общего блюда?
6. Как достать далеко стоящий предмет?
(Проверка сервировки по 5-бальной системе).
Физминутка для глаз.
V. Итог урока.
Сегодня мы с вами обобщили и закрепили знания, полученные на уроках СБО, которые пригодятся вам в жизни.
А пока жюри подводит итоги нашей викторины, мы посмотрим любопытный материал «Оригинальные рецепты русской кухни». (слайд 7)
Фантазия и мастерство русских кулинаров безгранично. Даже простую манную кашу они превратили в подлинный шедевр – Гурьевская каша.
Название каши связывают с именем графа Гурьева. Однажды графа Гурьева пригласили отобедать в гости. На десерт была подана очень красиво оформленная и прекрасная на вкус каша. Попробовав её, граф был настолько удивлён и растроган, что велел позвать в столовую повара и, когда тот явился, расцеловал. Такой вкусной каши министр ещё никогда не ел. Граф выкупил крепостного повара и создателя каши, Захара Кузьмина.
Постепенно эту кашу научились готовить за пределами России, и везде она называлась кашей Гурьевской, имя же действительного её изобретателя, повара Захара Кузьмина, как это часто случается, забылось.
Ингредиенты:
– 1/2 стакана манной крупы,
– 2 стакана молока,
– 1/2 стакана измельченных грецких орехов или цукатов,
– 2 ст. ложки сахара,
– 2 ст. ложки сливочного масла,
– 2 яйца,
– соль, ванилин по вкусу.
Для соуса:
– 10 абрикосов,
– 2 ст. ложки сахара,
– 2– 3 ст. ложки воды.
Приготовление:
В кипящее молоко добавить соль и, постепенно тонкой струйкой всыпая манную крупу, постоянно помешивая, заварить вязкую кашу. Готовую кашу немного охладить. Добавить в нее растертые с сахаром желтки яиц и взбитые в пену белки, а также обжаренные на сливочном масле ядра грецких орехов. Все осторожно перемешать.
В смазанную маслом массивную (с толстым дном) сковороду выложить слой каши. На него положить очищенные от косточек абрикосы и накрыть их молочными пенками, затем вновь уложить слой каши. (Для приготовления пенок налить в широкую мелкую кастрюлю молоко и поставить кастрюлю в разогретую духовку. По мере образования пенок их необходимо периодически снимать.) Сверху кашу обсыпать сахарной пудрой
Поместить кашу в духовку и запечь до образования золотистой корочки. Готовое блюдо обсыпать орехами, украсить фруктами, цукатами и подать в той же посуде, в которой оно готовилось. Соус подавать отдельно – можно и холодным, и горячим.
Эта не одна оригинальная каша, рецепт которой придумал наш народ. Даже великий русский полководец – Александр Васильевич Суворов, который не проиграл ни одного сражения, а их было 60, стал создателем рецепта каши. (слайд 8)
Рецепт этой каши родился во время исторического перехода Армии Суворова через Альпы, высочайшие и красивейшие горы в Италии.
К концу подходили запасы – осталось чуть-чуть гороха, пшена, перловки, гречихи. Чем кормить солдат? Суворов думал всю ночь ( в ту пору ему было 70 лет). А утром приказал своему повару собрать все запасы в один котёл, сварить, добавить лука и моркови. Оказалось очень вкусно и полезно, а кашу назвали «Суворовской»:
лук репчатый – 6 шт.
морковь – 2 шт.
пшено – 4 ст. ложки
перловая крупа – 4 ст. ложки
горох – 4 ст. ложки
растительное масло – 2 ст. ложки
вода – 2 стакана, соль – по вкусу
Подведение итогов. Награждение. (слайд 9)