Урок-викторина по роману А.С. Пушкина «Дубровский» (6 класс)
Пояснительная записка к презентации
Урок – викторина по литературе для 6 класса
«Роман А.С. Пушкина «Дубровский»
Разработала и провела Ананьева А.Н.
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №8»
г. Новочебоксарска
Цель: формировать у обучающихся познавательный интерес к творчеству А.С.Пушкина как романиста
Задачи:
- обобщить знания по теме «Роман А.С. Пушкина «Дубровский», полученные на предыдущих уроках;
- осуществить контроль изученности темы;
- создать условия для формирования у обучающихся собственного отношения к роману «Дубровский»
Оборудование:
мультимедийное оборудование
презентация
- Урок-викторина "Дубровский"
PPTX / 4.94 Мбжетоны
карточки для рефлексии
1.Организационный момент. Вступительное слово учителя. Целеполагание.(Слайд 1)
Александр Сергеевич Пушкин – не только великий русский поэт, но и непревзойденный прозаик – романист, истинный мастер художественного слова. Роман «Дубровский» – еще одна замечательная иллюстрация литературного таланта А.С. Пушкина. Как мастера слова, Пушкина всегда интересовал человек, движения его души. Вместе с героями своего романа автор искал ответы на жизненно важные вопросы: о чести и бесчестии, о мести и прощении, о самодурстве русского барства и преданности крестьян, о любви и ненависти, о нравственном долге и личных корыстных интересах. (Слайд 2)
Над романом «Дубровский» А.С.Пушкин работал с 21 октября 1832 г. по 6 февраля 1833 г., но не завершил его. При жизни поэта роман не был опубликован, издатели дали ему название по имени главного героя. Хорошо известно, что в основу романа легли реальные жизненные обстоятельства (Рассказ друга поэта Нащокина об одном богатом дворянине, который незаконным образом был вытеснен соседом из имения, оставшись с одними крестьянами, стал грабить.) «Дубровский» был высоко оценен литературными критиками. В.Г. Белинский считал этот роман А.С.Пушкина «поэтическим созданием, которым по справедливости всегда может гордиться русское общество». (Слайд 3)
2.Актуализация знаний.
ü Когда был написан роман «Дубровский»? (1833 г.)
ü Назовите главных героев романа? (Кирила Петрович Троекуров, Андрей Гаврилович Дубровский, Марья Троекурова, Владимир Дубровский)
ü В каких имениях происходит действие? (Покровское, Кистеневка, Арбатово)
ü Каков финал романа? (финал открытый, роман не был окончен, дальнейшая судьба героев неизвестна)
3.Ход викторины
Блок викторины |
Вопрос (ответ) |
Комментарии |
слайд |
Викторина по содержанию романа «Неслучайные детали» |
1.Какую песню насвистывал Троекуров в «минуты волнения»? («Гром победы раздавайся») 2.Как звали старую няньку Владимира Дубровского? (Орина Егоровна Бузырева) 3.Какой чин получил Владимир в кадетском корпусе? (Чин корнета) 4.В каком городе жил Владимир до приезда в деревню? (Петербург) 5.Кем был у себя на родине настоящий Дефорж? (Кондитер) 6.С кем сразился Дефорж в доме Троекурова? (С медведем по кличке Миша) 7.Сколько душ крестьян было у Дубровского? (70 душ) 8.Как звали брата Марьи Кирилловны? (Саша) 9.Происшествие в Кистеневке, весть о котором на другой день разнеслась по всему околотку. (Пожар) 10.Как звали старого кучера, встречавшего Владимира на станции? (Антон) 11.Какое увлечение было у Дубровского старшего? (Охота) 12.Из-за кого между старыми друзьями Троекуровым и Дубровским разгорелась ссора? (Из-за псаря Парамошки) 13.Куда спрятал свои сбережения Спицын? (В кожаную суму, которую носил под рубашкой) 14.Кого спас на пожаре Архип-кузнец? (кошку) 15.Фамилия Анны Савишны, гостьи на званом обеде Трооекурова (Глобова) 16.Какой предмет должен был служить знаком Владимиру для спасения Маши? (Кольцо) 17.Где жил атаман Дубровский со своими разбойниками? (Посреди дремучего леса в маленьком земляном укреплении) 18.Кем был ранен в плечо Владимир Дубровский? (Князем Верейским) 19. Как звали смотрителей станции, где встретились француз Дефорж и Дубровский? (Сидорыч и Пахомовна) 20.На каком музыкальном инструменте играла Марья Кириловна? (Фортепиано) |
Учитель озвучивает вопрос по содержанию романа, содержащийся на слайде презентации. За каждый правильный ответ ученик получает жетон. Учитывается скорость реагирования. |
4
5
6
7 |
Конкурс «Узнай героя» |
21. «Маленький человек в кожаном картузе и фризовой шинели, в должности заседателя, отвешивает поклон за поклоном перед Троекуровым, с благоговением ожидая его приказаний» (Шабашкин, помощник судьи) 22. «Он лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезен в Петербург на восьмом году своего возраста; со всем тем он романтически любил семейственную жизнь, чем менее успел насладиться ее тихими радостями» (Владимир Андреевич Дубровский) 23. «Ей было семнадцать лет, и красота ее была в полном цвете. Она не имела подруг и выросла в уединении. Огромная библиотека …была отдана в ее распоряжение» (Марья Кириловна Троекурова) 24. « Около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровие и положили на нем его неизгладимую печать. Несмотря на то, наружность его была приятна, замечательна, а привычка быть всегда в обществе придавала ему некоторую любезность, особенно с женщинами» (Князь Верейский) 25. «Любил ее (дочь) до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда жестоким обращением» (Кирила Петрович Троекуров) 26. «В эту минуту в залу вошел, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке. … Он силился с ним (сыном) разговаривать, но мысли мешались в его голове, и слова не имели никакой связи. Он замолчал и впал в усыпление» (Андрей Гаврилович Дубровский) |
Задача учеников – отгадать героя романа по цитатной характеристике, которую зачитывает учитель. Правильный ответ оценивается в 2 жетона. |
8
9
10
11
12
13 |
Конкурс «Чьи это слова?» |
27. «Во владение Кириле Петровичу! Господь упаси и избави: у него часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, да и мясо-то отдерет» (Кучер Антон) 28. «Не я ли в удовольствие ваше, т.е. по совести и по справедливости, показал, что Дубровские владеют Кистеневкою безо всякого на то права, а единственно по снисхождению вашему» (Антон Пафнутьич Спицын) 29. «Быть может, я буду счастливее других. У меня старушка мать, половину жалованья буду посылать ей на пропитание, из остальных денег в пять лет могу скопить маленький капитал, достаточный для будущей моей независимости, и тогда до свидания, еду в Париж и пускаюсь в коммерческие обороты» (француз Дефорж) 30. «Я согласилась, я дала клятву…Я не обманывала, я ждала до последней минуты…Но теперь, говорю вам, теперь поздно» (Княгиня Верейская, Маша Троекурова) |
Учитель дает речевую характеристику главного или второстепенного героя романа. Задача учеников – отгадать героя. 2 жетона |
14
15 |
Конкурс по иллюстрациям к роману «Картинная галерея» |
31. Д.Шмаринов «На псарне у Троекурова» 1949 г. 32. Б.Кустодиев «Пожар в усадьбе Дубровского» 1923 г. 33. Е.Лансере «Дубровский» 1899 г. 34. Д.Шмаринов «Дубровский» 1949 г. 35. Д. Шмаринов «Дефорж и медведь» 1973 г. |
На слайдах презентации даются иллюстрации к произведению известных художников. Задача учеников – дать название изображенному эпизоду и кратко его пересказать. Приводятся иллюстрации, с которыми ученики знакомились на предыдущих уроках. 3 жетона |
16 17 18 19 20 |
Конкурс по теории литературы «Литературоведы» |
36. Построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов (Композиция) 37. Часть сюжета литературного произведения, обычно предшествующая завязке и содержащая сведения о персонажах, месте и времени действия, описание обстоятельств, имевших место до его начала (Экспозиция) 38. Возвращение действия в прошлое, когда закладывались причины происходящего в настоящий момент повествования (Ретроспекция) 39. Отношение автора к своим героям, выраженное в смысле названия произведения, в портретах героев, в их мыслях и чувствах, в композиции, в символике, в описании природы, а также непосредственно в оценках повествователя (Авторская позиция) 40. Основная мысль произведения (Идея) |
В задание включены только те художественные приемы и изобразительные средства, которые встречаются в данном романе. 3 жетона |
21 |
Конкурс «Придумай продолжение» |
41. Как я вижу дальнейшую историю героев романа: 1) развитие истории любви Маши и Владимира; 2) Владимир возвращается в Кистеневку; 3) Троекуров раскаивается в последствиях своих действий. |
Задача учеников – сочинить дальнейшую историю героев романа. Предварительная подготовка. 4 жетона |
22 |
4.Поведение итогов викторины. Награждение победителей. Оценки за урок. Рефлексия.
5.Домашнее задание. (Слайд 23) Письменный ответ на один из проблемных вопросов на выбор обучающегося:
1) Почему Дубровский стал разбойником? Каким разбойником он был?
2) Почему Маша Троекурова не приняла «освобождения» из рук Дубровского?
3) Почему роман «Дубровский» можно назвать произведением о защите человеческой личности?
Использованная литература:
1. Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим…Дидактические материалы по литературе. 6 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / В.П. Полухина. – М.: Просвещение, 2014.
2. Замышляева А.Н. Литература. 6 класс: система уроков по учебнику под редакцией В.Я. Коровиной / авт.-сост. А.Н. Замышляева. Волгоград: Учитель, 2015.
3. Литература. 6 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений в 2 ч. Ч.1 / под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2012.