Урок-зачет по теме «Треугольники» (Математика, 5 класс)
Пояснительная записка к презентации
Описание работы
Название работы – урок-зачет по теме «Треугольники».
Предметная область – математика.
Участники – учащиеся 5 класса специальной (коррекционной) школы.
Автор – учитель Полякова Татьяна Александровна.
Место работы – государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми «Специальная (коррекционная) школа № 45» г. Ухты (ГОУ РК «С(К)Ш № 45» г.Ухты).
Урок проведен 17.12.2016г. в рамках школьного методического фестиваля «Использование ИКТ в учебном процессе».
Задачи урока:
1) оценить уровень усвоения знаний, сформированности учебных умений учащихся по теме «Треугольник»;
2) - корригировать познавательную деятельность школьников путем применения заданий на узнавание предмета по его части, исключение «лишнего», обобщения;
- расширить кругозор учащихся через знакомство с предметами треугольной формы;
- развивать чертежные навыки путем использования упражнений на построение;
- формировать коммуникативную компетенцию учащихся (умение отвечать и задавать вопросы);
3) воспитывать мотивацию к учению, навыки самостоятельной работы; формирование адекватной самооценки
Видео урока представлено https://www.youtube.com/watch?v=BepIeynhwfw.
На уроке использованы: презентация, видео «Как построить треугольник»https://www.youtube.com/watch?v=GXG2Ebohtg8.
Представленный конспект урока является заключительным по теме, его основная цель – проверить прочность усвоения учебного материала обучающимися.
Форма проведения урока – зачет. Данная форма выбрана неслучайно. Она позволяет использовать разнообразные виды деятельности, что делает урок более «живым». Одной из особенностей обучающихся с умственной отсталостью является неадекватная самооценка, в т.ч. собственных знаний. Часто дети не соглашаются с выставленной отметкой учителя, объяснение педагога их также не устраивает. Данный урок построен таким образом, что знания и умения пятиклассников оцениваются поэтапно, за каждое выполненное задание. Помощником выступает «лесенка успеха» - за правильные ответы ученики поднимаются на ступень выше. В конце такого урока при выставлении отметки вопросов у детей не возникает.
Все задания урока-зачета направлены на выявление того, что знают и умеют учащиеся:
ЗНАНИЯ |
УМЕНИЯ |
- что такое треугольник (определение) - элементы треугольника - виды треугольника - алгоритма построения треугольника с помощью циркуля - формула нахождения периметра треугольника |
- различать треугольники по длинам сторон и видам углов, моделировать - строить треугольники по заданным сторонам - находить периметр треугольников - задавать вопросы о треугольнике |
Содержание материала соответствует возрастным, психофизическим особенностям и интеллектуальным возможностям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционная направленность урока выражается в применении заданий на узнавание предмета по его части, мыслительных операций обобщения, исключения, классификации.
Структура урока:
1. Организационный момент (включение учащихся в учебную деятельность после перемены) – узнавание предметов треугольной формы по их части
2. Сообщение темы и задач урока (из предложенных задач урока учащиеся самостоятельно выбирают те, которые подходят к данному уроку и объясняют свой выбор)
3. Основной этап (обобщение, проверка знаний)
3.1. Определение треугольника. Его элементы.
Организация наблюдения за треугольниками разного цвета, размера, материала. Выделение существенных и несущественных признаков. Называние элементов треугольника. Вписывание пропущенных слов в определение треугольника.
3.2. Виды треугольников. Их дифференциация.
Выбор существующих названий треугольников. Соотнесение треугольников с группой (по длинам сторон или по видам углов). Различение треугольников. Рассказ учителя о предметах треугольной формы с последующим моделированием вида треугольника.
3.3. Построение треугольника.
Определение последовательности построения. Практическая работа по построению треугольника с заданными сторонами.
3.4. Нахождение периметра треугольника.
Выбор правильной формулы нахождения периметра треугольника. Нахождение периметра по известным сторонам.
4. Итог урока. Оценивание. Рефлексия.
Техническое оснащение урока: компьютер, проектор для демонстрации презентации, экран.
Учитель выступает в роли ведущего, организует фронтальную и индивидуальную работу, является техническим исполнителем, управляющим навигацией по страницам презентации. Каждый слайд способствует усвоению материала, активизирует деятельность школьников. Длительность использования презентации соответствует требованиям СанПиН.
Конспект урока
1. Организационный момент
- Определите предмет по части и назовите его форму (воздушный змей, балалайка, часы, дорожный знак)
Пример ответа: тарелка имеет круглую форму
2. Сообщение темы урока
- На какие две группы можно разделить предметы? (предметы треугольной и круглой формы)
- Объясните свой выбор.
- Какой раздел геометрии мы изучили? (Треугольники)
- Верно. Мы с вами уже многое узнали и многому научились. Пришла пора узнать, насколько прочны ваши знания. Итак, сегодня мы проводим зачет по теме «Треугольники».
- Что такое «зачет»? (форма проверки знаний и умений)
- Какие задачи мы поставим на урок? Почему выбрали именно эти фразы?
Повторим - что такое треугольник
Познакомимся - виды треугольников
Научимся - умение различать
Закрепим - умение строить
- Оценить знания нам поможет «Лесенка успеха»:
- Заполнять её вы будете сами в течение всего урока. Чем выше вы поднимитесь, тем выше будет ваша отметка. Желаю каждому из вас достичь вершины. Прочитаем правила нашей работы:
Быть внимательным и сообразительным.
Не оставлять ни одного вопроса без ответа.
На каждое задание затрачивать минимум времени, но максимум усердия.
Не подглядывать, не подслушивать, не “проникать” в мысли соседа.
3. Обобщение
3.1. Что такое треугольник. Признаки треугольника.
- Рассмотрите треугольники (на отдельном столе), обратите внимание, из чего они сделаны, их размер и цвет (организация наблюдения; представлены треугольники из цветной бумаги и картона, из железа, ткани, пластика разных цветов и размера).
- Что можете сказать об этих треугольниках?
-
цвет
вершины
материал
углы
стороны
размер
По каким признакам можно определить треугольник? Выберите из вариантов:
- Как по-другому называют эти признаки? (элементы треугольника)
- Какое название имеют стороны треугольника? (боковые стороны и основание)
- По какому признаку этой фигуре дали такое название? (три угла - треугольник).
-
Вершина
Проверим, как хорошо вы знаете элементы треугольника. Каждый получает карточки с элементами. Ваша задача – правильно прикрепить их к треугольнику.
Угол
Боковая сторона
Боковая сторона
Вершина
Вершина
Основание
Угол
Угол
- Что же такое треугольник? Впишите пропущенные слова на карточке:
Треугольник – это геометрическая_______, которая состоит из ___ точек, не лежащих на одной _______, и _______ отрезков, которые ___________ эти точки.
Слова-подсказки: фигура, трех, трех, прямой, соединяют.
Проверка: один читают, остальные проверяют.
Вывод: все знают, что такое треугольник. Начинаем подниматься вверх по нашей лесенке.
3.2. Виды треугольников
- Вы уже убедились, что треугольники бывают разные. Следующее задание - выбрать только существующие названия:
Равнобедренный Равносторонний Разноугольный Остросторонний Остроугольный Прямоугольный Разнобедренный Тупобедренный Разносторонний Тупоугольный
Проверка: самоконтроль по слайду.
Вывод: все верно справились с этим заданием, правильно назвали термин.
- Что же означает каждый вид треугольника? Каждый из вас выйдет к доске и даст определение одному из треугольников (образец педагога).
Вывод: Молодцы, справились и с этим заданием (вариант - … потребовалась помощь)
3.3. Различение треугольников
1)- На какие две группы можно разделить эти треугольники? (по длинам сторон и по видам углов)
Учитель предлагает дать определение каждому треугольнику, соотнести с группой: например, прямоугольный треугольник – это треугольник, у которого есть один прямой угол. Относится к треугольникам по видам углов.
- Поднимите карточку такого цвета, которая соответствует правильному ответу (работа по слайду):
Прямоугольный, равносторонний, тупоугольный, равнобедренный, остроугольный, разносторонний, остроугольный равнобедренный, прямоугольный разносторонний.
- Какой треугольник по видам углов может быть равносторонним? (остроугольный)
2)- В начале урока мы сказали о том, что многие предметы имеют треугольную форму. Я хочу рассказать вам ещё о нескольких. Внимательно рассматривая иллюстрации, вы должны определить вид треугольника и показать его схему (смоделировать из полосок разного цвета, отличающиеся по длине).
У учащихся по несколько полосок каждого цвета:
- Писем белые стаи прилетали на Русь, их с волненьем читали, знали их наизусть. Эти строки о «фронтовом треугольнике». В годы Великой Отечественной войны солдаты писали письма на листочке бумаги, а затем складывали его особым образом, чтобы получался треугольник. Такие треугольники отдавали на военную почту. Они были без марок, но с печатью полевой почты. Недалеко от г. Волгограда сооружен мемориальный комплекс "Солдатское поле", один из памятников посвящен фронтовому треугольнику.
- Определите форму этого предмета (проверяется правильность). Смоделируйте при помощи цветных полосок. (РАВНОБЕДРЕННЫЙ ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ)
- Одним из соседей нашей России является такая страна, как Казахстан. В его столице – г. Астане существует интересное здание – Дворец мира и согласия. И хотя оно имеет форму пирамиды, можно сказать, что состоит из треугольников.
- Определите форму этого предмета (проверяется правильность). Смоделируйте при помощи цветных полосок. (РАВНОСТОРОННИЙ ОСТРОУГОЛЬНЫЙ)
- Очень популярным становится такой вид рукоделия, как ПЭЧВОРК или лоскутное шитье. Это вид рукоделия, при котором из разноцветных лоскутков ткани сшивается цельное изделие (каждому ученику дается образец лоскутного шитья).
- Определите форму этого предмета (проверяется правильность). Смоделируйте при помощи цветных полосок. (РАЗНОСТОРОННИЙ ТУПОУГОЛЬНЫЙ или ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ)
3) Игра «Да – Нет»
- Сейчас немного поиграем. При помощи вопросов одноклассникам нужно определить вид треугольника (отвечающий не видит). Вопросы нужно построить так, чтобы на них можно было ответить да или нет.
Образец педагога (задает вопросы ученикам):
- У этого треугольника есть прямой угол? (например, нет)
- У этого треугольника все углы острые? (например, да)
- У этого треугольника все стороны равные? (например, да)
- Это остроугольный равносторонний треугольник.
Вывод: не все еще умеют правильно задавать вопросы
все умеют различать треугольники
Испытывают трудности в определении вида треугольника ……
3.4. Построение треугольника
1) определение последовательности алгоритма
- Расставить цифры в соответствии с порядком построения треугольника
Проверка: чтение по цепочке
- Еще раз вспомним алгоритм построения (видео «Как построить треугольник»https://www.youtube.com/watch?v=GXG2Ebohtg8)
2) повторение правил ТБ при работе с циркулем
Циркуль – это инструмент, при работе с которым надо соблюдать технику безопасности. Правила обращения с циркулем (подготовленный ученик):
Лежит с правой стороны, острием к себе.
Без разрешения учителя не берем.
Передаем тупым концом.
Чертим – упор на острие.
3) построение треугольника с заданными сторонами в альбомах
АВ=4 см, ВС= 4 см, АС=6 см
- определить вид треугольника
Проверка методом наложения правильного шаблона из плотного полиэтилена.
Вывод: справились самостоятельно, с помощью учителя
- В старших классах научимся строить треугольники по величине угла.
3.5. Нахождение периметра
- Попробуйте угадать слово (периметр).
- Что такое периметр? (сумма длин всех сторон многоугольника)
- Выберите формулу нахождения периметра треугольника. Докажите.
Р = (а + в) х 2
Р = а + в + с
Р = (а + в) х 2
- Найдите периметр треугольника со сторонами: 5,4,9; 8,8,2; 6,6,6; 7,8,3 (Ответ - 18). Ответ запишите на карточке и поднимите.
Проверка – у всех должен получиться одинаковый ответ.
- Какие стороны могут быть у треугольника с периметром 9 см?
4. Итог урока. Оценивание.
- Вот и подошел к концу наш урок. Посмотрите на свою «Лесенку успеха».
(в идеале «лесенка» выглядит так:
Последовательность построения треугольник
Находить периметр
Что такое треугольник
Виды треугольника
Элементы треугольник
Определять вид треугольника
Задавать вопросы
Строить треугольник
Если вы поднялись на самую вершину – ваша отметка за урок «5».
Если вам не хватает до вершины одной-трех ступенек – ваша отметка «4»
Если вы одолели только четыре или пять ступенек – получаете «3».
Если поднялись на три ступеньки и ниже – зачет не сдали.
(учащиеся видят реальные результаты, что влияет на формирование адекватной самооценки и объективной оценки работы на уроке)
- Вместе с этим я хочу отметить вашу активность на уроке, внимание, хорошее поведение и поблагодарить за работу на уроке.
- Считаете ли вы треугольник важной фигурой?
- Где в жизни можно встретить предметы треугольной формы?
- Оцените наш урок: если вам было интересно и понятно – возьмите треугольный лучик и прикрепите к солнышку; если вам урок не понравился – треугольные капельки и прикрепите к тучке.
Учитель делает выводы и обращает внимание на форму солнца – круг – эта та фигура, с которой подробно будут знакомиться учащиеся на следующих уроках.