Урок истории в 5 классе «Устройство Римской республики»
Конспект урока по истории.
Билалова И.Н., учитель истории
МБОУ СОШ №1 пгт. Нижний Одес
Тема: Устройство Римской республики.
Класс: 5
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: Создать условия для осознания и осмысления особенностей устройства Римской республики, через овладение навыками смыслового чтения научного текста, способствующих пониманию важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю.
Задачи урока: способствовать осознанию существенных признаков понятия «республика», способствовать запоминанию основной терминологии: сенат, консул, способствовать обучению школьников умению находить необходимые сведения в тексте учебной статьи, умению составлять перечень понятий, содержащихся в тексте учебной статьи; умению составлять таблицы по тексту, формирование уважения к культурному наследию изучаемой страны.
Планируемые результаты:
Предметные: способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий, явлений прошлого, различать причину и следствие исторических событий, явлений; выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
Метапредметные УУД: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение.
Личностные УУД: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Методы и приемы: частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный.
Технология: деятельностного подхода, ИКТ, здоровьесберегающая, технология продуктивного чтения, проблемного обучения.
Оборудование: презентация «Устройство Римской республики»», учебник История Древнего мира. А.А. Вигасин, Г.И.Годер, атлас История Древнего мира, дополнительный материал.
Ход урока.
Задания группам
1 группа: Выборы консулов в Риме.
Учебник, параграф 46, п.1, стр. 223-224
1. Кому в Риме принадлежала власть?
2. Где и когда проходили выборы консулов в Риме?
3.Как проходили выборы консулов?
4. Кто мог стать консулом?
Документ (дополнительный материал).
1 группа
…Должностным лицом в Риме, например консулом, по закону, мог стать как богатый, так и бедный гражданин. Однако в Риме не платили за службу государству, поэтому лишь богачи занимали должности. Так, например, консулу приходилось содержать не только семью, но и личную охрану, писцов, курьеров.
Деньги нужны были и для организации выборов. Римский гражданин сам предлагал, чтобы его избрали на должность. Но одержать победу на выборах было не просто. Богатые рабовладельцы всеми способами стремились привлечь избирателей на свою сторону.
Случалось, что за несколько месяцев до выборов богачи, желавшие занять должность консула, выступали перед избирателями. «Сограждане,— говорил один из них, обращаясь к бедноте.— Все вы знаете мой дом, и обеденный час вам прекрасно известен. Всех вас приглашаю в гости: приходите и вы получите вдоволь хлеба, овощей, рыбы, вина, оливок...» Другой богач, его соперник, торопился использовать тот же прием: «И ко мне приходите, не только в час обеда: может быть, вы заняты каким-либо делом. Приходите в любое время, не пожалеете; у меня такой раб-повар, что вкусным запахом от его котлов питается на небе сам бог Юпитер!.. А у тебя, дружище, я вижу рваную одежду. Приходи, ты получишь еще и новый плащ в придачу!»
Римские рабовладельцы кормили сотни бедных граждан, которые голосовали за них. На подкуп избирателей нужны были громадные деньги, которые имели только богатые патриции и плебеи.
Консульские выборы проходили на берегу Тибра, на равнине, называвшейся Марсовым полем. В день выборов здесь еще до рассвета толпился народ. Знатные римляне, добивавшиеся должности консула, надевали белоснежный плащ - кандиду (отсюда «кандидат» - человек, стремящийся занять какую-нибудь должность). Это должно было означать, что совесть будущего консула так же чиста, как отбеленная ткань его плаща.
Г.И.Годер
Хрестоматия по истории Древнего мира
2 группа: Права и обязанности консулов и принятие законов в Риме.
Учебник, параграф 46, п.1, стр 223-224
1.Права и обязанности консулов.
2. Как принимались законы в Риме?
Документ (дополнительный материал)
2 группа
«Консулы были главными должностными лицами. Они управляли Римом, созывали народное собрание, по очереди председательствовали в нем, предлагали новые законы, производили набор в войско. Оба консула обладали равной властью. Каждый из них мог отменить распоряжение другого. Поэтому консулы советовались при обсуждении государственных дел (отсюда глагол «консультироваться»— т. е. советоваться); прежде чем что-либо предпринять, они вынуждены были договариваться между собой, найти согласованное решение.
Во время войны обычно один консул оставался в Риме, а другой отправлялся в поход. Если опасность была велика, оба консула находились при войске. Однако на войне необходима единоличная власть, поэтому консулы командовали войском поочередно, ежедневно меняясь.
В мирное время этот порядок разумен. («Одна голова хорошо, а две лучше». Но на войне ежедневная смена командующего вредна и опасна. Например, один консул считает, что от сражения следует отказаться, а другой настаивает на нем и лишь ждет того дня, когда командование перейдет к нему».
…Только консулы, народные трибуны и другие должностные лица обладали правом предлагать новый закон. Причем народное собрание без обсуждения голосовало за него или против. Обсуждение было бы необходимо прежде всего малообразованным, плохо разбиравшимся в государственных делах людям, т. е. большинству бедных граждан.
Представьте себе, в Афинском народном собрании предлагают принять
новый закон. Многие бедняки из демоса не могут разобраться в том, выгоден им самим этот закон или нет. Сразу не сообразишь: бедняки в школе учились год или два, большого и хорошего образования не получили... Но тут выступают ораторы, вожди демоса, и начинают растолковывать бедноте, что новый закон ей невыгоден, он может быть использован против демоса. Тогда многие граждане хватаются за голову: вот оно в чем дело! Не нужен нам такой закон! И отвергают его при голосовании. Ничего подобного в Риме быть не могло…
Г.И.Годер
Хрестоматия по истории Древнего мира
3 группа: Сенат и его роль в Риме.
Учебник, параграф 46, п.1, стр. 224.
1.Как пополнялся Сенат в Риме?
2.Какими государственными делами ведал Сенат?
3.Почему при обсуждении дел в Сенате консулы редко выступали против мнения большинства?
Документ (дополнительный материал).
3 группа
…Сенат первоначально был советом старейшин. В III в. до н. э. родовых старейшин в Риме уже не было. Членами сената — сенаторами — без всяких выборов и пожизненно становились бывшие консулы. Сенаторов было 300.
Кроме должности консула, в Риме существовали и другие выборные должности (преторы, эдилы, квесторы). Римляне, занимавшие эти должности, отбыв свой служебный срок, также попадали в сенат. С III в. до н. э. членами сената становились и бывшие народные трибуны.
Обычно на заседании сената председателем был консул. Он редко выступал против мнения сенаторов, даже если был не согласен с ними. «Я мог бы настоять на своем,— думал консул,— но стоит ли мне ссориться с сенаторами? Меньше чем через год я займу место среди них и до конца своей жизни буду сенатором. Никогда мне не простят сенаторы, если я поступлю не так, как они хотят». Таким образом, получалось, что сенат имел большое влияние на консулов и остальных должностных лиц.
Сенат не отчитывался в своих действиях перед народным собранием, он обладал огромной властью (ведал казной, вел переговоры с другими государствами, разрабатывал новые законы, планы ведения войн). По словам одного древнего историка, «почти все дела римлян решаются сенатом».
В Афинах V в. до н. э. не было органа власти, подобного сенату..
Г.И.Годер
Хрестоматия по истории Древнего мира
Сравнительная таблица.
Общее: | |
1)высшая власть принадлежала Народному собранию | |
2)ежегодные выборы правителя – форма правления республика | |
3)в управлении принимали участие и бедные и богатые | |
Греция | Рим |
должностным лицам …. деньги | должностные лица плату …… |
закон мог предложить …… | закон мог предложить только тот, ………… |
В управлении большую власть имел …… | Большая власть была у ……. |
Вывод: в Греции населении больше участвовало в управлении, в Риме в управлении участвовали богатые, знатные люди. |
Слова для справок: не получали, платили, любой гражданин, кто занимал государственную должность, народ, Сенат.