12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Билалова Ирина Николаевна156
Россия, Коми респ., пгт. Нижний Одес

Конспект урока по истории.

Билалова И.Н., учитель истории

МБОУ СОШ №1 пгт. Нижний Одес

Тема: Устройство Римской республики.

Класс: 5

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: Создать условия для осознания и осмысления особенностей устройства Римской республики, через овладение навыками смыслового чтения научного текста, способствующих пониманию важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю.

Задачи урока: способствовать осознанию существенных признаков понятия «республика», способствовать запоминанию основной терминологии: сенат, консул, способствовать обучению школьников умению находить необходимые сведения в тексте учебной статьи, умению составлять перечень понятий, содержащихся в тексте учебной статьи; умению составлять таблицы по тексту, формирование уважения к культурному наследию изучаемой страны.

Планируемые результаты:

Предметные: способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий, явлений прошлого, различать причину и следствие исторических событий, явлений; выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
Метапредметные УУД: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение.

Личностные УУД: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Методы и приемы: частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный.

Технология: деятельностного подхода, ИКТ, здоровьесберегающая, технология продуктивного чтения, проблемного обучения.

Оборудование: презентация «Устройство Римской республики»», учебник История Древнего мира. А.А. Вигасин, Г.И.Годер, атлас История Древнего мира, дополнительный материал.





Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

(1 минута)

Здравствуйте, ребята, мы продолжаем с вами изучение истории Римской республики.

Проверим готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

Личностные умения: обрести мотивацию к изучению нового материала.

Регулятивные умения: умение готовить свое рабочее место для выполнения разных видов работ.


Целеполагание и мотивация учебной деятельности учащихся.

(1 минута)

Всем нам хорошо знакома ставшая уже привычной процедура выборов, которые периодически проводятся в нашей стране и других государствах. Как и когда они зародились, узнаем на нашем уроке.

Слушают учителя

Личностные умения: обрести мотивацию к изучению нового материала.


Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

(10 минут)

Фронтальный опрос.

Что такое республика?

В каком году в Риме установилась республика?

Как называли в Риме двух правителей, выбираемых на год?

Как называли должностное лицо, выбираемое плебеями?

Каким правом обладал народный трибун?

Что означает право вето?

Что обозначает крылатые выражение «Пиррова победа»?


Откроем атлас на стр.26.

Рассмотрим карту. Что отображено на это карте? Ребята, почему римлянам удалось завоевать Италию?


Ваш одноклассник подготовил сообщение об особенностях римской армии.

В чем заключалась сила римского войска? (в обученности, дисциплине, вооружении).

Отвечают на вопросы.









Рассматривают карту, отвечают на вопрос.


Слушают сообщение, отвечают на вопрос.

Личностные умения: вызвать личностный интерес к данной теме, определить значимость темы для каждого ученика.

Познавательные умения: ориентирование в заданиях с вопросами, нахождение ответов на вопросы, используя знания, полученные на уроках.

Регулятивные умения: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные умения:

Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

Постановка учебной задачи

(3 минуты)

Благодаря дисциплинированной и хорошо обученной армии, римляне установили свое господство во всей Италии.

Но внутри республики на протяжении 200 лет шла ожесточенная борьба между патрициями и плебеями. За что они боролись?

Мы с вами знаем, что патриции и плебеи добились установление республики, но мы не знаем о том, как она была устроена.

Как вы думаете, какая будет тема урока?

Тема урока: Устройство Римской республики.

На слайде 1 записана тема урока.

Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим?

Поставим цели на урок, применяя слова патриции, плебеи, консулы, народный трибун, сенат. (Слова записаны на доске).

Слайд 2. План урока:

Выборы консулов и принятие законов.

Сенат и его роль в Риме.

Слайд 3.Проблемный вопрос: Почему демократия в Риме существенно отличалась от демократии в Греции? Каковы особенности устройства Римской республики (достоинства и недостатки)?


Познавательные умения: анализировать и обобщать факты и явления.

Регулятивные умения:

Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), планировать свою деятельность.

Личностные умения:

Самоопределение, смыслообразование

Коммуникативные умения:

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Открытие нового знания.

(18 минут)

Сегодня на уроке я предлагаю провести небольшое исследование, в ходе которого выяснить, особенности римской демократии и чем она отличалась от афинской.

Разделимся на 3 группы. Учитель организуют работу в группах.


Физкультминутка: Прежде чем начнем работать, первая группа поднимем 2 руки вверх, потянемся; вторая группа сначала поднимем правую руку, затем левую и потянемся, третья группа поднимем левую руку, затем правую и потянемся.

Приступаем к работе.

1 группа: Выборы консулов в Риме.

2 группа: Права и обязанности консулов. Принятие законов.

3 группа: Сенат и его роль.

Ребята, в работе вам понадобится учебник и дополнительный материал, который лежит у вас на партах.

Приступаем к выполнению заданий. На работу 10 минут.


Учитель объявляет о завершении работы, настраивает класс на выступления групп.

Слушают учителя





Выполняют упражнение




Выполняют работу в группах








Выступление групп, внимательно слушают.

Познавательные умения: объединять предметы и явления в группы по определенным признакам находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности), строить логические цепи рассуждений.

Регулятивные умения:

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, организация своей учебной деятельности; формирование адекватной самооценки на основе критерия успешности, контроль и оценка процесса и результатов на основе критерия успешности.

Коммуникативные умения:

с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; готовность к обсуждению разных точек зрения и выра­ботке общей позиции; умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

Формирование умения слушать и понимать речь других детей.

формулировать главную мысль.

взаимодействие при работе в группе.

Личностные умения: Осознать единство и целостность окружающего мира. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.



Первичное закрепление во внешней речи.

(2 минуты)

Ребята, мы сегодня с вами рассмотрели устройство Римской республики.

Подведем итог, ответив на вопросы.

Кому принадлежала власть?

Выбирались или назначались правители?

Кто участвовал в управлении (богатые или бедные)?

Получали ли должностные лица плату за службу?

Роль Сената в управлении?

Народ принимал активное участие в управлении?

Отвечают на вопросы

Познавательные умения: строить рассуждение от частных явлений к общим закономерностям.

Регулятивные умения: 

Анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи.

Коммуникативные умения: играть определенную роль в совместной деятельности.

Включение нового знания в систему знаний.

(5 минут)

Вернемся к проблемному вопросу урока.

Слайд 3. Проблемный вопрос: Почему демократия в Риме существенно отличалась от демократии в Греции?

Каковы особенности устройства Римской республики (достоинства и недостатки)?

Ответим на это вопрос, вставив пропуски в текст.

У вас у каждого на столах таблица.

Слайд 4. Таблица. Задание вставить пропуски в текст.

Где демократия проявилась в полной мере?

Слушают учителя







Выполняют задание

Познавательные умения: строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки, умение решить поставленную проблему.

Коммуникативные умения: умение аргументировать свою точку зрения, слушать и понимать речь сверстников.

Подведение итогов урока.

(1 минута)

Что сегодня на уроке мы с вами узнали нового?

Где зародилась система проведения выборов?

Достигли ли мы целей, которые поставили в начале урока?

Где пригодятся нам знания, полученные на уроке?

Отвечают на вопросы

Познавательные умения: умения делать выводы.

Регулятивные умения: формирование адекватной самооценки на основе критерия успешности, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные умения: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

(2 минуты)

Предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

Прием «Говорящие рисунки»

Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улы­бающееся лицо.

Если тебе на уроке было временами непросто, не все получа­лось, то рисуй такое лицо «спокойное».

Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.


Выполняют оценку своей деятельности

Познавательные умения:

рефлексия способов и условий действия.

Регулятивные умения: формирование адекватной самооценки на основе критерия успешности, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные умения: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.


Домашнее задание.

(2 минуты)

















Задания группам

1 группа: Выборы консулов в Риме.

Учебник, параграф 46, п.1, стр. 223-224

1. Кому в Риме принадлежала власть?

2. Где и когда проходили выборы консулов в Риме?

3.Как проходили выборы консулов?

4. Кто мог стать консулом?



Документ (дополнительный материал).


1 группа

Должностным лицом в Риме, например консулом, по закону, мог стать как богатый, так и бедный гражданин. Однако в Риме не платили за службу государству, поэтому лишь богачи занимали должности. Так, например, консулу приходилось содержать не только семью, но и личную охрану, писцов, курьеров.

Деньги нужны были и для организации выборов. Римский граж­данин сам предлагал, чтобы его избрали на должность. Но одер­жать победу на выборах было не просто. Богатые рабовладельцы всеми способами стремились привлечь избирателей на свою сто­рону.

Случалось, что за несколько месяцев до выборов богачи, желавшие занять должность консула, выступали перед избирателями. «Сограждане,— говорил один из них, обращаясь к бедноте.— Все вы знаете мой дом, и обеденный час вам прекрасно известен. Всех вас приглашаю в гости: приходите и вы получите вдоволь хлеба, овощей, рыбы, вина, оливок...» Другой богач, его соперник, то­ропился использовать тот же прием: «И ко мне приходите, не только в час обеда: может быть, вы заняты каким-либо делом. Приходите в любое время, не пожалеете; у меня такой раб-повар, что вкусным запахом от его котлов пи­тается на небе сам бог Юпитер!.. А у тебя, дружище, я вижу рваную одежду. Приходи, ты получишь еще и новый плащ в придачу!»

Римские рабовладельцы кормили сотни бедных граждан, которые голосо­вали за них. На подкуп избирателей нужны были громадные деньги, которые имели только богатые патриции и плебеи.

Консульские выборы проходили на берегу Тибра, на равнине, называвшейся Марсовым полем. В день выборов здесь еще до рас­света толпился народ. Знатные римляне, добивавшиеся должно­сти консула, надевали белоснежный плащ - кандиду (отсюда «кандидат» - человек, стремящийся занять какую-нибудь долж­ность). Это должно было означать, что совесть будущего консула так же чиста, как отбеленная ткань его плаща.

Г.И.Годер

Хрестоматия по истории Древнего мира



2 группа: Права и обязанности консулов и принятие законов в Риме.


Учебник, параграф 46, п.1, стр 223-224

1.Права и обязанности консулов.

2. Как принимались законы в Риме?


Документ (дополнительный материал)


2 группа

«Кон­сулы были главными должностными лицами. Они управляли Ри­мом, созывали народное собрание, по очереди председательствова­ли в нем, предлагали новые законы, производили набор в войско. Оба консула обладали равной властью. Каждый из них мог от­менить распоряжение другого. Поэтому консулы советовались при обсуждении государственных дел (отсюда глагол «консультиро­ваться»— т. е. советоваться); прежде чем что-либо предпринять, они вынуждены были договариваться между собой, найти согла­сованное решение.

Во время войны обычно один консул оставался в Риме, а дру­гой отправлялся в поход. Если опасность была велика, оба кон­сула находились при войске. Однако на войне необходима едино­личная власть, поэтому консулы командовали войском поочеред­но, ежедневно меняясь.

В мирное время этот порядок разумен. («Одна голова хорошо, а две лучше». Но на войне ежедневная смена командующего вредна и опасна. Например, один консул считает, что от сражения сле­дует отказаться, а другой настаивает на нем и лишь ждет того дня, когда командование перейдет к нему».

Только консулы, народные трибуны и другие должностные лица обладали правом предлагать новый закон. Причем народное соб­рание без обсуждения голосовало за него или против. Обсуждение было бы необходимо прежде всего малообразованным, плохо разбиравшимся в государственных де­лах людям, т. е. большинству бедных граждан.

Представьте себе, в Афинском народном собрании предлагают принять

новый закон. Многие бедняки из демоса не могут разобраться в том, выгоден им самим этот закон или нет. Сразу не сообразишь: бедняки в школе учились год или два, большого и хорошего образования не получили... Но тут выступают ораторы, вожди демоса, и начинают растолковывать бедноте, что новый закон ей невыгоден, он может быть использован против демоса. Тогда многие граждане хватаются за голову: вот оно в чем дело! Не нужен нам такой за­кон! И отвергают его при голосовании. Ничего подобного в Риме быть не могло…

Г.И.Годер

Хрестоматия по истории Древнего мира




3 группа: Сенат и его роль в Риме.


Учебник, параграф 46, п.1, стр. 224.

1.Как пополнялся Сенат в Риме?

2.Какими государственными делами ведал Сенат?

3.Почему при обсуждении дел в Сенате консулы редко выступали против мнения большинства?


Документ (дополнительный материал).


3 группа

Сенат первоначально был советом старейшин. В III в. до н. э. родовых старейшин в Риме уже не было. Членами сената — сенаторами — без всяких вы­боров и пожизненно становились бывшие консулы. Сенаторов бы­ло 300.

Кроме должности консула, в Риме существовали и другие выборные долж­ности (преторы, эдилы, квесторы). Римляне, занимавшие эти должности, отбыв свой служебный срок, также попадали в сенат. С III в. до н. э. членами сената становились и бывшие народные трибуны.

Обычно на заседании сената председателем был консул. Он редко выступал против мнения сенаторов, даже если был не со­гласен с ними. «Я мог бы настоять на своем,— думал консул,— но стоит ли мне ссориться с сенаторами? Меньше чем через год я займу место среди них и до конца своей жизни буду сенатором. Никогда мне не простят сенаторы, если я поступлю не так, как они хотят». Таким образом, получалось, что сенат имел большое влияние на консулов и остальных должностных лиц.

Сенат не отчитывался в своих действиях перед народным соб­ранием, он обладал огромной властью (ведал казной, вел пе­реговоры с другими государствами, разрабатывал новые законы, планы ведения войн). По словам одного древнего историка, «поч­ти все дела римлян решаются сенатом».

В Афинах V в. до н. э. не было ор­гана власти, подобного сенату..


Г.И.Годер

Хрестоматия по истории Древнего мира













Сравнительная таблица.









Общее:

1)высшая власть принадлежала Народному собранию

2)ежегодные выборы правителя – форма правления республика

3)в управлении принимали участие и бедные и богатые

Греция

Рим

должностным лицам …. деньги

должностные лица плату ……

закон мог предложить ……

закон мог предложить только тот, …………

В управлении большую власть имел ……

Большая власть была у …….

Вывод: в Греции населении больше участвовало в управлении, в Риме в управлении участвовали богатые, знатные люди.











Слова для справок: не получали, платили, любой гражданин, кто занимал государственную должность, народ, Сенат.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.