Программа внеурочной деятельности в 6 классе «Клуб любителей сказок Р. Киплинга»
Муниципальное образование город Краснодар
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
средняя общеобразовательная школа № 50
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
По курсу «Клуб любителей сказок Р. Киплинга»
(указать предмет, курс, модуль)
Уровень образования (класс) основное общее образование (6 класс)
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием классов)
Количество часов 34
Учитель Потапова Ирина Анатольевна
Программа разработана на основе программы «Стандарты второго поколения»: Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Средняя школа. 2-е издание, переработанное. – М.: Просвещение, 2011 и пособия «Внеурочная деятельность школьников». Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2011 (стандарты второго поколения).
Пояснительная записка
Программа разработана на основе программы «Стандарты второго поколения»: Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Средняя школа. 2-е издание, переработанное. – М.: Просвещение, 2011 и пособия «Внеурочная деятельность школьников». Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М.: Просвещение, 2011(стандарты второго поколения).
В основе ФГОС начального общего образования лежит системно – деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава.
Таким образом, актуальность изучения английского языка определяется потребностями современного мира. Иностранный язык сегодня становится жизнеобеспечением общества. Роль иностранного языка возрастает в связи с развитием экономических связей. Изучение иностранного языка и иноязычная грамотность наших граждан способствует формированию достойного образа россиянина за рубежом, позволяющий разрушить барьер недоверия, дает возможность нести и распространять свою культуру и осваивать другую. Являясь существенным элементом культуры народа – иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.
Программа ориентирована на личность ребёнка: расширяет лингвистический кругозор детей, ребёнок получает сведения о другой стране и её жителях, учится наблюдать и сравнивать речевые явления родного и иностранного языка, помогает ему понять, что одна и та же мысль в разных языках выражается разными способами.
Основной и главной формой программы является чтение литературных произведений. .
Предлагаемая программа направлена на системное развитие у учащихся умений чтения иноязычных литературных текстов в условиях комплексной интеграции всех видов речевой деятельности. Эта цель предполагает взаимосвязанное коммуникативное, социокультурное и социолингвистическое развитие учащихся средствами иностранного языка в процессе их подготовки к межкультурному общению. Данный курс рассчитан на 1 год (34 учебных часов по 40 минут).
Срок реализации программы 1 год. Группа комплектуется из обучающихся 6 классов. Оптимальное количество детей в группе для успешного усвоения программы – 10 человек. Занятия проводятся 1 раза в неделю во внеурочное время.
Изучение школьниками английского языка соответствует таким основным направлениям его деятельности, как формирование и развитие коммуникативных навыков, помогает реализации принципа развивающего обучения, что способствует разностороннему развитию личности ребенка.
Ведущий принцип данной программы состоит в комплексном подходе к обучению, который позволяет развить не только умения в чтении, но и способствовать совершенствовать умения в других видах речевой деятельности.
Главной целью данного курса является развитие языковых навыков, необходимых для успешного овладения английским языком в основной школе. Это позволяет достичь высоких показателей общеобразовательного развития обучающихся, углубить и закрепить уже имеющиеся знания и получить дополнительные.
Одна из важных задач курса заключается в максимальном вовлечении учащихся на занятии. Задания предполагают опору на художественные тексты. Обучение английскому языку требует формирования социокультурной компетенции и тесно связано с изучением культуры и литературы стран изучаемого языка. Приобщение к культуре стран изучаемого языка, происходит через знакомство с героями сказок на английском языке. Благодаря чтению учащиеся усваивают нормы нравственного поведения и морали. Во время чтения задействованы как познавательная, так и эмоциональная сферы личности. Чтение литературы на иностранном языке позволяет расширить кругозор обучающихся, узнать о различных культурно-исторических событиях, увеличить активный и пассивный запас слов, приумножить как лингвистические, так и общекультурные знания. Чтение создаёт возможность для включения ребят в диалог культур, знакомит школьников с реалиями, присущими другой культуре, другим народам и национальностям. Использование книг для чтения при обучении иностранному языку способствует развитию интеллектуальных и познавательных способностей.
Задачи курса:
I. Познавательный аспект
познакомить детей c культурой стран изучаемого языка;
способствовать более раннему приобщению школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения;
познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой;
формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках;
способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
II. Развивающий аспект
развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой;
развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком;
приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
формировать у детей готовность к общению на иностранном языке;
развивать технику речи, артикуляцию, интонации;
развивать двигательные способности детей через драматизацию;
познакомить с основами актерского мастерства и научить держаться на сцене.
III. Воспитательный аспект
способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
приобщать к общечеловеческим ценностям;
способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки постановок;
прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой.
Коммуникативная компетенция развивается в соответствии с отобранными для данной ступени обучения темами, проблемами и ситуациями общения в пределах следующих сфер общения: социально-бытовой, учебно-игровой, социокультурной. Формируется и совершенствуется умение представлять себя, свою страну, ее культуру средствами английского языка в условиях межкультурного общения. Таким образом, данная рабочая программа нацеливает на обучение детей в шестом классе всем видам речевой деятельности параллельно.
Общая характеристика курса
Учащиеся данного возраста характеризуются большой восприимчивостью к изучению языков, что позволяет им овладевать основами общения на новом для них языке с меньшими затратами времени и усилий по сравнению с учащимися других возрастных групп.
В свою очередь изучение английского языка способствует развитию речевых способностей школьников, что положительно сказывается на развитии речи учащихся на родном языке, в частности, умении слушать партнера, взаимодействовать с ним вербальными средствами, различать интонацию речевого партнера и моделировать собственную информацию в зависимости от цели высказывания, планировать элементарное монологическое высказывание. Помимо этого изучение английского языка позволяет расширить словарный запас школьника на родном языке за счет так называемых интернациональных слов.
Наряду с коммуникативными заданиями, которые обеспечивают приобретение учащимися опыта практического применения английского языка в различном социально - ролевом и ситуативном контексте, программа насыщена заданиями учебно - познавательного характера.
Деятельностный характер предмета «иностранный язык» позволяет сочетать речевую деятельность на английском языке с другими видами деятельности: игровой, познавательной, художественной и т. д., осуществляя разнообразные связи с предметами, изучаемыми в школе, и формировать общеучебные умения и навыки, которые межпредметны по своему содержанию.
В данной программе большое внимание уделяется обучению школьников самоконтролю и самооценке, более широко представлены творческие виды деятельности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций.
Программа курса «Увлекательное чтение английской литературы» способствует формированию следующих универсальных учебных действий:
регулятивные:
самостоятельно ставить цели, планировать пути их достижения, умение выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
познавательные:
использовать знаково-символические средства представления информации для решения учебных и практических задач;
пользоваться логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по различным признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
работать с прослушанным/прочитанным текстом: определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
осуществлять информационный поиск; в том числе с помощью компьютерных средств;
выделять, обобщать и фиксировать нужную информацию;
осознанно строить свое высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, а также в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;
решать проблемы творческого и поискового характера;
самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома;
контролировать и оценивать результаты своей деятельности;
коммуникативные:
- готовность и способность осуществлять межкультурное общение на английском языке;
- выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с задачами и условиями межкультурной коммуникации;
- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами английского языка;
- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
- спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое;
- уметь обсуждать разные точки зрения и способствовать выработке общей (групповой) позиции;
- уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом;
- уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность);
- уметь устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
- проявлять уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого;
- уметь адекватно реагировать на нужды других; в частности, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе
достижения общей цели совместной деятельности;
Содержание курса
Сборник Редьярда Киплинга «Просто сказки» состоит из 12 рассказов и относится к так называемому циклу детских почему-рассказов.
Знакомство с Р. Киплингом. Биография, творчество.
Почему у кита такой большой рот.
Как у верблюда появился горб.
Почему у носорога кожа в складках.
Как леопард стал пятнистым.
Любопытный слонёнок.
Сказание о кенгуру.
История происхождения броненосцев.
Первое письмо на Земле.
Как зарождался алфавит.
Забавный морской краб.
Кошка. Которая гуляла сама по себе.
Мудрый султан.
Тематическое планирование
Номер темы | Содержание раздела, темы | Кол-во часов | Основное содержание материала | Характеристика основных видов деятельности |
1. | 1.Знакомство с Р. Киплингом. Биография, творчество. | 1 | Поисковое чтение, беседа по теме. | - расширение кругозора обучающихся; - находить ответы в тексте на вопросы; - сбор информации и заполнение таблицы. |
2. | 2. Почему у кита такой большой рот. | 2 | Чтение текстов просмотровое. Прослушивание текста. Чтение и заучивание стихотворений. | - учатся воспринимать на слух и понимать основную информацию, содержащуюся в тексте; - учатся находить в тексте известные глаголы в простом прошедшем времени. |
3. | 3. Как у верблюда появился горб. | 3 | Поисковое чтение текстов, введение новой лексики, беседа по теме. | - учатся употреблять лексику в соответствии с коммуникативной задачей; - учатся рассказывать, выражая своё отношение к прочитанному; - учатся пересказывать прочитанный текст по плану. |
4. | 4. Почему у носорога кожа в складках. | 3 | Знакомство со сказками и стихами на иностранном языке. | - учатся воспринимать на слух и понимать основную информацию, содержащуюся в тексте; -находить в тексте необходимую информацию; - задавать и отвечать на вопросы собеседника. |
5. | 5. Как леопард стал пятнистым. | 3 | Ознакомительное чтение. | -учатся прогнозировать содержание текста по заголовку; -рассказывать о главных героях по плану; -выражать своё отношение к главным героям; -презентация групповых проектов «Дикие животные». |
6 | 6. Любопытный слонёнок. | 3 | чтение диалогов, работа с карточками и раздаточным материалом. | - учатся воспринимать на слух и понимать основную информацию из текста; - использовать новую лексику в ситуациях; - составлять план рассказа и пересказывать историю с опорой на развернутый план. |
7 | 7. Сказание о кенгуру. | 3 | Изучающее чтение. Чтение стихотворений о праздниках. Разучивание рифмовок. | -учатся воспринимать на слух и понимать основную информацию, содержащуюся в тексте; -задавать и отвечать на вопросы собеседника; - находить необходимую информацию в тексте; -ролевая игра «Жизнь в джунглях». |
8 | 8. История происхождения броненосцев. | 3 | Просмотр короткометражного мультфильма. Чтение текстов. | -учатся соблюдать правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом; - узнавать в тексте и на слух глаголы в прошедшем простом времени; - сообщать о событиях и героях; - участие в викторине «Самый умный». |
9. | 9. Первое письмо на Земле. | 3 | | - учатся зрительно воспринимать текст и понимать его основное содержание; - характеризовать героев, пересказывать сказку по опорам. |
| | | | |
10. | 10. Как зарождался алфавит. | 3 | | - учатся воспринимать на слух и понимать основную информацию в тексте; -учатся задавать вопросы и отвечать на вопросы собеседника; -презентация групповых проектов по теме «Алфавит». |
11. | 11. Забавный морской краб. | 3 | | - учатся читать, не обращая внимания на незнакомые слова, которые не мешают понимать основное содержание текста; - находить в тексте необходимую информацию; - конкурс на лучшее изображение героев сказки. |
12. | 12. Кошка. Которая гуляла сама по себе. | 2 | | - учатся воспринимать на слух и понимать основную информацию в тексте; - викторина по сказкам. |
13. | 13. Мудрый султан. | 2 | | - учатся соблюдать правильное ударение в словах и фразах, интонацию в предложениях; - выражать своё отношение к прочитанному; - защита проекта «Моя любимая сказка. Мой любимый герой».
|
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1. ФГОС основного общего образования. М.: Просвещение, 2011.
2. «Внеурочная деятельность школьников». Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М.: Просвещение, 2011 (стандарты второго поколения).
3. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. М.: Просвещение, 2012.
4. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка: Методическое пособие. В. В. Копылова – М.: Дрофа, 2014.
5. Rudyard Kipling “Just so stories” Серия «Английский клуб», издательство «АЙРИС-пресс», 2016
https://zvooq-knigi.ru/topic/angliyskiy-klub-domashnee-chtenie
http://begin-english.ru/audio/audioknigi/just-so-stories-rudyard-kipling-prosto-skazki
https://www.litres.ru/redyard-kipling/just-so-stories/chitat-onlayn/
https://www.homeenglish.ru/rudyard_kipling.htm
http://schooled.ru/english/topic/251.html