Этапы работы | Содержание работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивационный этап (самоопределение к деятельности) | - Ребята, встаньте, подравняйтесь, садитесь. Меня зовут Карина Семёновна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Я рада видеть вас. Давайте улыбнемся друг другу. - Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным? Я желаю сохранить хорошее настроение в течение всего урока и призываю вас к активной работе. | Приветствие
Мотивация детей к учению | Приветствие |
Актуализация знаний | - А урок мы начнем с литературной игры « вспомни и назови произведение». Слушайте меня внимательно. Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На раздутых парусах. Корабельщики дивятся, На кораблике толпятся, На знакомом острову Чудо видят наяву (А.С.Пушкин Сказка о царе Салтане) И никому даже в голову не приходит, что этот мост можно назвать как-то по другому. Вот оно как в жизни случается. ( Е. Пермяк «Пичугин мост») Тут всё понял Заяц: - Верно ты сказал: важна не палка, а умная голова да доброе сердце! (В. Сутеев « Палочка-выручалочка») -Ребята, как вы думаете, что объединяет эти произведения? ( Сказки) - А какие бывают сказки? Как называются сказки у которых есть автор? - Молодцы, отлично! |
| Повторение ранее изученного материала |
3.Постановка учебной задачи | - Вспомните, какие литературные жанры произведений вы знаете? (стихи, сказки) -Молодцы, а кто приведет мне примеры сказок? Стихотворений? Замечательно! - Откройте учебник на странице 107 и прочитаем фамилию автора. Она вам знакома? ( 1 пункт плана) - Теперь прочитайте название произведения оно знакомо вам? Может быть уже кто-то с ним знаком? ( 2 пункт плана) - А теперь давайте обратим внимание на доску, посмотрите, на ней знак вопроса, думаете что за ним скрывается? Сегодня на уроке мы познакомимся с новым жанром – рассказ. Он вам знаком? ( 3 пункт плана) - Итак, тема нашего урока В.Чаплина « Мушка» - Готовы работать? Давайте вернемся к первому пункту нашего плана, что мы должны сделать? Верно, познакомиться с автором произведения. | Сообщение темы урока
Выстраивает план урока
|
Выстраивают план урока совместно с учителем
|
4.ОНЗ. Слушание произведения
| - Давайте обратим внимание на слайд ( говорю о биографии автора) -Ребята, как вы думаете, что такое Мушка? Мушка может быть для рыбалки, может быть это маленькая муха? Какие у вас предположения? Отлично! Вот теперь давайте и узнает кто же такая Мушка. - давайте откроем стр. 107. Ставим пальчик на первую строчку, я начинаю читать, слушаем внимательно, следим. -1. Чтение 1 части рассказа. - Кого однажды принесла девочка Люда домой? - Как выглядела собачка? - Хотелось ли маме девочки заводить дома собачку? Почему? 2. Чтение 2 части рассказа. - Какой характер был у Мушки? - Как вела себя собачка на улице? Почему? - Как относились к этому ребята во дворе? Зачитайте слова из текста. 3. Чтение 3 части рассказа. - Что случилось однажды во дворе? - Как повела себя Мушка в этой ситуации? -Что заставило маленькую, пугливую собачку броситься на большую и страшную собаку? (преданность, любовь к девочке) -Как вы думаете, Мушка перестала бояться эту собаку? (нет) - Как отреагировала на этот поступок большая серая собака? - Чем закончилась история с большой серой собакой? - Что сделала Мушка? 4. Чтение 4 части рассказа. - А какой Мушка показана в конце рассказа? (смелая, храбрая, отважная - Какой поступок Мушки это доказывает? -А что же можно сказать о девочке Люде? (добрая, любит животных, пожалела бездомную собачку)
|
Чтение рассказа | Знакомство с автором
Анализ произведения совместно с учителем
|
Физминутка
| - Ребята, я вижу вы устали, давайте отдохнем. Вставайте. Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем И вновь писать начнем |
|
|
6. Анализ произведения. Работа с текстом
| -А о чём хотела сказать Чаплина в своём рассказе? Какая его главная мысль? (выслушиваются ответы) (Добро за добро; Не важно какой ты снаружи, главное какой ты внутри; собака лучший друг человека) - Ребята, кто главный герой произведения? (Люда и Мушка) - Как вы думаете, бывают ли такие случаи в жизни? (ответы детей) - Ребята, а это произведение большое или маленькое? (маленькое) - А знаете ли вы как называется небольшое произведение? Давайте откроем знак вопроса на доске. - Это рассказ. Ребята, рассказ – небольшое произведение составленное на основе одного события или происшествия. - «Мушка» это рассказ?( Да) Почему? ( короткое, описана история про Мушку и Люду) - Ребята, как вы думаете, история закончилась? - Какой у нее может быть конец? - Чтобы нам точно узнать, давайте прочитаем произведение до конца. - Ставим пальчик на первую строчку, внимательно следим. - Чем вам понравилась концовка? Отлично! | Беседа с детьми по прочитанному тексту
Знакомство с новым жанром |
Анализ прочитанного текста |
7. Самостоятельная работа. | -Ребята, откройте рабочую тетрадь на странице тридцать шестой. -Обратите внимание на первое задание. Ваша задача подчеркнуть имя девочки, и кличку собаки. Задание легкое, даю вам 2 минуты. ( проверка по слайду) - Если все правильно, поставьте плюс, а если нет, то ничего не ставьте. Поднимите руку, у кого плюс, а у кого нет, в следующий раз нужно быть внимательнее. - Переходим к следующему заданию. В этот раз ваша задача прочитать отрывок из тетради и подчеркнуть слова которые описывают Мушку. Приступаем. -Давайте проверим. Все внимание на слайд. У вас должны быть подчеркнуты слова: Маленькую, черную, грязную, худую, хромала на переднюю лапу. Поднимите руку у кого все верно. Отлично, Молодцы! Мне нравится как вы работаете.
| Помощь детям при выполнении заданий. | Работа в тетрадях.
=
Самопроверка по эталону |
8. Сообщение домашнего задания | -Давайте уберем все на край парты. Достанем дневники и запишем домашнее задание. Лит.чт.- Р.Т. С. 37 №3. Давайте откроем страницу 37 в рабочей тетради, найдите № 7. Ваша задача- Раскрасить рисунок как Мушка защищала Люду. Поднимите руку кому не понятно задание? Отлично! Уберите все на край парты. | Запись и объяснение домашнего задания |
|
9. Подведение итогов урока | -Какое произведение вы сегодня слушали? -Каков литературный жанр этого произведения? -Какой урок вы для себя взяли? (Любите собак, самых верных и преданных друзей человека. Не допускайте, чтобы они оказались бездомными по вашей вине) - Ребята, вы получили каждый свой урок! Я рада что произведение Веры Чаплиной так многому вас научило! Уверена, что вы будете пользоваться ими в жизни. | Подведение итогов урока. |
|
10. Рефлексия | - Ребята, поднимите руку, кому на уроке было все понятно? Кому было трудно? Кому совсем было не понятно и не интересно? _ отлично, ребята, мы было интересно с вами работать. Спасибо за урок. Урок окончен.
| Проведение рефлексивной деятельности | Обратная связь |